10 декабря (по новому стилю) 1821 года в украинском уездном городе Немирове Подольской губернии родился Николай Алексеевич Некрасов - будущий поэт, журналист и общественный деятель. Редактор литературного журнала XIX века "Современник", который открыл нам имена Тургенева и Льва Толстого. Издатель дебютного романа Достоевского "Бедные люди". Но прежде всего - великий русский поэт, отразивший в своих стихах "глубину России" во всех ее ипостасях. Автор бессмертной поэмы "Кому на Руси жить хорошо", которая и сегодня, в дни новых испытаний, звучит вполне актуально. 

В этом году мы отмечаем два мощных юбилея - 200-летие Достоевского и 200-летие Некрасова. Юбилей Достоевского отмечают широко во всем мире, да и у нас, можно сказать, на президентском уровне. А с Некрасовым как-то непонятно... Вроде классик, великий поэт, но кто его, положа руку на сердце, сегодня читает? Кому нужна его "Муза скорби и печали"? 

Мы решили почитать.

См. фотоальбом

Есть и такой факт, что молодежь, студенчество были от Некрасова без ума. Его похороны зимой 1877 года на петербургском Новодевичьем кладбище вылились в молодежную манифестацию. Это были первые в истории России похороны, когда за гробом поэта шло такое огромное количество людей. Ровесник Некрасова Федор Достоевский огорошил всех. Поставил его в своей речи рядом с Пушкиным и Лермонтовым. 

Что показало время? Уже к Серебряному веку стало очевидно: русская поэзия бесповоротно делится на донекрасовскую и посленекрасовскую. Он совершил переворот в русской словесности. И дело вовсе не только в его "музе скорби и печали". 

Некрасова оценило уже следующее поколение поэтов, причем из двух враждебных поэтических "кланов" - символистов и акмеистов. Константин Бальмонт написал памяти Некрасова прекрасную статью "Сквозь строй", где в конце такие слова: "Некрасов - первый посмевший создать музыку диссонансов и живопись уродства, он - многослитный возглас боли и негодования, мы с детства узнаем через него, что есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы, он до сих пор говорит нам, что вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть люди, которые задыхаются". А руководитель "Цеха поэтов" Николай Гумилев с восторгом отзовется о нем в "некрасовской" анкете, которую в 1921 году к 100-летию поэта распространил среди писателей Корней Чуковский. Сам молодой Чуковский был просто помешан на Некрасове и стал его первым биографом. 

Кто читает Некрасова сегодня? Кому он нужен? 

Сегодня нескучны только коротенькие твиты. Важнее слов картинки, видеоконтент. Читать сегодня - привилегия зануд. 

Что не читают - это правда. Есть стереотип: какой-то он крестьянский, какие-то мотивы старомодные, женщины сплошь в кокошниках. И все-таки копни - оказывается, что у каждого из нас сидят в подкорке целые обоймы из некрасовских строк. "Есть женщины в русских селеньях..." "Я из лесу вышел: был страшный мороз..." "О, Волга, колыбель моя!" "Что ты жадно глядишь на дорогу..." "Поэтом можешь ты не быть..." "В полном разгаре страда деревенская..." "Доля ты! - русская долюшка женская..." "Только не сжата полоска одна..." "Вот приедет барин - барин нас рассудит". И так - до бесконечности. 

Эти строки живут уже сами по себе, как некий национальный поэтический "код". Но это все-таки касается старшего поколения. А что сегодня читать из Некрасова детям? "Мороз, Красный нос"? Цитирую: "Савраска увяз в половине сугроба, / Две пары промерзлых лаптей / Да угол рогожей покрытого гроба / Торчат из убогих дровней". "Железная дорога"? "Прямо дороженька: насыпи узкие, / Столбики, рельсы, мосты. / А по бокам-то всё косточки русские... / Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?" Хрестоматийное "Дедушка Мазай и зайцы"? Дедушка спас зайчиков от наводнения, домой принес, обсушил, обогрел и отпустил. Только из детских хрестоматий выбрасывают последние две строчки: "Я их не бью ни весною, ни летом. / Шкура плохая, - линяет косой..." Это значит, что зимой дедушка Мазай этих зайчиков все-таки всех постреляет на шкурки. Чему учит Некрасов подрастающее поколение? Зачем все эти гробы, кости и шкурки? 

Некрасов - разный! Дело лишь в правильной настройке оптики. Удивить детей его стихами можно и сегодня - и как раз не косточками или шкурками, - а строчками Некрасова, которые научат видеть, как "превратились лужицы в холодное стекло". "Как розовые яблоки, на ветках снегири". Или еще, пожалуйста: "Снежок изрезан лыжами, / Как мел, скрипуч и сух, / И ловит кошка рыжая / Веселых белых мух". 

Интерес к Некрасову отбивают со школьной скамьи. И даже не самими стихами или поэмой "Кому на Руси жить хорошо", а его человеческим образом, такого страдальца за народ. Ну и революционера, конечно. Вместо того чтобы рассказать подросткам о сложной, интересной личности  поэта.  А еще, как успешного "медиамагната", руководившего двумя самыми популярными СМИ своего времени - журналами "Современник" и "Отечественные записки"... Вместо этого школьникам преподносят скучный образ "плакальщика" за народ. Это важная составляющая некрасовской Музы, но она не одна. У него прекрасная любовная лирика, посвященная Панаевой. 

Для начала надо в школьных классах обновить портреты русских классиков. 

Золотой век русской литературы - не абстракция, и открывали его в самые жаркие 50-60-е годы люди вполне молодые. Всем главным действующим лицам вокруг некрасовского "Современника" или катковского "Русского вестника" - по тридцать с хвостиком. Толстому, Добролюбову и Чернышевскому по двадцать с чем-то. Не школяры, но и не старики. 

Тема «Отцов и детей», «женской эмансипации», дед Мазай... А вот есть у него стихотворение "Саша". Девочка растет, воображает, что влюбилась, думает, что дальше жизни нет... Тут точный рисунок психологии подростка. Очень теплое стихотворение. Поэт успокаивает девочку: все когда-нибудь пройдет - у всех проходит. Важно и это понимание, что жизнь конечна, и это умение сочувствовать сейчас, пока мы живы.

Некрасов только кажется простым. Вчитаешься - окажется, что очень много в нем и в той эпохе, как в зеркале, про нас сегодняшних. Как так? Загадка...

Мы живем во времена, когда в людях все меньше и меньше сочувствия к другим. Все замыкаются в своем эгоцентризме, девизом эпохи стало "Ты этого достойна". Самые популярные книги - доморощенные учебники по психотренингу: как научиться любить себя, как повысить свою самооценку. Но люди не могут жить без взаимного сочувствия, сопереживания, и возможно, ситуация с пандемией - это знак нам свыше. Вот этого сочувствия к другим в поэзии Некрасова - море! Ко всем: крестьянам, помещикам, священникам... Ведь именно об этом "Кому на Руси жить хорошо". Всем плохо, все грешные, все мучаемся, все жалуемся! А сочувствия мало. Научимся у Некрасова хотя бы этому... 

Это ИНТЕРЕСНО

Молодой Некрасов жил бедно. Он давал частные уроки, писал для "Литературной газеты", тексты для лубочных изданий, делал переводы и даже писал водевили. Этих заработков хватало на то, чтобы в складчину с двумя юнкерами снимать в Петербурге комнату. В 1840 году он выпустил свой первый стихотворный сборник "Мечты и звуки", который не раскупался. А в конце 1870-х смертельно больной Некрасов написал цикл стихов, вознесших его имя на величайшую высоту в русской лирической поэзии. "Последние песни" пронизаны предощущением близящейся катастрофы, непоправимости ошибок, допущенных человечеством, страх за Родину - вот последнее, что мог выразить Некрасов перед смертью: "Дни идут... все так же воздух душен, / Дряхлый мир на роковом пути... / Человек до ужаса бездушен, / Слабому спасенья не найти!

PS

Анна Ахматова (март 1920):

1. Любите ли Вы стихи Некрасова?

Люблю.

2. Какие стихи Некрасова Вы считаете лучшими?

Влас, Внимая ужасам войны и Арина, мать солдатская.

3. Как Вы относитесь к стихотворной технике Некрасова?

Некрасов, несомненно, обладал искусством писать стихи, что доказывают особенно ярко его слабые вещи, которые все же никогда не бывают ни вялыми, ни бесцветными.

4. Не было ли в Вашей жизни периода, когда его поэзия была для Вас дороже поэзии Пушкина и Лермонтова?

Нет.

5. Как относились Вы к Некрасову в детстве?

Некрасов был первый поэт, которого я прочла и полюбила.

6. Как относились Вы к Некрасову в юности?

Скорее отрицательно.

7. Не оказал ли Некрасов влияния на Ваше творчество?

В некоторых стихотворениях.

8. Как Вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова "поэзия и не ночевала"?

Мне кажется, что Тургенев говорил это о тех стихах Некрасова, где действительно нет поэзии.

9. Каково Ваше мнение о народолюбии Некрасова?

Я думаю, что любовь к народу была единственным источником его творчества.

10. Как Вы относитесь к распространенному мнению, будто Некрасов был безнравственный человек?

Это "распространенное" мнение решительно никаким образом не меняет моего представления о Некрасове.

(исп м-лы: СМИ; И.Вирабова; П.Басинского;)
 
Над выпуском работали:
военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ», МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина, военкор — гл. редактор;
Лиза Плешивых — военкор;  
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».