Отмечая сегодня День науки, даже далекому от нее человеку хотелось бы узнать, с каким портфелем достижений она пришла к этому своему празднику. Особенно учитывая, что весь прошлый год она была в фокусе внимания, а этот, по предложению президента страны, начинает десятилетие Года науки.
Наш юнармейский отряд военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «Музея истории Пермского кино и телевидения» - это ещё и музейный, эколого-просветительский клуб, медиацентр.
Мы рассказываем о достижениях в школе, сами проводим уроки мужества, науки или, например, «Урок - 105 лет заповедникам России», «Урок - День Арктики» и пр., но обязательно ищем что-нибудь новое, открытия учёных или их достижения.
А недавно вышел спецвыпуск о научном обществе учащихся «Интеллект» СОШ №135! Наш директор школы Куляпин Алексей Сергеевич постоянно встречается с учёными Пермского политеха, рассказывает и показывает кабинеты физики, информатики, технопарк, музей… - потому что НОУ «Интеллект» работает в нашей школе с 1992 года и ежегодно у нас в школе проходят научно-практические конференции для учащихся 1 – 11-х классов. Учёные очень заинтересованы в сотрудничестве со школой и разрабатывают целую программу развития такого сотрудничества, воспитания будущих инженеров.
НОУ «Интеллект» работает по двум основным направлениям: научно-исследовательское и научно-практическое. Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися и родителями, массовую (конференции, олимпиады) под руководством учителей школы.
В декабре 2021 года прошел 1 этап XXX юбилейной школьной конференции НОУ, на которой 23 ученика школы представили свои работы. Из них 14 участников конференции прошли промежуточную защиту, представив тему исследования и план предстоящей работы.
Много чего рассказывают и делятся опытом учитель физики к.п.н. М.Г. Ершов и учитель информатики, заведующий технопарком А.Д. Терёхин.
Если говорить о конкретных научных результатах, то, конечно, всех интересуют работы мирового уровня. И здесь есть что предъявить. В первую очередь это вакцины против коронавируса. Это самый настоящий мировой уровень. Они стали сенсацией для всего мира, хотя поначалу кто-то стал высказывать сомнения, что и понятно - конкуренция жесточайшая.
Сегодня наша школа нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создании устойчивой мотивации к учению. Чтобы способствовать развитию творческой личности обучающихся в нашей школе мы ежегодно проводим мероприятия, посвященные Дню науки (включают: научно – исследовательскую конференцию, день открытых дверей, день науки и творчества). Работа в этом направлении включает в себя требования к развитию творческих возможностей детей: от занятия искусством до выполнения научных работ и исследовательских проектов, ориентирует на создание условий для достижения выпускниками повышенного уровня образованности. Мероприятия такого плана дают возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризовать научные знания. Это является одной из форм внеклассной работы.
Кирилл:
- 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал Указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 — в Российскую академию наук.
Даша:
- 7 июня 1999 года указом президента РФ, “следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук” был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.
Милана:
- Наука – это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Существуют общественные, естественные и гуманитарные науки.
Арина:
- С понятиями наука и научная деятельность связаны такие понятия как технический прогресс и техническая революция.
Миша:
- Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, С.П. Королев — эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
Софья:
- Россия богата великими умами ученых, которые внесли вклад в жизнь не только нашей страны, но и мира. Вспомнить хотя бы опыты академика Ивана Павлова по выработке условных рефлексов у собак, крылатые ракеты Сергея Королева.
Многие российские ученые обладатели самой престижной премии в научном мире — Нобелевской. Павлов за работу по физиологии пищеварения был удостоен ее в 1904-м, Илья Мечников за труды по иммунитету — в 1908-м, известный советский физик Петр Капица — в 1978 году, за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия. В 2010-м лауреатом Нобелевской премии стал физик Константин Новоселов — за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.
И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники. И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года, спустя 22 года после П.Л. Капицы, российский физик, академик Ж.И. Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.
Каждый ученик школы №135 задаёт себе вопросы о науке, а потом ищет на них ответы.
Что такое наука?
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Ученый - кто это?
Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества.
Кто впервые ввел термины «наука» и «ученый»?
Термин «наука» science и «учёный» — scientist впервые были введены Уильямом Уэвеллом (1794—1866)
Какие научные организации Вы знаете?
ЮНЕСКО (Организация способствует сотрудничеству учёных и других научных организаций по всему миру), ИЮПАК (международная организация, способствующая прогрессу в области химии).
Какие награды существуют за научные достижения?
- За научные достижения учёным присуждаются научные премии и медали.
- Нобелевская премия - самая престижная и знаменитая научная премия, присуждается в ряде номинаций.
- Премия и медаль Филдса — за успехи в области математики. Вручается королём Испании.
- Премия Рольфа Неванлинны — за крупные достижения в математических аспектах информатики.
- Премия Карла Фридриха Гаусса — за выдающийся вклад в математику посредством открытий в других науках.
- Премия Крафурда — награда вручается по следующим направлениям: Астрономия и Математика, Биологические науки и Науки о Земле.
- Премия Абеля — за вклад в математику.
- Премия Шао Ифу — за вклад в астрономию, математику и медицину или науки о жизни.
- Премия Тьюринга — самая престижная премия в информатике, вручаемая Ассоциацией вычислительной техники.
- Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова — высшая награда Российской академии наук.
- Золотая медаль имени Д. И. Менделеева — научная награда Российской академии наук за выдающиеся научные работы в области химической науки и технологии.
Дорогие друзья!
• пытайтесь узнать и понять окружающий мир;
• учитесь черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала культура;
• своими знаниями, успехами и достижениями укрепляйте авторитет своей школы;
• овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам учителя;
• побольше читайте, интересуйтесь, узнавайте.
Все выдающиеся ученые когда-то учились в школе. Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний праздник!
См. фотоальбом
Наша справка:
Прорывом для мировой астрофизики стали результаты космической обсерватории "Спектр-РГ". Она впервые с рекордной четкостью дважды осмотрела все небо в рентгеновском диапазоне, что позволило построить карту, содержащую на порядок больше источников, чем было известно прежде.
Еще одно выдающееся достижение нашей науки - лекарство от болезни Бехтерева, хронического системного аутоиммунного заболевания суставов. Ученые нашли, какие именно клетки собственного иммунитета убивают организм хозяина, и создали против них вещество с направленным действием. Это важнейшее исследование связано не только с болезнью Бехтерева, его значение намного шире. Речь идет о так называемых нейтрализующих антителах, которые могут применяться для лечения самых разных аутоиммунных заболеваний, когда иммунные клетки организма начинают атаковать здоровые клетки. Кстати, нейтрализующие антитела могут применяться и для лечения ковида.
Особое место в нашем научном портфеле занимает сеть уникальных научно-исследовательских установок класса "мегасайенс". Они должны обеспечить создание прорывных технологий на основе синхротронных и нейтронных исследований. Так, начато строительство источника синхротронного излучения "Центр коллективного пользования "СКИФ", запущены термоядерная установка токамак Т-15МД и "Байкальский глубоководный нейтринный телескоп", в Дубне создается коллайдер NICA. Важнейшее событие произошло в космосе. Первый с 2000 года тяжелый отечественный модуль "Наука" отправился на Международную космическую станцию. Он предназначен для наращивания технических и эксплуатационных возможностей российского сегмента МКС.
Помимо космоса наука пытается осваивать моря и океаны. Началось строительство двух научно-исследовательских судов неограниченного района плавания. Они станут базой для проведения морских исследовательских работ фундаментального и прикладного характера. Уже спущено на воду научно-исследовательское судно "Пионер-М". Это первое в России беспилотное научно-исследовательское судно будет обладать технологиями безэкипажного судовождения. Планируется круглогодичная эксплуатация судна в акваториях Черного и Азовского морей.
(исп м-лы СМИ)