28 июня – 07 июля 2021 года  военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова школы №135, МС «ДИНАСТИЯ» — совершили образовательное путешествие в Кочёвский район, где «прошли» летнюю сессию для учащихся отделения медиатворчества школы художественного образования для одаренных детей Пермского края.

В   2021 учебном году ГАУДО КЦХО «Росток», в рамках подготовки одаренных детей Пермского края к участию в рейтинговых краевых, российских и международных конкурсах детского и юношеского кино видео творчества продолжил цикл мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов края и совершенствование исполнительского мастерства учащихся в сфере детского медиа творчества.

Команда успешно справилась с программой:

Школа кинематографиста (теория, практика):- учебные занятия по специальным предметам: операторское мастерство, режиссура и звук в кино, видеомонтаж, мастер-классы по актерскому мастерству, технике речи; 

- просмотр и обсуждение лучших фильмов из архива Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана»;

- кино экспедиционные работы по сбору материалов о Кочевском районе;

- съемки фильма об истории и сегодняшнем дне Кочевского района, с.Большая Коча; 

- цикл творческих встреч, лекций по истории кино;

- экскурсионные программы; и др.

Все получили сертификаты и свидетельство творчески успехов «Я МОГУ» ГАУ ДО КЦХО «РОСТОК» и режиссёра сценариста Дмитрия Заболотских;

Команда ДИНАСТИЯ награждена БЛАГОДАРНОСТЬЮ Минобра Пермского края, отделения медиатворчества ШХО.

Результатом кино экспедиции традиционно стал фильм об истории и сегодняшнем дне Кочевского района, презентация которого состоялась 7 июля. 

Село Большая Коча расположено в трёхстах километрах от Перми. Впервые оно было упомянуто в 1579 году царскими переписчиками Ивана Грозного, то есть в 2019 году ему исполнилось 440 лет. Но, как рассказывает местный учитель истории и обществознания шаман Василий Гагарин, люди жили здесь задолго до Ивана Грозного.

Коми-пермяки, которые живут в Большой Коче, — один из древнейших финно-угорских народов, они входят в пермскую группу уральской языковой семьи. Изначально они жили на территории Пермского края, а также в частях Кировской и Свердловской областей. В Средневековье они образовали государство Пермь Великую со столицей в городе Чердынь. Жители Большой Кочи — билингвы, говорят одновременно на русском и на коми-пермяцком. В местном языке 35 букв и аж 17 падежей. «Это сложно представить, но мы можем одним словом описать, как добраться до чего-то: например, „до дома“ на коми будет „керкуöдз“», — объясняют жители села. 

Возрождением культуры и традиций в Большой Коче занимается учитель истории в местной школе и шаман Василий Гагарин. Он изучает и проводит важные для коми-пермяков ритуалы. Знают его уже далеко за пределами села: например, в прошлом году он провёл ритуал в поддержку сборной России на чемпионате мира по футболу.

Сам Василий Иванович относится к делу крайне серьёзно: «В каждом населённом пункте есть человек, который сохраняет традиции и транслирует их молодому поколению. Всех этих людей называют в народе Тӧдiсь — Знающий, Ведающий, Проводящий. Вот он-то и становится проводником для молодёжи и населения в тонкости обрядов, обычаев, ритуальных действий. И пока в коми-пермяцких деревнях сохраняются такие люди — сохранится и язык, культура, обряды и обычаи, да и сам народ», — объясняет он. 

Мы наблюдали настоящую тайгу. Здесь30 километров нужно ехать по грунтовой дороге. Вокруг — леса, погода меняется, как на море или в горах, по утрам всё село в тумане.

Василий Гагарин не только преподаёт в школе историю, но и работает заместителем директора по воспитательной работе. Он ввёл в школе систему самоуправления — так называемую школьную федерацию. В неё входят три субъекта: союз старшеклассников, пионерская организация и детская организация «Добрята». «У пионеров я убрал все идеологические надстройки, у нас это чисто волонтёрское движение», — рассказывает Гагарин.

Школьные выборы максимально приближены к реальным: с регистрацией кандидатов, агитацией, программными речами

Ежегодно 22 сентября выбирают президента школы. «Как учитель обществознания я их просто готовлю к реальным выборам», — объясняет Василий Иванович.

Президент школьной федерации избирается большинством голосов на год. Он назначает министров по разным направлениям школьной жизни — спорта, труда, культуры, СМИ и правопорядка. Также президент проводит еженедельные линейки с награждениями и отчётами за неделю.

Есть в школе и верховный суд, который может не только наказывать нарушителей порядка, но и в исключительных случаях лишить президента власти.

Особенность во всём следующая: в тишине, в уважении, в чувстве такта. В общении никто не перетягивает на себя одеяло. Наверное, чем ближе человек к природе, тем ближе к простым — в самом хорошем смысле — вещам.

Коми-пермяки очень бережно относятся к местным обычаям и обрядам. В их основе — культ предков. До сих пор не каждый коми-пермяк осмелится нарушить установленный предками порядок, прогневить их невнимательностью или непочитанием, объясняет учитель истории Василий Гагарин.

Большую Кочу крестили три раза, но местные жители всё равно сохранили языческие верования. Коми-пермяки верят в верховного бога Ена, но христианского бога и святых они тоже называют Ен или Еннэз — во множественном числе. Знак Ена — это Перна, знак солнца. Нательный крестик местные тоже называют Перной. «Рано утром бабушка может молиться святым в красном углу, но как только подходит к кромке леса, первый грибочек или ягодку кладёт на пенёк — дар Ягморту, хозяину леса», — рассказывает Василий Гагарин.

Некоторые обряды современному человеку могут быть непонятны, но они — часть культурного наследия коми-пермяков: например, Быкобой. Он проводится в конце августа в день покровителей домашних животных — Флора и Лавра. По традиции на реке в жертву приносят быка, а местные умываются кровавой водой, которая считается священной. Потом готовят и едят мясо. Считается, что если быка не принести в жертву, то год будет голодным.

Есть и более гуманные обряды: например, во время Турун вежан лун, что в переводе значит «День смены травы», местные готовят землю к новому урожаю. На этот праздник съезжаются коми-пермяки из разных мест России. Его смысл в том, чтобы принести подношение лешему — задобрить его и получить благословение.

«Бабушки из фольклорного ансамбля «Мича асыв» с гостями из разных сёл молча идут в лес собирать травы с корнями и семенами. Мужчины остаются возле леса и охраняют их. Когда женщины соберут травы и услышат голоса птиц, они возвращаются в село. Затем проходит концертная программа, а гости и хозяева отправляются на берег реки. Там разводят костёр, варят уху, чай.

После женщины подходят к костру и собирают тепло подолами юбок, мужчины — так же. Затем прыгают через костер. Когда он почти догорит, мужчины берут головни и кидают в реку», — рассказывает школьница Катя Герасимчик. Помимо этого, есть обряды, связанные с посещением кладбища, а также омовением из святых источников — такие, впрочем, встречаются во многих культурах.

Насчёт языческих обрядов местные подростки высказываются по-разному. Кто-то в подробностях знает о деталях каждого ритуала, а кто-то наотрез отказывается об этом говорить.

См. фотоальбом

(Исп. М-лы СМИ)

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Кирилл Ерохин, начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
 Саша Никонов, зам. по тылу;
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса