Суворов бессмертен, его имя, дела и свершения останутся в народной памяти навсегда. С каждым веком суворовские победы сияют всё ярче и ярче, освящая неувядаемой славой исторический путь России, воодушевляя её устроителей и защитников на жертвенное служение и подвиги во имя Отечества. Слова, дела и поступки Суворова просты, ясны, очевидны и в тоже время поражают своей мудростью и удивительным результатом.

Александр Суворов: наука побеждать

Наука побеждать. Уроки управления от исторических личностей

Суворов | Курс Владимира Мединского | XVIII век

Суворов. Продолжение | Курс Владимира Мединского | XVIII век

         Суворов одним взглядом и мыслью охватывал суть самых сложных и масштабных проблем, выделял главное и находил простое, самое верное на данный момент решение. Это была простота, о которой говорят, где «просто, там и ангелов до ста», и которая делает трудно понятными для многочисленных исследователей истоки и причины его ошеломляющих побед и исторических свершений. Обладая даром предвидения, Суворов говорил: «Жизнь столь открытая известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажены быть не может. Всегда найдутся непреложные свидетели истины, ...». Так оно и случилось. Все попытки замарать славное имя Суворова провалились, его имя священно для нашего народа, он и сегодня с нами. 

         По итогам всенародного голосования накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. этой святой и великой Победе присвоено имя Суворов!

Отныне и навсегда ИМЯ ПОБЕДЫ - СУВОРОВ!

         Почти каждый день и факт жизни Генералиссимуса многократно просеян, проверен и скрупулезно рассмотрен через увеличительное стекло очень и не очень добросовестных историков, литературоведов, военных и гражданских исследователей. Ему посвящены тысячи больших и малых книг, сказаний, стихов, поем, научных и литературных исследований, статей, авторы которых искали и ищут до сего дня ответ на вопрос, почему Суворов всегда одерживал победы над превосходящим, подготовленным и хорошо вооруженным противником. Ответов много, в т. ч. и абсурдных: везение, удача, стечение обстоятельств, счастье и т.п. На них, с присущей ему иронией, ответил сам Суворов: «Один раз счастье, другой раз счастье, помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и умение».

         Большинство авторов объясняют его победы семейным воспитанием, блестящим образованием, целенаправленной военной подготовкой, природным талантом, помноженным на неустанный труд и непрерывное самообразование, подражанием великим личностям, бурным темпераментом, целеустремленным характером победителя, постижением военного дела с солдатских азов и т.д. Все это верно, но подобные обстоятельства, черты и качества были присущи и другим выдающимся полководцам, и только имя Суворова стало негаснущим факелом и путеводной звездой для народа России, высоким духовным идеалом и примером жертвенного Отечеству, только его победы вызывают одновременно восхищение и недоумение, восторг и непонимание, как такое стало возможным!

         За прошедшие более чем два века дано много определений выдающегося исторического явления по имени Суворов: «необъяснимое чудо», «архирусский генерал», «гений войны», «фельдмаршал-солдат», «солдат-полководец», «русский Архистратиг», «Российский Победоносец» и т.д. Они все справедливы, но не все полностью раскрывают секрет «необъяснимого русского чуда» по имени Александр Суворов. Великий сын России, непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов внес совершенно особый вклад в формирование духовной мощи народов нашего Отечества и его защитников, укрепление духовного превосходства российского воинства, в разработку и практическое решение проблем духовных основ военного дела.

         Суворов жил в эпоху, когда   государственное и военное строительство были не отделимы друг друга, когда территория и независимость России, её наука, литература, музыка, живопись прирастали и сохранялись эполетами.  Мы имеем право говорить не только о великом вкладе Суворова в развитие военного дела России, но и о его вкладе в строительство российской государственности. Один из самых образованных людей своей эпохи, Суворов вошёл в историю России не только как непобедимый полководец, но и как новатор военного дела, гениальный педагог-воспитатель и духовный наставник войск. Командуя Суздальским полком, критически осмысливая опыт семилетней войны, Суворов разработал и опробовал систему воспитания и обучения войск, знаменитое «Суздальское учреждение», ставшего основой «Науки Побеждать», в которой как писал профессор Академии Генерального штаба генерал Н.Н. Головин  глубокий «философский взгляд на военное дело проходит руку об руку с глубоким пониманием военной психологии и с замечательным знанием реальностей боя», и на основе которой он взрастил своих непобедимых «чудо-богатырей».

         В воспитании войск Суворов добился небывалого, сказанные им негромкие слова, выражения, наставления стремительным и многоголосым эхом мгновенно разлетались по войскам, проникали в сердца и души воинов и действовали на них как наивысший приказ, подлежащий неукоснительному исполнению.  Академик Н.Ф. Дубровин писал: «Современники свидетельствуют, что солдаты говорили языком Суворова, а мы думаем, что, напротив, Суворов говорил солдатским…».  Он был для солдат «отцом», «батюшкой», «нашим Суворовым», а они для него «братцами», «ребятушками», «чудо-богатырями». Как сказал Денис Давыдов, Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение». Вся жизнь Суворова, каждый день, бой, поход, сражение пронизаны работой суворовской мысли, он постоянно учился сам и непрерывно совершенствовал систему подготовки войск. А.Ф. Петрушевский в книге «Генералиссимус князь Суворов», пишет Суворов явление совершенно исключительное по размерам военного дарования, по оригинальности военного искусства, по самобытности своей военной теории, а М.И. Драгомиров в предисловии к этому труду добавляет, «Суворов не имел предшественников; да и последователя, не только ему равного, но хоть подобного, вероятно, не скоро дождется». 

         Суворов понимал, что военная наука зашла в тупик и предвидел наступление новой эры военного искусства. Его мысль опережала своё время минимум на столетие и даже больше. Анализируя основные положения современных воинских уставов, основ подготовки и ведения операций (и не только отечественных), сравнивая их с суворовской «Наукой побеждать», мы обнаруживаем, что они в своей основе опираются на её положения. Как без святого благоверного князя Александра Невского не было бы победы на Куликовом поле, так без Генералиссимуса Александра Васильевича Суворова не было бы победы на Бородинском, а без обоих великих Александров не было бы взятия Берлина в 1945 г. Без Суворова и его побед Россия была бы совершенно другой страной. Зная настрой европейских монархов, и понимая, что России не избежать столкновения с объединённой Европой, Суворов задолго до 1812 года, предупреждал, тщетно двинется на Россию вся Европа, она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб.

         Так и случилось, Смоленск, Бородино, Малоярославец стали для Наполеона Фермопилами, и почти всё его многоязычное общеевропейское войско нашло в России гробы. Несмотря на усилия сторонников западной муштры в русской армии сохранился суворовский дух. Россию отстояли ученики и питомцы Суворова Багратион, Платов, Милорадович, Кутузов и другие суворовские «чудо-богатыри». На Бородинском поле стеной встали 44 полка, прошедших в разное время боевую школу под командованием Суворова.

         Более двух веков наследие Суворова является основой отечественной военной мысли, воспитания и обучения защитников России.  Истоки побед генералов Ермолова, Скобелева, фельдмаршала Гурко, генерала Брусилова, маршала Жуков и других славных сынов России в делах и творчестве Суворова. В своей боевой практике они воплощали основные принципы суворовской «Науки побеждать».

         Не случайно в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был учрежден орден Суворова и созданы Суворовские училища. Советский Союз выстоял и победил гитлеровский фашизм во многом не благодаря, а вопреки марксистско-ленинской идеологии. Он выстоял потому, что русский народ сохранил воспитанную православием готовность защищать Родину. И далеко не случайно в первом с начала войны публичном выступлении И.В. Сталин воззвал к истокам народной мощи, к православному духу русского народа словами запретного, но не забытого им православного обращения: «Братья и сестры!» и позвал на помощь русских святых и прославленных полководцев, Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и других великих сынов России. И как оказалось, обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси смогло в нашей официально атеистической стране всколыхнуть, поднять и объединить все слои общества в годину тяжкого испытания на всенародную борьбу с врагом.

         Суворов оказал влияние не только на отечественную, но и на иностранную военную мысль и первым сказал об этом Наполеон. Русский военный историк Ф.Н.Глинка писал: «Теперь уже ясно и открыто, что многие правила военного искусства Наполеон занял у нашего Суворова. Этого не оспаривают сами французы; в этом сознаётся и сам Наполеон; в письмах из Египта, перехваченных англичанами, он явно говорит Директории, что «Суворова до тех пор не остановят на пути побед, пока не постигнут особенного его искусства воевать и не противопоставят ему его собственных правил». Не получилось, никто не смог остановить Суворова на пути его побед.

         Что же сформировало выдающуюся личность Суворова сделало его непобедимым? Что лежит в основе его непревзойдённой «Науки побеждать»?  Почему нас не могут удовлетворить все выше данные объяснения? Чему мы должны учиться у Суворова, чтобы защитить Россию, отстоять её суверенитет, независимость и территориальную целостность от любого посягнувшего на них.

         На эти вопросы ответ один: мы должны как Суворов следовать по пути исторического выбора России, на который направил её святой князь Владимир – по пути Православия.  Жизнь Суворова являет собой блестящий образец и пример служения Богу и Отечеству! «Истинно, не так бы славен был Суворов, если бы не сияла в нем христианская, высокая, праведная, смиренная душа», - говорится в слове настоятеля Суворовской церкви в селе Кончанском протоиерея Льва Матвеева перед её переносом в Санкт-Петербург, 15 марта 1900 года.

         Болезненный от рождения, худенький, малого роста, Александр Суворов не был тщедушным, у него была большая, смелая, одухотворенная православной верой Душа. Суворов жил и служил по Божиим Заповедям, уповал на Божий Промысел и был убежден, что Дух всегда побеждает в борьбе с грубой физической силой. «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна, …», учил своих воинов и учит нас сегодня Суворов. Наставляя подчиненных офицеров и генералов Суворов говорил: «Дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ», «Безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Составленная Суворовым тетрадь «капральских бесед» начиналась словами: «Молись БОГУ: от НЕГО победа!», затем следовал текст обязательной молитвы: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!» и далее шло суворовское поучение: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!».

         Духовная полнота и нравственная чистота Александра Васильевича, основанная на его глубокой православной вере, вот несокрушимая основа его непревзойденной «Науки побеждать». Глубокая Вера, горячая молитва были главным оружием Суворова.  Уверенный в помощи Господа Бога нашего Иисуса Христа и Его чистейшей Матери Пресвятой Богородицы, он без страха шёл на врага, часто, но продуманно рисковал, говоря при этом: «Вся жизнь в руках Божиих», «Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна!».  Ярчайший образец победы духа над физическими возможностями человека переход Суворова через Альпы. Современники назвали его «невозможным и подобным чуду».  Сам Суворов считал, что только несокрушимая вера в Божий промысел, помогла ему и войску совершить в Альпах невозможное для человека. Ни одна армия мира не совершала ничего подобного, ни до, ни после Суворова.

         Обращаясь к своим воинам Суворов говорил: «Чудо богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!», «Грех напрасно убивать!», «С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства», «Обывателя не обижай, он нас поит и кормит; солдат не разбойник». Эти наставления Суворова особо впечатляют на фоне обращения Наполеона к войску перед вторжением в Россию: «Москва и Петербург будут наградою подвигов Ваших, вы найдете в них золото, серебро и другие драгоценные сокровища. Вы будете господствовать над русским народом, готовым исполнять все ваши повеления и делать вам удовольствия, какие только угодно будут вашей душе».

