Военкоры юнармейского МЦ, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова отправились НА ЭКОТРОПУ «В ГОСТЯХ У ЛИПАНЮШКИ», чтобы познакомиться с местной флорой. Определять и изучать растения на «ЗЕЛЁНОМ КЛАССЕ» помогали ботаник, профессор ПГНИУ Лариса Новосёлова и руководители краевого общества охраны природы Юрий и Юлия Хохловы. Это была и разминка перед соревнованиями «ТРАВОЗНАЙ».

Зеленый класс был организован Обществом охраны природы Пермь в рамках проекта "ТРАВОЗНАЙ" и "ДРЕВОВЕД": научно-популярная ботаническая школа" при поддержке Фонда президентских грантов.

Конечно нам очень хотелось узнать много нового: о деревьях и кустарниках, цветах и травах.

Знакомясь с растениями, ничего уже «прививать» не надо, любовь к природе приходит сама: как же она мудра и прекрасна. Знания о растениях — это наш собственный опыт взаимодействия с ними, наши собственные открытия в мире природы. Поэтому все рассказы о растениях профессора Л.Нвосёловой — это не только интересный диалог но и — открытия.

Мы открыли важные закономерности во взаимосвязях из жизни растений, узнали интересные и занимательные факты: как они приспосабливаются к среде обитания, почему у разных растений разные стебли и листья, как растений защищаются от врагов, что такое «живые камни», откуда произошли необычные названия растений.

Важно и то, что мы увидели лес другими глазами. Он был перед нами. Мы шли тропой и всматривались.

Теперь мы уже осознанно говорим научные слова, понятные нам: лес – это экосистема, которая состоит из нескольких компонентов. Что касается флоры, то в лесах имеется огромное количество видов. Прежде всего, это деревья и кустарники, а также однолетние и многолетние травянистые растения, мох и лишайники. Нам даже стал понятен такой важный биохимический процесс под известным названием - фотосинтез. Лесные растения играют ключевую роль в процессе фотосинтеза, а именно они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

См. фотоальбом

Растения в лесу

Лес, прежде всего, образовывают деревья. В хвойных лесах произрастают сосны и пихты, ели и лиственницы. Они занимают северные полосы страны. Чем дальше на юг, тем разнообразнее становится растительность, и кроме хвойных пород деревьев иногда встречаются некоторые широколиственные виды, такие как липа, клен, береза... В тех природных зонах, где лес полностью становится широколиственным, никаких хвойных растений не встречается. Здесь повсюду растет дуб и ясень, липа и ольха, лесная яблоня и каштан и др.

В различных лесах есть широкое многообразие кустарников. Это шиповник и лещина, жимолость лесная и рябина, можжевельник и боярышник, малина и бересклет бородавчатый, черемуха и брусника, калина и бузина.

Наша тропа «В гостях у Липанюшки» пролегала в липовом лесу. Главной древесной породой была липа.

Огромное видовое разнообразие представляют собой однолетние и многолетние травы в лесу: болиголов, нивяник обыкновенный, чистотел большой, крапива, кислица обыкновенная, лопух, осот болотный, медуница, грушанка круглолистная, сныть, лобазник, дудник, борец, зеленчук жёлтый, кипрей, бодяк болотный, хвощ, папортник и др.

Кроме трав, в лесу встречаются цветы. Это фиалка холмовая и подснежник, роза и колокольчик персиколистный, анемона и герань лесная, ветреница и хохлатка, волдушка золотистая и глициния, сцила и саранка, купальница и дубровник, горицвет кукушкин и душица обыкновенная, незабудка болотная и сурепка обыкновенная.

Лес является ценным природным ресурсом для людей испокон веков. Древесина используется как строительный материал, сырье для изготовления мебели, посуды, инструментов, предметов быта и культуры. Плоды кустарников, а именно орехи и ягоды, используются в еду, для пополнения витаминного запаса, протеинов, жиров и других ценных веществ. Среди трав и цветов встречается много лекарственных растений. Они используются в традиционной и народной медицине для изготовления мазей, отваров, настоек и различных лекарственных средства. Таким образом, лес – это ценнейший природный объект, который дает человеку много ресурсов для жизни.

Наш педагог, Александр Сергеевич, уделяет огромное внимание экологическому воспитанию детей. Но начинать эту работу необходимо с регионального и местного материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения - богатейший познавательный материал, возможность для реализации полноценного экологического воспитания.

В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos — дом, родина; logos — наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Очень важно «прокладывать» экологические тропы. После такой экскурсии можно разработать маршрут и тему экскурсии, экологическую прогулку; оформить календарь природы.

Однако ничто не заменит «наглядные пособия», которыми располагает сама природа. Поэтому важно наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке.

Проблемные вопросы

Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

— Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?
— Почему растения-хищники вынуждены охотиться?
— Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?
— Как растения защищаются от врагов?
— Как растения защищаются от зимней стужи?
— Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?
— Почему береза не боится весенних заморозков?
— Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?
— Почему облетают листья?
— Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?
— Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?
— Почему растения весной быстро растут?
— Почему нельзя сжигать старую траву?
— Растет ли дерево зимой?
— Что случится, если цветы перестанут пахнуть?
— Что случится, если не будет растений?
— Что случится, если на лугах не будет насекомых?
— Почему растения называют «детьми солнца»?
— Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?
— Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?

Пословицы и поговорки о растениях
• Много леса — не руби, мало леса — береги, нет леса — посади.
• Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
• Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню.

Загадка

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
КИПРЕЙ (ИВАН-ЧАЙ)

Загадка

Вырос Ивашка:
Красная рубашка,
Зеленые ладошки,
Зеленые сапожки.
В гости приглашает,
Чаем угощает.

КРАПИВА

Загадки о крапиве
• Не огонь, а жжется.
• Не шмель, не пчела, а жалит.
• Без костра обжигает.
• Растет зеленый кустик.
Дотронешься — укусит.

ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ

Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защитить! Обжигает, конечно, крапива. Неосторожно дотронешься до нее — долго потом рука будет «гореть». Обжигает крапива потому, что на ее стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснуться к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Загадки
• И матушка родная, и мачеха злая
Бок о бок живут — через стеночку.
• На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки —
Желтые глазочки.

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.

С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

(исп м-лы СМИ)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:

Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Алина Саляхова— военкор клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач. исторического музейного клуба;
Сухова Юлия - военкор, нач. клуба «ДИНАСТИЯ»;
Смирнова Софья - нач. экологического клуба;
Миша Зайцев — военкор; старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».