Проект «Экологическое путешествие длиною в 300 лет»: движемся по календарному плану. Вторая смена лагеря дневного пребывания в школе №135 на Ивинской экологической тропе. Станция «Лес в жизни человека».

10.08.2022г. состоялся маршрут, выбранный не только  для проведения практических занятий по курсу «Основы экологии». Но и для  работы на Станции «Лес в жизни человека» . Для этого  мы вышли на практику «инструкторов» на базе экологической тропы  «Ивинской».

Милана:

10 августа экологический клуб нашего юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова под руководством Куляпина Александра Сергеевича с детьми из школьного лагеря отправились в увлекательное путешествие на Ивинскую экологическую тропу.

Александр Сергеевич провёл ребятам познавательную и интереснейшую экскурсию по экологической тропе. Детям удалось полюбоваться малой речкой под названием Ива, живописными пейзажами из деревьев и кустарников. Затем нам встретились информационные стенды, к сожалению, мы с детьми не смогли их изучить, потому что какие-то вандалы на них нарисовали граффити. Зато на этом примере мы объяснили участникам лагеря, что так поступать нельзя. Но на этом отрицательные  моменты в нашем походе не закончились, потому что нам встретились «горы» мусора от отдыхающих людей в этом живописном месте. Было принято решение, что старпом нашего экологического клуба Михаил Зайцев пойдёт за нами, и будет  собирать  мусор в мешок, показывая положительный пример детям.

Миша, отважно очищая экологическую тропу от мусора, набрал его целый большой мешок. Глядя на Михаила, детям тоже захотелось сделать доброе дело и помочь природе избавится от мусора, но, к сожалению, нам пришлось им отказать, потому что у них не было перчаток.

Надеюсь, что все полученные знания и положительные примеры, как нужно правильно взаимодействовать с окружающей средой, останутся у них в памяти на долгие годы, и когда они вырастут, будут БЕРЕЧЬ, ЛЮБИТЬ, ЗАЩИЩАТЬ и ЦЕНИТЬ нашу прекрасную ПРИРОДУ!!!

Задачи: 

-  проведение школьной экскурсии для   второй смены лагеря дневного пребывания в школе №135 по экологической тропе у малой реки Ивы;

-  очистка тропы от мусора и занятие «Беседа «Лес в жизни человека»;

- организация экологической странички на сайте школы, посвященной реализации проекта (Проект «Экологическое путешествие длиною в 300 лет»: движемся по календарному плану).

         После торжественного открытия 2 смены лагеря «135-FOREVER» с дневным пребыванием детей  состоялся важный поход на экологическую тропу «Ивинскую».

         Александр Сергеевич всем рассказал. что очень продуктивно и открыто вчера прошло заседание регионального Совета по экологии при губернаторе Пермского края. Обсудили вопросы обращения с ТКО. В регионе много делается в этом направлении, поэтому важно усилить информирование граждан по вопросам раздельного сбора и переработки отходов.

См. фотоальбом

         Представители общественных организаций на экосовете подготовили много предложений как для вовлечения бизнеса в процесс, совершенствования законодательной базы, так и по развитию экологического просвещения населения. Например, предложено на всех крупных фестивалях проводить акции и квесты по раздельному сбору отходов. Все инициативы будут рассмотрены Правительством региона.

         При обсуждении положительных примеров очистки природных территорий принято очень важное природоохранное решение для Перми - создать особо охраняемую природную территорию в долине реки Ива, включая Сад Соловьев на её притоке - реке Уинка. Подготовка обосновывающих материалов начнется уже этой осенью.

https://www.permkrai.ru/news/gubernator-prikamya-poruchil-sozdat-osobo-okhranyaemuyu-prirodnuyu-territoriyu-v-doline-reki-iva-v-p/

         Поэтому тема сегодняшнего образовательного путешествия

«Лес в жизни человека».

         Пермь — город  уникальный с лесными массивами и островками в долинах малых рек.

         Цель:

- обобщить представление детей о разностороннем значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Лес насыщает воздух кислородом, служит местом отдыха людей, радует тишиной, лесными запахами, красотой. От леса человек получает грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, древесину, из которой строят дома, делают мебель, бумагу и много других предметов. Человек должен заботится о лесе: не разрушать условий жизни лесных обитателей, собирая дары леса, - часть оставлять самому лесу, беречь деревянные изделия и чистую бумагу.

         Материал: экологическая экспозиция школьного музея: «Дары леса» (орехи, шишки, банка варенья, сушеные ягоды и др.); «Зелёная аптека» (лекарственные травы и лекарства); «Что делают из древесины» (предметы и иллюстрации); «Бумажно-картонные изделия» (виды бумаги, картон и др.);  «Лес глазами художника» (репродукции картин и пр.); «Кто заботится о лесе?» (фото лесничих, пожарных, авиаохрана и др.); правила поведения в лесу.

         О лесе говорят: «Лес — богатство страны»;

         Лес - «шумовой барьер»;

         Лес - «добрый врачеватель»

- Почему так говорят?

После осмотра экспозиции музея детям задается вопрос: «Почему книга, тетрадь, салфетки, картон и т. д. лежат вместе?

Дети дают обобщённые ответы (Почему лес — богатство страны?)

         Кто заботится о лесе?

         Как должен вести себя человек, который пришёл отдохнуть, собрать дары леса?

         Какие правила он должен помнить и выполнять?

         Бережно надо относится не только к растениям и животным в лесу, но и к предметам, сделанным из древесины. Прежде чем выбросить предмет, следует подумать, нельзя ли его ещё использовать.

         Завершение: «Мусорная корзина». В корзину собираются разные предметы (деревянные, бумажно-картонные). Детям предлагается подумать — как их ещё можно использовать?

         Что делать с отходами? Детей и родителей необходимо познакомить.

         1 га леса сравнительно легко переносит присутствие 1-3 человек; начинает страдать от 4-10 человек; при 10-15 посетителях необходимо принять меры по упорядочиванию прогулок; пребывание 16-20 человек существенно влияет на почву и древостой (снижается продуктивность, уходят звери и птицы, гибнет молодняк, сохнут вершины деревьев).

         Кострище не зарастает в течение 5-7 лет.

         Одна большая берёза, повреждённая топором, может потерять за весну до 200л сока.

         Раны на стволе дерева - «двери» для проникновения целой армии болезнетворных организмов:грибков, вирусов, бактерий.

         Путешествие по тропе — это знакомство с флорой и фауной. Мы живем в таёжной зоне, а самый верный спутник таежных лесов — мхи. Они зависят от воды, не имеют корней, а значит не могут высасывать воду из глубоких слоёв почвы. Они быстро и чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и быстро погибают при загрязнении. Поэтому состояние мхов является показателем (индикатором) загрязнения окружающей среды. На Иве не везде можно их найти. «Кладовые солнца» - так называл писатель М.Пришвин торфяные болота, а торф ценное топливо и удобрение. Пока сфагнум мы не нашли. Лишайники живут долго - до 100 лет, но очнь-очень медленно, - они тоже индикаторы природной среды. Тоже редко встречаются на коре деревьев.

         На тропе очень много осота, репейника, куртины иван-чая, ястрибинки, цикория. Можно встретить колокольчик, золотарник, лютики, полынь, пижму, клевер, малину, сныть, чину(горошек), таволгу-лобазник, кровохлёбку, тысячалистник, дягиль, дудник,вьюнок, копытень, крапиву (жгучую и двудомную), герань, васильковые, землянику, мятлик, тимофеевку, костер безостый, ежу сборную и заросли донника. Проник сюда и борщевик, расположился уже куртинами.

         Растения помогают человеку ориентироваться в пространстве и во времени. Мхи и лишайники выбирают северную сторону. В четыре часа утра разворачивает лазурно-голубые лепестки луговой цикорий, а одуванчик в шесть часов. Ночная фиалка раскротся в девять вечера.

         Есть на тропе и лекарственные растения, например пустырник, шиповник, мята, пижма, чистотел, боярышник, тасячалистник обыкновенный, крапива двудомная.

         На Ивинской тропе можно попасть и в  «Зелёную столовую»: съедобные растения встречаются или их ягоды — малина, земляника, вишня, рябина, ирга и др.

         Растительный мир не безопасен, нужно знать ядовитые грибы и ягоды, не трогать те растения с которыми не знаком.

Занятие: «Через добрые дела можно стать юным экологом» 

         Цель:

         познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. Активизировать  и  обогатить словарь. Познакомить с отличительными особенностями птиц- зимующих и кочующих, тренировать в отгадывании загадок о птицах.

         Задачи:

         Формировать у детей основы экологической культуры.Расширять представление детей о природе, лесных обитателях, правилах поведения в лесу.

         Провести  эксперимент – наблюдение: что происходит с растением когда –за ним ухаживают и когда не заботятся о нем ( не поливают, не рыхлят, находится в тени, не привлекают насекомых и птиц).  Просмотр презентации :  « Правила поведения в лесу».  Знакомство с Красной книгой. Отгадывание загадок о птицах.

         Ход занятия:

1. Вводная беседа о поступках героев из сказки, например, «Лиса,  заяц и петух».  Вопрос детям: в каких еще сказках встречаются добрые и злые герои? Объяснить   детям, почему нужно делать  добро друг другу, природе.

2. Работа с моделью  «Сухое  (несчастное) дерево».    На большом листе нарисовано коричневой краской дерево (без листьев) и сделаны прорези, в которые будем вставлять зеленые листочки после того, как дети  назовут, какой добрый  поступок  они сделали по отношению к дереву.

3. Познакомить с термином «юный эколог».

4. Повторить правила  поведения в лесу (не жечь костров, не ломать деревьев, не вырывать с корнем  ягоды,  грибы). Так поступают юные экологи.

5. Аппликация «Кормушка» на ватмане нарисована  кормушка,  детям раздаются иллюстрации  зимующих  и кочующих  птиц, которые они вырежут и наклеят на ватман, где уже нарисована кормушка.

Физминутка:

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

6. Викторина «Птичка - сестричка».

В гости приходит игрушка- ворона каркуша,  приносит  медальоны со своим изображением - для награждения.

1-е задание: Назвать  как можно больше птиц.

2-е задание: Отгадать большее количество загадок о птицах.

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

В небе, синем и высоком,

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мышки: "Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

До чего нарядный хвост -

Пышный, разноцветный.

Он сверкает ярче звезд

В парке заповедном.

А хозяин - чудо-птица -

Оперением гордится. (Павлин)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (Воробей)

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ:

Лес — богатство и краса: береги свои леса.

Лес да вода — родные брат и сестра.

Лес да вода — поле красят.

Что в лесу родится, в доме пригодится.

PS

В московском кинотеатре "5 звезд" на Павелецкой состоялась премьера самого ожидаемого мультфильма этой весны "Норм и Несокрушимые".

Анимационная комедия "Норм и Несокрушимые" — это захватывающая история белого медведя Норма и его шустрых друзей — леммингов. Их миссия — спасти родную Арктику от жадной корпорации и не допустить появления шоппинг-центров, отелей и автосалонов среди чистых льдов.

В рамках премьеры в кинотеатре прошла Большая Арктическая вечеринка, на которую все гости получили приглашения в виде улыбки белого медведя. Юных зрителей ждали увлекательные игры с аниматорами-полярниками и огромный выбор десертов в Арктическом баре. Гости смогли распечатать себе на память фотографии с персонажами мультфильма "Норм и Несокрушимые", а социальные сети наполнились снимками с хэштегом #МультНорм.

 (Наша справка)

Лес лесу рознь

         До сих пор, говоря о гидрометеорологической роли леса, мы умышленно старались не усложнять и без того сложную проблему. Поэтому пользовались таким обобщенным, несколько абстрактным понятием: «лес».

В подавляющем большинстве исследований, ученые не говорят прямо, о каком лесе идет речь: лес и все. Возможно, происходит это потому, что исследования, касающиеся влияния леса на климат и воды, выполнены главным образом гидрологами и метеорологами.

         Иначе смотрят на проблему гидроклиматической роли леса лесоводы. Для них лес — это сложное растительное сообщество, которое развивается по своим физиологическим законам. Лес может быть разного видового состава: хвойным, лиственным, смешанным. Хвойный лес может быть еловым, сосновым; в лиственном лесу может преобладать береза, осина, дуб, граб и т. д. Лес может произрастать на глинистых, песчаных, супесчаных и других почвах. По возрасту он может быть молодым, спелым или перестойным, по густоте — различным в зависимости от степени сомкнутости крон.

Общеизвестно, что лесные сообщества различны в каждой природной зоне. Гидрологическая роль леса, как справедливо считают лесоводы, в значительной мере определяется видовым составом, возрастом и полнотой лесонасаждений. Вот как излагает эту мысль известный ученый-лесовод А. А. Молчанов, в течение многих лет возглавляющий гидрологические исследования в Институте леса АН СССР: «Накопленный лесоведением большой фактический материал свидетельствует о наличии различных стадий в жизни леса. В каждом из них рост и развитие древостоев происходит по-разному, что в свою очередь должно вызвать различие гидрологических процессов в почвах . Одновременное изучение водного режима почв в древостоях одного и того же типа леса, но различных возрастов позволяет установить развитие гидрологического процесса в почве в связи с ростом и развитием насаждений. При таком подходе становится возможным разобраться во взаимоотношениях между ростом леса и влажностью почвы. Вполне понятно, что совершенно неправильно решать вопрос о гидрологической роли леса без участия компонентов леса — древостоев различного возраста, состава и полноты, изменяющихся во времени».

         Водоохранная роль насаждения за время его жизни не остается постоянной: она положительная — в молодом возрасте, отрицательная — в зрелом и вновь положительная — в старом лесу, потребляющем мало влаги.

Вот как, например, представляет себе изменение водного баланса лесного участка после сведения леса в ходе лесовозобновления О. И. Крестовский, под руководством которого в течение последних лет (1975—1980 гг.) проводились детальные воднобалансовые исследования в бассейне р. Вятки на открытых и залесенных водосборах (участках леса) разного возраста и полноты насаждений. В первые годы после сведения леса на вырубке резко уменьшается испарение и за счет этого возрастает сток. Через 5—6 лет наступает максимум стока и минимум испарения и начинается обратный процесс — уменьшение стока и увеличение испарения. Примерно к 20-летнему возрасту леса сток и испарение достигают исходных значений. Затем в жизни леса начинается период постепенного повышения водопотребления и соответственно повышение испарения и сокращение стока. Максимум водопотребления (и соответственно минимум стока) наблюдается в зрелом возрасте — 40—60 лет. Далее по мере старения леса и уменьшения его продуктивности начинается период сокращения водопотребления — уменьшение испарения и увеличение стока.

Примерно к 100-летнему возрасту леса все возвращается «на круги своя», к тому, с чего началось.

Столь же существенно, по данным лесоводов, меняется водоохранная роль леса в зависимости от его типа. Приняв за единицу водоохранные свойства 65-летнего бора-брусничника, Молчанов для других типов леса того же возраста приводит следующие показатели: сосняк мшистый 1,4, сосняк-черничник 0,5, сосняк-долгомошник 0,2, сосняк сфагновый 0,5. Таким образом, наибольшая водоохранная роль принадлежит сосновым древостоям на сухих почвах и наименьшая — на влажных.

Детальное изучение водного баланса леса в процессе его роста позволяет, по мнению Молчанова, в перспективе научиться управлять водным режимом почв, не истощая запасов влаги под лесом. Можно увеличивать или уменьшать запасы влаги под пологом леса по сравнению с полями и лугами, варьируя по своему усмотрению состав, полноту и возраст древостоя.

Исследования, выполненные Валдайской гидрологической лабораторией Государственного гидрологического института, позволили разрешить это кажущееся противоречие. Дело в том, что в залесенных бассейнах и на залесенных стоковых площадках уменьшается не сток вообще, а только поверхностный сток.

Задержанные лесом талые и дождевые воды расходуются не на увеличение испарения, которое с леса и других угодий в общем различается незначительно (во всяком случае, в лесной зоне), а просачиваются вглубь и идут на питание грунтовых вод. Уменьшая поверхностный сток и за этот счет увеличивая подземный сток в реки, лес оказывает большое водорегулирующее влияние. Не в поддержании общей водоносности рек, а в уменьшении неравномерности внутригодового распределения стока проявляется главная водоохранная роль леса. В залесенных бассейнах реки более полноводны в меженный период, чем в безлесных.

Вырубка лесов, уменьшая подземное питание рек, делает реки более маловодными в межень. Если говорить о реках европейской части России, применительно к которым шла дискуссия о влиянии вырубки лесов на их водоносность, то это относится к летнему периоду. Сказанное полностью согласуется с представлениями, сложившимися в народе о положительной роли леса, так как, говоря об обмелении рек, люди, конечно, имели в виду летний, меженный период.

Лес наше национальное богатство, важнейший вид природных ресурсов. Использовать его надо разумно, чтобы не обеднить нашу землю. Не оставить ее опустошенной для будущих поколений.

В нашей стране разработана и осуществляется целая система природоохранных мероприятий, включающая и охрану леса как неотъемлемого элемента природы. Важным звеном в этой системе являются государственные заповедники, представляющие собой территории, типичные для определенных природных зон, имеющие особую хозяйственную, научную и культурную ценность. Практическое использование лесов в заповедниках запрещается, и они исключаются из хозяйственного оборота. Природа и лес здесь сохраняются, насколько это возможно, в первозданном виде.

В последние годы создано значительное число заказников, учреждены памятники природы.

Заказники — это лесные и водные участки, находящиеся под особой охраной, в пределах которых использование леса строго ограничено. Заказниками, например, объявлены многие леса, прилегающие к Москве, Ленинграду и другим крупным городам.

Памятниками природы объявляются природные объекты, в том числе и леса, представляющие особую историческую или культурную ценность. К их числу, например, относятся озера Валдайское, Селигер, болото Ламмин-Суо, в районе которых рубка леса, так же как и в заказниках, строго регламентирована.

Наконец, в последние годы широко пропагандируется создание обширных национальных парков с использованием леса для рекреационных целей. Такой парк предлагается создать, например, вокруг озера Байкал. В интересах охраны этого уникального водоема рубку леса здесь предлагается также практически запретить. Аналогичный национальный парк предлагается учредить на Валдайской возвышенности, где берут начало главные русские реки.

Особое место среди природоохранных мероприятий занимают водоохранные леса. О них следует рассказать подробнее, поскольку вопрос о их назначении и эффективности с точки зрения охраны водных ресурсов непосредственно связан с проблемой гидроклиматической роли леса.

По замыслу, водоохранные леса — это леса, основным назначением которых является поддержание естественного режима водных объектов — рек, озер. Действие их на водный режим проявляется главным образом в том, что лес ослабляет интенсивность весеннего снеготаяния, растягивает период половодья и снижает высоту подъема уровня, предохраняет почву от эрозии. Вода, проникающая в лесу в глубь почвы, служит источником питания рек в межень, предотвращает их летнее обмеление.

Введение системы водоохранных лесов, разумеется, следует всячески приветствовать. Однако возникает вопрос, почему в общем, очень небольшая часть лесов признана имеющими водоохранное значение, а подавляющей части лесов в этой природоохранной функции отказано.

Впервые на отмеченное противоречие обратил внимание Львович в своей книге «Человек и воды», где он пишет: «В лесах I группы и полосах вдоль рек, занимающих 4%, водоохранные свойства лесов сохраняются, но ценой невыгодного для народного хозяйства выключения этих лесов из эксплуатации и перестоя, а на 96% площади лесов водоохранные мероприятия, по существу, не проводятся Иначе говоря, на ничтожной площади лесов водоохранные меры осуществляются в условиях почти полного отказа от их использования, а на огромной площади, где ведется промышленная эксплуатация, эффективные водоохранные меры не принимаются» (с. 448).

Одним из основных аргументов для обоснования создания запретных водоохранных полос послужило представление о том, что леса, примыкающие к рекам, обладают более высокой водорегулирующей способностью, чем леса, расположенные вдали от рек. В качестве другого аргумента выдвигалось более высокое их противоэрозионное значение.

Элементарные соображения и расчеты показывают, что эти аргументы не выдерживают серьезной критики. В формировании речного стока и развитии эрозионных процессов участвует весь речной бассейн, а не только его прирусловая часть. Водоохранные полосы вдоль рек не обладают какими-то особыми водорегулирующими свойствами в сравнении с другими лесами в пределах речного водосбора. Занимая незначительную часть его площади, они не имеют особых преимуществ в сравнении с любыми другими лесами.

Нельзя не согласиться с выводом Львовича, что все леса в пределах речного водосбора имеют водоохранное значение для данной реки и что система запретных водоохранных лесов, занимающих небольшую часть речных бассейнов, при недостаточном внимании всем остальным лесам, с гидрологической точки зрения, т. е. с точки зрения тех задач, для решения которых эта система была создана, не имеет достаточного смысла.

Охранять природу, это не значит прекратить использование природных ресурсов.

Применительно к лесным ресурсам задача охраны леса заключается в том, чтобы его использование строго сообразовалось с естественным и искусственным возобновлением и сохранением водоохранных, почвоохранных и других свойств леса.

Чем дальше ученые углубляются в изучение проблемы гидроклиматической роли леса, тем больше возникает вопросов. Возможно, вообще нет однозначного окончательного ответа на этот вопрос. Но это, вероятно, относится не только к рассматриваемой проблеме. Это относится к науке вообще. Разгадывая все новые и новые загадки природы, наука никогда не достигает абсолютной истины. Только приближается к ней, а она все более отдаляется.

В связи с этим вспоминаются слова президента Академии наук СССР С. И. Вавилова, всю жизнь посвятившего изучению света: «Итак, природу света мы не знаем, но на пути ее познания мы создали телескопы, фотоаппараты и множество других сложных приборов». Так и с проблемой гидроклиматической роли леса. Мы говорили о влиянии леса. Но ведь лес бывает разный — хвойный, лиственный, смешанный, старый, молодой, зрелый, густой, редкий. Он может расти на глинистых, суглинистых, песчаных почвах, на равнине, в горах и т. д. Настало время конкретизировать постановку проблемы. Надо говорить конкретно: о влиянии какого леса, в каких случаях и о каких природных условиях идет речь. Исследования продолжаются. По мере их развития открываются новые приемы практического использования водоохранной роли леса и пути улучшения водного баланса сельскохозяйственных полей с помощью агролесомелиоративных мероприятий для обеспечения высоких и устойчивых урожаев.

(Исп м-лы СМИ; РГАУ-МСХА)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор«Школьные Новости»;
Миша Зайцев — военкор;  эколог-доброволец;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».