От всей души поздравляем наших соколов с Днем Военно-воздушных сил России! Желаем богатырского здоровья, благополучия в семьях, мира, добра, веры, успехов в боевой и политической подготовке!

 История ВВС богата множеством славных и героических страниц. За более чем 100 лет авиация России стала поистине легендарной. Уже в годы Первой мировой войны, во время испытаний Великой Отечественной войны русские летчики в полной мере проявили свое мастерство и отвагу в воздушных боях и с честью выполнили возложенные на них задачи. Крылатые защитники Отечества, конструкторы и инженеры, техники и рабочие авиационной промышленности всегда были воплощением мужества и мастерства, таланта и трудолюбия. Имена лучших из них стали национальным и мировым достоянием.

В настоящее время военнослужащие ВВС достойно продолжают доблестные традиции старших поколений, успешно решают задачи по обеспечению безопасности и обороноспособности государства, осваивают новую технику, постоянно совершенствуют боевое мастерство.

Небо России защищают отважные люди, настоящие профессионалы своего дела, а Военно-воздушные силы всегда были, и, безусловно, будут одним из элитных видов Вооруженных Сил России, гордостью Российской армии.

Заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Сергей ДРОНОВ:

 Славная история ВВС нашего государства говорит о том, что на протяжении всего времени существования военный воздушный флот страны всегда находился в авангарде, на ведущих ролях в мире. В этом заслуга авиационной конструкторско-инженерной школы, сохранившей свои традиции со времён Российской империи и по сей день. Профессионализм, высокий уровень выучки, а зачастую мужество и отвага лётно-инженерного состава Военно-воздушных сил также не вызывают сомнений. Наши военные лётчики и техники с доблестью и честью решают задачи в ходе специальной военной операции на Украине. О том, с какими результатами подошёл личный состав ВВС к очередному юбилею, «Красной звезде» рассказывает командующий Военно-воздушными силами.

История военно-воздушных сил началась ещё в XX веке накануне Первой мировой войны. Предчувствие «мировой бойни» заставило военно-политическое руководство Российской империи предпринять усилия по созданию воздушного флота как элемента Вооружённых Сил в интересах проведения воздушной разведки, корректировки артиллерийского огня, передачи донесений, приказов и перевозки людей и грузов.
Осенью 1911 года император Николай II принял участие в торжествах, посвящённых первой годовщине Севастопольской авиационной школы и первому выпуску офицеров-лётчиков, что стало поводом для высочайшего повеления от 22 ноября (5 декабря – по новому стилю) 1911 года: «Все вопросы по воздухоплаванию в армии сосредоточить в Главном управлении Генерального штаба». 12 августа (30 июля – по старому стилю) 1912 года приказом военного министра № 397 генерала от кавалерии В.А. Сухомлинова вопросы воздухоплавания и авиации переданы специально созданному органу – Воздухоплавательной части Генерального штаба. Эта дата считается днём образования военной авиации России.
Молодая Советская Республика основала свои военно-воздушные силы в 1918 году под названием Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Серьёзные испытания прошли военно-воздушные силы за годы Великой Отечественной войны: в короткие сроки была проведена их структурная реорганизация, существенно увеличена численность. Всего за годы войны авиацией выполнено более 3 миллионов боевых самолёто-вылетов. За проявленные мужество и отвагу свыше 200 тысяч воинов-авиаторов были награждены орденами и медалями, почти двум с половиной тысячам (2420) присвоено звание Героя Советского Союза, 65 лётчиков удостоены этого звания дважды, а двое – трижды.
После окончания Великой Оте­чественной войны началась эра реактивных самолётов, появился новый вид боевой техники – вертолёты.
В 1997 году были созданы Военно-воздушные силы России, которые объединили Войска противовоздушной обороны и Военно-воздушные силы. В этом же году Указом Президента Российской Федерации № 949 (от 29 августа) 12 августа установлен Днём Военно-воздушных сил.
В связи с расширением спектра внешних угроз национальной безопасности России и в целях её обеспечения не только в воздушной, но и в космической сферах 1 августа 2015 года были созданы Воздушно-космические силы, в состав которых организационно влились Военно-воздушные силы как род войск.
Развитие Военно-воздушных сил продолжается и в настоящее время в целях защиты национальных интересов России и военной безопасности страны в воздушно-космической сфере.

– Современные Военно-воздушные силы представляют собой высокоманёвренный и мобильный род Воздушно-космических сил, предназначенный для отражения агрессии в воздушном пространстве, защиты от ударов с воздуха наземных и надводных объектов, поражения противника, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий других видов и родов войск Вооружённых Сил.
По своему предназначению они подразделяются на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, а по решаемым задачам – на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию, которые являются родами ВВС.
В состав Военно-воздушных сил входят командования дальней и военно-транспортной авиации, авиация армий Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, авиационные дивизии, бригады армейской авиации, авиационные полки, отдельные авиационные эскадрильи, а также военно-учебные заведения и научно-исследовательские организации.

Организационная структура современных Военно-воздушных сил позволяет эффективно решать стоящие перед ними задачи.
На вооружении дальней авиации стоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, а также дальний бомбардировщик Ту-22М3. В настоящее время эти самолёты модернизируются. На них устанавливается новое оборудование, адаптирующее их к новым типам авиационных средств поражения, значительно повышается точность его применения и, следовательно, боевая эффективность. В прошлом году в состав дальней авиации вошёл полк с авиационным ракетным комплексом «Кинжал» на самолётах МиГ-31К, который в настоящее время успешно применяется в ходе СВО.
Основной военно-транспортный самолёт, успешно решающий задачу парашютного десантирования войск и техники Воздушно-десантных войск, – тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76Д. Сейчас в войска поступает его модернизированная версия – Ил-76МД-90А, имеющий более экономичные двигатели и новое оборудование. Уникальными по своей грузоподъёмности, дальности полёта и размерам грузовых кабин являются самый большой в мире турбовинтовой самолёт Ан-22 и тяжёлый дальний Ан-124, также стоящие на вооружении военно-транспортной авиации.
В связи с большим спектром решаемых задач оперативно-тактическая авиация имеет широкий модельный ряд самолётов, стоящих на вооружении, и включает штурмовик Су-25СМ3, истребители Су-27СМ, Су-30СМ, Су-35С, бомбардировщики Су-24М, Су-34, Су-34М, истребитель-перехватчик МиГ-31БМ. Поступает и многофункциональный самолёт пятого поколения Су-57.
Армейская авиация вооружена различными модификациями транспортно-десантного вертолёта Ми-8, ставшего самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире. Транспортные задачи решаются с применением вертолётов Ми-26, обладающих самой большой в мире грузоподъёмностью, а ударные задачи – с помощью вертолётов Ми-24, Ми-35, Ми-28 различных модификаций, Ка-52. Их лётно-технические характеристики, арсенал средств поражения и обороны позволяют эффективно решать задачи непосредственно над полем боя.
Продолжается оснащение войск беспилотными летательными аппаратами оперативного назначения, такими как «Иноходец» и «Форпост-РУ».
Они используются для решения разведывательных и ударных задач в целях наращивания возможностей пилотируемой авиации.
Особое внимание уделяется вопросам совместного применения беспилотной и пилотируемой авиации, внедрению в практику новых способов и приёмов решения боевых и специальных задач.
При этом на вооружении имеются современные авиационные средства поражения с высокими функциональными и боевыми возможностями, способные эффективно решать боевые задачи по уничтожению целей в воздухе и на земле.
Так, вертолёты армейской авиации наряду с противотанковыми управляемыми ракетами применяют лёгкие многоцелевые управляемые ракеты, хорошо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах.
Оперативно-тактическая авиация на сегодняшний день получила на вооружение широкий ряд современных авиационных управляемых ракет класса «воздух – воздух», «воздух – поверхность» с улучшенными тактико-техническими характеристиками.
Дальняя авиация оснащена высокоточными крылатыми ракетами воздушного базирования большой дальности.
– Современная авиационная техника, которая поступала в последние годы на вооружение, будь то самолёты Су-35С, Су-30СМ, Су-34, вертолёты Ка-52, Ми-28Н, Ми-8 различной модификации, – все они сегодня активно задействованы в специальной военной операции. Расскажите, как зарекомендовала себя эта техника? Отвечает ли она тем характеристикам, которые закладывались при её создании?
– Поступающие современные образцы авиационной техники оборудуются новейшими системами индивидуальной защиты, большое внимание уделяется повышению выживаемости в воздухе, снижению радиолокационной заметности, автоматизации процессов управления самолётом и применения оружия.
Все образцы уже прошли апробацию в ходе боевых действий в специальной операции в Сирии, по результатам оперативно проведены необходимые доработки.
Сегодня участие военной авиации в специальной военной операции на Украине широко и объективно освещается средствами массовой информации. В эффективности её применения, её высоких лётно-технических характеристик, установленных нами в ходе проектирования и создания образцов авиационной техники, мы убеждаемся каждый день.

– Су-57 – это самолёт пятого поколения, его отличает многофункциональность приме­нения, сверхманёвренность, режим длительного сверхзвукового крейсерского полёта, максимальная автоматизация процессов управления самолётом и применения оружия.
В нём воплощены самые современные достижения отечественной науки и техники, ранее апробированные на самолётах предыдущих поколений Су-30СМ и Су-35С. На нём применена комплексная система управления, обладающая адаптивными свойствами. Это позволяет обеспечить комфортное и, что весьма важно, безопасное пилотирование в широком диапазоне высот и скоростей полёта. Лётчик разгружен от задач управления и может больше времени и внимания уделять задачам навигации, работе с комплексом вооружения, информационному обмену. Аэродинамическая компоновка самолёта, размещение вооружения во внутренних отсеках и нанесённое на поверхность планера покрытие позволяют существенно снизить заметность.
В целях накопления опыта, отработки методических пособий лётным экипажам в технике пилотирования, навигации и боевого применения в настоящее время проводится опытная эксплуатация самолёта.
Благодаря современным технологиям и программно-математическому обеспечению лётный состав достаточно быстро осваивает самолёт, легко адаптируется к новым задачам, которые он способен выполнять. В ближайшее время приступит к изучению самолёта и молодой лётный состав, которому в будущем предстоит полностью реализовать заложенный боевой потенциал самолёта Су-57.
– Что касается специальной военной операции, то Вооружённые Силы РФ, и Военно-воздушные силы в частности, получают там неоценимый опыт. Каким образом приобретённый опыт будет реализовываться в ходе плановой боевой подготовки в авиационных частях и соединениях ВКС, объединениях ВВС и ПВО военных округов, а также в вузах Воздушно-космических сил?
– Боевой опыт, получаемый в ходе специальной военной операции, досконально изучается командованием Военно-воздушных сил и в военно-научных организациях. Основное внимание уделяется достижению высокого уровня индивидуального мастерства лётного состава в боевом применении новых типов авиационной техники и авиационных средств поражения, разработке новых тактических приёмов боевого применения, особенно способов эффективного противодействия средствам ПВО и РЭБ противника, в том числе западного производства, а также слаженности авиационных подразделений и частей при совместном выполнении боевых задач.
На основе анализа опыта вносятся изменения в программы и планы обучения, позволяющие готовить авиационный персонал с учётом реальных условий ведения боевых действий, вырабатываются рекомендации, которые будут внедряться в практику боевой подготовки армий ВВС и ПВО военных округов.
Теорию вопроса планируется изучать в Военном учебно-научном центре «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» и Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, а практическую часть – в 4-м Государственном ордена Ленина Краснознамённом центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова и 344-м Государственном центре боевого применения и переучивания лётного состава (армейской авиации).

Первые военные космические учения 

58 лет назад в СССР стартовал первый в мировой истории эксперимент с групповым полетом двух космических кораблей – «Восток-3» и «Восток-4».

11 августа 1962 года был запущен пилотируемый космический корабль «Восток-3» с космонавтом Андрияном Николаевым на борту. Затем, 12 августа, на орбиту вывели «Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем. Запуски кораблей выполнялись с Байконура, с одного стартового стола.

Запуск двух ракетно-космических комплексов с одной стартовой площадки в течение двух суток потребовал четкой и слаженной работы всех служб космодрома. Благодаря большой точности в выведении на орбиту обоих кораблей параметры их орбит практически совпали.

Вот как вспоминает об этом П. Попович в телеинтервью: «На следующий день и я стартовал. Вышел на орбиту, сразу его корабль увидел. Между нами было километра четыре. Андриян начал: «Беркут, Беркут, я — Сокол. Как меня слышите?» Я ему кричу: «Привет, Андриян! Я не только тебя слышу, я тебя вижу! Ты справа от меня летишь, как маленькая Луна».

Одной из задач миссии было проведение первого в истории военного эксперимента с участием космонавтов на орбите. Отрабатывалась программа по созданию перехватчика спутников. При этом «Восток-4» изображал перехватчика, а «Восток-3» – цель. На борту были установлены кинокамеры для регистрации всех действий.

Космонавты проводили медико-биологические и научно-технические эксперименты. Их изображения передавались на Землю по телесети СССР и Интервидения. В том полете А. Николаев впервые в мировой практике отстегнулся от катапультируемого кресла и без скафандра парил в кабине в условиях невесомости.

А.Николаев на «Востоке-3» сделал 64 витка вокруг Земли и установил рекорд продолжительности полета – трое суток 22 часа 22 минуты, а П.Попович на «Востоке-4» – 48 витков и пробыл в космосе двое суток 22 часа 44 минуты. Оба корабля приземлились 15 августа в Карагандинской области.

Первый в истории высотный таран 

11 августа 1941 года лейтенант Катрич Алексей Николаевич в 9.30 на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом Медведевым М.И. вылетел на перехват вражеского разведчика «Дорнье-17» идущего курсом на Бологое. Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром.

Тогда Алексей Николаевич Катрич в одиночку бросился за «Дорнье-17». Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва-Ленинград. Алексей Николаевич Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 10 000 метров и с расстояния 100 метров прошил пулемётной очередью от хвоста к мотору весь самолёт. Стрелок из кабины открыл ответный огонь, но не причинил вреда истребителю.

Второй очередью Алексей Николаевич Катрич поджёг один из двигателей, третьей - убил стрелка. Следующей очередью он намеревался ударить по кабине пилота, но патроны кончились. «Дорнье-17» продолжал лететь. Тогда Алексей Николаевич Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. После этого мгновенно убрал газ и отвернул истребитель в сторону, чтобы не задеть плоскость «Дорнье-17».

Самолёт противника качнулся, потом свалился на крыло и пошёл вниз. На высоте 600 метров вражескому лётчику удалось выровнять самолёт, но не на долго. Вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел.

Немецкие источники подтверждают в этот день потерю по неизвестной причине разведчика Do-215 (W/N 0075, L5+LC) из 1/ObdL, совершавшего разведывательный полет по маршруту Орел–Тула. Его экипаж, во главе с лейтенантом Р.Родером, числится пропавшими без вести.

Лейтенант Алексей Николаевич Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта.

Это был первый в мире высотный таран.

За мужество и героизм 28.10.1941 года А.Н.Катричу присвоено звание Героя Советского Союза.

(Исп м-лы СМИ)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».