Проект «Экологическое путешествие длиною в 300 лет»: движемся по календарному плану.

Юные экологи клуба отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова (руководитель Александр Куляпин) вышли не только на экологическую тропу, а отправились и в Дом ХУДОЖНИКА. Екатерина Бояринцева и другие учителя с юнатами-экологами продолжают работы по озеленению и уходу за клумбами, цветами… высадке и уходу за цветами на территории школы.

Нас «зацепила» проблема охраны «зелёного друга» в картинах пермской художницы, которая увидела и приняла к сердцу своему пермские «... весенние потоки, ... потоки цветов», которые, в своё время, «нашёл» великий мастер слова - М. Пришвин!

В наше время проблема «человек и природа» для многих художников, как и писателей, - сделалась предметом глубоких философских раздумий и обобщений,
М. Пришвин пишет о человеке, как бы чуть прищурившись от своей проницательности. Его не интересует наносное. Его занимает та мечта, что живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.

Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту – вот в чем задача. А сделать это трудно. Ничто человек так глубоко не прячет как мечту.
Так и нам представилось в доме ХУДОЖНИКА на вернисаже Л. Малышевой.

См. фотоальбом

Любовь Малышева

Нам очень хотелось побывать на выставке "Навстречу пермскому лету" - очень гармоничной, светлой. Окунуться в родники России — Прикамья - именно в гостях у пермского мастера живописи Любови Малышевой, в выставочном зале Дома художников.

Александр Сальников, например, после посещения выставки, даже написал стихотворные строки - «Дивный художник».

ДИВНЫЙ ХУДОЖНИК

Кто тот дивный художник, рисующий день на исходе,
И восходы – один не похож на другой,
Кто же лучиком солнечным краски на небе разводит
После дождика радужно выгнув палитру дугой?

Кто на небе ночном рисовал серебро звёздных пятен,
Лунным золотом в бархате чёрном пускал облака?
Подскажите, кто автор прекрасных и чудных полотен,
Чьей фантазии плод ежедневно выводит рука?

Мы у Малышевой Любы
Все пейзажи очень любим!!!

Вот и мы побывали на выставке " Навстречу пермскому лету".

Перед нами город Пермь, природа края… сюжет "Пермская ГЭС", когда идёт сброс воды… улицы и зелёные уголки-скверы Перми - это нас здорово впечатлило!

Май в этом году особенный, между ливнями художница успела запечатлеть расцветающую природу!
А апрельские лесные этюды — в её традиции.

Если утро встретить у галереи ("Утро у галереи") и пройтись с художником по городу, мы предлагаем обязательно пригласить поэта Перми Александра Старовойтова, который тут же увиденное превращает в строки, как ходожница в мазки:

Город Пермь

Ты велик и прекрасен!
Утром, в свете рождённого дня
Лик твой умыт и радостно ясен
И ликует душа у меня.

Здесь впервые увидел я солнышко
Топнул ножкой и "мама" сказал
И зелёной росистой дорожкою
Я стремительно в жизнь побежал.

Европа начинается с Перми,
У каменного пояса России.
Живу я в центре Матушки-Земли -
Вполне могу сойти на роль Мессии!

Да эта роль мне, пермяку, претит.
Лелею лишь одну мечту - старушку:

Когда Царь-молот в крошки превратит
Планете ненавистную Царь-Пушку?
И в этом я ему готов помочь,
Не требуя наград и комплиментов.
Пускай живут спокойно сын и дочь
На стыке двух веков и континентов.

(Автор: А. Старовойтов)

Природа в произведениях М. Пришвина нередко выступает как своеобразное действующее лицо, определяющее развитие сюжета. Так и у Л. Малышевой!
А дальше — «погружайтесь» на её пленэр, и в природу Пермского края (как хорошо приехать к себе в домик, затопить баньку, посозерцать быструю смену дня на ночь!), а потом в её Горнозаводскую цивилизацию ("В канун Рождества. Кусья-Александровская") — целое образовательное путешествие!
Не зря наш губернатор Д. Махонин выбрал картину Л. Малышевой для встречи с М.Мишустиным из триптиха "Баллада о Пермском крае. Кама"

Малышева Любовь Викторовна - родом из посёлка Ильинское Пермской области. 

Член Союза Художников России.

Широта жанровых интересов художника многогранна: портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, сказочные фантазии.
Особое место в творчестве художника занимает городской пейзаж. Это и удивительная городская панорама с кафедральным собором, ставшая «визитной карточкой» Перми, и городские улицы, окутанные романтической утренней и вечерней дымкой, и храмы среди зелени деревьев, красавица- труженица Кама, и проплывающее по ней теплоходы.

Сегодня Любовь Малышева один из интереснейших и активно работающих художников города Перми.
У неё главный предмет изображения (как и в произведениях Пришвина) – отношение человека к природе. «Дорога к другу» - так назвал писатель свою итоговую книгу. Дорогой к читателю, человеку новой эпохи, творцу новых, истинно прекрасных отношений в мире, было всё творчество писателя, так и у Л. Малышевой — дорога к зрителю..

Кто найдет хотя бы один час времени заглянуть на выставку - уйдет с хорошим, очень добрым, светлым настроением!

Дорогие друзья!

Пейзажи природы удивительны и неповторимы. Эта красота завораживает и наполняет нашу душу восторгом. А как много мы ещё не знаем о природе. Наш интерес к ней безграничен, ведь сколько тайн в себе таят моря, океаны и леса… каждая улица нашего города, каждый скверик!..
Отправляйтесь на выставку Л. Малышевой в "Дом художника". Там вы сможете увидеть новые работы, получите положительные эмоции! Лето самое чудесное время года для экологического самообразования, но для этого мы предлагаем обратиться к альбомам Л. Малышевой и знатоку природы М. Пришвину, чтобы вместе создать экспозицию из летних сюжетов!

Смотрите:

Художник Любовь Малышева. Город мой Пермь. Часть 1.

Художник Любовь Малышева. Город мой Пермь. Часть 2.

МИХАИЛ ПРИШВИН

Михаил ПРИШВИН: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Михаил Михайлович Пришвин – это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома – в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба, – звали его просто «Михалычем». И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине».

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник.

Но сейчас я хочу рассказать об одном случае, когда одна строчка Пришвина объяснила мне явление, которое до тех пор казалось мне случайным. И не только объяснила, но и наполнила его, я бы сказал, закономерной прелестью.

Я давно заметил в заливных лугах на Оке, что цветы местами как бы собраны в отдельные пышные куртины, а местами среди обычных трав вдруг тянется извилистая лента сплошных одинаковых цветов. Особенно хорошо это видно с маленького самолета У-2, который прилетает в луга опылять от комарья мочажины и болотца.

Я годами наблюдал эти высокие и душистые ленты цветов, восхищался ими, но не знал, чем объяснить это явление. Да я, признаться, и не задумывался над этим.
И вот у Пришвина во «Временах года» я, наконец, нашел это объяснение всего в одной строке, в крошечном отрывке под названием «Реки цветов»:
«Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов».

Я прочел это и сразу понял, что полосы цветов вырастали именно там, где весной проносилась полая вода, оставляя после себя плодородный ил. Это была как бы цветочная карта весенних потоков.

Невдалеке от Москвы протекает река Дубна. Она обжита человеком в течение тысячелетий, хорошо известна, нанесена на карты. Она спокойно течет среди подмосковных рощ, заросших хмелем, синеющих взгорий и полей, мимо старинных городов и сел – Дмитрова, Вербилок, Талдома. Тысячи людей перебывали на этой реке. Были среди этих людей писатели, художники и поэты. И никто не заметил в Дубне ничего особенного, достойного описания. Никто не прошел по ее берегам, как по неоткрытой стране.Сделал это Пришвин.

И скромная Дубна засверкала под его пером среди туманов и тлеющих закатов, как географическая находка, как открытие, как одна из интереснейших рек страны – со своей особой жизнью, растительностью, единственным, свойственным только ей ландшафтом, бытом приречных жителей и историей.

У нас были и есть ученые-поэты, такие как Тимирязев, Ключевский, Кайгородов, Ферсман, Обручев, Мензбир, Арсеньев, как умерший в молодых годах ботаник Кожевников, написавший строго научную и увлекательную книгу о весне и осени в жизни растений.

И у нас были и есть писатели, сумевшие ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы, – Мельников-Печерский, Аксаков, Горький, Пинегин и другие.

Но Пришвин занимает среди этих писателей особое место. Его обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически входят в его писательскую жизнь. Они не лежат мертвым грузом. Они живут в нем, непрерывно обогащаясь его опытом, его наблюдательностью, его счастливым свойством видеть научные явления в самом их поэтическом выражении, на малых и больших, но одинаково неожиданных примерах.

Пришвин пишет о человеке, как бы чуть прищурившись от своей проницательности. Его не интересует наносное. Его занимает та мечта, что живет у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.

Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту – вот в чем задача. А сделать это трудно. Ничто человек так глубоко не прячет как мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния, даже шутки и, уж конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук.

Только единомышленнику можно безнаказанно поверить мечту. Таким единомышленником безвестных наших мечтателей и был Пришвин. Вспомните хотя бы его рассказ «Башмаки» о сапожниках-«волчках» из Марьиной Рощи, задумавших сделать самую изящную и легкую в мире обувь для женщины коммунистического общества.

После Пришвина осталось большое количество записей и дневников. В этих записях заключено много размышлений Михаила Михайловича о писательском мастерстве. В этом деле он был так же проницателен, как и в своем отношении к природе.

Мне кажется образцовым по верности мысли рассказ Пришвина о простоте прозы. Называется он «Сочинитель».

В своем писательском деле Пришвин был победителем. Невольно вспоминаются его слова: «... Если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой, – и весна останется тебе навсегда, одна весна, слава победе».

Да, весна пришвинской прозы останется навсегда в жизни наших людей и нашей советской литературы.

(Из воспоминаний Константина ПАУСТОВСКОГО)

Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954) — выдающийся русский писатель и публицист. В своем творчестве он исследовал важнейшие вопросы бытия и рассуждал о смысле жизни, религии, взаимоотношениях между людьми и связи человека с природой. Самыми известными его произведениями стали «Кладовая солнца», «Лесная капель», «За волшебным колобком» и «Осударева дорога».

Мы отобрали 10 цитат из книг писателя:

Зло ходит всегда на костылях добродетели. «Кладовая солнца»;
Вся беда людей состоит в том, что они привыкают ко всему и успокаиваются. «Лесная капель»;
Мы так устроены, что видим только свое. «Лесная капель»;
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. «Моя родина»;
Препятствия делают жизнь. «Лесная капель»;

Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. «Зеленый шум»;

Бывают моменты у человека, когда природа является ему как зеркало собственной жизни и он видит себя не таким, как о себе думает, а таким, какой он есть. «Осударева дорога»;

Не о том я говорю, чтобы мы, взрослые, сложные люди, возвращались к детству, а к тому, чтобы в себе самих хранили каждый своего младенца, не забывали о нём никогда и строили жизнь свою, как дерево: эта младенческая первая мутовка у дерева всегда наверху, на свету, а ствол — это его сила, это мы, взрослые. «Зеленый шум»;

Чем успокаивает шум моря, когда стоишь на берегу? Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земли, прибой — это как часы самой планеты, и когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает, и чувствуешь ее глухо и где-то далеко... «Женьшень»;

Что значит — талант? Однажды весной я подумал об этом, и вот вижу, на высокой ёлке, на самом верхнем её пальчике, сидит маленький птичик. Я догадался, что птичик этот поёт, потому что клювик его маленький то откроется, то закроется. Но такой он маленький, птичик, что песенка его до земли не доходит и остаётся вся там, наверху. Птичик этот крохотный пел, чтобы славить зарю, но не для того пел, чтобы песенка славила птичку. Так я тогда в этом птичике и нашёл себе ответ на вопрос что такое талант. Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе, это способность славить зарю, но не самому славиться. «Зеленый шум»;

В наше время проблема «человек и природа» для многих писателей сделалась предметом глубоких философских раздумий и обобщений, имеющих непосредственное отношение к судьбам Родины, народа и дальнейшего развития всего человечества.

