Школьные новости

6 сентября Департамент образования администрации города Перми на площадке музея МАОУ СОШ №74 организовал работу Круглого стола, посвящённого 75-летию Великой Победы  и 5-летию школьного музея по теме: "Музей образовательного учреждения. Историческая память. Реальность и перспективы". В этом мероприятии принял участие руководитель музея МАОУ СОШ №135 учитель Куляпин Александр Сергеевич.

В работе принимали участие начальник отдела ОПМУДОД  Н.Н. Малышева и гл.специалист отдела О.В. Костарева. От организаторов выступили Т.Н. Полыгалова, В.А. Андриянов и А.В. Андриянов.

Силами музейных добровольцев проведены экскурсии по школьному музею «Центр гражданско-патриотического воспитания»: «Герои с нами» и «Эхо войны».

Фотоальбом

А.С. Куляпин выступил в обсуждении вопросов:

1. Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании школьника;
2. Нравственные аспекты и значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Связь поколений.

В своем выступлении А.С. Куляпин отметил:

"Девиз музея СОШ №135  - «ТРУД, ВДОХНОВЕНИЕ, ДИСЦИПЛИНА». Специфика музея такова, что в нём трудятся юнкоры и военкоры. Все экспозиции распределены по клубам, которые являются основой проектов школьников. Ученик берётся за работу, не теряет времени, а за работой приходит вдохновение. Но воспитание самодисциплины во многом зависит не только от свойств характера (например, упорство в достижении цели), но и от увлечённости работой. А та не приходит сама по себе. Рождается она от умения сосредоточить внимание на той или иной теме. Тем неинтересных в нашем музее не существует. Для ребёнка важно её понять до конца, изучить всесторонне (ознакомится с историей, этнографией и т. д.), думать о ней постоянно, сопоставляя ежедневно, ежечасно наблюдаемую жизнь с этой темой, проводя параллели между тем, что видишь вокруг, с тем, что хочешь выразить в композиции. Причем обобщённо, художественно, образно. На каком-то этапе студиец понимает, что чем глубже он входит в свою тему, тем она становится зримее, живее, шире. На этот путь нужно время. Если он добивается желаемого, для него наступает большая творческая радость! - вдохновение тут как тут. Вдохновение приходит через увлечённость, через сосредоточенность внимания в фокусе его работы. Вдохновение — награда за труд, напряжённый, но всегда приводящий к радости. В нашем русском народе творческий труд всегда связывают с понятием радости. Но надо всё время совершенствовать знания и мастерство. Когда наши школьники выбирают мою творческую мастерскую (УТМ), большей частью не дают отчёт , на что идут. Вроде бы и готовы трудится, а собранности не хватает. Очень не хватает собранности. Важен режим в работе. Потом у них появится ритм. Приходится напоминать, что враг творческой удачи — хаотичная работа. Приходится учить слову «ритм».

Мы стараемся делать так, что отважился на труд, начинай немедля, сию же минуту, и не откладывай. Так вырабатываем непреодолимую тягу к систематической работе — скорее продолжить начатое вчера.

Дети находят особое удовольствие в поиске (фото, видео, текст...) — зарисовок — так у них копятся правдивые детали к общему замыслу. Они отправляются на природу, в людскую толпу, в дальние поездки, парки под окном… Нужное решение приходит, в основном, в «десятом варианте». Каждый снимок, ролик, текст — новая борозда. Как говорится, приходится пахать глубже (надо пахать), а не рядом.  Кто смотрит на наше творчество, по интонациям вежливых похвал, по выражению лица — мы видим: задело его наше «искусство» или оставило равнодушным. Если равнодушным, то почему? Переделка работы — это и мука и радость. Но будет лучше.

Детям хочется донести, что успех зависит от умения организовать себя. О, эта тактика побед над самим собой!

На волне искусства ребёнок должен быть везде, где бы он не находился. Он всюду наблюдает, всё оценивает, запоминает, примечает, фиксирует на камере. Это его богаж, его дневник, его богатство.