         Суворов беспредельно любил Россию, традиции и характер русского народа, верил в непобедимость русского солдата и часто напоминал своим воинам: «Мы русские! С нами Бог!», «Ты русский! Знаешь трех сестер – Веру, Надежду и Любовь; с ними Слава и Победа, с ними Бог!». За Суворовым эти слова повторяли солдаты, офицеры и генералы всех национальностей, служивших под его началом. Суворов всемерно будил в солдатах патриотические чувства, поднимал их национальное самосознание, сознание собственного достоинства, «Горжусь, что я русский!», «Мы русские, какой восторг!». В то же время, патриотизм Суворова был лишен национального чванства, чувства национальной исключительности и презрения к другим народам.  Как говорилось в одной из лекций Академии Генерального штаба, «Патриотизм его был живой и сознательный, он гордился именем русского, не потому, что признавал немца и француза людьми низшего сорта, а потому, что был сыном России». Защищая Россию Суворов защищал Дом Богородицы, православие, православную монархию, которой был безоговорочно предан. «Умирай за дом богородицы, за матушку, за пресветлейший дом. Церковь бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!». Бескорыстное, жертвенное служение Родине, вот смысл всей жизни Суворова. «Свою жизнь и свое воинское призвание он воспринимал исключительно как служение Господу, Святой Церкви и народу России», писал о нем Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

         По разным обстоятельствам многие десятилетиями духовные основы Суворовской Науки побеждать или замалчивалось, или обозначались одним-двумя предложениями. В военных учебных заведениях Суворова изучали, но выхолощенном виде, автор знает это по своему опыту. Мы знали его наказы: «каждый солдат должен знать своей маневр», «сам погибай, а товарища выручай», «дисциплина – мать победы», «Богатыри! Неприятель Вас дрожит; …». «Ученье свет, а не ученье тьма. Дело мастера боится, и крестьянин не умеет сохою владеть: хлеб не родится», «За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам 6. Нам мало 6-ти давай нам 10 на одного. Всех побьем, повалим, в полон возьмем». Но мы не знали, что суворовская система воспитания и обучения войск полостью базируется на православной духовности, что вся жизнь Суворова была образцом высокой православной нравственности, простоты и скромности, а все его наставления были проникнуты глубокой Верой. Мы руководствовались словами Суворова: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву,..», далее вместо слова «благочестиву» шло многоточие.

         Повсеместно слова Суворова обрывались там, где речь заходила о Боге, православии, молитве. Понадобился не один год внутренней работы, чтобы увидеть и понять, что твердая вера в Бога, несокрушимая уверенность в его заступничестве сделали Суворова непобедимым и превратили его войско в легендарных чудо - богатырей.

         К сожалению, и сегодня многие не видят в Суворовской «Науке побеждать» главного – первенства духовного над материальным. Слушают, но не слышат Суворова, который кричит нам из прошлого: «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, …», «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!», «Молись БОГУ: от НЕГО победа!». Читают, а реакции нет, всё воспринимается как сказки, даже не пытаются вникнуть в слова Суворова. А когда делаешь усилие и вникаешь, то обязательно обнаруживаешь, что Суворов действительно жил и поступал по Божиим Заповедям.

         6 мая 1800 г. Суворов скончался. Последние его слова были: «Долго я гонялся за славой. Все суета. Покой души -  у престола Всевышнего». Погребен Суворов в Санкт- Петербурге в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. На могильной плите согласно его желанию выбиты всего три слова: «Здесь лежит Суворов». Генералиссимус Суворов никогда не исключался из списков Российской Армии. «В общем списке генералов, веденом с ноября 1796 г. по июнь 1807 г., против фамилии Суворова, среди прочих отметок, имеется надпись: «умер 6-го мая 1800 г.; приказа ж об нем не было».

         За несколько дней до смерти Суворов сам назвал основной источник своей непобедимости: «Я уповал на Бога и был непоколебим», и это главный секрет Суворовской «Науки Побеждать». Он любил Бога, и Бог любил его, посылал ему испытания и давал силы для их преодоления, помогал и спасал от неминуемой, казалось бы, смерти.

         Самое поразительное в Суворове не ежедневная неутомимая работа над собой, не военный гений и не энциклопедические знания, не великие походы и даже не его удивительные победы, а Вера и несокрушимый Дух, которые обусловили эти победы и явились источником его непобедимости! 

         «Твой есмь аз», - такими словами заканчивает Александр Васильевич свой покаянный канон ко Господу Иисусу Христу, написанный им за два месяца до своей праведной кончины. И это самое главное, что мы должны понять, изучая Суворова! Вера в Бога главная основа всей жизни и всех побед Суворова, всё остальное от неё производно!

         В январе 1800 г. Суворов сказал художнику Шмидту, писавшему его портрет: «Ваша кисть изобразит черты лица моего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт. Я должен сказать Вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю ближнего моего, в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой, ни одного насекомого».

         Главное в Суворове как в человеке и воине – исполнение основной Божией заповеди –люблю своего ближнего, как самого себя! Веками эта Евангельская мудрость лежала в делах устроителей и защитников России: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Эту заповедь Суворов не нарушил ни разу.

         Всё вышеизложенное позволяет автору утверждать, что Суворов – само воплощение России, всех духовно-нравственных ценностей и глубинных смыслов русской православной цивилизации!  В Суворове скрыт цивилизационный код России, генетический код всех её будущих побед!  

         Более полутора веков назад известный военный писатель, профессор, генерал-лейтенант М.И. Богданович писал: «Суворов соединял в себе все превосходные качества русского воина: и уважение к святыне, и доверие к Промыслу, и любовь к Родине. Суворов был и всегда будет представителем нашего воинства. Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди и укажут полкам нашим новые пути к победам и славам; но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов наших, мы вспомним Суворова».

         Сегодня нам снова как в 1812 и 1945 гг. нужен образ и пример Суворова. Суворовская «Наука побеждать» должна стать духовной основой самовозрастания всех граждан России, но особенно воспитания детей и молодежи. «Войны выигрываются и проигрываются за школьными партами», говорил Бисмарк, а восточная мудрость гласит: «хочешь победить врага, воспитай его детей».

         Время требует от нас нового и более глубокого изучения суворовского наследия, особенно его главной, духовно-нравственной составляющей.

         «Потомство моё прошу брать мой пример: всяко дело начинать благословлением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности и корыстолюбия и искать славу через истину и добродетель!». «Будем всегда служить Верою и Правдою России сим посрамим врагов наших!». Давайте вдумаемся поглубже в эти слова Суворова и нам станет ясно, почему суворовское наследие должно стать духовной основой всей нашей жизни. 

         Всё вышеизложенное позволяет нам утверждать, что Суворов – само воплощение России, всех духовно-нравственных ценностей и глубинных смыслов русской православной цивилизации!  В Суворове скрыт цивилизационный код России, генетический код всех её будущих побед! 

         Александр Васильевич прожил свою жизнь в воздержании, умеренности и простоте, но оставил нам богатейшее духовное и военное наследство. Его сокровищница неисчерпаема, но, прежде всего, мы должны учиться у Суворова верить в Бога и верить Богу, любить Россию, верить в Россию, трудиться во благо России, сражаться за Россию и непременно побеждать.

Наша справка:

Книга генералиссимуса русской армии Александра Суворова, где собраны его мысли и инструкции, относящиеся к военному делу. «Наука побеждать» — памятник русской военной мысли, произведение, в котором Суворов изложил свои взгляды на обучение солдат, тактику боя и другие вопросы функционирования войска.

Состоит из двух частей:

1. «Вахт-парад»;

2. «Разговор с солдатами их языком».

Произведение вместило в концентрированном виде методы самого Суворова, принёсшие ему славу непобедимого военачальника. На идеях Суворова, изложенных в произведении, вырос целый ряд русских военачальников, в том числе М. И. Кутузов, П. И. Багратион и др.

         Суворов называет три искусства на войне: глазомер, быстрота и натиск. Войска у него делятся на пехоту и конницу. В походе войску выделяется до восьми часов на ночлег (в лагере или на квартирах) и до четырёх часов на завтрак. Управление войском осуществляется с помощью барабанов. Для поднятия боевого духа Суворов считает необходимой молитву Богу. Боевое столкновение Суворов называет «баталией», а войну — «кампанией». Наилучшей атакой считает удар «в крыло», а не «в середину». Неприятеля он делит на «регулярных» и «басурманов». Против первых, по его мнению, полезна линия, а против последних эффективно каре. Во время штурма ключевые места (пороховые погреба) занимают пикеты и караулы, волчьи ямы мостят плетнями.

         Суворов затрагивает этические аспекты войны. В частности, он осуждает напрасные убийства, призывает беречь обывателя («солдат не разбойник»), добыча позволительна только с разрешения офицерам.

         Из солдатской пищи Суворов упоминает кашу, «французскую похлебку», хлеб и квас. Для лечения солдат нужны лазареты. Книга написана в 1795 году, после подавления польского восстания, когда Суворов был главнокомандующим армии на юге России.

«Наука побеждать» Александра Васильевича Суворова — это выдающееся литературное наследие великого русского полководца, под командованием которого были разгромлены лучшие армии Европы.

Воинское искусство Суворова по своему значению и масштабам выходит далеко за национальные рамки, являясь частью мирового воинского наследия.

Александр Суворов всегда оставался преданным патриотом, последовательным и непримиримым борцом за самостоятельный путь развития русского воинского искусства.

По значимости личности и следу, который оставил после себя Александр Суворов, его можно сравнить, пожалуй, лишь с великим китайским полководцем Сунь Цзы, жившем в VI веке до н. э., автором одного из самых известных воинских трактатов всех времен и народов — «Искусство войны».

«Наука побеждать» состоит из 2 частей: 

  • Ученье разводное, или пред разводом

Представляет собой примерный план тактическо-строевого обучения войск и предназначено для командиров частей (батальона, полка и выше)

Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом

Является тактической памяткой для солдата, в которой изложены не только тактические указания, но и основные правила поведения, служебный и нравственный кодекс русского воина.

«Наука побеждать» раскрывает сущность воинской тактики и системы обучения и воспитания войск, как это понимал и применял на практике великий русский полководец.

Основу «Науки побеждать» составляют стратегические взгляды Суворова на общие принципы ведения войны.

Не секрет, что Суворов был сторонником активной наступательной стратегии.

Главной задачей такой стратегии было уничтожение противника.
А бой был средством для решения этой задачи.

Тактика Суворова, положенная в основу «Науки побеждать», проникнута духом самого решительного наступления.

Стремительное наступление, атака, удар в штыки – это те формы ведения боя, которые главным образом признавал и использовал великий полководец.

Основы тактической школы

Основы тактической школы Суворова составили правильное соотношение 2-х основных факторов боя: человека и оружия.

Приоритетное значение полководец отвел человеку. А точнее, моральным и боевым качествам русского солдата, воспитанного в сознании воинского долга.

Суворов создал собственную тактическую и военно-воспитательную школу, целью которой было развитие в солдатах таких качеств, как инициативность, находчивость, сообразительность.

Суворов говорил: «Каждый воин должен понимать свой маневр».

Наука побеждать была всецело направлена на воспитание бойца, сознательно выполняющего свою боевую работу.

При этом развитие высоких моральных качеств солдат позволили Суворову создать свою «смелую нападательную тактику».

Тактика нападения имеет огромное моральное преимущество нападающего перед обороняющимся.

Основы тактики Суворова изложенной в «Науке побеждать» заключаются в трех базовых принципах: глазомер, быстрота, натиск.

Глазомер

Суворов писал: «как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить».

