11 марта на базе детского технопарка «Кванториум Фотоника»  состоялись краевые робототехнические соревнования "Робототехнический танковый биатлон — 2020", который осуществился при финансовой поддержке Администрации губернатора Пермского края. Организаторы соревнования: МАОУ «СОШ №135  с углублённым изучением предметов образовательной области «Технология» г.Перми и Департамент образования администрации г. Перми.

На соревнование зарегистрировалось 70 команд  Пермского края.

В финале победителями стали:

Старшая категория:

1. МАОУ ДО ДООЦ «Лесная сказка» г. Соликамск

2. МАОУ СОШ №42 г. Пермь

3. МАОУ «ДДТ «Дар» г. Кунгур

Младшая категория:

1. МАОУ Лицей №10 г. Пермь

2. МАОУ «Усть-Качкинская средняя Школа»

3. МАУ ДО ДЮЦ «Рифей» г. Пермь

Скоростная сборка

1. МАУ ДО ЦДТ «Шанс» г. Пермь

2. МАОУ «СОШ №14»г. Пермь

3. МАОУ «СОШ» №135 г. Пермь

Приз зрительских симпатий

1. МАОУ «СОШ №14»г. Пермь

2. МАОУ «Усть-Качкинская средняя Школа»

3. МБОУ ВОК СП Школа №121 г. Верещагино

См. фотоальбом

ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН - воспитательная работа по подготовке к 75-летию Великой Победы 

Анастасия Шестакова, командир отряда:

 - Проект «Сыны России» приобретает особую значимость в год подготовки к 75-ой годовщине Великой Победы и к 300-летию г. Перми  и реализуется в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и Пермского края.

Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор, юнармеец-экскурсовод:

 - 11 МАРТА 2020 года -  памятная дата боевого и героического прошлого г.Перми и Пермского Края, установлена Указом губернатора Пермского края  №6 от 06.02. 2018 года.   Проведение соревнований закрепило историческую память в среде молодежи  - этот День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны.  

Все участники соревнований имели возможность в «окнах» соревнований участвовать в важном событии программы «ТАНКОВОГО БИАТЛОНА» — посещении передвижной выставки ПермГАСПИ школьного музея:  «МОЛОТОВСКАЯ ТАНКОВАЯ БРИГАДА» - к 75-летию формирования УДТК .

Проект «Сыны России»  выстроил связи, соединяющие боевые,   трудовые, учебные подвиги  поколений от исторического  «Т-34» до современного «Танкового биатлона».

Проведение таких соревнований стало важной традицией города Перми. Этому способствовал и опыт, полученный в г. Москве, где робототехники команды школьного технопарка МАОУ СОШ №135 представляли "Робототехнический танковый биатлон" на V Международных армейских играх. Из парка «Патриот» выставки «Армия-2019» - «Танковый биатлон-2020» доставил эстафету «Пятых армейских международных игр» в г.Пермь, в технопарк МАОУ СОШ №135, в г. Пермь.  По сути это  и есть  соревнования юных инженеров, конструкторов, механиков-водителей «танковых подразделений» сухопутных войск.

Чтобы победить, участникам соревнований надо было показать умение принимать новые решения, влиться в процесс инноваций.

Городские робототехнические соревнования вливаются в деятельность «Российского движения школьников»:  детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».

Сегодня состязаются не бронированные боевые машины, а роботы, сконструированные ребятами. Некоторые детали напечатаны на 3D-принтере.

Управление таким танком осуществлялось с помощью телефона или очков виртуальной реальности через Bluetooth. Роботу преодолевал  препятствия: «лесной завал», «змейка», «эстакада», «мост», «заезд в гараж». Кроме заездов, ребятам предстоит провести презентацию танка и собрать его на время.

Анастасия Шестакова, командир отряда:

 - Наши Вооруженные Силы – современные, отлично оснащенные, технологичные. В них служат преданные Отечеству люди. 

Наша задача не просто защищать страну, а сделать так, чтобы ни у кого, как сказал Верховный главнокомандующий Владимир Владимирович Путин, не возникло желания напасть. Поэтому мы должны быть самыми сильными, хотя наш оборонный бюджет всего лишь седьмой в мире после США, Китая, Индии, Великобритании, Саудовской Аравии и Франции... 

Более того, впервые за долгое время не мы догоняем другие страны в разработке и создании современных ВВТ. Догоняют нас. Начиная с Крымской войны всегда было наоборот. Например, при обороне Севастополя у врага уже были нарезные ружья, а у нас гладкоствольные.

После Великой Отечественной мы вроде бы вышли в этом отношении на передовые рубежи, но на Западе появилось атомное оружие. Опять пришлось догонять, потом наверстывать отставание в создании средств его доставки... Но сегодня догоняют нас. Наши партнеры с завистью, опаской и уважением отслеживают развитие нашего оружия, в частности гиперзвукового.

Идеологией государства может и должен быть патриотизм. Другого нет и, наверное, не нужно ничего придумывать. Эту простую мысль мы разъясняли участникам соревнований  и следуем ей.

Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор»:

 - Сейчас мы активнейшим образом готовимся к 75-й годовщине Великой Победы. Трудно переоценить роль средств массовой информации. Говорить правду – это то, что нам всем очень нужно. Еще и потому, что наши «партнеры» научились врать на самом высоком уровне. Все помнят, например, как президент США Барак Обама на TV заявил, что именно американские солдаты во время войны освободили Освенцим. Таких примеров масса. Чего тогда ждать от Владимира Зеленского и других. Этому вранью можно противопоставить только правду, железные факты, цифры, документы, которые не опровергнуть. И к информационному противоборству мы просто обязаны быть всегда готовы. Герой Крымской войны 1854–1855 годов Павел Степанович Нахимов сказал удивительную фразу: у русского офицера нет пути тяжелого или легкого, а есть один путь – славный. По нему мы и должны идти. 

Анастасия Шестакова, командир отряда:

 - Наш ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН — это подготовка инженеров будущего. Наш Пермский политех представляли создатели «ПРОМОБОТ»-а. Но нам хочется привести пример Санкт-Петербургскго горного университета, который первым в мире начинает подготовку инженеров по добыче сжиженного природного газа. Конкурс - до 110 человек на место.  Горный университет занял восемнадцатое место в дисциплине "Инженерное дело - добыча полезных ископаемых и горная промышленность". 80 процентов выпускников трудоустроены еще до получения диплома. Программа специалитета обеспечивает достаточно высокий уровень производственных навыков, потому что студенты проходят практику на реальных предприятиях, стажируются за границей. Студенты обучаются на технике, которой еще нет на производстве. Высококвалифицированный специалист может работать в любой точке планеты. В мире складывается система подтверждения профессиональных стандартов после двух лет практики на производстве. Требования к современному инженеру постоянно растут. Крупным топливно-энергетическим компаниям необходимы сотрудники, которые понимают технологические процессы на производстве, их экономику, могут читать профильную литературу на английском языке, свободно обмениваться опытом с коллегами из-за рубежа, владеют навыками цифровой аналитики.

На наши Пермские предприятия приезжал сам Министр обороны С.К. Шойгу, значит и наш политех ждёт хорошо подготовленных ребят, прошедших стажировку на ТАНКОВОМ БИАТЛОНЕ.

Наш ТАНКОВЫЙ БИАТЛОН - это  сопромат и высшая математика! На нем дети получают знания, технический подход и возможность научиться думать, «включать нейроны — мозги».

Участники ТАНКОВОГО БИАТЛОНА — будущие инженеры-конструкторы — изучают историю отечественного танкостроения, УДТК.

Илья Блинов, юнармеец-экскурсовод:

 - Участникам ТАНКОВОГО БИАТЛОНА надо знать, что на  аверсе самой почетной солдатской медали «За отвагу» – танк Т-35, машина по-своему уникальная, вошедшая в историю как единственный в мире серийный танк о пяти башнях. Полезной юным конструкторам для своих идей и конструкций может быть  история его  создания.

Над первым прототипом под шифром Т-51-1 на ленинградском заводе «Большевик» работала группа инженеров Николая Барыкова. В сентябре 1932 года машину представили руководству Управления механизации и моторизации РККА. Пятибашенная махина весом 42 тонны и длиной более 9,72 метра при толщине брони 40 миллиметров несла одно 76-мм и два 37-мм орудия, три пулемета. На танке был установлен двигатель 500 лошадиных сил, позволявший развивать скорость почти 30 километров в час. Запас хода был вполне достаточным – 150 километров.

В экипаже этого сухопутного линкора – 10 танкистов. По штатному расписанию того времени – танковая рота, только на двух гусеницах, и командовал ею старший лейтенант.

Второй прототип – Т-35-2 отличался двигателем, трансмиссией, конструкцией коробки передач и формой фальшборта.

А группа Барыкова трудилась над чертежами уже серийного танка Т-35А. Ходовую часть несколько удлинили, изменили конструкцию малых пулеметных башен, в средние установили 45-мм орудия. Серийное производство нового тяжелого танка наладили на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна. Доводить новый танк прорыва до постановки на конвейер поручили конструктору Николаю Цейцу, в активе которого было участие в создании трехбашенного Т-28.

В 1933-м из заводского цеха вышли два серийных образца, танк был принят на вооружение РККА. Годом позже наладили мелкосерийное производство, выпустили 10 машин. В 1934-м первые тяжелые танки начали поступать в части. По 1939 год произвели 59 серийных машин. Каждый танк обходился бюджету СССР в 525 тысяч рублей.

Существовали проекты создания Т-39 с двумя 107-мм, двумя 45-мм пушками и пятью пулеметами, но дальше макета дело не двинулось – изготовление образца могло обойтись казне в три миллиона рублей. В Кремле рассудили, что такие траты стране не по карману, и положили проект в долгий ящик, а позднее и Тухачевского разоблачили как германско-польского шпиона.

При всей своей мощи Т-35 не были обкатаны в боях на Карельском перешейке, хотя во время Советско-финляндской войны проверялись тяжелые КВ, Т-100, СМК. Зато на каждом параде по Красной площади двигалась колонна этих, как сказали бы сейчас, паркетных танков.

Почти все машины были сосредоточены на западной границе и приняли бой в первые дни Великой Отечественной войны. В приграничных сражениях были потеряны семь танков, 35 сломались на марше, а отремонтировать их в тех условиях уже не довелось.

По огневой мощи «тридцать пятые» превосходили все остальные танки в мире. Три пушки и пять пулеметов могли вести стрельбу во всех направлениях одновременно. Однако полностью управлять этим монстром вряд ли мог даже опытный командир. Он должен был руководить стрельбой всех башен, корректировать огонь орудий и заряжать пушку. При этом указывать мехводу направление движения. А слабое бронирование и внушительные габариты делали Т-35 прекрасной мишенью для вражеской артиллерии.

Машина устарела уже на этапе проектирования. Но с нее начинается эпоха советских тяжелых танков. За Т-35 последовала серия отличных КВ и ИС. Конструкторы, несомненно, использовали опыт, полученный при создании пятибашенного сухопутного линкора.

Как Т-35 задавил конкурентов

О надеждах, возлагавшихся советским руководством на Т-35  говорит то, сколько проектов танков прорыва было остановлено с передачей ресурсов на разработку 55-тонного пятибашенного монстра. 

В авиации такое было редкостью. Там, как правило, самолеты одного класса разрабатывались параллельно, часто и на вооружение ставили несколько моделей разных конструкторов, а не одну.

К середине 20-х годов в РККА в качестве тяжелых все еще использовались трофейные британские Mk времен Первой мировой. Новое название, «Рикардо», не исправляло ситуацию с безнадежно устаревшей машиной. Было принято решение разработать собственную модель. Согласно тогдашней советской военной доктрине этот класс бронетехники назывался танком прорыва исходя из предназначения – сокрушать вражескую оборону, включая долговременные укрепления.

Пробежимся по кладбищу танковых разработок. Ленинградский завод «Большевик» в 1929–1932 годах разрабатывал тяжелый танк Т-30. Планировалось, что его корпус будет из клепаной брони 40–60 миллиметров. Основные средства сокрушения вражеской обороны – нарезные пушки: 76,2-мм в главной башне и 37-мм – в малой. Пулеметное вооружение: три 7,62-мм «Максима» в шаровых установках корпуса и главной башни, четыре 7,62-мм ДТ, два из которых планировались спаренными с пушками, а два были запасными и помещались в корпусе танка. Дошло до полноразмерного деревянного макета, после чего разработку закрыли.

Такая же судьба постигла сверхтяжелый танк прорыва Данченко, разрабатывавшийся в Москве в 1933 году. В этом проекте основное вооружение составляли шесть нарезных пушек: две 107-мм в главной башне, столько же 76,2-мм в носовых и 45-мм в кормовых малых башнях. Плюс 12 пулеметов ДТ калибра 7,62 миллиметра, пять из которых делались спаренными с пушками, остальные располагались в шаровых установках корпуса и главной башни. Как вспомогательные средства поражения в боекомплект входили три танковых огнемета и миномет.

И еще одно детище АВО-5 КБ завода «Большевик» – сверхтяжелый танк прорыва Т-42 (ТГ-V), спроектированный под руководством немецкого конструктора Эдварда Гротте. В 1932 году руководству РККА представили масштабную модель, после чего проект закрыт в пользу Т-35. У Т-42 пять башен размещались в три яруса, общей огневой мощью и бронированием он превосходил «тридцать пятый».

Сверхтяжелому танку прорыва Константина Сиркена, также разработанному на «Большевике», не суждено было пройти дальше проекта. Бронирование планировалось 20–80 миллиметров, основное вооружение – нарезная 107-мм пушка, смонтированная по казематной схеме посередине верхней части лобовой детали корпуса и 76,2-мм нарезная пушка – в кормовой башне.

Разработки танка прорыва, напомним, начали несколько конструкторских коллективов, но вперед вырвались создатели проекта, позже получившего индекс Т-35. Машину создавали в АВО-5 КБ ленинградского завода «Большевик» в 1931–1932 годах. Танк потребовал большого количества НИОКР, в силу того, что подобная разработка была первой в мире, остальные страны, включая Великобританию, не пошли дальше экспериментальных образцов. Немало препятствий пришлось преодолеть и Харьковскому паровозостроительному заводу (ХПЗ), которому поручили производство Т-35 без снижения плана выпуска легких танков семейства БТ. «Тридцать пятый» был принят на вооружение РККА в 1933-м. Всего до 1939 года изготовлено 59 экземпляров.

Стоили они больше 600 тысяч рублей за штуку. Для сравнения: БТ-2 «тянул», например, на 76,1–93,3 тысячи рублей, БТ-5, выпущенный в 1934 году, обходился в 66,8 тысячи. Цены даны для ХПЗ, где выпускали и тяжелый, и легкие танки.

Т-35 стал зримым воплощением мощи РККА, он часто участвовал в парадах на Красной площади, внушительно смотрелся на плакатах и в кинохронике. Из Т-35 сформировали несколько тяжелых танковых бригад, частично вошедших в резерв Главного командования. Но фронтовая судьба их печальна: все они были потеряны уже к сентябрю 1941-го, причем только семь в боях, остальные брошены экипажами из-за поломок.

Правда, один Т-35 принимал участие в обороне Берлина, куда попал еще в начале войны в качестве трофея и стоял в ангаре. Но и тут танк не успел сказать веского слова – его подбили сразу же, как он выкатился на боевую позицию.

Впрочем, некоторые военные историки и эксперты не склонны бездумно хаять Т-35. Они считают, что хотя танк успел устареть к 1941 году, дело в другом. Ведь Т-26, БТ, включая БТ-2, и даже МС-1 проявили себя достаточно успешно, несмотря на более серьезный, чем у «тридцать пятого», возраст. Сухопутный крейсер неправильно применяли. Он был предназначен для взлома обороны, а не для танковых боев, тем более при отступлении. Непривычный, если не сказать безжалостный режим применения привел к поломкам, в результате чего экипажи покидали танки, даже не пытаясь их эвакуировать.

 Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Анастасия Шестакова, командир отряда, лауреат конкурса «Гордость Пермского края», нач. киноклуба РО РВИО; 
Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор», лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;  
Илья Блинов — нач. музейного клуба, военкор
Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич