Школьные новости

15 октября на сцене школьного актового зала состоялась премьера литературно-музыкальной постановки «И чувства добрые я лирой пробуждал», посвященной 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина и Году Театра в России. Это был очень необычный день в школе. Открытые уроки. Самый «открытый» собрал зрителей из нескольких классов в школьный театр. К знаменательной дате А.С. Пушкина в этот день добавились — день 205 — летнего юбилея М.Ю. Лермонтова, 210 — летнего юбилея А.В. Кольцова.

На сцену вышла руководитель театральной студии «ЛиК»  Рябова Е.В и рассказала о значении литературы и  театра в нашей жизни. Потом появились ведущие: Ильчишина Ксения (10А), Орлов Владимир(10А), которые также выступили с «докладами» о великом поэте, литературе, театре.

Артисты — ученики замечательно исполнили свои роли. Зал с замиранием сердца и большим вниманием смотрел и слушал выступления участников  театральной студии. Руководитель театральной студии «ЛиК»  Рябова Е.В.:

Театральный этюд из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» исполнили учащиеся  5В класса.
  • Царица-Волкова Алёна
  • Царевна- Ковалёва Елизавета
  • Зеркало-Сухорослова Анастасия
  • Чернавка- Ширинкина Евгения
  • Елисей- Малышев Арсений
  • Солнце-Ребус Михаил
  • Месяц-  Мандрыгин Вячеслав
  • Ветер- Суворов Роман
  • Богатыри - Самохин Даниил, Игошев Арсений, Банщиков Егор, Селиванкин Арсений, Некрасов Михаил, Волков Павел, Отинов Александр

Руководитель театральной студии «ЛиК»  Рябова Е.В.:

Театральный этюд из романа «Дубровский» исполнили учащиеся 9В класса.

  • Владимир Дубровский- Артёмов Антон
  • Марья Кирилловна- Старцева Полина

Руководитель театральной студии «ЛиК»  Рябова Е.В.:

Театральный этюд из повести «Барышня-крестьянка» исполнили учащиеся 7В класса.

  • Алексей Берестов- Зиновьев Кирилл
  • Лиза Муромская- Харина Ксения
  • Настя- Чухланцева Виктория

Театральный этюд из романа «Евгений Онегин» исполнили:

  • Татьяна Ларина- Бурдина Алёна (10А)

Вальс Г.В.Свиридова «Метель»;

  • Перевозчикова Анна (10А),
  • Аверкин Марк (10А)

Музыкальное оформление: Захаров Матвей (10А)

Фотоальбом

XVIII век поставил на первое место среди искусств именно литературу, утвердил слово выше скульптуры, живописи, архитектуры. Эти искусства предполагают нечто рукотворное, ремесленное, а слово — вне материи, только оно связано с тем Словом, что «было у Бога» и «было Бог». Эпоха предполагала предельную мобилизацию слова в языке, литературе, образовании, государственном строительстве. Проповеднические воззвания Феофана Прокоповича, грамматика и «теория трёх штилей» Ломоносова — всё стремилось упорядочить словесную стихию.

В такой мечте о гармонии слова рождается ода — «старший жанр» классицизма, взлелеянный архангелами русской литературы: Михаилом Ломоносовым и Гавриилом Державиным. Будут басни и сатиры, драмы и комедии, но одическая интонация станет главной: «Восторг внезапный ум пленил» — этот «первый звук Хотинской оды» станет «первым криком жизни». Звуком, с которого началась мечта о великой Державе «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Этой Державе будут важны не только пушки, могучий флот, Московский университет и Академия наук, но и память о том, что Россия — земля, где построен Новый Иерусалим. Держава станет сферой на ладони Удерживающего. О Державе поэт Державин напишет главную оду эпохи — «Бог», в которой воспоёт не земных царей, не ратные победы, а Того, Кому «числа и меры нет»:

Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты Свет, откуда свет истек.
Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Эта ода станет словесной Державной иконой, на которую следующий век наденет золотую ризу.

Золотой век русской поэзии подобен золотому веку, о каком грезит человечество. Веку, где нет вражды и ненависти, нет противоречий, где «разновидное с единством согласилось». Душа поэтов Золотого века предельно обнажена, всё материальное истончилось, душа соприкоснулась с природой, стала самой природой. Каждый порыв души — преображение мира, каждое движение в мире — радость сердца. Любовь подобна рассвету, счастье — радуге.

Кажется, что для изъяснения этого не существует слов, что «лишь молчание понятно говорит». Если поименовать всё зримое, слышимое, осязаемое, всё равно останется нечто невыразимое, когда «наш язык земной» отступает «пред дивною природой». Потому мечта поэтов Золотого века — выразить невыразимое, наполнить земной, светский язык небесными смыслами, найти сочетания слов, которые будут равновелики природе.

Иначе всё неуловимо, всё ускользает, «скрывается от очей» сама мечта. Поэты Золотого века — первые, кто возмечтали о мечте, первые, кто стали искать её следы, ловить её лёгкую поступь. Они облекли мечту в образы античных и славянских богинь, назвали «подругой нежных Муз, посланницей небес». Ведь в мечте — и вдохновение, и творчество. Мечта в одночасье способна сделать малое великим, превратить песчинку в гору, каплю — в океан, мгновение — в столетье. Через мечту Золотой век прозрел небывалый свет, восход «солнца русской поэзии».

Русская словесность грезила Пушкиным. Ждала пришествия гения, который преобразит своим словом всё вокруг: изменит ход истории и судьбы людей, приведёт к гармонии разнородные стихии языка, преодолеет в нём преграды между разговорным и книжным, крестьянским и дворянским, церковным и светским, заимствованным и исконным.

Пушкин — Русская Мечта. Каждая эпоха, каждый творец, каждое произведение, каждое слово отдавали свою силу, свой свет, чтобы однажды воссияло солнце Пушкина. Народные сказки, «Слово о полку Игореве», Державин, Карамзин, Жуковский — во всём и во всех предощущение Пушкина.

Пушкин — вершина русской жизни, с которой мы будем соотносить былое и грядущее. Пушкин — мера всего: гениальности, требовательности к себе, искренности. С Пушкина началось новое летоисчисление русской литературы, новая временная ось: от Пушкина до бесконечности. Поэт будет жить во всех последующих эпохах, никакая власть, никакая идея не отменит Пушкина. Никто не обойдётся без него: ни школьник, впервые открывший «Родную речь», ни влюблённый юноша, ни боец, идущий в атаку, ни учёный, постигший новую тайну мироздания.

А всё потому, что мы мечтаем, как мечтал Пушкин. Каждого из нас томит «духовная жажда», утолимая лишь «божественным глаголом». Над каждым сияет «звезда пленительного счастья», и в её свете и «береги честь смолоду», и «буду век ему верна», и выстрел у Чёрной речки, и «Кончена жизнь!», и «дух смирения, терпения, любви».

Пушкин стал рассеивающей линзой русской словесности, русской мечты. Все, кто пришёл в мир после него, — пушкиноязычны, все понесли в себе свет пушкинского солнца.

Лермонтов — тот, кто в своей гениальности стремится к равновеликости Пушкину, тот, кто предстоит одесную вседержителя русской поэзии. Лермонтов явил противоречивость Русской Мечты, её метания между жаром и холодом, жизнью и смертью, между демоном — «духом изгнания» и прозрением Бога в небесах. Лермонтовская мечта «просит бури» и одновременно ищет «свободы и покоя». Это Мцыри, что, вкусив мёд жизни, умирает, и это горные вершины, что «спят во тьме ночной», когда весь мир успокоенно шепчет: «Подожди немного, отдохнёшь и ты».

Лермонтовская мечта — знойный сон «в долине Дагестана», где спящему снится сон во сне. Спишь — и никак не можешь очнуться. Кажется, вот она — явь, но нет, всего лишь новый сон. Мечта уводит всё дальше, всё глубже — будто там, в самой сердцевине, в распавшемся бутоне сна, она откроется во всей полноте и чистоте, без тяжёлых дум о своём поколении, без «надменных потомков».

И в этой мечте предстанет лермонтовский герой — герой нашего времени. Все увидят в нём не «лишнего человека», не холодного фаталиста, а «тревожную и мятущуюся душу» — страстную, рвущуюся за горизонт, как сама Россия.

Эту русскую душу в образе мчащейся «птицы-тройки» воспел Гоголь. Могучие кони, в чьи гривы вплетены буйные ветры, в какой-то миг становятся невесомы, легки, крылаты, словно сказочная Жар-птица. Куда летит она? К чему устремлена? Услышать на это ответ — гоголевская мечта. Но душа России безмолвствует. А может быть, ответ не слышен сквозь гул мёртвых душ, ставших чужеродными России, Русской Мечте?

(использованы материалы СМИ, произведения М. Кильдяшова)

 Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учителя школы:
Анастасия Шестакова, лауреат конкурса «Гордость Пермского края»;Анастасия Пономарёва,  нач. клуба «Юный военкор»;  Илья Блинов — нач. музейного клуба