Школьные новости

25 октября  военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 традиционно отправились на встречу к своим наставникам — ветеранам военно-морского флота. В связи с пополнением юнармейского отряда — новобранцев поздравили председатель Совета ветеранов Мотовилихи А.В. Кукушкин и участник ликвидации аварии на АПЛ К-19, кавалер ордена «Мужества» В.П. Лузин.

30 октября - День основания Российского военно-морского флота. В этот день в 1696 году Боярская дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота: « Морским судам быть!».

С праздником ветеранов поздравил глава Мотовилихинского района Александр Хаткевич. Он пожелал морякам долгой жизни, железного здоровья и семи футов под килем. А завершилось мероприятие концертом с участием коллективов Мотовилихи. Кроме того, ветераны смогли пообщаться друг с другом в неформальной обстановке и вспомнить былое.

На данном мероприятии Правление Пермского регионального отделения Общероссийского Движения Поддержки флота наградило  «Благодарственным Письмом» ветеранов службы за активную работу в деле патриотического воспитания молодёжи. А.С. Гониченко, председатель ПРО ОДПФ, вручил награды. Среди награждённых ветеранов был и наш учитель, руководитель музея и студии Куляпин Александр Сергеевич.

Фотоальбом

В честь праздника 323 годовщины начала строительства ВМФ России, в Совете ветеранов Мотовилихи открыли выставку под названием «История Военно-морского флота России». Но представленные экспонаты связаны не только с морем, но и с различными военными действиями на суше. Экспонаты предоставил владелец частной коллекции Александр Кривощеков, который отметил : «Сначала коллекция собиралась стихийно, доставал экспонаты специально и по случаю. Например, при перекапывании огорода в Лобаново нашли гладкоствольный зарядный карабин. В Лобаново были волнения в начале 1920 и вот так и остался лежать в земле, даже клеймо калибра не сохранилось, а ствол цел. Такие использовались еще в русско - турецкой войне».

В коллекции есть штык от первой отечественной винтовки образца 1870 года. Его случайно обнаружили в деревне Петушки Юго - Камского района. Также здесь есть ремни, образца 1958 и 1970 годов, которые использовали в своем обмундировании офицеры сухопутных войск.

Владелец коллекции рассказал историю  традиционных сувенирных кортиков, которые выдавались офицерам военно-морского флота. Оказывается, их предшественники – абордажные шпаги. Оружие вручали морякам с 16 века, но с ними было неудобно вести ближний бой во внутренних помещениях корабля. Со временем, шпаги стали делать короче и уменьшили до длины привычного нам кортика. За свою историю кортики модернизировались неоднократно: и по длине и по конфигурации. Кстати, даже Петр 1 носил кортик и очень этим гордился. Вручались кортики в торжественной обстановке при окончании училища и получении мичманского или лейтенантского звания.

В коллекции есть аниометр, -  прибор, измеряющий скорость ветра.  Он нес свою службу  много лет  на большом противолодочном корабле «Левченко». 

И это только часть уникальных экспонатов. Здесь есть и различная одежда, форма,  флаги,  фотографии и многое другое. Со всеми этими предметами с интересом познакомились гости мероприятия – ветераны военно-морского флота.  Специально для них были подготовлены благодарственные письма и подарки.

Моряки выступили с докладами о истории флота и службе моряков в настоящее время.

А.И. Лобанов, капитан I ранга в запасе: 

Петр I заимствовал идею создания централизованного военно-морского флота в Европе. Он сам очень интересовался кораблестроением и, как и в случае с регулярной армией, начал создавать российский флот с потешных войск.     

В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты.

Славная история флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой Русского флота», будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями. В этом же году он основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету 1692 года флотилия насчитывала несколько десятков судов, из которых выделялся красавец-фрегат «Марс» с тридцатью пушками.

Справедливости ради надо отметить, что первый отечественный корабль был построен еще до рождения Петра в 1667 году. Голландские мастера совместно с местными ремесленниками на реке Ока сумели построить двухпалубный «Орел» с тремя мачтами и возможностью путешествия по морю. Одновременно с этим были созданы пара шлюпок и одна яхта. Руководил этими работами мудрый политик Ордин-Нащокин из московских бояр. Название, как можно догадаться, досталось кораблю в честь герба. Петр Великий считал, что это событие положило начало морскому делу на Руси и «достойно прославления в веках». Однако в истории день рождения военного флота нашей страны связан совсем с другой датой…

Шел 1695 год. Необходимость в создании благоприятных условии для зарождения торговых отношении с другими государствами Европы привело нашего государя к военному конфликту с Османской империи в устье Дона и низовьях Днепра. Петр Великий, видевший необоримую силу в своих новоиспеченных полках (Семеновском, Пребраженском, Бутырском и Лефортовском) решает идти походом под Азов. Он пишет в Архангельск близкому другу: «Пошутили под Кожуховым, а теперь и под Азовом пошутим». Результаты этого путешествия, несмотря на доблесть и отвагу, проявленную в боях русскими солдатами, обернулись страшными потерями. Тогда-то Петр и понял что война – это вовсе не детская забава. При подготовке следующей кампании он учитывает все свои былые ошибки и решается на создание абсолютно новой в стране военной силы. Петр поистине был гением, благодаря своей воле и уму он сумел создать целый флот всего за одну зиму. И средств для этого не жалел. Сперва он запросил помощи у своих западных союзников – короля Польского и императора Австрийского. Они выслали ему знающих инженеров, корабельных мастеров и артиллеристов. После прибытия в Москву Петр организовал собрание своих генералов для обсуждения второй кампании по овладению Азовом. На совещаниях было постановлено соорудить флот, который уместил бы в себе 23 галеры, 4 брандера и 2 корабля-галеаса. Адмиралом флота был определен Франц Лефорт. Командующим всей Азовской армией стал генералиссимус Шеин Алексей Семенович. Для двух главных направлений операции – на Дон и на Днепр – организовали две армии Шеина и Шереметева. Под Москвой в спешном порядке строили брандеры и галеры, в Воронеже впервые на Руси создавали два огромных тридцатишести-пушечных корабля, получивших названия «Апостол Павел» и «Апостол Петр». Помимо этого предусмотрительный государь повелел соорудить более тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов, уготовленных в поддержку сухопутной армии. Их постройкой занялись в Козлове, Сокольске, Воронеже. В начале весны корабельные части были привезены для сборки Воронеж, а уже в конце апреля суда были на плаву. 26 апреля на воду был спущен первый галеас – «Апостол Петр».

Основной задачей флота было блокирование не сдававшейся крепости с морских направлений, лишив её поддержки в живой силе и провианте. Армия Шереметева должна была направиться к Днепровскому лиману и проводить отвлекающие маневры. В начале лета все корабли русского флота воссоединились под Азовом, и началась его осада. 14 июня прибыл турецкий флот из 17 галер и 6 кораблей, но он так и простоял до конца месяца в нерешительности. 28 июня турки набрались храбрости подвезти десант. Гребные судна направились к берегу. Тогда по приказанию Петра наш флот незамедлительно снялся с якоря. Только увидев это, турецкие капитаны дружно развернули корабли и ушли в море. Так и не получив подкрепления, крепость была вынуждена объявить капитуляцию 18 июля. Первый выход военного флота Петра увенчался полным успехом. А спустя неделю флотилия вышла в море для осмотра завоеванной территории. Государь со своими генералами выбирали место на побережье для строительства нового военно-морского порта. Позже вблизи Миусского лимана были основаны крепости Павловская и Черепахинская. Азовских победителей также ждал торжественный прием в Москве.

Для решения вопросов по обороне захваченных территории Петр Первый решает созвать в селе Преображенском Боярскую думу. Там он и спрашивает выстроить «караван морской али флот». 20 октября на очередном заседании дума постановляет: «Быть морским судам!» На последовавший вопрос: «А скольким?», решено «справиться у крестьянских дворов, за духовными и разными чинами людей, накладывать суды по дворам, у торговых людей выписать из таможенных книг». Так и начал свое существование Российский императорский военно-морской флот. Сразу было решено заняться строительством 52 кораблей и спустить их на воду в Воронеже уже до начала апреля 1698 года. Причем решение строить корабли было принято следующим образом: духовенство давало один корабль с каждых восьми тысяч дворов, дворянство – с десяти тысяч. Купечество, посадские люди и иностранные купцы обязались пустить в плавание 12 кораблей. На налоги с населения остальные корабли строило государство. Дело затевалось нешуточное. Плотников искали по всей стране, им в помощь были выделены солдаты. Более пятидесяти иностранных специалистов работали на верфях, а сотня талантливых молодых людей отправилась за границу постигать азы кораблестроения. Среди них в должности обычного урядника был и Петр. Помимо Воронежа верфи были построены в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске и Павловске. Желающие проходили ускоренные курсы обучения на корабельных мастеров и подручных работников. В Воронеже в 1697 году было создано адмиралтейство. Первым в истории военно-морским документом Российского государства стал «Устав по галерам», написанный Петром I еще во время второго Азовского похода на командной галере «Принципиум».

На Воронежской судоверфи 27 апреля 1700 года был на достроен «Гото Предестинация» – первый линкор России. По европейской классификации кораблей начала XVII века оно заслужило IV ранг. Россия по праву могла гордиться своим детищем, поскольку строительство проходило без участия специалистов из-за границы. К 1700 году Азовский флот уже насчитывал более сорока парусных судов, а к 1711 – около 215 (в том числе и гребных), из которых сорок четыре корабля были вооружены 58-пушками. Благодаря этому грозному аргументу удалось подписать мирный договор с Турцией и начать войну со шведами. Бесценный опыт, полученный при строительстве новых кораблей, позволил позднее добиться успеха на Балтийском море и сыграл важную (если не решающую) роль в великой Северной войне. Балтийский флот строился на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери. В 1712 году был учрежден Андреевский флаг – белое полотнище с голубым крестом по диагонали. Под ним сражались, побеждали и умирали много поколений моряков Российского флота, прославившие своими подвигами нашу Родину.

Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 года) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок. И, что особенно замечательно, по своим военным и мореходным качествам русские корабли совсем не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии. Однако так как возникала острая необходимость защищать завоеванные приморские территории и одновременно проводить боевые операции, а в стране не успевали строить и ремонтировать корабли, то их зачастую покупали за рубежом.

Разумеется, все главные распоряжения и указы исходили от Петра I, но в делах кораблестроения ему помогали такие видные исторические фигуры как Ф. А. Головин, К. И. Крюйс, Ф. М. Апраксин, Франц Тиммерман и С. И. Языков. Прославили в веках свои имена корабельные мастера Ричард Козенц и Скляев, Салтыков и Василий Шипилов. К 1725 году морских офицеров и кораблестроителей готовили в особых школах и морских академиях. К этому времени центр судостроения и подготовки специалистов для отечественного флота переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. Наши моряки одержали блестящие и убедительные первые победы в сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, захватили первенство на Балтийском и Каспийском морях. Также российские мореплаватели совершили множество значимых географических открытий. Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский. Через год был обнаружен новый пролив, позволивший добраться до западного берега Северной Америки. Морские странствия осуществлялись В.М. Головниным, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, Е.В. Путятиным, М.П. Лазаревым.

К 1745 году в основной своей массе военно-морские офицеры выходили из дворянского рода, а матросы были рекрутами из простого народа. Срок службы их являлся пожизненным. Нередко для прохождения морской службы нанимали иностранных граждан. Примером являлся командир Кронштадтского порта – Томас Гордон.

Адмирал Спиридов в 1770 году в ходе Чесменского сражения разгромил турецкий флот и установил господство России в Эгейском море. Также Российская империя одержала победу в войне с турками в 1768-1774 годах. В 1778 году был основан порт Херсон, а в 1783 – на воду спущено первое судно Черноморского флота. Наша страна по количеству и качеству кораблей в конце 18 и начале 19 веков занял третье место в мире после Франции и Великобритании.

В 1802 году начало свое существование Министерство морских сил. Впервые в 1826 году был сооружен военный пароход, оснащенный восемью пушками, который назвали «Ижора». А через 10 лет построили пароходофрегат, прозванный «Богатырем». Это судно имело паровой двигатель и гребные колеса для перемещения. С 1805 по 1855 года русскими мореплавателями осваивался Дальний Восток. За эти года отважные моряки произвели сорок кругосветных и дальних плаваний.

В 1856 году Россия была вынуждена подписать Парижский мирный договор и в итоге лишилась черноморского флота. В 1860 году паровой флот окончательно занял место устаревшего и потерявшего былое значение парусного. После Крымской войны Россия активно строила паровые боевые корабли. Это были тихоходные корабли, на которых невозможно совершать дальние боевые походы. В 1861 году на воду спускается первая канонерская лодка под названием «Опыт». Боевой корабль был оснащен броневой защитой и прослужил до 1922 года, побывав полигоном для первых экспериментов А.С. Попова по радиосвязи на воде.

Конец 19 века ознаменовался расширением флота. В те времена у власти находился царь Николай II. Высокими темпами развивалась промышленность, но даже она не могла поспеть за неизменно увеличивающимися потребностями флота. Поэтому появилась тенденция заказывать корабли в Германии, США, Франции и Дании. Русско-японская война охарактеризовалась унизительным разгромом военно-морского флота России. Почти все боевые корабли были затоплены, некоторые сдались, только единицам удалось уйти. После неудачи в войне на востоке Российский императорский флот лишился третьего места среди стран-обладательниц крупнейших флотилий мира, сразу оказавшись на шестом.

1906 год характеризуется возрождением военно-морских сил. Принимается решение иметь на вооружении подводные лодки. 19 марта указом императора Николая II в строй вводится 10 субмарин. Поэтому этот день в стране является праздником, Днем подводника. С 1906 по 1913 года Российская империя израсходовала 519 миллионов долларов на потребности военно-морского флота. Но этого было явно недостаточно, так как военно-морские силы других ведущих держав стремительно развивались.

Во время первой мировой войны флот Германии существенно опережал российский по всем показателям. В 1918 году под абсолютным контролем Германии находилось все Балтийское море. Германский флот перевозил войска для оказания поддержки независимой Финляндии. Их войска контролировали оккупированную Украину, Польшу и западную часть России.

Главным противником россиян на Черном море издавна была Османская империя. Основная база Черноморского флота находилась в Севастополе. Командующим всеми морскими силами в этом регионе был Андрей Августович Эбергард. Но в 1916 году царь снял его с поста и заменил на адмирала Колчака. Несмотря на успешные боевые действия черноморских моряков, в октябре 1916 на стоянке взорвался линкор «Императрица Мария». Это была крупнейшая потеря Черноморского флота. Он прослужил всего лишь год. И по сей день, неизвестна причина взрыва. Но бытует мнение, что это результат удачной диверсии.

Полнейшим крахом и катастрофой для всего российского флота стали революция и гражданская война. В 1918 году корабли Черноморского флота были частично захвачены немцами, частично выведены и затоплены в Новороссийске. Некоторые суда немцы позже передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе, которые были отданы Вооруженным силам Юга России (группировке белых войск генерала Деникина). Они участвовали в войне против большевиков. После уничтожения белых армий остаток флота был замечен в Тунисе. Матросы Балтийского флота восстали против Советского правительства в 1921 году. В конце всех вышеизложенных событий у Советской власти осталось совсем немного кораблей. Эти суда и сформировали Военно-Морской флот СССР.

В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. В эти годы флотом умело командовали адмиралы А.Г. Головко, И.С. Исаков, В.Ф. Трибуц, Л.А. Владимирский.

В 1896 году параллельно с празднованием 200-летнего дня рождения Санкт-Петербурга отмечался и день основания флота. Ему исполнилось 200 лет. Но самое масштабное торжество состоялось в 1996 году, когда отмечался 300-летний юбилей. Военно-морской флот являлся и является предметом гордости многих поколений. Флот России – это упорная работа и героизм россиян во славу страны. Это боевая мощь России, которая гарантирует безопасность жителям великой страны. Но в первую очередь это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия всегда будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими-многими другими флотоводцами, которые верой и правдой служили своей отчизне. И, конечно же, Петром I – поистине великим государем, сумевшим создать сильную империю с могучим и непобедимым флотом.

А.С. Гониченко:

День моряка-надводника отмечают на военных кораблях. В пресс-службе Северного флота отметили, что экипажи боевых судов подошли с высокими показателями боевой подготовки.

Первое в своей истории кругосветное плавание завершил фрегат "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".

 Его сопровождали спасательный буксир "Николай Чикер", многофункциональное судно тылового обеспечения "Эльбрус" и средний морской танкер "Кама".

Ежегодный поход по морям Северного Ледовитого океана совершили большой противолодочный корабль "Вице-адмирал Кулаков", большие десантные корабли "Александр Отраковский" и "Кондопога", спасательно-буксирное судно "Памир", танкер "Сергей Осипов" и ледокол "Илья Муромец".

Более десяти масштабных учений прошли на море и суше на трассе Северного морского пути у арктических архипелагов Новая Земля, Северная Земля и Земля Франца-Иосифа и на полуострове Таймыр.

Моряки-надводники Северного флота успешно отработали боевые упражнения, ракетную, торпедную и артиллерийскую стрельбу, постановку мин во время учений ВМФ России "Океанский щит — 2019" и завершившегося стратегического учения "Гром".

Стрельбу крылатой ракетой "Калибр" выполнил экипаж фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".

Профессиональный праздник вдали от берегов России встречают экипажи ракетного крейсера "Маршал Устинов", спасательного буксира СБ-406 и среднего морского танкера "Вязьма". Суда выполняют задачи  дальнего похода в Атлантическом океане.

25 октября спущен на воду головной патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550. Торжественная церемония состоялась в Санкт-Петербурге на предприятии «Адмиралтейские верфи».

«Иван Папанин» предназначен для охраны и постоянного наблюдения за окружающей средой в сложной ледовой обстановке, конвоирования и буксировки в порт задержанных транспортов, сопровождения и поддержки судов обеспечения, участия в спасательных операциях, перевозки специальных грузов. Основные тактико-технические характеристики: водоизмещение – около 8500 тонн, длина – свыше 100 метров, ширина – около 20, автономность плавания – 60 суток («Полярный патруль»). Для выполнения боевых задач ледокол вооружен артиллерийской установкой АК-176МА.

Ввод в строй «Ивана Папанина» станет еще одним звеном морской цепи безопасности России в Арктике – стратегически важном регионе, где разворачивается жесткая борьба стран за контроль над акваториями и соответственно ресурсами. Тон в этом противоборстве задает Вашингтон, устами своих политиков и военачальников заявляющий о намерении диктовать миру, прежде всего России, свои условия деятельности в Северном Ледовитом океане.

«Этот корабль, спроектированный центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», проектировался достаточно быстро на основе уже имевшихся наработок и получился очень удачным, – отметил в комментарии для «Военно-промышленного курьера» капитан первого ранга запаса, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев. – «Иван Папанин» будет выполнять важнейшую работу на арктическом направлении. Прежде всего станет боевым кораблем, охраняющим морскую зону Севморпути, однако при необходимости может решать и ледокольные задачи, равно как и работать буксиром. Подобное соединение функций в одном корабле очень важно, особенно в Арктике».

Что остается делать нам в ситуации, когда Вашингтон пытается усилить свое военное присутствие в Арктике? Только одно: укреплять оборону, символом чего и стал «Иван Папанин» – современный боевой корабль российской группировки арктических войск. Россия не будет выполнять установки «вашингтонского обкома», заявил журналистам первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне, Герой Российской Федерации полковник Андрей Красов. Соединенные Штаты должны понимать, отметил он, что существует международное право и Вашингтон не может диктовать нам, как развивать Северный морской путь. «Россия не нарушает норм международного права, – подчеркнул депутат. – Часть трассы Северного морского пути проходит в наших территориальных водах. Мы же не собираемся принуждать Соединенные Штаты делать что-то вблизи берегов Аляски. Мы претендуем только на то, на что существуют нормы, которые должны исполняться всеми, в том числе и США».

Политик напомнил о статье 234 Конвенции ООН по морскому праву, которая гласит: если морское дно покрыто льдами, то прибрежные страны могут устанавливать более жесткие правила по проходу чужих судов. «Это вызвано необходимостью обеспечить защиту от загрязнения окружающей среды, поэтому Россия вправе ужесточить проход иностранных судов по СМП. И США не могут требовать от нас иного», – сказал Андрей Красов. Кстати, точно такие же претензии американцы предъявляют и Канаде.

РФ берет под свою защиту Северный морской путь. Правительство разработало правила прохода по СМП иностранных военных кораблей: государства, которым они принадлежат, должны уведомить о движении за 45 суток до его начала. Необходимо также указать название, маршрут, цель и сроки плавания. В проходе могут и отказать, а в случае несанкционированного движения по СМП, как считают эксперты, РФ вправе применять чрезвычайные меры вплоть до ареста или уничтожения судна.

Напоминанием о морской силе России по стечению обстоятельств стал флотский праздник. 20 октября страна отметила 323-ю годовщину создания регулярного флота. Именно в этот день боярская Дума приняла историческое решение, одобрив указ молодого государя Петра I и решила: «Морским судам быть!». Началось бурное строительство Военно-морского флота империи. «Именно он как в те времена, так и в нынешние олицетворял движение вперед, преображение и расцвет лидирующей в мире Российской державы, укрепление и умножение таланта и созидательной энергии народа. Моряки во всех званиях и должностях верой и правдой беззаветно служили Отчизне!», – подчеркнул Михаил Ненашев.

Сформулированная ДПФ на научно-практической конференции «Национальная морская политика России: разработка и реализация» в марте 1999 года Концепция системного развития Арктики привела впоследствии к появлению документов федерального уровня. Регион находится в центре государственной политики. Новая стратегия развития российской Арктики до 2035 года, одним из инициаторов которой выступил президент РФ Владимир Путин, призвана объединить национальные проекты и программы, инвестиционные планы развития регионов и городов.

(М-лы СМИ и Военное обозрение)

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учителя школы:
Анастасия Шестакова, лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;
Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор»; 
Илья Блинов — нач. музейного клуба
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич