В СОШ №135 важное событие: в гости нагрянули известные учёные Перми -  Модорский Владимир Яковлевич и Девяткин Виталий Андреевич. Профессор, докт. техн. наук, Владимир Яковлевич возглавляет  Аэрокосмический факультет Пермского Политеха, а Виталий Андреевич заведующий кафедрой, профессор, член-корр ФГБУ РАРАН, Заслуженный работник высшей школы РФ этого факультета. В школе именитые ученые встретились с директором Куляпиным Алексеем Сергеевичем и отправились в технопарк, музей, кабинеты химии, информатики и др.

Гости очень заинтересованы в сотрудничестве, поэтому рассказали о своих достижениях и предложениях.

В свою очередь, руководитель технопарка Алексей Терёхин, рассказал что развитие идей начинается, как и везде, эволюционным путём. Идёт процесс накопления опыта. А потом наступает момент перехода количества в качество: это олимпиады, соревнования, научные конференции и пр. Например, наша экспозиция и наши робототехнические соревнования - «Танковый биатлон-2021-Алабино — в парке Патриот».  Демонстрируя наш школьный технопарк, члены команды клуба «Roboland» создали и демонстрировали танки, подчиненные пультам управления и трассу, имитирующую полигон «Алабино», соревнования. Сейчас юные инженеры делают самолёты, танки, корабли и пр. по своим инженерным книгам, используя программы и 3D-принтеры.

См. фотоальбом

Но развитие современной техно - среды и изменения в технической деятельности социума определяют необходимость систематического обновления содержания школьного политехнического образования. 

В нашей школе №135, например, под руководством к.п.н., учителя физики Михаила Ершова разработана  образовательная программа, которая относится к динамично изменяющемуся типу программ, что обусловлено высокими темпами развития робототехники как мультидисциплинарной области знания.

Содержательным ядром данной программы является понятие «робот».  Эволюция понятия «робот» постоянно «движется и развивается»: это связано с развитием науки  и техники, внедрением инновационных технологий производства.

Для школы робототехника имеет образовательное значение:  это формирование у учащихся понимания перспектив развития рынка труда в условиях масштабного технического перевооружения  различных отраслей производства и социальной сферы на основе внедрения робототехнических систем.  

Мультидисциплинарность робота как объекта техники не только позволяет изучать основы робототехники в рамках различных школьных  предметов, но  составляет продуктивную основу реализации межпредметных связей.

Реализация в школьной практике комплексной  междисциплинарной программы освоения робототехники  направлена, прежде всего, на обеспечение уровня развития технической культуры выпускников школы, необходимого для их эффективного существования в роботизированной техносреде ближайшего будущего и предпрофессиональную подготовку учащихся, проявивших интерес к данной области техники и технического творчества.

Поэтому известные учёные высказали главную мысль встречи, что они и мы  учителя-педагоги совместно с учёными просто обязаны дорожить талантами, взращёнными на отечественной ниве, впитавшими родной наш язык и культуру с молоком матери. Факультет был и остается основной кузницей высококвалифицированных инженерных кадров пермского машиностроения, представляемого такими предприятиями как ОАО "Мотовилихинские заводы", ОАО "Пермские моторы", ЗАО "Протон-ПМ", ОАО "Авиадвигатель", АО «ОДК-СТАР», ОАО "Пермская научно-производственная приборостроительная компания", ОАО НПО "Искра", ФГУП Завод им. С.М.Кирова, ФГУП "Пермский завод «Машиностроитель», ФГУП «УНИИКМ» и др. С 1955 года кафедрами факультета подготовлено свыше 10000 инженеров. Подготовка инженеров осуществляется по проектированию и производству автоматических машин, двигателям летательных аппаратов, их измерительно-вычислительных комплексов, авиационным двигателям и энергетическим установкам, гидравлическим машинам, гидроприводам и гидропневмоавтоматике, нестандартному оборудованию, полимерным материалам, бумаге и порохам, композиционным материалам и конструкциям из них. Одним из критериев качества подготовки специалистов вуза является работа его выпускников. Выпускники АКФ - "золотой фонд" производства, науки, культуры и политики. Аэрокосмический факультет подготовил целую плеяду руководителей Прикамья: Иноземцев А.А.- Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», Бессонов Б.А. – бывший директор ОАО «Авиадвигатель», Кузьмицкий Г.Э. – Генеральный директор ФГУП «Завод им. С.М.Кирова», Булаев Ю.А.- бывший Генеральный директор АО «Мотовилихинские заводы», Киндеркнехт В.В.- президент корпорации «Авиализинг», Иванов М.В. - бывший директор ГП «Машиностроитель», Голубов В.В. - директор ОАО «Пермские моторы», Сарачев О.С. - директор НЛА ЗАО «Пермские моторы», Рубцов С.М. - директор Уральского НИИ композиционных материалов, Семикопенко Н.А. - директор ОАО «Редуктор», Каринкин И.П. - директор ЗАО «Металлист», Шахразиев Р.Г. - президент корпорации «Драцена». 

А сегодня нужен путь роста и развития. Этого требуют, прежде всего, интересы укрепления обороноспособности страны. Для этого есть многопрофильная интегрированная структура на базе АКФ. АКФ — это своеобразное «ядро», вокруг которого имеются интеллектуальные, научные и производственно-технологические ресурсы. АКФ решает задачи подготовки именно таких инженеров, которые и будут созидать и создавать выпуск передовой наукоёмкой продукции.

Везде происходит модернизация, инновационное развитие с использованием самых современных технологий. И остаётся только наращивать технологическую, научную независимость страны.

Учёные составили очень важную для них и школы программу необходимых действий, которая включает тему патриотизма, организацию танкового биатлона, экскурсий преподавателей и обучаемых на АКФ и производство, программу по робототехнике, систему ВУЗ-предприятие-школа, организацию робототехнических лагерей отдыха, работу над индивидуальными проектами, организацию малой академии Иноземцева, участие в подготовке Президентского гранта, Новой школы на Садовом, подготовки тьюторов, руководителей (список предложений включил более 18 пунктов).

В свою очередь мы поделились с ними опытом тьюторского сопровождения инженерного проекта. Например, таким — как у учителя Юлии Якимовой:  тьюторское сопровождение процесса конструирования «машин Голдберга».

https://thetutor.ru/regions/otdeleniya/permskij-kraj/tjutorskoe-soprovozhdenie-inzhenernogo-proekta/ 

На сегодняшний день одним из ориентиров совершенствования работы учителя являются новые направления тьюторского сопровождения различных видов деятельности учащихся и реализация на этой основе вариативных моделей их образования через разработку индивидуальных образовательных траекторий. 

Именно в нашей школе, специализирующейся на углубленном изучении предметов образовательной области «Технология», уже не первый год организуется тьюторское сопровождение физико-технического творчества учащихся. Основное содержание данной модели проектирования тьюторского сопровождения заключается в том, что тьюторант при поддержке учителя-тьютора планирует и реализует серию образовательных проектов. Одним из проектов, традиционно вызывающих интерес у школьников, является конструирование «машин Голдберга» – технических устройств выполняющих простое действие чрезвычайно сложным способом.

Тьюторское сопровождение реализации инженерного проекта включает в себя несколько этапов.

I этап: аналитико-диагностический. Задача тьютора состоит в определении начального познавательного опыта: мотивации и целевых установок учащегося, степени освоения элементов физического знания необходимого для создания инженерного проекта, уровня проектно-конструкторской компетентности. Деятельность учителя на данном этапе направлена на диагностику уровня готовности обучаемых к реализации инженерного проекта через наблюдение, беседу, тестирование, анализ портфолио и т.д.

II этап: мотивационный. На данном этапе учитель с тьюторской позицией создает ситуации, позволяющие учащимся осознать необходимость получения нового для них физического знания. Мотивом для усвоения физических представлений может выступать потребность приобретения знаний, необходимых для реализации технического проекта в целом или его отдельных составляющих. Одним из приемов стимулирования мотивации к изучению прикладных вопросов физики, необходимых для создания технического устройства, является специально созданная учителем проблемная ситуация, требующая решения. В ходе совместной работы учителя и учащегося происходит планирование этапов проектной деятельности, обсуждение и корректировка образовательных ресурсов, необходимых для успешного превращения научной идеи в техническую конструкцию.

Целесообразно выделить 2 подэтапа реализации инженерного проекта.

1. Поиск способа решения технической задачи. Данный этап предусматривает детальный анализа проблемы на основе уже имеющихся знаний. Осознание недостаточности физических знаний для решения задачи побуждает учащихся к поиску дополнительных образовательных ресурсов. 

2. Творческое познание. Предусматривает материальное воплощение результатов когнитивной деятельности в виде технического проекта и проверку правильности найденного решения. 

Нашим гостям было очень интересно. И не «за горами» тесная творческая связь между учёными, инженерами,  конструкторами и учителями: взаимное обогащение идеями и инновационными технологиями на благо нашей Родины.

Как известно, Д.Кеннеди после полёта Юрия Гагарина сказал, что СССР выиграл космическую гонку за школьной партой. Другими словами, выиграл её наш школьный учитель. А сегодня людей учат быть квалифицированными потребителями, а не творцами и созидателями. Нам нужно вернуться к воспитанию человека со школьной скамьи.

Хороший толчок развитию производства дала сирийская компания.

Пора бы нам всем научиться жить своим умом. Готовить настоящих инженеров.

(исп м-лы СМИ; статьи МТА, ВПК) 

Военкоры юнармейского МЦ, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МАОУ СОШ 135
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример»