Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова от всей души поздравляют летчиков-космонавтов и работников ракетно-космической отрасли с Днем космонавтики! 

Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия в семьях, уверенных побед и достижений в освоении космоса, мира, добра и веры! 

Великий писатель Ф. Достоевский  говорил о важности для человека впечатлений раннего детства. У наших учителей полёт Гагарина всегда в памяти, потому что 12 апреля в Российской Федерации и во всем мире отмечается самый космический праздник – День космонавтики. 

Именно в этот день – 12 апреля 1961 года ракета космического назначения «Восток» с одноименным космическим кораблем стартовала с космодрома Байконур. На борту корабля был наш соотечественник, первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин. Его 108-минутный полет стал первой страницей в истории полетов человека за пределы планеты. 

Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова встретились в Совете ветеранов Мотовилихи с командиром самолета, установившей со своим экипажем  5 мировых рекордов СМАГИНОЙ ГАЛИНОЙ ОЛЕГОВНОЙ. На эту встречу юнармейцев  пригласил наставник нашего отряда председатель Совета капитан I ранга А.В. Кукушкин.

Известная летчица познакомила нас с музеем авиации и космонавтики, очень интересно рассказала о себе и развитии этих отраслей.

Всемирный день космонавтики посвящен не только самому Гагарину, но и всем тем людям, которые были причастны к этому знаменательному событию, всем работникам космической отрасли, астрономам, исследователям и ученым. Все эти люди ежедневно приближают нас еще на один маленький шаг к разгадке удивительной тайны – необъятного космоса. Празднование Международного дня полета человека в космос напоминает нам об общности человечества и о необходимости работать сообща для успешного решения общих проблем.

Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, по традиции, отправились к памятнику Ю.А. Гагарина и отдали почести первому космонавту, всем героям освоения космоса и  создателям космической отрасли.

В преддверии Дня космонавтики, 11 апреля, в сквере имени Юрия Гагарина состоялось торжественное мероприятие. Его герои – пермяки, участвовавшие в создании и развитии космической отрасли страны: 

– члены Пермской городской общественной организации «Ветераны Пермских моторов» Николай Анатольевич Найдёнов и Рашид Исламович Дзунза.

По традиции, организатором мероприятия была депутат городской Думы  Ирина Горбунова и ученики лицея «Дельта». 

В День космонавтики, 12 апреля, перед началом рабочей смены сотрудников ПАО «Научно-производственное объединение «Искра» и ПАО «Протон-Пермские моторы» поздравили с памятным днём - ребята из «Молодой Гвардии Единой России» пришли поздравить людей, которые личным трудом помогают стране покорять космос. Они вручали работникам этих предприятий у проходной цветы и поздравительные открытки.

См. фотоальбом

Современное образование вызывает много вопросов…

К сожалению, оно уже давно не формирует творящую, отвечающую за мир личность. Оно утилитарно и сегментарно. Вспоминается фраза нашего бывшего министра образования Андрея Фурсенко о том, что главная задача современной школы — «взрастить… потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». 

Но такое образование ведёт в цивилизационный тупик. Человек, ведущий себя в бытии как потребитель, не просто предаёт свое назначение быть соработником и сотворцом, но и обрекает себя на кризис и, в конечном итоге, на самоуничтожение. 

Ещё за столетие до того, как заговорили об экологии и глобальных проблемах современности, Великий русский философ Федоров Николай Федорович, известный как «московский Сократ»,  предупреждал: «Цивилизация эксплуатирующая, но не восстановляющая, не может иметь иного результата, кроме приближения собственного конца». 

Человечество выкачивает ресурсы земли, но не умеет их возобновлять, оно захребетнически «съедает» Землю. А ведь Господь дал Адаму и Еве заповедь «обладания землей», завет возделывать и хранить Божий сад. В противоположность принципу эксплуатации природы, когда человек ведёт себя в ней не как добрый хозяин, а как наёмник, Фёдоров выдвигал понятие регуляции, требующей глубинного исследования и понимания природных процессов, целостного управления ими, новой науки, служащей не фабрике и торгу, а борьбе со стихийными природными катаклизмами, сохранению и спасению жизни. Позднее отец Павел Флоренский, в сущности, развивая мысль Фёдорова, напишет так: «Человеку-мужу надлежит любить Мир-жену, быть с нею в единении, возделывать её и ходить за нею, управлять ею, ведя её к просветлению и одухотворению и направляя её стихийную мощь и хаотические порывы в сторону творчества, чтобы явился в твари её изначальный космос». Вот эта космизация мира есть задание человека-творца. И именно такого человека должна воспитывать школа.

Фёдоров в свой домосковский период четырнадцать лет отдал школьному образованию: служил в уездных училищах Липецка, Богородска, Углича, Подольска, Боровска и др. И создал свою систему преподавания, предполагающую активность самих учащихся в процессе познания. Он не любил учебники и принцип изучения «от сих до сих», считая, что знание должно «добываться», что ученики должны быть исследователями. Кстати, именно таким был Константин Циолковский, признававшийся, что часто, читая какую-нибудь теорему, он сам находил доказательство и это ему «более нравилось и было легче, чем проследить объяснение в книге».

Циолковский проходил свои университеты самообразования в Библиотеке Румянцевского музея. Это было в середине 1870-х годов, как раз в то время, когда Фёдоров только поступил туда на службу. Он-то и стал помощником Циолковского в его занятиях. Философ-библиотекарь считал, что библиотеки должны быть центрами всеобщего познания и исследования и призывал университетских профессоров и специалистов в разных научных областях приходить в библиотеку и оказывать безвозмездную помощь всем стремящимся к знанию. Именно безвозмездную — Фёдоров здесь принципиален. Он был сторонником всеобщего и бесплатного доступа к знанию, созданному трудом многих поколений.

Он не вписывался ни в какие стандарты и рамки. Протестовал против формализма в образовании. Полагал, что лучше всего учит добрый пример, подаваемый самим учителем, внимательное, родственно-сердечное отношение к детям, умение в каждом ученике увидеть личность во всем объеме её задатков, смыслов, возможностей. И не раз повторял, перефразируя знаменитые слова Христа о пастыре добром: «Учитель добрый душу свою полагает за детей».

Он и обучение истории и географии вёл таким образом, чтобы, с одной стороны, сформировать у ребенка целостное представление о мире, а с другой — показать, что этот мир «дан не на поглядение», а на благое действие в нем. География раскрывает человеку землю как общий дом рода людского, рождает планетарное чувство, а история — прошлое, память поколений, населявших и осваивавших землю в течение долгих веков и теперь вынесших его к бытию. Для ребёнка историческое знание — поначалу набор абстракций, никакого отношения лично к нему не имеющий, к тому же требующий поверхностной и утомительной «зубрёжки». Фёдоров же начинает не с «зубрёжки», а с понимания. Первый шаг к формированию исторического сознания он делает через краеведение и ещё локальнее — через историю семьи, переплетающуюся с историей малой родины. И уже от семейной и местной истории возводит учащихся к истории отечества и человечества.

Третьим же важнейшим предметом в системе знаний о мире является для него астрономия, ибо она раскрывает человеку Вселенную, и не только как объект созерцания, восхищения и любви, но и как поприще созидательного действия. «Порождённый крошечною землею зритель бесконечного пространства, зритель миров этого пространства должен сделаться их обитателем и правителем». Фёдоров призывал открывать обсерватории при каждой школе, а говоря о синтезе наук в общем деле, возглавлял его астрономией.

Фёдоров был ведь не просто «идеальным библиотекарем», но «московским Сократом» (так позднее назвал его Сергей Булгаков). В библиотеку для бесед с ним приходили Лев Толстой, Владимир Соловьёв, Афанасий Фет, Василий Верещагин… После окончания работы библиотеки её каталожная комната, которой заведовал Фёдоров, превращалась, по воспоминаниям Владимира Кожевникова, в философский клуб. Спорили о путях России, о судьбах европейской цивилизации, о задачах христианства в истории…

В 1877 году с идеями Фёдорова знакомится Достоевский. Бывают такие встречи-невстречи: люди лично так и не видятся, рук друг другу очно не пожимают, но рукопожатие происходит в другом измерении — в пространстве культуры, в её большом времени. Когда ученик и помощник Фёдорова Николай Петерсон направил изложение его идей Достоевскому, тот откликнулся взволнованно и горячо: «Кто этот мыслитель, мысли которого Вы передали? Он слишком заинтересовал меня… Скажу, что в сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочёл как бы за свои…» Подобной была и реакция философа Владимира Соловьёва, назвавшего Фёдорова «своим учителем и отцом духовным». Как говорится, рыбак рыбака видит издалека. Достоевский, Фёдоров, Соловьёв оказываются близки в главном: в понимании христианства как религии дела, а человека — как соработника Творца в труде «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» (слова Фёдорова). Русская религиозная философия XX века продолжила их главные темы: оправдания человека и истории, восстановления всемирного родства, преображения мира в Царство Христово, всеобщности спасения.

Примечательно, что Достоевский, реагируя на идеи «неизвестного мыслителя», ставит ряд принципиальных вопросов к учению «общего дела». И прежде всего его волнует вопрос: как именно понимает Фёдоров воскрешение? Мысленно, метафорически, как французский философ и писатель Эрнест Ренан, полагавший, что в перспективе истории всё знание человечества так восполнится и станет столь прочным, что в памяти человечества будет запечатлен каждый живущий…

В философии русского космизма была сформулирована идея направленности эволюции: человек возникает в результате восходящего развития природных форм, «космического роста» (выражение Владимира Соловьева) и, раз возникнув, сам становится его активным агентом. Как писал Фёдоров: «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою». В.И. Вернадский подчеркивал, что биосфера, мыслящей частью которой является человек, переходит в новое качество. Созидается ноосфера, новая творческая оболочка Земли. Она включает в себя всю полноту рукотворной и духовной деятельности рода людского: научные открытия и технические изобретения, философские идеи и создания искусства, информационные технологии и средства сохранения памяти… Список можно продолжать до бесконечности. Но главное, на чем настаивают философы-космисты: будущее ноосферы, а значит и будущее жизни напрямую зависит от поведения человечества на планете Земля.

Вернадский одним из факторов создания ноосферы считал не только освоение всей Земли, но и достижение планетарного единства. Ныне вроде бы все инструменты для этого налицо: Интернет, сверхскоростной транспорт, космические технологии... Но при всё усиливающемся технологическом и виртуальном единстве в человечестве бушуют энергии разделения, вспыхивают локальные и глобальные конфликты. Имея в руках все инструменты для планетарного действия, мы совершенно лишены планетарного сознания, видения Земли как общего дома, понимания общей судьбы и общих задач рода людского. И, не вмещая планетарной, созидательной цели, тут же впадаем в рознь и приспосабливаем эти инструменты для совершенно других — локальных — задач, к тому же подчас прямо душегубительных. Вспомним заявление США о создании космических войск. 

Для Фёдорова же освоение околоземного пространства мыслится первой ступенькой к будущему человечеству, которое населит и преобразит Вселенную, а значит оно, это освоение, никак не может идти через усугубление розни. Космос для него — это пространство мирного сотрудничества, общего дела.

Фёдоров, безусловно, актуален сегодня.

Прислушаться необходимо, иначе нас, действительно, ждёт планетарный кризис. Отчасти подобная ситуация была в 1920–1930-е годы, между двумя мировыми войнами. Миллионы русских людей оказались тогда в добровольной или вынужденной эмиграции, в кризисной, духовно опустошённой Европе, где настойчиво поднимала голову фашистская идеология. А деятели русской эмиграции искали целостного идеала, который соединил бы христианство и идею социального действия, и в этом поиске настойчиво присматривались к фёдоровской системе идей, подчеркивая, что она позволяет пройти между сциллой потребительского общества с его конкуренцией, борьбой, вниманием только к успешным, и харибдой атеистического социализма, стоящего на идее классовой борьбы. Кстати, Фёдоров главным изъяном социализма считал замену всеобъемлющего вопроса «о смерти и жизни» вопросом «о богатстве и бедности», который переносит вопрос о зле в социальную плоскость и не замечает общего врага — слепой природной стихийности, смерти. И рисовал образ целостного активно-христианского действия, религиозно-общественного строительства, направленного на преодоление смертоносных сил мира, созидание Царствия Божия.

Здесь нельзя не вспомнить Достоевского с его формулой русского социализма: «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасётся лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм!» Идею христианского социализма развивал в начале XX века и Сергей Булгаков. Активное христианство Фёдорова и идея христианского социализма глубинно родственны, они стремятся сделать христианство творческой, преображающей силой истории. И, возможно, пришло время дать им новую жизнь.

Когда в 1933 году писатель-евразиец Константин Чхеидзе делал в Пражском философском обществе доклад «Организация жизни по Н.Ф. Федорову», его собрат по евразийскому движению Александр Антипов произнес такие слова: «Или христианство возродится через Фёдорова, человечество примет его и пойдёт дальше; или человечество пойдёт дальше без христианства». Увы, пока осуществляется второй сценарий: мир идет вперёд без христианства.

У Фёдорова была уверенность в благом исходе истории. Это не безоглядный, поверхностный оптимизм, страусино закрывающийся от зла и несчастья по принципу «Всё хорошо, прекрасная маркиза!» Это христианский оптимизм, основанный на вере в богоподобие человека, в возможность его опамятования и поворота на Божьи пути даже после многих блужданий и срывов. 

Достоевский в подготовительных материалах к «Бесам» писал: 

«Ангел никогда не падает, бес до того упал, что всегда лежит, человек падает и восстаёт». Именно поэтому никогда не нужно отчаиваться. Человек, вершина развития жизни, — необходим этому миру. Он — надежда мироздания и не имеет права отрекаться и предавать. Фёдоров верил в то, что человечество, как блудный сын, вернется в дом Отца Своего и станет его добрым помощником — и на Земле, и во Вселенной.

Наша справка:

12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. Первоначально эта памятная дата была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных, памятных днях», а затем закреплена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России» 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем. 

С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики. Развитие пилотируемых полетов в Советском Союзе проходило поэтапно. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам. 

Советский Союз на протяжении десятилетий гордился успехами отечественной космонавтики — это и полет первой в мире женщины-космонавта В. Терешкова, и выход в открытый космос, и самый продолжительный в истории космонавтики полет. За успешными полетами стоят тысячи людей, десятков трудовых коллективов, которые делают все от них зависящее во имя прогресса космической отрасли. 

Ко Дню Космонавтики был выпущен фильм "Земля в иллюминаторе". В фильме мы увидим, из чего состоят не только рабочие будни космонавтов, но и как встречают Новый год в невесомости, узнают, почему еду из тюбиков заменили продукты из пакетиков, как "принимают душ" на орбите и занимаются садоводством, почему спят стоя и занимаются спортом вверх ногами. Как космонавты наводят порядок в невесомости, как с помощью пылесоса можно сделать стрижку и вымыть голову без воды. 

Из-за невесомости на МКС все устроено по-другому. Здесь нет такого понятия как пол, потолок и стены. Рабочее место располагается повсюду. Или спальное место. Вы скажете: а что может быть необычного? Лёг - и спишь. Но в космосе всё совсем не так. Елена Серова – первая россиянка, побывавшая на МКС – покажет, как устроено ее спальное место. А космонавт Антон Шкаплеров специально для нас устроит показательную… головомойку. Вымоет голову в условиях невесомости. 

Также можно узнать, что такие привычные вещи как таблетки в блистерах, сковородки с антипригарным покрытием и липучки для одежды появились благодаря космосу. И какие новые технологии испытываются сегодня, чтобы завтра они стали нормой для космонавтов... 

(исп м-лы СМИ)
 
Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
литмонтаж:
Рома Уткин — юнкор, старпом клуба гл. редактора «Школьные Новости»;
Сухова Юлия -  военкор,  нач.  клуба «ДИНАСТИЯ»;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Смирнова Софья - нач. экологического клуба;
Даниелла Никишина - военкор;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».