Буквально истолковать слова полководца можно, как необходимость оценки обстановки в результате проведенной на месте разведки.

Быстрота

Самая сильная и самая характерная сторон тактики Суворова. Фактор времени необычайно ценен, особенно на войне.

Суворов говорил: «На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего…».

На войне быстрота действий, как известно, возможна только при условии высокой подвижности войск.

Суворову удавалось достичь изумительной подвижности войск, которая превосходила все общепринятые в то время нормы.

Быстрота движений была необходима Суворову в качестве средства упреждения противника, а также являлась средством тактической внезапности. Но главное, быстрота движений позволяла захватить инициативу в бою.

Суворов был уверен, что тактическая внезапность имеет огромный моральный эффект, являющийся залогом успеха.

Тактическая внезапность нередко позволяла восполнить численный недостаток сил.

Натиск

Натиск, говорил Суворов, это стремительный и сокрушительный удар, совершаемый с полным напряжением всех сил, который завершается преследованием полным разгромом противника, решая исход боя.

Однако быстрота и внезапность, считал Суворов, являются только подготовкой условий для натиска.

Суворов вкладывал в понятие натиска не только физическое действие, но и моральную составляющую, а именно:

  • Неудержимый порыв вперед;

Веру в свои силы;

Чувство коллектива («нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет»);

Тактико-техническое содержание (технические действия в разных видах атаки).

«Наука побеждать» Суворова учит простоте, конкретности и гибкости. Требует отказа от шаблонов в мышлении и действиях.

Двусторонняя сквозная атака

Особое внимание великий полководец уделял воспитанию воинов, создав собственную методику и систему обучения.

Основой обучения было следование принципу:

Учить тому, что требуется на войне.

Главным пунктом обучения воинов, согласно методике Суворова являлась двусторонняя сквозная атака.

Данный прием не применялся никем до Суворова и имел не только стратегическое, но и воспитательное, и моральное значение.

Сквозная атака вводила солдата в обстановку, максимально приближенную к боевой, и воспитывала в нем порыв двигаться вперед, стремление достать врага в рукопашной схватке.

Согласно методике обучения, разработанной Суворовым для подготовки солдата необходимо было исключить все, что могло:

  • понизить моральный дух воина,
  • вызвать в нем чувство страха, или
  • инстинкт самосохранения.

«В двусторонней сквозной атаке – обороняющаяся сторона встречает атаку огнем, а при подходе атакующего на 30 шагов сама переходит в штыки«.

При этом, об отступлении Суворов запрещал даже помышлять…

«Наука побеждать» использует все, что способствует поднятию духа солдат.

Суворов призывал воспитывать в солдатах уверенность в своих силах, чувство непобедимости, ощущения превосходства над любым противником.

Суворов часто повторял, обращаясь к солдатам: «Богатыри! Неприятель от вас дрожит!».

Уверенность полководца в своих чудо-богатырях, передавалась солдатам.

Воины не сомневались, что для них нет непреодолимых препятствий. «Ров не глубок, вал не высок!»…

Сила воздействия личности Суворова была чрезвычайно велика.

Солдаты безгранично верили в своего полководца и верили каждому его слову.

Суворов мог потребовать от своих воинов огромного физического и морального напряжения, но они не концентрировали свои мысли на трудностях или опасности.

В «Науке побеждать» сказано: «солдатский ранец – не ранец, а ветер… взвод не поднимается с привала, а вспрыгивает, надевает ветры и бежит вперед…»

«Наука побеждать» является глубоко патриотичным произведением.

Преданность Родине, вера в творческие силы русских людей и в их способность преодолевать любые препятствия – это то, что положено в основу русских воинских традиций и описано великим русским полководцем Александром Васильевичем Суворовым в «Науке побеждать».

Честь имею!

(исп м-лы СМИ;  Генерал-майора А.В. Черкасова, член правления ВРОО «Архитектурно-исторический комплекс Генералиссимуса А.В.Суворова; М.Грудева и др.)        

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».