Природа в произведениях М. Пришвина нередко выступает как своеобразное действующее лицо, определяющее развитие сюжета. Это подчёркивается даже названиями произведений: «Жень-шень», «Календарь природы», «Глаза земли», «Корабельная чаща».

Структура «Человек — общество - природа» трактуется писателем как единство, развивающееся на основе всеобщего закона связи всех составляющих. Главный предмет изображения в произведениях Пришвина – отношение человека к природе. «Дорога к другу» - так назвал писатель свою итоговую книгу. Дорогой к читателю, человеку новой эпохи, творцу новых, истинно прекрасных отношений в мире, было всё творчество писателя. Этим определяется новаторский характер творчества писателя и объясняется всё возрастающий интерес к его литературному наследию. Своими произведениями писатель утверждал: «Природа не враг, не раба, а друг твой, учись видеть и понимать её жизнь и брать у неё разумно».

Благородство внутреннего мира героев своих произведений М. Пришвин раскрывает в основном в процессе ежедневного их общения с природой, многообразие и красота которой рождает в них раздумья о смысле жизни и назначении человека. Именно благодаря этому его книги развивают у читателя способность чувствовать и воспринимать многообразие явлений природы и искусства, стремление к личному совершенству. Особое благотворное воздействие оказывают книги писателя на подростков, пробуждая и развивая у них высшие человеческие качества – любовь к Родине, творческое отношение к жизни, желание приносить людям пользу.

За М. Пришвиным прочно закрепилось имя «певца природы». Природа для него была и материалом, и творческой лабораторией, живой средой, доставлявшей ему радость бытия, вдохновлявшей на творчество. Он превосходно знал природу, чувствовал и понимал малейшие изменения и движения в ней, глубоко проникал в сложные взаимосвязи, в которых находится природа в процессе своего развития. Мастерство М. Пришвина, как писателя, обладающего большими знаниями и умениями живо передавать тончайшие проявления жизни природы, очень метко определил К.Паустовский.»Для таких мастеров, как М. Пришвин,- писал он,- мало одной жизни,- для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество».
Традиции М. Пришвина продолжают развивать многие писатели – В.Астафьев, Ч.Айтматов, В.Распутин, В.Белов, С.Залыгин, Г. Троепольский и другие. В произведениях этих художников с темой «человек и природа» тесно связана другая очень важная проблема – «природа и научно-техническая революция». Сегодня эта проблема волнует писателей, философов, естествоиспытателей, социологов, публицистов – всех, кто думает и о грядущих поколениях людей.
В изображении природы писатель продолжил лучшие традиции русской \реалистической литературы ХIХ в. – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.

Пришвин учит сохранять прекрасное в мире природы ради больших целей, связанных с проблемами гармонического воспитания человека.
Максим Горький писал: «…Когда я читаю «фенологические» домысли и рассуждения Ваши, - улыбаюсь, смеясь от радости, - до чего изумительно прелестно всё у Вас! Не преувеличиваю, это моё истинное ощущение, совершенно исключительной красоты, силою которой светлейшая Ваша душа освещает всю жизнь, придавая птицам, травам, зайцам … какую-то необыкновенную значительность и оправданность. Всё у Вас сливается во единый поток «живого», всё осмыслено умным Вашим сердцем, исполнено волнующей, трогательной дружбы с человеком, с Вами, поэтом и мудрецом».

Задачей художественного творчества М. Пришвин считал правдивое отражение жизни. В повести «Неодетая весна» он писал: «До того тянет к природе, что с трудом меняешь имена, и когда переменишь, уходит частица какой-то волшебной силы, в произведениях М. Пришвина не было художественного вымысла. Картины природы и характеры людей в его произведениях – это не фотоснимки явлений жизни, а творческое переосмысление существующего в действительности.
Человек является частью природы, высшей формой её организации. На определённом этапе естественной эволюции человек в процессе трудовой деятельности выделился из природы, противопоставил себя ей. Практическая деятельность ещё больше сблизила его с природой, его связь с ней приняла многоступенчатый характер. Единство человека и природы писатель видит в том, что человек прошёл в своём длительном развитии через все этапы эволюции живой материи. Эта мысль о единстве человека и природы он сформулировал следующим образом:» Так миллионы лет назад нами были утрачены крылья, такие же прекрасные, как у чаек, и оттого, что это было очень давно, мы ими теперь так сильно любуемся.

Мы потеряли способность плавать, как рыба, и качаться на черенке, прикреплённом к могучему стволу дерева, и носиться из края в край семенными летучками, и всё это нам нравится, потому что это всё наше, только было очень, очень давно».

М. Пришвин часто говорил, что он понимает весь мир в самом себе. Пришвинский тезис «понимать весь мир в себе самом» означает также, что в человеке есть всё (или почти всё), что свойственно окружающей его живой среде. Уточняя это своё положение, М. Пришвин говорил: «В человека вошли все элементы природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем существующим вне его».

Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царём среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом её творения.

Человек не властелин природы, а её часть. Он сама природа, поэтому, чтобы избежать экологических катастроф, нужно защищать природу. Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы – её дети. Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение – вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе. И только когда человек и природа сольются в единое целое, мы будем счастливы безраздельно, безгранично и навеки, то есть навсегда.

В книге очерков «Северный лес» М. Пришвин с болью в сердце пишет о том, что бесхозяйственное и бездумное использование природных богатств нередко приводит к вырубке леса в таких местах, где он должен расти и охраняться в обязательном порядке. В результате заготовки древесины недалеко от Переяславля на реке Вексе береговые кручи были начисто оголены. На месте могучих сосен остались пни, а «весь правый берег покрыт штабелями того самого леса, который и речку эту замечательную защищал и служил источником здоровья множества людей в летнее время».

Идея охраны природы, хозяйского использования её ресурсов пронизывает все произведения М. Пришвина. Но особое место в его творчестве в этом отношении занимают очерки «Северный лес» и повесть «Корабельная чаща». Основной их проблемой является охрана «зелёного друга» человека, рациональное использование наших лесных богатств.

Среди советских писателей М. Пришвин был самым последовательным пропагандистом идей научного подхода к использованию природных богатств страны, их воспроизводству и приумножению. К делу охраны писатель стремился привлечь каждого человека – взрослых и детей.

Пейзажи природы удивительны и неповторимы. Эта красота завораживает и наполняет нашу душу восторгом. А как много мы ещё не знаем о природе. Наш интерес к ней безграничен, ведь сколько тайн в себе таят моря, океаны и леса.

Современный человек живёт в мире техники. Он окружён мобильным телефоном, интернетом и транспортными средствами. Хотя человек и имеет много возможностей, он бессилен перед природой. В данное время природа страдает от природных катаклизмов, стихийных бедствий. И в этом виноват сам человек. Из-за вмешательства человека в Аральское море стало поступать намного меньше воды, и в итоге Аральское море стало пересыхать. Но в природе всё взаимосвязано. Из-за пересохшей воды стал портиться климат, соль с высохшего дна моря испаряется, и в результате страдают люди.
Человек не властелин природы, а её часть.

Он сам - природа, поэтому, чтобы избежать экологических катастроф, нужно защищать природу.
Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы – её дети.

Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение – вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе. И только когда человек и природа сольются в единое целое, мы будем счастливы безраздельно, безгранично и навеки, то есть навсегда.

Использованная литература:

1. Книги М. Пришвина «Календарь природы», «Неодетая весна», «Лесная капель», «Корабельная чаща». Изд.: «Урожай», 1977.
2. М.А. Зотов. Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина. Москва. «Просвещение», 1982.
3. Природа в дневниках Михаила Пришвина. ru.wikipedia.org
4. М.М. Пришвин (1873-1954). Книги Пришвина, написаннные для детей. reftrend.ru/87135.html
5. Михаил Пришвин на Смоленщине. Жизнь и деятельность М. Пришвина. otherreferats.allbest.ru
6. Человек и природа М. Пришвина. otherreferats.allbest.ru
7. Мир и природа в творчестве М. Пришвина. litra.ru
8. Единство человека и природы. diplomba.ru/work/116890
9. Человек и природа в произведениях Пришвина. studbirga.info

(исп м-лы СМИ)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Миша Зайцев — военкор; эколог-доброволец;Арина Кожевникова — нач. исторического музейного клуба;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».