30-го октября  военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова уже традиционно посетили музей "Истории Торговли".

         В музее мы погрузились в настоящее прошлое. Наше образовательное путешествие мы посвятили  Году культурного наследия народов России.  В наше время очень важно сохранить удивительные вещи и предметы из XX века, тем более из XIXв. а  в хорошем, рабочем состоянии — вообще здорово! Нас встречал наш товарищ и «Друг нашего музея истории Пермского кино и ТВ» - Динис Думлер, депутат Думы г. Перми Сергей Стенно, историк Андрей Гладков и др.

         Денис показал и рассказал о фотографиях старых домов нашего города Перми и речь зашла о том, чтобы их сохранять, отремонтировать, а не сносить. Музей  живет кипучей жизнью! В музей приходят классы, студенческие группы с разных школ и ВУЗов, обычные люди… - они заходят, смотрят и фотографируют. В Перми, на ЦР - удивительное место со своей атмосферой.

         Тот, кто путешествует по вселенной русского искусства знает – люди, которые работают в музеях, обладают уникальным даром видеть неизвестное в известном и увлекать на поиски невероятного в очевидном. Как часто мы проходим мимо красоты, сохранившей скромное обаяние подлинности – неброскость. Проходим, не замечая, не задумываясь о том, сколько тепла, света и радости она может принести в нашу жизнь. В городском шуме человек, оглушённый транспортом и всем бряцающим, не в состоянии расслышать соловьиную трель.

         Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Евгений Замятин в своё время задали вектор, которому неукоснительно следуют их преемники: наводить мосты между «великим прошлым и мятущимся настоящим».

         Посетители музея только здесь могут подержать в руках старинные предметы. И поиск новых смыслов наводит на мысль о том, что наши предки видели в искусстве прежде всего красоту, способную сделать жизнь не только ярче или удобнее, но ещё и безопаснее как в прямом смысле, так и в переносном, восходящем к глубокой древности.

                Пермь во все времена считался городом с развитой торговлей, как минимум, потому что располагается он на Каме — важном торговом пути России. И если углубляться в различные периоды истории, то легко можно найти аналогию с современностью. Здесь можно узнать как советский период повлиял на современные принципы торговли.

                "Музей истории торговли "  находится на Центральном рынке в Перми и  ведёт свой отсчёт с 2013 года. Но посетить музей, с интересным и ярким рассказом и показом от истинного патриота г. Перми, человека увлечённо го историей города, купечества и торговли Денисом Думлером — нам удаётся уже «по звонку».

         На небольшом пространстве музея  представлена история зарождения купечества Перми, история рынков губернского этапа города и уже советских времён. Интересна коллекция самоваров, чья родина по преданию наша пермская земля. В музее много экспонатов советского быта - телефоны, телевизоры, аппараты для кинопоказа. Словом, лучше каждый раз их увидеть вновь!

         Увидеть много интересного, старинного, забытого, милого сердцу. Это прекрасная коллекция самоваров, патефонов, фотовыставка видов Перми, конная упряжь, весы, посуда. Больше всего нас удивили  швейная и печатная машины, которым 150 и, наверное, 100 лет — и они работают!

         Каждому из нас, посетителю музея, порой интересно вспомнить прошлое, покрутить ручку патефона, вспомнить кто в семье умеет вязать, шить, вышивать... Александр  Сергеевич Куляпин даже вспомнил о конном дворе, горластых петухах за к/т «Кристалл».

         Есть фото с выставочного пространства центрального рынка, где много-много всего: это и предметы крестьянского быта, прялки, ухваты, горшки, чугунные вафельницы, и старинные бумажные деньги, инструменты плотника и столяра, крестьянской с/х инвентарь.

Ашот:

         - На меня произвела впечатление коллекция самоваров различных форм: в виде банки, амфоры, груши, а также фотографии Перми ХIX века,
швейные и печатные машинки, патефоны, переносные телевизоры, арифмометр, аптечная посуда, каслинское литье.

Ярослав:

                - Экскурсия начинается в избе русского крестьянина-середняка, который занимался торговлей в конце 19-го - начале 20 века. В ней можно увидеть: сундуки, короба, корыта, солонки, глиняные и чугунные горшки, ухваты и многое другое.  Надо сказать, что здесь разрешено фотографировать, примерять и трогать все экспонаты.

         В продолжение экскурсии посетителей знакомят с историей появления и развития рынков в Перми. На исторических фотографиях рубежа 18-19 веков видно, где в те времена находились торговые площади чёрного и Сенного рынков.

         Среди экспонатов представлены весы рычажные 1911 года с изображением существ русской мифологии, купеческие часы 19 века, ассигнации Российской империи и советские деньги. Одна необычная деталь: в музее можно увидеть бумажные копейки.

         Здесь есть сарафаны, прялки, швейные машинки в футлярах, чучела животных, предметы ремесла русского крестьянина и др. На выставке много вещей 90-х годов: значки, кассетные магнитофоны, телевизоры, радио, телефоны, калькуляторы, печатные машинки и многое другое. Также на базе музея работает выставка «Пермь историческая», которая включает в себя несколько десятков фотографий дореволюционной Перми.

         Вот она — живая этнография в целях ознакомления с историческим прошлым нашего города, развитием торговли г. Перми. Познавательно, интересно, полезно не только для профориентации, выборе профессии, определении своего призвания, но и для общего развития, расширения кругозора!

         Для нас молодёжи очень нужны  - своя конюшня, швейная и ткацкая мастерские, кузница, в которых используют старинные инструменты.

         Прямо в музее начинается охота, потому что есть винтовка  - "берданка", чучела зайца, медведя и лесных птиц.

См. фотоальбом

Наша справка:

         Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров— керосиновые, электрические. Во второй половине XX века почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

         Кинопрое́ктор, кинопроекцио́нный аппара́т (от кино… и лат. projicio — бросаю вперёд) — аппарат, предназначенный для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на киноплёнке. Большинством кинопроекторов изображение демонстрируется на большом экране диаскопическим методом, то есть при помощи света, проходящего через прозрачную киноплёнку. Для массового просмотра кинофильмов существуют кинотеатры, оснащённые кинопроекторами. Один или несколько кинопроекторов — основа киноустановки.

         Телевизор, телевизионный приёмник (новолат. televisorium «дальновидец»; от др.-греч. τῆλε «далеко» + лат. vīsio «зрение; видение») — приёмник телевизионных сигналов изображения и звука, отображающий их на экране и с помощью динамиков. Современный телевизор способен принимать телевизионные программы как с антенны, так и непосредственно от устройств их воспроизведения — например, видеомагнитофона, DVD-проигрывателя или медиаплеера.

         Патефо́н (фр. Pathéphone) — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, переносная версия граммофона. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Был широко распространён в первой половине XX века.       С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном.

         Проигрыватель. Аппарат для воспроизведения звука с грампластинок, имеющий в своем составе электропроигрывающее устройство и органы управления. Не следует путать электропроигрыватель с электрофоном, который помимо вышеуказанных устройств имеет в составе также усилитель и акустическую систему.

         Вообще, каждый на рынок идёт за чем-то своим: рыбой, ягодами, капустой...

         На рынке можно, оказывается, не только прекрасную форель и длинных налимов купить, но и посетить настоящий уютный музей. Но и удивиться! Удивиться музейными коллекциями!  Например, механическим дореволюционным приспособлением для получения крахмала из картофеля, огромным самоваром с ручным приводом, минеральной водой из еще социалистической Венгрии и Украины.

         В этом музее можно не только  посетить выставку дореволюционных картин нашей родной Перми, или познакомится с жизнью и бытом русских людей на протяжении двух столетий, но и прекрасно провести время. Можно петь русские песни, примерить на себе настоящую крестьянскую рубаху из льна, поработать на старых пишущих машинках, познакомится с историей развития пермского медицинского образования на Урале,  почитать книги по родной истории и многое другое.

         Сотрудник музея — один человек, который не просто рассказывает о коллекциях, вверенных ему, но и возвращает посетителя к мысли о том, что все эти предметы когда-то были составной частью нашего быта, привнося в повседневность живые краски к любому русскому празднику. Денис выводит целый хоровод матрёшек – не просто красивых куколок, но добрых помощниц в хозяйстве – сахарниц, солонок, ёмкостей для чая и пряностей.  Он может рассказать и о Хохломе и о художниках из Жостова, с именами которых связан «золотой век» промысла.

         Мир «самобытников», для которых кисти и краски – не профессия, а способ познания человека - надо раскрыть посетителям, это очень важно и нужно молодёжи. Он посвящает её и погружает в этот таинственный мир быта.

            Мы побывали в музее по приглашению Дениса Думлера, но это и большая, главная заслуга создателя музея. Благодаря идее Реваза Дорофеевича Шенгелии открылись «ворота» музейного пространства.

                Среди большого количества экспонатов частного музея , всех порадует большая коллекция фотографий исторических домов нашего родного Прикамья ! Многие дома нужно сберечь! Денис ведёт большую работу по сохранению пермской архитектуры, истории и культуры.
         Мы готовы всячески поддерживать деятельность этих патриотов города и Пермского края, потому что деятельность музея направлена на просвещение, прежде всего, молодёжи (!), которая должна изучать историю, культуру, традиции своего родного края!

         Большая благодарность Ревазу Дорофеевичу Шенгелии, который дал «зелёный свет» хранителю музея и нашему другу Денису Андреевичу, организатору  интересных экскурсий об истории Перми купеческой.

         Ознакомление пермяков с историей и культурой нашего Отечества, родного города и края, формирование позитивного образа Перми, именно как города культуры, а не как "каменных джунглей" состоящих из стеклянных "коробок", должны быть главным приоритетом всех настоящих народно - патриотических сил.  Достаточно знать историю своего города, выступать на публичных лекциях, проводить субботники, организовывать бесплатные экскурсии по еще сохранившейся исторической части города. К сожалению, ситуация с памятниками старины в Перми, ухудшается. То и дело приходят печальные вести про очередной разваливающийся или снесенный памятник старины. Причем речь уже идет не только про дореволюционные объекты, но и про советские.

         Откуда здесь взяться патриотизму среди молодых людей, если взрослые подают им такой пример?

         Выражаем огромную благодарность Денису Андреевичу Думлеру за интересную экскурсию!

         Лейтмотивом нашего образовательного путешествия стала тема отражения в народном творчестве семейного начала. Нам так часто повторяют, что семья – основа всего и от того, как и чем она живёт, зависит жизнь страны, что важность этой простой истины начинает тускнеть от тривиального «употребления». Но у посетителей музея есть возможность содрать шелуху тривиальности и увидеть семью другими глазами. Денис Думлер представляет свадебные рубахи из собрания музея — это народная культура! Он напоминает - какую роль они играли в жизни русской женщины. Феномен вышивки - не просто художественны промысел Русского Севера, но веками выработанная система защитных сил, на которые опирались наши предки. Кружева  - искусство, родившееся ещё в Петровскую эпоху благодаря творческому союзу русских и венецианских мастериц. И снова на первый план выходит глубинная суть тончайших переплетений. Той же энергетикой пронизаны коврики-дорожки.

         Неожиданный поворот имеет и тема Женщины – хранительницы домашнего очага. Но беречь его можно не только готовя пищу и воспитывая детей, но и наполняя дом произведениями искусства.

         При словах «народные промыслы» у многих автоматически возникает ощущение чего-то древнего, к сегодняшнему дню прямого отношения не имеющего. А мастерство плетения из ивовой лозы, промысла, возникшего в  начале прошлого века (!),  каждый знает  – как приятны  столы, кресла, табуреты и дадут сто очков вперёд  раскрученному иностранному ширпотребу. А вот оконным наличникам пока не везёт. Искусство почти утрачено, многие истинные шедевры доживают последние дни на разрушающихся деревянных домиках. А ведь наличники издавна считались защитой окон – глаз дома, в котором нечисть, если он любовно изукрашен, не заведётся. Такой же защитой окнам, карнизам и печам служили изразцы.

         Как в нашем мятущемся настоящем не дать рассеяться золотому песку народного творчества? Есть ли у него завтрашний день? На эти вопросы отвечает Денис Думлер в музее   Реваза Дорофеевича Шенгелии.  Может быть после этого кто-то поступит в Высшую школу народных искусств! Ведь там  готовят мастеров традиционных художественных промыслов по 22 специальностям (!). Впрочем, любое искусство живёт до тех пор, пока оно нужно людям. В конце экскурсии понимаешь, что рукотворной красотой, о которой с таким теплом рассказано, можно не только восхищаться. Стоит поискать для неё в своей жизни достойное место – не в переносном, а в прямом смысле слова. Мы сетуем, что в тревожные времена нам не на что опереться. А на самом деле вокруг таких опор – прочных, надёжных, в буквальном смысле слова проверенных временем – видимо-невидимо. Выбирай, какая больше по сердцу…

         Уверенно можно сказать, что мы сейчас  оказались на самом переднем крае борьбы Добра со Злом. Своим подвижничеством мы сохраним историю, культуру, традиции… и поддержим спецоперацию на Украине. Нельзя допустить, чтобы привычный мир рухнул. Нас спасает каждый музей, в котором можно поразмышлять о  Русской Мечте, Русском ковчеге, Русском соборе, Русской сотериологии, Русском преображении, Русском катехоне.

Музей - детям!

К 300-летию Перми.

Вы должны это увидеть. И обязательно ваши дети.

PS

         Идеология как стройная система ценностей и смыслов, имплементируемых в практику государственного управления, может включать и ряд мотивационных идеологем. Такие идеологемы в качестве метафор уже циркулируют в широком общественном дискурсе. Задача заключается в систематизации. Русский чертёж может опираться, в частности, на следующие метафоры историософии России: Русская Мечта, Русский ковчег, Русский собор, Русская сотериология, Русское преображение, Русский катехон.

         Социальная мечта и есть общественный идеал. Русская Мечта всегда состояла в создании системы гармоничного мироустройства, основанной на любви и братстве. В этом смысле Русская Мечта отличается и от мечты американской, и от мечты китайской. Не индивидуальный успех и не мировое господство определяли русский идеал, а императив гармонизации мира. Сегодня это, в частности, выражается в отстаивании принципа многополярности мироустройства.

         Симфоническое сосуществование народов в России – эта система жизнеустройства может и должна быть предложена миру как особый российский опыт. В ситуации, когда, с одной стороны, провоцируются цивилизационные войны, с другой – происходит глобализационное стирание традиций и исторической памяти, только модель Российского ковчега оказывается выходом, также как единственным выходом оказалось в своё время строительство ковчега Ноем.

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Ярослав Якушин — военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»; старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян - военкор;  член экологического клуба, эколог-доброволец;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».