20 декабря 2021 года состоялось городское мероприятие «Патриотическое воспитание: итоги 20-21». Департамент образования администрации города Перми во Дворце детского (юношеского) творчества вручил Благодарности образовательным учреждениям и педагогам, которые внесли наиболее значимый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения в 2020 - 2021 гг. 

В обзоре лучших патриотических практик среди образовательных учреждений, дистанционных мероприятий… наша школа отмечена как организатор значимого городского события — робототехнических соревнований «Танковый биатлон».

«Благодарственное письмо» за подписью Начальника Департамента образования А.А. Деменевой вручено руководителю ГМО учителей робототехники, учителю информатики МАОУ СОШ №135 Терёхину Алексею Дмитриевичу.

Военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова поздравляют и желают всем участникам патриотического воспитаня  крепкого здоровья, благополучия, успехов… в труде, мира, добра, веры и уверенных побед на всех фронтах во славу нашего Отечества! 

Поэтому в нашей школе №135 поставлена задача патриотического воспитания и подготовка инженеров с школьной парты. В нашем технопарке участники команд разных возрастов показывают свои способности в сборке и управлении робототехнических танков... Эти танки связаны с историей Добровольческого танкового корпуса. 

Такая работа концентрируется в различных мероприятиях 11 марта, когда в Пермском крае отмечается знаменательная дата – День народного подвига по формирования Уральского добровольческого танкового корпуса (УДТК) в годы Великой Отечественной войны. В этот день традиционно начинаются игры-соревнования юных инженеров — робототехнический танковый биатлон. Дети стремятся быть в первых рядах, в том числе и в юнармии.

См. фотоальбом

Наша справка

"Воспитание патриотизма должно делаться штучно хорошим педагогом. Это должен быть не какой-то отдельный урок патриотизма, это должно быть постоянно, поскольку патриотизм – это часть жизни. Такое воспитание идет и с болью, и с радостью, и с сопереживанием. Для меня это так. Это невозможно отдельно внести в школьную программу, это должен делать каждый учитель, а не только учителя истории и литературы. Патриотизм должен быть и в химии, и в физике, и так далее", –   профессор Вяземский. 

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. 

С 1 сентября российских школьников начали обучать патриотизму. 

В нынешнем 2020-2021 учебном году модель патриотического образования  впервые представлена широкой публике. Это только начало, систему еще нужно будет развивать. В частности вузы и школы попытались составить и испытать план воспитательных работ по патриотическому направлению. 

Определены Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года с учетом достижений современной отечественной науки и традиций воспитания в России. Особо подчеркивается необходимость создания в образовательном учреждении воспитательной системы. 

Обеспечено увеличение численности детей, вовлеченных в деятельность Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», путем предоставления государственной поддержки указанному движению.

Минобороны России предоставлена дополнительная финансовая поддержка Всероссийскому детско-юношескому военно-патриотическому общественному движению «ЮНАРМИЯ». Указанная поддержка позволит увеличить охват детей военно-патриотическим воспитанием. 

В 2020 году в силу вступил президентский закон, который внес поправки в ФЗ «Об образовании в РФ». Они касались не просто нескольких формулировок, но целого направления работы — воспитания. Теперь учителя должны не просто ориентироваться на абстракцию, но следовать конкретным указаниям, которые позволят выстроить воспитательную работу в школе. 

Рассказываем, о каких новшествах патриотического воспитания в школах в 2020-2021 году идет речь. 

Главное изменение, привнесенное в федеральный закон «Об образовании в РФ» — уточнение до этого неясного положения о воспитании (ст. 2, п. 2). Теперь у термина появилось определение, притом довольно большое. Все потому, что оно включает в себя не только описание самой деятельности, но и её направлений. 

Закон вступил в силу 1 сентября 2020 года, но школам дали год на разработку рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы: это нужно сделать до 1 сентября 2021 года.

К счастью, в министерстве оставили и своеобразную «шпаргалку», которая позволит составить план патриотического воспитания в школе  эффективно и быстро. Она похожа на конструктор, складывающийся из социальных проектов, дискуссионных площадок, спортивных праздников и школьных концертов. Предполагается, что в школьное воспитание будут встраиваться походы в театры, музеи, на выставки, а еще воспитательная деятельность родителей.

Тем не менее вполне возможно, что такие поправки будут внесены в закон чуть позже. Как рассказал Сергей Кравцов, сейчас в минпросвещения разрабатывают проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Как заявил министр, проект будет «служить ресурсной базой для закона по воспитательной работе в школе». 

Конечно, в воспитательной работе будут участвовать учителя, притом не только классные руководители или предметники по истории и обществознанию, но вообще все педагоги. 

Кроме того, 12 ноября правительство опубликовало распоряжение с 33 пунктами стратегии развития воспитания по 7 направлениям. Перечисляем эти направления:

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воспитания
2. Совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания
3. Развитие кадрового потенциала
4. Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания
5. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания
6. Развитие информационных механизмов в сфере воспитания
7. Управление реализацией Стратегии

Воспитательный компонент и раньше входил в образовательные программы, но в большинстве случаев эта работа выполнялась формально. Теперь рабочие программы должны содержать конкретные мероприятия, например, социальные проекты, дискуссионные площадки, спортивные праздники, игры и тренинги, совместные походы в театры и музеи.

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях президентский законопроект об усилении патриотического воспитания в российских школах и вузах. Он вступит в силу 1 сентября 2020 года после одобрения Советом федерации и подписания главой государства. У образовательных учреждений будет еще год на то, чтобы скорректировать свои программы. 

Поправки к закону «Об образовании» в мае внес президент Владимир Путин. Он предложил расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа», к природе и окружающей среде. В закон будет включена ст. 12.1 о «требованиях к организации воспитания», по которому школам и вузам предлагается составить календарный план воспитательной работы.

«Этим законопроектом президент предлагает сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество»,— заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Отметим, в законе «Об образовании» воспитание упоминается и сейчас, но патриотический контекст в определении отсутствует. Необходимость поправок была увязана с новой ст. 67.1 Конституции РФ. В этой статье говорится как «о тысячелетней истории» и сохранении «памяти предков», так и о детях в роли «важнейшего приоритета» госполитики РФ и создании для них условий по «воспитанию патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».

Вопросы патриотического воспитания всегда были в центре внимания отечественных государственных деятелей, общественности, ученых, педагогов.  На разных этапах развития нашего общества содержание и формы патриотического воспитания подрастающего поколения  были обусловлены  социально-политической, экономической, демографической ситуацией, поиском объединяющей идеи. 

В последние годы  проблема патриотического воспитания  детей дошкольного возраста актуализируется в свете Федеральных государственных требований   к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (приказ №655 Минобрнауки, ноябрь 2009 г.). Среди интегративных качеств, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста,  указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему, о мире.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом – человеком, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык. 

Термин «культура» происходит от латинского глагола «colere», содержание которого первоначально трактовалось многозначно, а именно: «обрабатывать почву, заботиться, усердно заниматься, украшать, почитать». Греческий аналог латинского «colere» – пайдейя  был более узок и буквально означал «воспитанность, образованность». Римско-греческое толкование культуры обобщил М.Тулий Цицерон, определив значение культуры как возделывание, обработка  души и введя понятие «культура души». Во второй половине  XVIII века в таком значении латинский  термин «cultura» вошел в широкий общественный обиход  в Европе. 

Современные характеристики понятия «культура»  не имеет единого толкования, так в них отражается множественность свойств ее носителя – человека и качеств его деятельности. Несмотря на разные точки зрения в характеристике термина «культура», позиции многих ученых совпадают в том, что культура как  сосредоточие человеческих ценностей создается человеком и существует для человека, его развития и самовыражения. 

Для нас важна характеристика культуры как способа передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим.  Культура   служит передаче и сохранению социального опыта в форме материальных и духовных ценностей, несет в себе познавательное содержание, способствует становлению определенного исторического типа личности, является формой организации общественной жизни [1].

Развитие культуры зависит от этнических, исторических традиций, а ее форма всегда носит национальный характер   [4, 5].  Народная (этническая)  культура, являясь специфическим феноменом, стоит у истоков общечеловеческой культуры  [3].

Народные   взгляды на жизнь, природу, общество и на назначение человека являются философским обоснованием народной культуры, Исходя из этих взглядов, как отмечает Г.Н. Волков, формулируются цели и задачи воспитания выбираются его средства, пути образования детей, народные традиции семейного, нравственно-трудового воспитания.

Развитие  мирового сообщества конца XX - начала  XXI века характеризуется новой тенденцией  развития культуры:  а именно: она представляет собой  многоликую панораму национальных культур, их региональных общностей, международных творческих объединений и направлений. Отчетливо проявилась тенденция усиления, с одной стороны, интеграционных процессов, в результате которых происходит смешение различных этносов и этнических культур, с другой стороны, – стремления каждой нации сохранить свою культурную самобытность, свои национальные ценности (язык, искусство, традиции, обычаи и т.д.) [2].

В результате  человек в современной социокультурной ситуации оказывается на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения культурной идентичности других народов. Но с другой стороны, его собственная культура становится неустойчивой, нарушенной, связи с культурной традицией ослабевают.  

Между тем межкультурное исследование,  проведенное  не  так давно отечественными учеными совместно с учеными ряда европейских стран  под  эгидой  Венского         центра социальных исследований, выявили, что  в промышленно  развитых         европейских странах  важнейшая  роль  в   социализации   детей         по-прежнему принадлежит  семье,  а  сам этот процесс у каждого         народа во многом сохраняет традиционные этнические особенности. Естественно, что  многие дети в современных столичных дошкольных учреждениях попадают в иную  культурную среду, чем в семье. А это затрудняет его общение со сверстниками, взрослыми, усиливает ощущение, что он «другой». Таким «другим» он кажется и сверстникам в группе. В связи с этим актуализируется проблема изучения средств  и методов,  с помощью которых дети усваивают культуру своего и других народов,  а также   специфические  механизмы  и процессы "инкультурации";

Перед системой образования, в том числе и перед дошкольными учреждениями, встает новая задача:  использовать потенциал этнокультур, носителями которых являются воспитанники, для диалога  культур, который  поможет детям лучше узнать друг друга, развивать толерантность, уважительное отношение к сверстнику.             

При этом следует учитывать, что этническое самосознание  не  сводится  к осознанию этнической (национальной)  принадлежности.  Этническое  самосознание   включает  суждения членов  общества о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях, так называемые этнические автостереотипы. Эти  суждения  неразрывно связаны с представлениями о   других этносах и формируются в дихотомии "мы" - "они". 

Анализ средств воспитания, которые сложились в русской народной педагогике и у  других народов, показал общность подходов к воспитанию детей. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Опыт народного воспитания характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения  -  приобщение к культуре, к труду, любовь к Родине, традициям, этике. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. 

Следует учитывать, что в многонациональной группе детского сада каждого ребенка, представителя  того или иного этноса, следует  ставить в такие ситуации, когда он приобщает детей к  своей культуре  через игру, сказки,  Мы использовали игры разных народов, чтобы донести до детей национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.       В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Мы даем детям задание: узнать у старших членов семьи считалки, которыми они пользовались в детстве, выучить их, предложить при организации игр в группе. Так дети знакомятся с фольклором разных народов.

Интересно знакомить детей  с народными игрушками (русскими, белорусскими, литовскими). Обратив внимание на особенности внешнего вида кукол, материалов из которых они изготовлены, оформление костюмов, просили детей определить то эмоциональное состояние, которое эти куклы  создают, какие чувства вызывают. Дети говорили: «радуют», «веселят», «классные игрушки», «занимают, чтобы не было скучно»; «хочется поиграть с ними» и т.д. Далее подводили детей к пониманию назначения игрушек, отмечали, что каждый народ  хотел, чтобы дети росли веселыми, здоровыми, ловкими, умелыми, поэтому мастера делали такие интересные игрушки для детей. Таким образом, попытались помочь детям через народные игрушки понять некоторые черты национального характера, воплощенные в них (оптимизм, юмор, творчество, желание занять и порадовать ребенка).

Особый нравственный потенциал этносов заключен в сказках. Мы их используем для того, чтобы показать детям, с одной стороны,  особенности семейно-бытовых обычаев, традиций,  обрядов, а с другой стороны, близость понимания разными народами  многими жизненных проблем. После знакомства с народными сказками организуем художественную деятельность детей (рисование, лепку), Так,  после слушания украинской народной сказки «Руковичка» педагог, подобрав  соответствующие игрушки или элементы костюмов,  предложил детям отразить свои впечатления в театрализованной игре.  

Таким образом, в процессе воспитания патриотических чувств мы знакомим детей многонациональной группы с одними и теми средствами разных этнокультур, раскрываем идеи, которые у разных народов очень похожи, несут в себе общие ценности, но выражены по-разному. Одновременно удается с помощью произведений культуры разных этносов изменить самоощущение детей: они стали по-другому воспринимать те различия, которые имелись у детей многонациональной группы. Осознали, что то «другое», что есть у одного ребенка, интересно другим. Другими словами, сделали детей более толерантными, понимающими, что мы все живем в одной стране и все ее любим.  

Литература
1. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние  исторического единства культур:  автореф. дис. … канд. филос. наук. – Л., 1967. – 18 с.
2. Библер В.С.  Культура. Диалог культур (опыт определения)) \\ Вопросы философии. – 1989. – № 6. – - С. 31-42.
3. Волков Г.Н Этнопедагогика:  Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
4. Лихачев Д.С.  Заметки о русском. – 5-е изд.– СПб: Речь.-20о9. – 65 с.
5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М.: Изд-во МГИК, 1994. – 214 с.
(исп м-лы СМИ)
 
Над выпуском работали:
военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ», МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Алина  Сафиуллина, -  юнармеец — военкор,   нач. юнармейского арктик-клуба, эколог-доброволец,  лауреат конкурса «Гордость Пермского края»; 
Анастасия Мартынова — военкор, эколог-доброволец, дважды лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».