Так рождается из ребёнка (возможно будущий) мастер, который в своих работах (фото, видео, текст…) возвращает людям ценности, которых они не заметили, упустили, а он их нашёл, дарит от широты своего щедрого сердца.

Сегодня мы вновь обращаем внимание на усилия нашего Президента РФ В.В. Путина, Министра обороны С.К. Шойгу поднять роль литературы и искусства в обогащении духовной жизни народа.

Ученику уже на первых порах творчества важно всё сделать для того, чтобы целую жизнь работать устремлённо, сосредоточенно, чтобы не расплескать ценнейший дар природы — свой талант. Когда юнкоры вступают в юнармию, они глубже чувствуют, что за талант они в ответе. Ведь талант — и это нам хорошо известно — достояние народа. 

Сегодня самая актуальная тема в музее - интересы обеспечения национальной безопасности России с учётом вновь проявляющихся вызовов и угроз. Запад навязывает глобальное экономическое, геополитическое, культурное, информационное противоборство. Наши «оппоненты» развязали информационно-психологическую войну, преследуют цель разрушения цивилизованной, государственной, идеологической, культурной, религиозной идентичности народов России. В ход идут самые современные информационные технологии и сетевые формы коммуникации (Россия охвачена сетью натовских центров в Прибалтике, Польше...).

Особую нагрузку (дискредитация России) испытывает на себе молодое поколение — будущее России. Далеко не все молодые люди выдерживают её, о чём свидетельствуют серьёзные происшествия последнего времени (Керчь, Архангельск, Москва…).  

Значит часть молодёжи оказалась вне сферы воспитания в духе законопослушания и гражданственности, стала тем «тестом» из которого ненавистники России стремятся сформировать себе союзников (радикальные молодёжные группировки). В интернете экстремистская идеология, основанная на идеях неонацизма и радикального ислама. Это тоже, что и теракты.

Широкое использование фальсификации, беззастенчивого переписывания истории как средства борьбы за сознание, в первую очередь - молодых соотечественников. Порочат, извращают самое дорогое для нашего народа — память о Великой Отечественной войне. На экраны вышли киноподелки «Штрафбат», «Сволочи», «Праздник». Средствами масс-культуры и масс-медиа наши противники пытаются вбить клин между поколениями россиян.

Сегодня главным объектом поражения и уничтожения являются не сами люди, а определённые типы сознания. Поражение сознания влечёт за собой разрушение общества, исчезновение государства (пример Сирия: военные результаты в Алеппо, Пальмире, Гуте).

«Защита Отечества» это и перманентная борьба за сознание людей. Прежде всего за души подрастающего поколения, будущих защитников страны.

Наша задача — прививать молодым людям качеств законопослушного гражданина, на систематической основе переходить к выработке у них политического, государственного сознания.

Сегодня Вооружённые Силы взяли под своё крыло ВВПОД «Юнармия». 

В нашем музее юнкоры вступают в ряды этого движения и становятся военкорами.

Воспитание защитника Отечества — задача не только армии, но и всего общества: оно начинается в семье, продолжается в школе, армии и других общественных институтах. Так формируется государственно-патриотическое сознание, выработка идейно-нравственного иммунитета к чуждым нашему обществу идейным и культурным ценностям.

Вот почему и созданы нашим Президентом и Верховным  Главнокомандующим ВС РФ В.В. Путиным в армии и на флоте военно-политических органов. России нужен воин-государственник — надёжный, политически зрелый защитник Отечества, носитель традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества.

В нашем школьном музее СОШ №135 мы представляем с помощью лекций, докладов…, коноклуба — доводить до аудитории накопленный за последнее столетие опыт по формированию воина-патриота, государственника, сознательного защитника Отечества. В первую очередь обращаемся к периоду Великой Отечественной войны. В том, что Красная Армия смогла восстановить в разы и нарастить свою боеспособность, духовно воспрянуть после отступлений и крупных поражений, переломить ход событий и победно завершить сражения с нацизмом в его логове. Мы подчёркиваем огромную роль политсостава в политическом и воинском воспитании бойцов и командиров. Политруки в бою вели за собой людей, показывали личному составу пример героизма, стойкости, самопожертвования. 362 политработника стали Героями СССР.

Сейчас мы живём в эпоху идеологического многообразия, признаются политическое многообразие, многопартийность. Но нужна эффективная система формирования политического сознания. Для этого нужна внятная государственная политика.

В.В. Путин смог найти направляющую: «В современных условиях политическое сознание военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала непосредственно зависит от мировоззрения, в основе которого должна лежать государственно-патриотическая идея...».

Примером для всех, нашей молодёжи стал ст. лейтенант Александр Прохоренко. Его последние слова «Командир, я окружён… Запрашиваю атаку с воздуха… Я хочу умереть с достоинством...», его героический поступок многих на том же Западе в буквальном  смысле поразил — своей высотой, своей ценой. Там его сравнили с Рэмбо. Но российский офицер не Рэмбо. Он из другого теста, он наследник героев Великой Отечественной, героев «Афгана», которые так же, не задумываясь, жертвовали собой ради выполнения боевого приказа.

Укрепление морального духа личного состава происходит на основе истории российского воинства и тесно взаимосвязано именно с духовностью. Поэтому в работе музея СОШ №135 мы открыли экспозиции:

  • АПЛ К-19
  • Армия и Флот России
  • Великая Победа
  • День воинской Славы
  • Изучаем военные профессии
  • Музейгый доброволец
  • Святые воины и полководцы

В музее работает КИНОКЛУБ  РО РВИО.

Надеемся внести свой вклад при отсутствии должного государственного и общественного контроля за алкоголизмом, наркоманией, игроманией и др. Следует выделить и такие опасности, как клиповое мышление и аполитичность. Ещё одна проблема — политическая безграмотность.

Андрей Валерьевич Картаполов, заместитель Министра обороны РФ, начальник Главного  военно-политического управления ВС РФ: «Сегодняшний школьник — это будущий солдат, мы должны его подготовить. Он должен понимать, почему, если что-то случится, ему придётся взять в руки оружие и встать в строй. Ради чего он будет это делать? К сожалению, сегодня никто школьникам этого не рассказывает».

В музее СОШ №135 мы стараемся идти в ногу со временем. Работа по развитию  экспозиций продолжается и направлена:

- на выработку единых приоритетов духовной жизни человека и общества с обязательным внедрением в сознание общенациональной идеи;
- обеспечение безусловного понимания, осознания и поддержки личным составом МЦ «Династия»-студии, юнармейского отряда, музейного и других клубов решений Президента РФ, Верховного Главнокомандующего и Министра обороны;
- формирование идейно убеждённых, сильных духом юнармейцев и студийцев;
- воспитание чести и достоинства юнармейца, студийца - будущего защитника Отечества на лучших образцах истории и современности;
- формирования патриотического сознания;
- формирование гражданственности, преданности и любви к Отечеству, своему народу, верности конституционному долгу на основе пропаганды многовековой истории страны, боевого пути и героических традиций Российских ВС;
- духовно-нравственное воспитание и сотрудничество с традиционными религиозными конфессиями;
и др.

С точки зрения профориентации музей представляет и рассматривает Военный университет Минобороны РФ как уникальную, единственную в стране высшую военно-гуманитарную школу, обладающую огромным научным и методическим потенциалом.

Министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу: «Выпускники военных вузов должны быть готовы решать самые сложные задачи...»

Андрей Валерьевич Картаполов, заместитель Министра обороны РФ, начальник Главного  военно-политического управления ВС РФ: «Выпускники Военного университета должны в полной мере владеть искусством влиять не только на сознание военнослужащих, но и массовое сознание всех граждан».

Работу по сознанию  общенациональной идеи мы начинаем с «Уголка А.С. Пушкина» посвящённого 220-летию со дня рождения главного русского гения, который ЧУВСТВА ДОБРЫЕ ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ.

А.С. Пушкин явился в стране, мятущейся со времён Петра Великого между собственным и европейским жизнеустройством. Мятущейся и всё никак – а, пожалуй, что и до сих пор – не могущей решить для себя: так что же всё-таки лучше и полезнее, что следует принять и от чего отказаться. А.С. Пушкин не ответил на эти вопросы, нет. Но он рассказал России о России; своим соплеменникам, которые и говорить-то по-русски забыли, он открыл богатства и прелесть родного языка, поведал о русских преданиях и русской старине. Это он вопреки многим тогда заявил, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». 

Пушкин обозначил разницу, существующую между Россией и Европой, показав, что это два совершенно разных мира, обрисовав «Иоанновского» и «Прометеевского» человека. Пушкин впервые ввёл в мировую литературу русский характер, весь мир, таким образом, познакомив с соотчичами, представив их, не унижая и не приукрашивая. Так появились Алеко и Онегин, Татьяна Ларина и Маша Троекурова, Алексей Швабрин и Сильвио, Лиза Берестова и Маша Миронова, графиня Анна Федотовна Томская и Емельян Пугачёв и множество других образов русских людей, верно схваченных, филигранно обрисованных, превосходно объясняющих все странности и особенности русской жизни. Примером тому мог бы послужить один «Евгений Онегин», о котором Достоевский отозвался как о воплощении настоящей русской жизни, воплощении «с такою творческою силою и с такою законченностью, какой не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй».

Объехав Россию, не понаслышке зная жизнь её народов, Пушкин в произведениях и суждениях своих явил пример настоящего патриотизма. Не «квасного», фанатичного, непонятно на чём основанного, а потому вызывающего раздражение, шаткого и не имеющего порой отношения к действительности. Но подлинного патриотизма, зиждущегося на знании своей страны, своего народа и родной истории, на восприятии Отечества как явления сакрального. Именно поэтому даже резкие суждения Пушкина о России лишены неприятия или презрения.

В наше время слово «патриотизм» воспринимается многими едва ли не как ругательство. Даже произносить его «передовая общественность» старается не иначе как с искажениями: «пуцриотизм», «патриотизьмь» и прочее в том же роде. Особенно же забавно это звучит из уст борцов с режимом. Ведь под «патриотизмом» понимается не что иное, как любовь к Отечеству и желание ему блага. В таком случае очевидно, что тот, для кого «патриотизм» смешон, Отечество не любит и блага ему не желает. А стало быть, борясь с режимом, преследует цели смутные и, по всей видимости, своекорыстные. Впрочем, сейчас, когда Родину принято выбирать, как породистую собаку, всё это неудивительно.

Пушкин рассуждал иначе: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблён, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал». В этих давно и хорошо известных всем словах заключена, пожалуй, формула патриотизма. В этих словах ум, искренность и благородство – всё то, чего так не хватает сегодня. 

Вторая библейская заповедь гласит: «Не делай себе кумира…» Но люди склонны создавать кумиров не только из золота или дерева. Любая самая прекрасная идея может стать кумиром, вокруг которого будут сбиваться в толпы фанатики, ненавидящие придуманных врагов и готовые на борьбу с ними. Никогда и ни в чём Пушкин не был фанатиком, явив, напротив того, пример трезвого и глубокого, пытливого и острого ума. Того русского ума, что с неподдельным интересом воспринимает весь мир, с умилением любуется им и пытается понять его, созерцая. Пушкин и сам стал ярчайшим образцом того самого «Иоанновского» человека, воспринимающего мироздание не как хаос, нуждающийся в организации, а как гармонию; человека, стремящегося к примирению и правде. Как подтверждение тому – обращение Пушкина к иноземным сюжетам, достоверное изображение чужой жизни. Но даже здесь Пушкин обнаруживает сугубо русскую черту, подмеченную затем Достоевским: «всемирную отзывчивость». Эту особенность Достоевский считал национальной, а потому и называл Пушкина «народным поэтом»: «не было поэта с такой всемирной отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном…»

Уместно будет вспомнить и всем хорошо знакомые тютчевские строки:

…Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…

Между тем и сегодня Россия сама себя не понимает, многие соотечественники ненавидят страну и народ, всё ждут, когда же наконец превратится Россия хотя бы в подобие Европы, и презирают русских за неспособность стать немцами. А ведь уже Пушкин понял и показал в «Пиковой даме»: подобные метаморфозы безболезненно не проходят.

Главные герои повести появляются на первых страницах. И читатель узнаёт, что «Германн – немец; он расчётлив, вот и всё», что графиня Анна Федотовна Томская лет шестьдесят тому назад была в Париже, где и узнала тайну трёх карт.

Перед нами немец в России и русская графиня во Франции. Пушкин подчёркивает это, называя Германна немцем, а графиню – «la Venus moscovite» («московская Венера»). Анна Федотовна, оказавшись на Западе, попала в затруднительное положение, благодаря собственной непрактичности и азарту. Спасло её чудо, то есть явление иррационального порядка, близкого ей по духу как носительнице иррационального начала, представительнице мира, где правит случай. В конце повести мёртвая графиня является Германну «против своей воли», но опять же представляя иррациональную силу.

Германн, напротив, олицетворяет рациональное начало. Он не признаёт случай как таковой. Когда Томский заканчивает рассказ о трёх картах, кто-то из гостей восклицает: «Случай!». Но Германн, словно отрицая саму возможность случая, отзывается: «Сказка!» Подобно Анне Федотовне, Германн тоже оказывается в чуждом ему мире, он непохож на других офицеров, о чём сам же и сообщает охотно: «Игра занимает меня сильно, <…> но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

Появление Германна в повести всякий раз связано с противопоставлением случая и расчёта. Даже решив отдаться на волю случая – сделаться на время русским – Германн не оставляет расчёта. Кроме графини, Германн появляется в паре с Лизаветой Ивановной. И здесь действует он по расчёту против спонтанного и во многом случайного чувства Лизаветы Ивановны. Узнав о его расчёте, о том, что «эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, всё это было не любовь! Деньги, – вот чего алкала его душа!», Лизавета Ивановна говорит Германну: «Вы чудовище!» Но он невпопад отвечает: «Я не хотел её смерти, <…> пистолет мой не заряжен», обнаруживая тем самым полное непонимание своей vis-a-vis, пропасть, которая их разделяет. В церкви на отпевании, когда Германн подходит к мёртвой графине, ему вдруг кажется, что «мёртвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом». Германн отступил в страхе и упал. Сближение с миром случая, попытка проникнуть в этот мир с целью подчинить его своей воле, заканчивается для Германна неудачно – буквальным падением. В конце концов Случай, в лице уже мёртвой графини, сам явился к Германну, и Германн не выдержал этой встречи. Германн мечтает утроить, усемерить свой капитал за счёт случая. Ну что ж, случай дарит ему шанс: тройка, семёрка и туз должны выиграть Германну сряду. Ведь утроив и усемерив капитал, Германн рассчитывал попасть не иначе как в тузы. Но вместо этого попадает в сумасшедший дом. Думая, что играет (в карты, графиней, Лизаветой Ивановной), Германн сам делается игрушкой случая – если бы он случайно не обдёрнулся, всё пошло бы иначе.

Отчасти здесь угадывается встреча двух миров, произошедшая на памяти Пушкина – неспроста Германн похож на Наполеона. Отчасти Пушкин выступил пророком, предугадав события, наступившие только спустя сто лет, когда новый Германн вновь пожаловал пытать счастья в России, желая утроить и усемерить свой капитал, что закончилось для него столь же печально, как и для пушкинского героя. С точки зрения обобщения, Пушкин показал давние и неизбывные взаимоотношения России и Запада.

Но, конечно, «Пиковая дама», как и вообще творчество Пушкина, не связано исключительно с национальным вопросом. Гениальность Пушкина выразилась в способности видеть и целое, и его разрозненные куски, показывать несовместимые предметы частями единого. По мнению Лотмана, эта способность делает «произведения Пушкина не только фактом истории искусства, но и этапами развития человеческой мысли». Пушкин дал русской литературе импульс к самопознанию, вернее определил назначение русской литературы как средство осмысления русской действительности. Родившись и живя в стране, которая уже традиционно сама себя не понимает, он сумел и понять, и выразить это понимание, став основоположником национальной художественной антропологии. Так в русской литературе появился человек ищущий, скучающий, любящий, бунтующий, мыслящий, сомневающийся. И вслед за героями Пушкина стали появляться тургеневские барышни, толстовские мыслители, лесковские чудаки, чеховские слабаки.

А что касается простого русского человека, не отслеживающего «этапы развития человеческой мысли», то Пушкин и здесь всё предугадал:

…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…

Да, для каждого в России Пушкин стал родным и любезным, потому что как никто другой он понял свой народ, воплотив в себе лучшее, что есть в народе – язык, нрав, душу. Вот почему всё, что связано с Пушкиным, имеет особенное значение, а дни его рождения и смерти вспоминаются в России как особые дни.

Именно А.С. Пушкин в ответе на письмо Чаадаева раскрывает себя как патриота и геополитика. Он ясно и прямо говорит о предназначении России: «Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие… Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас нас христианами, сделало нас. Однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех».

Поэт безукоризненно точно определяет главный смысл русской идеи — готовность русского народа жертвовать собой ради братьев своих. Пушкин говорит, что это даёт русскому народу право называться истинно христианским, прикровенно возводя эту мысль к слову Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Поэт деликатно, но твёрдо выражает православный взгляд на двуединую природу Христианской церкви — в своей небесной части она свята и безгрешна, а в соей земной, видимой части она ровно такова, каковы входящие в неё люди: «Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т. п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли Евангелие и предания, но недух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева». Эти слова обнаруживают не только глубокое знание и понимание Пушкиным мировой и отечественной истории, но и однобокость, тенденциозность суждений Чаадаева.

А.С. Пушкин твёрдо отмечает, что не духовенство отстало от «хорошего общества», а это «общество» отстало от христианского духа, а вместе с ним — и от русского духовенства и русского народа.

Пушкин ясно даёт понять собеседнику, что без любви или хотя бы уважения к своей родине невозможно справедливо оценить её состояние, а именно это и было причиной тенденциозности и однобокости суждений Чаадаева.

Письмо Пушкина является примером чистого, не ангажированного патриотизма.

Достоевский писал: «Русский дух разлит в творениях Пушкина, русская жилка бьётся везде».

Примером того, где А.С. Пушкин гражданин и патриот — стихотворение, знамя славянофильской борьбы за будущее России, - «Клеветникам России» (1831). 

В нём поэт смело выступает против тех, кто сознательно, злобно и цинично порочит Россию, намеренно искажая её образ и создавая представление о дикой, невежественной, но агрессивной и жестокой стране - «империи зла», которую следует держать под жёстким контролем, а если это почему-либо невозможно, то и вовсе уничтожить.

«О чём шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?»

Поэт предельно конкретно формулирует РУССКУЮ  ИДЕЮ:

«Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? - вот вопрос».

Он твёрдо отстаивает политический и нравственный суверенитет своей родины («Оставьте нас...») и предупреждает, что никому не дано посягать на её свободу:

«Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас?
Или от Перми до Тавриды,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..»

Творчество Пушкина всецело отражает сложный, но чрезвычайно плодотворный процесс осознания русской идеи. В середине 1820-х годов поэт приходит к убеждению, что судьба России неразрывно связана с православием, что православие и есть судьба России. Он изучает Священное Писание и Предание, стараясь увидеть за внешними — социальными, экономическими, политическими — процессами, протекающими в России и в мире, действие глубинных духовных законов.

Ф.Достоевский скажет: «Пушкин… Это — начало и начальник славянофилов», «ПУШКИН» - это главный славянофил России». А.А. Григорьев скажет: «Пушкин — наше всё».

Развитие русской идеи продолжат ученики Пушкина - Гоголь, Тютчев, Достоевский.

Им будут посвящены следующие музейные «УГОЛКИ» - ЭКСПОЗИЦИИ.