Военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству в пример» принимал участие в форум-концерте «ПОБЕДИТЕЛИ», на котором объявили об учреждении нового движения «Русская мечта». Для этого он прибыл в город Герой-Севастополь с делегацией Изборского  клуба. В команде от Пермского края были А.И. Лобанов, капитан I ранга в отставке, доцент ПГНИУ, Н.Н. Носкова — представитель краевого совета ветеранов.

         Главная цель «Русской мечты» - это сбор, поддержка и развитие уникальных федеральных и региональных проектов в сфере промышленности, культуры, спорта, туризма, краеведения и т. д.

         В этой аудитории собрались те, кто вслед за одним мечтателем заражают мечтой других, передают свою её как огонёк — от сердца к сердцу. Председателем движения единогласно избрали писателя Александра Проханова, который сформулировал задачу движения — сорганизоваться, не ждать, что движение будет патронировано извне...».

         На форуме выступил командир бригады «Восток» Александр Ходаковский (позывной «Скиф»), который прибыл из зоны боевых действий.

         Был и духоподъёмный концерт с участием групп «Чичерина», «Джанго», «Пилигрим», Андрей Ковалёв, поэт из ДНР Анна Ревякина и др.        

         При первом взгляде на фигуру Александра Проханова возникает ощущение, что его много. Много телесной мощи, много эмоций, много идей… Много, но не избыточно. Потому что, как опытное медийное лицо, он отлично понимает, когда нужно форсировать эмоциональный накал, а когда лучше перейти на более спокойный регистр. Если Проханов рассказывает о пылающих кострах современной политики, он грохочет, как трибун; когда же речь касается мечтаний о грядущем благоденствии России и славянского мира, его слова теплеют, тембр смягчается, дискурс из громокипящего превращается в тёплый, проповеднический, иконописный.

         Он явился в литературу и мастерскую школы Горького не зря. У него яркая история из собственного, уникального журналистского опыта.  Будучи специальным корреспондентом центральных газет, А.А.Проханов имел возможность транслировать своё видение тех горячих точек планеты, где ему довелось побывать. Это были Испания, Ангола, Афганистан… Его тирады были яркими, пылкими, впечатляющими.

         Недолгое время он редактировал журнал «Советская литература»,  а с началом 90-х годов, когда все начала нашей жизни сотряслись и переворотились, он встал у руля газеты «День», а затем – «Завтра», ставших рупорами перемен в сторону державности, национального достоинства, имперской идеи.

         Главной мыслью, которую он хотел утвердить в сознании соотечественников, было примирение и плодотворное сотрудничество «белых» и «красных» патриотов. Ведь и те и эти любили Россию, желали ей блага, только методы и подходы у них были разными. Сплотить условных коммунистов с условными антикоммунистами было нелегко: у всех свои амбиции, принципы, своя идеологическая мечта. Но что было в силах его дружной команды (Николай Анисин, Владимир Бондаренко, Александр Дугин, Евгений Нефёдов, Сергей Соколкин, Шамиль Султанов, Владислав Шурыгин и др.), она сделала и стала заметной составляющей русского возрождения.

         Немногим известно, с какими трудностями сталкивались они в распространении смелого издания: чиновники всех мастей чинили препоны, чтобы слово прохановцев не дошло до газетных киосков. Им приходилось звать на помощь самодеятельных продавцов патриотической прессы. Я сам, приезжая в Москву, искал эти газеты на Комсомольской площади. С тех пор не расстаюсь с газетой «Завтра». Мне всегда было интересно — как он выходит на встречу с идеологическим противником.

         К примеру, с редакцией «Эха Москвы», где он был одним из постоянных оппонентов либеральной точки зрения. Как только в эфире раздавался глуховатый, эмоциональный, зовущий к раздумьям голос писателя, рейтинг передачи резко возрастал: даже человек, случайно набредший на эту волну, останавливался, чтобы дослушать гневную или умиротворяющую тираду.

         В свои диалоги Проханов всегда вступал с открытым забралом. Стоит вспомнить его беседу с тогдашним лидером оппозиции Алексеем Навальным. Как ни старался тот свернуть на узкую колею утилитарных, сиюминутных вопросов вроде выборного процесса или коммунальной реформы, Александр Андреевич раз за разом выводил разговор на вечные, смысложизненные проблемы.

         Естественным шагом было также учреждение интернет-канала «День-ТВ» и журнала «Изборский клуб» (им ведает Валерий Аверьянов). Эти выпуски обеспечивает новая команда, но направление остаётся прежним. Оно зовёт Россию вперёд.

         АлександрПроханов:

         Не Первом канале показали фильм о чудовищной России, состоящей из воров, продажных прокуроров, гнусных чиновников и обездоленном народе. Быть может, продюсер, пустивший на экран этот фильм в период боевых действий на Украине, является агентом СБУ? Молва тревожно разносит вести о влиянии олигархов на ход боевых действий.

         И в этих условиях побед на поле боя, неразберихи в пропаганде, среди тревог и разнотолков мы создаём движение Русской Мечты, движение, проповедующее неизбежность Русской Победы, воспевающее глубинный, в самой сердцевине русской исторической жизни победный код - стремление к идеальному бытию, к справедливому, прекрасному государству, которое неотвратимо возникнет, когда перестанут летать "Калибры" и развеется дым над разорёнными городами.

         Мы будем создавать свою прекрасную, нетленную Россию, строя корабли, университеты, межпланетные поселения и цветущие города, заглядывая в чертежи, по которым Господь строил своё небесное Царство, созывая в него нас, обременённых земными трудами, изуродованных войнами и пороками, но несущими в себе образ Создателя, образ его чудотворного Царства.

         Члены Изборского клуба, зачинатели движения Русской Мечты отправились в странствие из Пскова в Петербург, Тверь, на юг к Рязани, Краснодару, Новочеркасску, Ростову, в Симферополь, Севастополь - в этот воюющий город, где корабельная сталь пахнет окалиной и порохом. И там, в этом чудесном победном городе, с амвона русской славы мы провозгласим наше движение - Движение Русской Мечты, движение неизбежной Русской Победы.

         Псково-Печерский монастырь, его настоятель митрополит Тихон провожали нас колокольными звонами и напутствиями. Владыка Тихон произнёс восхитительную речь, будто отправлял нас не просто в странствие, а в военный поход. И мы, окроплённые святой водой, приложившись к святому кресту, зашагали по бесконечным русским дорогам, где нам предстоит стоптать не одну пару обуви.

         Псково-Печерский монастырь- восхитительное создание русского гения, крепость с бойницами и башнями, храмы с чудотворными иконами, с пещерами, где покоится прах русских праведников. Монастырь находится на самой границе с Эстонией. И танкисты НАТО по ту сторону эстонской границы слышат звон Печерских колоколов, а монахи слышат скрежет натовских гусениц. Псковская воздушно-десантная дивизия воюет на Украине. Псковская бригада спецназа сражается под Харьковом и Одессой. И мы, отправляясь в наше странствие, несём с собою боевой возвышенный дух порубежного русского монастыря, заслоняющего Родину от тьмы.

         В Петербурге нас принял "Балтийский завод" – гигантская, лязгающая металлом, шипящая огнём, сверкающая электричеством мастерская, где строятся могущественные ледоколы. Мы погрузились в нутро этой грохочущей громады, двигались среди её гулкого железа, опускались в машинное отделение с могучими турбинами, касались ладонями переборок ядерного отсека, где таится драгоценный реактор, и в него уже загружено топливо. Стояли на ходовой рубке, где сквозь стёкла виден восхитительный Петербург, золотой купол Исаакия, белоснежные колоннады дворцов.

         Ледокол строится в самом центре Петербурга, возникает на глазах, как городской квартал. В его могущественных конструкциях таинственным образом присутствуют изысканная красота Зимнего дворца, пленительный взлёт Адмиралтейства, венценосный всадник на бронзовом коне.

         Мы выступали перед технократами, перед яркой, едкой, взвинченной, чуткой ко всякой неправде университетской молодёжью. Общались с губернаторами, чиновниками, мыслителями и поэтами. В народе поселилось новое грозное сосредоточение. Меньше легкомыслия, страсти к увеселению, погоне за развлечениями и комфортом - предчувствие трудных времён. Мы улавливали, как загорается в душах людей этот грозный победный код. Как люди теснее жмутся друг к другу, ощущают свою русскую общность.

         Общественная жизнь, которая ещё недавно казалась такой разноцветной, хаотичной, исполненной множества верований, изысков, капризов, сегодня эта общественная жизнь упрощается, в ней прочерчиваются жёсткие контуры, появляются координаты, определяющие сущность человека, общественных групп, целых сословий и укладов. Складывается мощный массив патриотически настроенных людей - тружеников и творцов. Тает прослойка людей легкомысленных, легковесных, аполитичных, для которых личное благополучие затмевает благополучие Родины. Проявила себя едкая взвинченная прослойка нигилистов и протестантов, не принимающих новое Государство Российское, стоящее среди военных тревог. Многие из этих нигилистов и функционеров снялись с места, как стая испуганных крикливых птиц, и унеслись в чужие пределы. Их свисты и клёкоты, поносящие Родину, сливаются с грохотом американских "Джавелинов" и рокотом турецких "Байрактаров".

         В нашей паломнической группе среди проповедников и мечтателей помимо известных изборян, что сражаются на ток-шоу или заседают в стенах Государственной Думы, находятся наши братья из многих русских земель, которые в своих выступлениях рассказывают людям об удивительных начинаниях, проектах, коими плодоносит сегодня русская земля. И множество творцов и мечтателей претворяют свою сокровенную мечту в дело. Этим делом может быть крохотный кукольный кружок, где из лоскутков и тряпичек дети сотворяют изумительных матерчатых кукол. Или этим делом может быть создание квантового компьютера, основанного на небывалых физических принципах. Этим делом может быть сбережение популяции аистов или сбережение культурного наследия маленького городка. Этих проектов множество, они взрастают - одни тут же, на твоей огородной грядке, или летают на орбитальных станциях.

         Русская Мечта - это не измышление книжников, не забава манерных умников. Русская Мечта - это оружие поля боя. Ибо на полях Украины сражаются не только солдаты враждующих армий, не только истребляющее друг друга оружие, не только военные и пропагандистские стратеги. На этих полях сражения в ожесточённой схватке сходятся смыслы, глубинные коды, таинственные силы. И судьба этой невидимой миру схватки определяет будущее человечества: будет ли оно построено по чёрным лекалам мирового фашизма или будет озарено божественным светом Русской Мечты.

Наше странствие  в Севастополе на Малаховом кургане и Сапун-горе, у Храма четырёх адмиралов.

         Поезд, на котором мы отправились в путь, есть бронепоезд Русской Мечты.

         Тридцать лет Россия жила с топором в спине.

         И вот через тридцать лет, в феврале, когда русские танки пошли на Мариуполь и Харьков, Россия вырвала топор из спины. И открылась страшная рана, хлынула кровь, разошлись присмирелые было кости. Россия вскричала, стала штопать оставшуюся от топора жуткую рану, сращивать разорванные сосуды, склеивать позвонки, накладывать на рану пластырь.

Мы живём без топора, и Россия проходит стадию мучительного исцеления.

         Русская Мечта сегодня — в огне пожаров, рёве реактивных снарядов, штурмует вместе с десантниками опорные пункты укров, ведёт в атаку ополченцев Донбасса, сбивает "Байрактары" и жжёт украинские танки. Она пришивает Донбасс к России, накладывая жёсткий шов.

         Русская Мечта — на оборонных заводах в лязге танковых конвейеров, в литейных цехах, на лицах утомлённых рабочих, что в три смены дни и ночи «ставят на крыло» штурмовики, множат снаряды для "Ураганов", вбрасывают искорёженные на фронте танки в красный зев плавильных печей, чтобы из огненного переплава построить новые танки и кинуть их на фронт.

         Русская Мечта дышит в конструкторских бюро, в кабинетах правительства, в отделах планирования, где создают новые отрасли, машины, препараты, приборы, замещая ими прорехи, оставшиеся после бегства иностранцев.

         Русская Мечта дышит на подмостках театров, с которых убежало отвратительное изуверское племя, хулившее русскую культуру, русскую музыку, поэзию, драматургию. Их место занимают молодые русские режиссёры, актёры, продюсеры.

         Русская Мечта дышит на поле духовной брани, где сталкивается с кромешной чёрной силой мирового фашизма, стремящегося вымарать Россию с карты земли, выскоблить русских из мировой истории, превратить слово «русский» в синоним тьмы. И для этого запрещают Пушкина, кастрируют на Украине русских пленных, желая извести русский народ, убить ту матку, из которой во все века после страшных нашествий, пожарищ вновь возрождалось Государство Российское.

         Русская Мечта и есть воплощение Государства Российского, вековечного русского чаяния о благих временах, когда человечество превратится в райскую клумбу, поражая Творца своим цветущим многообразием, божественной красотой, богоподобной любовью.

         Русская Мечта — в сердце атакующего танкиста, в неутомимых руках сталевара, в прозрениях конструкторов, в идеях управленцев-новаторов.

         Русская Мечта — в работах сегодняшних русских философов-духовидцев, разгадавших «тайну беззакония», открывающих миру сокровенный бриллиант бессмертной России небесной.

         В Государственной Думе вице-премьер Мантуров рассказал о грандиозных планах восстановления народного хозяйства после опустошительной войны, которую тридцать лет либералы вели на русских пространствах, уничтожая великие советские отрасли, истребляя заводы-гиганты, разоряя конструкторские бюро. Мантуров впервые со времён Госплана в цифрах и сроках рассказал о турбинах, кораблях, самолётах, хлебных комбайнах и нефтяных буровых, искусственном интеллекте и космических аппаратах.

         Предстоят гигантские труды и усилия «второй индустриализации», которая восполнит урон, нанесённый стране её врагами, вонзившими топор в русское тело.

         Кончен век топора. Кончен век Кудрина—Мау—Чубайса. Кончен век Райхельгауза и Невзорова. Начинается новый театр — русский театр духовных военных действий. Начинается новая русская музыка. Прислушайтесь к рёву "Ураганов", свисту "Калибров", рокоту "Аллигаторов", и вы услышите Прокофьева, Свиридова, Скрябина, услышите Шостаковича, написавшего свою симфонию в честь присоединения Донбасса к России.

         Социологи тоже думают о будущем и о Русской мечте:

         О чем мечтаем?  Пословица "мечтать не вредно" - это у нас почти философия.  Подавляющее большинство (90%) сказало, что хоть скромную мечту, но все же имеет. Правда, четверть (27%) респондентов говорят, что мечтам они предавались по большей части в юные годы. Да треть граждан от 16 до 25 лет (31%) говорит, как отрезает: в мечтаниях практического смысла нет, жить надо в реальном, повседневном мире. И все же три четверти россиян считают, что жить без мечты неинтересно и неправильно.

         Этим мы сильно отличаемся, например, от американцев, у которых "быть красивым" и "прославиться" - желания, возведенные фактически в культ.

         Как ни странно, даже "агрессивная реклама" предметов роскоши и светская хроника не заставили подавляющее большинство россиян просить у Золотой рыбки яхту, славу на весь мир или невиданную красоту.

         Каждый пятый хотел бы обрести по мановению рыбкиного хвоста квартиру или дачу, 18% мечтают о счастье в личной жизни, 15% хотели бы сделать карьеру и найти достойную работу. Что характерно, о "долгой жизни" мечтает лишь один россиянин из ста.

         А если, как пелось в песне, "...раньше думать о Родине, а потом о себе"? Среди клиентов Золотой рыбки лишь скудные 7% загадали бы желание "мир во всем мире, и никакой войны". А главное, чего они хотят от государства, - справедливости и равенства всех перед законом.

         По мнению респондентов, за последние годы наш "национальный характер" порядком испортился. От двух третей до трех четвертей россиян считают, что в нашем обществе стало гораздо меньше уважения к старшим, бескорыстия и готовности помочь другому, честности, уважения к женщине, патриотизма, доброжелательности, искренности и честности, трудолюбия. Если чего стало больше, так это агрессивности и цинизма. Разве что, считают россияне, мы теперь менее внушаемые и более активные, целеустремленные.

         Наибольшей поддержкой в нашем обществе пользуются такие идеи, как социальная справедливость (44%), права человека и демократия (28%), стабильность, развитие без потрясений и революций (27%), возвращение России статуса великой державы (26%), возвращение к национальным традициям и вечным ценностям (22%). Все прочее значит куда меньше. О "сильной руке" грезят лишь 18%, о "России для русских" - 14%, о свободном рынке - 7%. А о новом революционном переустройстве страны - лишь трое из ста. У современных лениных шансов, можно считать, нет.

         Вообще, конечно, Великая Русская Мечта - это прежде всего размышления о собственном счастье, а не только о судьбах страны.

         То есть получается, что чиновников ругают все, но обрести подобное теплое место с максимумом гарантий и минимумом ответственности - мечта многих. В чистом виде кисельные берега и Емеля на печи.

         Классическая формула мечтаний была выведена еще в позапрошлом веке: людям обычно не хватает для полного счастья "пятисот рублей и еще одной комнаты". Рубли имелись в виду, конечно, царские, но сути это не меняет.

Наши сограждане точно также мечтают в первую очередь  решить бытовые проблемы, не считать копейки и жить в достатке.

         А вообще "стать богатыми" хотели бы три четверти россиян. Но лишь 28% думают, что им это по силам.

         Как ни странно, наши сограждане редко называют "мечтой" желание иметь счастливую семью и найти настоящую любовь. И вовсе не потому, что чужды лирики и романтики. Просто для большей части населения хорошая семья и дети - это реальность или вполне достижимая цель, и о чем тут "мечтать"?

         Самый востребованный тип женщины - "душа компании", а мужчины - "надежный". Кстати, резко различаются требования россиян к идеальному спутнику жизни и просто к представителю противоположного пола. Идеальная жена должна  прежде всего  быть верной, любить детей и быть хорошей хозяйкой. А муж-идеал пусть умеет зарабатывать деньги, будет верным и не имеет вредных привычек, остальное стерпится-слюбится.

         Собственно, и ко всем остальным мечтам и надеждам этот исконно русский тезис тоже относится. Мы не ждем от жизни слишком многого и умеем радоваться тому, что у нас все-таки есть. И что бы ни случилось, верим, что "завтра будет лучше, чем вчера". Пожалуй, это - главное, что в Большой Русской мечте во все времена неизменно.

Итоги исследования комментирует директор Института социологии РАН, академик РАН Михаил Горшков.

- Михаил Константинович, можно ли выразить Великую Русскую Мечту одним словом?

Михаил Горшков:

         Можно. Это будет слово "справедливость". Как на "высшем уровне", когда речь идет об идеальном устройстве государства, так и "для себя" - чтобы людям воздавалось по заслугам, чтобы они имели равные шансы и их дети были "не хуже других". О социальной справедливости мечтают 45% граждан, ни один лозунг не набирает столько голосов. Если мы говорим о национальной идее, то вот она, можно долго не искать. Наши сограждане мечтают жить в справедливом и разумно устроенном обществе, где вознаграждаются добродетель и труд, где доходы соответствуют квалификации, где все равны перед законом и могут реализовать свои жизненные шансы. В общем, ничего сверхъестественного: открывай Конституцию, и почти в каждой ее статье - наше заветное желание. К сожалению, по большей части не воспринимаемое как "данность". Кроме того, 40% наших сограждан считают, что "справедливость важнее закона", а законы считают "не про нас  и не нами писанными". Такой нигилизм - вещь очень и очень тревожная.

         - Сильно ли отличаются наши мечты от того, о чем грезили родители и деды?

Михаил Горшков:

         На протяжении последних 100-150 лет "русская мечта" постоянно менялась. Сравните хотя бы недавнюю историю: в первые послевоенные десятилетия главное чаяние - "лишь бы не было войны". Затем очень многие верили в "светлое коммунистическое завтра" (как бы теперь мы эти утопии ни осмеивали). А годов с 70-х ХХ века коллективная мечта стала склоняться к образу "потребительского рая" (и в этом отношении мы долго идеализировали Запад, пока не поняли, что и там все непросто и негладко). В последние десятилетия наша страна постепенно стала утрачивать "энергетику большой цели", люди погрузились в свои частные проблемы, от которых государство самоустраняется. Решить квартирный вопрос, побольше зарабатывать, иметь доступ к хорошей медицине и образованию - вот что важнее всего. Сейчас очень сложно представить такой же общенациональный единый порыв к большой цели, как, например, в годы Великой Отечественной и после нее, во времена индустриализации или в годы освоения космоса. Даже БАМ сейчас бы точно "всем миром" не построили. В связи с этим я бы очень осторожно оценил перспективы программы модернизации всех сфер жизни государства. Чтобы осуществить ее, сначала надо разбудить в массах достаточный энтузиазм, а это дело нелегкое.

         - Но в ораторах и трибунах недостатка сейчас нет. Какие политики могут сейчас все-таки "повести за собой" россиян?

Михаил Горшков:

         Те, кто сможет предложить им модель именно "справедливого" государства, причем это государство сегодняшнее, "издание исправленное и дополненное", а не построенное с нуля после очередной "революции". Россияне также очень не любят, когда им навязывают чуждые идеалы и ценности, прагматичности и расчету они предпочитают гуманизм, общинность, опору на государственную силу, "русскую духовность" и т.д.

         Пока среди  многих идейных течений и направлений можно выделить три, которые претендуют на поддержку в обществе: "левые государственники" (укрепление национальной собственности, восстановление социального государства), леволибералы (социальная справедливость плюс все демократические свободы, экономическая и социальная модернизация) и правогосударственники (основной вектор политического курса последнего десятилетия). Их конкуренция могла бы обеспечить динамику политического процесса как минимум лет на 5-10.

         - Говорят, что граждане России стали в последнее время более религиозны. Так ли это и может ли, например, православие стать для общества консолидирующей силой?

Михаил Горшков:

         В нашей стране лишь 7% называют себя атеистами, а число верующих растет.  Роль религии в обществе повышается, хотя по сравнению с другими странами наша религиозность на среднем уровне. Глубоко верующих людей у нас лишь 4%. В церкви мы черпаем некое "нравственное начало", она дает возможность приобщиться к вечным ценностям, почувствовать общность с другими людьми (вспомните очередь к Поясу Богородицы). Но не стоит преувеличивать: "дорога к храму" - не самая частая для россиян. Они, как и раньше, ведут себя в соответствии с пословицей "на бога надейся, а сам не плошай". Об исполнении своей мечты молятся Богу лишь 18% молодежи и каждый четвертый из людей постарше.

         - А осуществимы ли вообще мечты россиян?

Михаил Горшков:

         Я не пророк, я социолог. Могу лишь сказать: россияне думают, что их мечты имеют шанс сбыться (хотя в этом уверены меньше половины). Люди понимают, что идеальный мир остается все же утопией, жить в "справедливом обществе" вряд ли удастся, а вот "бытовые" мечты надо реализовать своими силами. Чем и занимаются по мере сил и весьма скромных возможностей.

Ps

         Какую историческую эпоху можно считать идеальной для русского человека? Вопрос важен, так как больше половины россиян уверены: все исторические события в нашем государстве происходили не просто так, а ради выполнения некой высокой миссии России во всем мире. Две трети респондентов мечтают видеть нашу страну, как в ее гимне, великой и мощной державой. Но идеалов они, как показали данные опросов, в прошлом не ищут. Российская империя кажется воплощением мечты лишь одному из девяти россиян, всего 14% идеализируют эпоху Брежнева. В 2000 г. только 6% говорили, что "хорошая жизнь" началась лишь в эпоху рынка. Сейчас почти треть уверена, что "русская мечта" воплощается на наших глазах, прямо сейчас, а 14% ее осуществление связывают с современными политиками (особенно с действующим президентом, которого назвали 9%). Правда, почти треть граждан (31%) ответили ученым, что ни один из периодов нашей истории на звание идеального не тянет.

         А уж оглядываться в поисках идеалов на Запад мы категорически не хотим. "Русская мечта" расходится с западной в главном - в трактовке того, что такое свобода (одно из самых важных для россиянина понятий). Американец, немец или француз считает себя "свободным", если он может реализовать свои права, не забывая об обязанностях. Прагматично и методично. Наша русская свобода - скорее "воля". Как говорили респонденты, это возможность "быть самому себе хозяином" без оглядки на обстоятельства. 54% россиян в возрасте до 55 лет считают, что индивидуализм и либерализм западного типа - "не наш путь", а для России важны чувство общности, коллективизм и жестко управляемое государство (то есть пресловутая "твердая рука"). Причем не надо думать, что столь патриархальные взгляды - удел малых городов или сел. Среди респондентов, живущих в мегаполисах, доля противников западных ценностей поднимается до 65%, число их сторонников снижается до 35%.

Своя рубашка ближе к телу 

         Вообще, конечно, Великая Русская Мечта - это прежде всего размышления о собственном счастье, а не только о судьбах страны. Поэтому социологи попросили граждан описать свои личные идеалы: о какой они мечтают работе, семье, друзьях, самом лучшем способе провести свободное время, и т.д.

         По данным последней Переписи населения, почти 66 миллионов человек в России (или 91% граждан от 15 до 72 лет) ходят на работу и проводят там существенную часть своей жизни. И работа для них очень важна: даже в мечтах лишь 6% мечтали бы, будь у них возможность, только бездельничать. Лишь 2% хотели бы, чтоб их дети не работали.

         Конечно, важен и материальный стимул: для 77% наших сограждан именно работа - главный источник средств к существованию (учитывая, сколько у нас пенсионеров, молодежи, инвалидов и пр., цифра внушительная). Но вместе с тем для россиян работа - это еще и способ самоутвердиться в обществе, воплотить в жизнь свои идеи, почувствовать себя нужным… ну и в конце концов просто расширить круг общения.

         "Работа мечты" для среднего россиянина - прежде всего работа интересная. "Только на интересную работу можно потратить значительную часть жизни", - считают 58% респондентов. Несколько меньше, 47% говорят, что главное в работе то, сколько за нее платят. А в идеале "хорошая работа" представляет собой хобби и любимое дело, за которое еще и уважают, и материально вознаграждают. Но это мнение "вообще". В реальности людям при выборе работы оказывался важен именно размер заработка (82%), интересное дело выбирали 54%, хорошие условия труда - 39%. О возможности карьерного роста в реальности задумывались только 18%, возможность проявить инициативу привлекала 15%. Поровну и совсем немного - по 12%  хотели либо "приносить пользу обществу", либо оставить время для себя и своей семьи или хобби. Людям бедным в данном случае просто не до жиру: главное, чтоб работа вообще была. Высокооплачиваемые охотнее рассуждают о том, что "деньги не главное".  Молодежь намного чаще старших мечтает об интересной работе, но с возрастом прагматизм растет, усталость накапливается, и люди предпенсионного возраста почти вдвое чаще отмечают как идеал "хорошие условия труда". В малых городах и на селе об "интересном" деле мечтают куда реже, чем в городах-миллионниках, где шансов найти такое дело больше. Тоже - не до жиру.

Сказка сказывается 

         После сказки о Золотой рыбке социологи предложили респондентам на выбор еще несколько известных фольклорных произведений и попросили отметить, в каких "русская мечта" видна наиболее отчетливо.

         На первом месте иностранка Золушка: в ней образ русской мечты усмотрели 40% опрошенных. Правда, среди женщин эту сказку отмечали 60%, а мужчины - лишь в 16% случаев.

         Второй народный герой - наш Емеля  из сказки "По щучьему велению". Тот самый дурачок, которому вдруг "необычайно свезло", - воплощение национальной мечты примерно для четверти россиян (28% - мужчин, 19% - женщин).

         Приблизительно пятая часть граждан, чаще мужчин, видит воплощение нацмечты в грозных образах русских богатырей - защитников родной земли ("отведай-ка силушки богатырской!!!").

         Каждому шестому россиянину близок образ ничем не ограниченного изобилия - молочных рек и кисельных берегов.

         Эти результаты были для социологов, в общем-то, предсказуемыми. Но ученых изрядно удивило то, что почти вровень с "щучьим велением" в рейтинге "сказок о мечте" встали уральские сказы "Каменный цветок" и "Малахитовая шкатулка", герои которых готовы заложить свою душу, заплатить личным счастьем и свободой за то, чтобы достичь вершин мастерства.

         А вот образ "хорошего царя" (в роли которого в ряде сказок выступает столь популярный у россиян Петр I) соотносит с русской мечтой лишь каждый десятый респондент.

         Еще меньше нравятся нашим согражданам хитрый Балда, торжествующий над своим хозяином, или вольнолюбивый Стенька Разин.         Нечего Волгу княжнами засорять, не по-нашему это.

         Какую историческую эпоху можно считать идеальной для русского человека? Вопрос важен, так как больше половины россиян уверены: все исторические события в нашем государстве происходили не просто так, а ради выполнения некой высокой миссии России во всем мире. Две трети респондентов мечтают видеть нашу страну, как в ее гимне, великой и мощной державой. Но идеалов они, как показали данные опросов, в прошлом не ищут. Российская империя кажется воплощением мечты лишь одному из девяти россиян, всего 14% идеализируют эпоху Брежнева. В 2000 г. только 6% говорили, что "хорошая жизнь" началась лишь в эпоху рынка. Сейчас почти треть уверена, что "русская мечта" воплощается на наших глазах, прямо сейчас, а 14% ее осуществление связывают с современными политиками (особенно с действующим президентом, которого назвали 9%). Правда, почти треть граждан (31%) ответили ученым, что ни один из периодов нашей истории на звание идеального не тянет.

         А уж оглядываться в поисках идеалов на Запад мы категорически не хотим. "Русская мечта" расходится с западной в главном - в трактовке того, что такое свобода (одно из самых важных для россиянина понятий). Американец, немец или француз считает себя "свободным", если он может реализовать свои права, не забывая об обязанностях. Прагматично и методично. Наша русская свобода - скорее "воля". Как говорили респонденты, это возможность "быть самому себе хозяином" без оглядки на обстоятельства. 54% россиян в возрасте до 55 лет считают, что индивидуализм и либерализм западного типа - "не наш путь", а для России важны чувство общности, коллективизм и жестко управляемое государство (то есть пресловутая "твердая рука"). Причем не надо думать, что столь патриархальные взгляды - удел малых городов или сел. Среди респондентов, живущих в мегаполисах, доля противников западных ценностей поднимается до 65%, число их сторонников снижается до 35%.

См. фотоальбом

(исп м-лы СМИ; опрос «РГ»; А. Проханова; С.Казначеева и др.)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».