Поиск на сайте

5 июня делегация МС «Династия» и летнего лагеря СОШ №135 совершила образовательное путешествие в Пермский автомобильный музей "Ретро-Гараж", где преподаватель ПНИПУ Ярослав Борисович Глаголев провел для учащихся СОШ №135 в рамках реализации проекта "Индустриальное ядро пермской истории", поддержанного Фондом Президентских грантов, замечательную лекцию о яркой истории Горнозаводской ж/д.

Фотоальбом

Сафиуллина Алина:

Трудно сегодня представить нашу с вами жизнь без железной дороги. А ведь железнодорожное сообщение из Перми появилось не так уж и давно - чуть больше 120 лет назад…

Еще в декабре 1867 года пермские власти обратились к министру путей сообщения России с просьбой рассмотреть вопрос об открытии Уральской железной дороги. Не прошло и трех лет, как из столицы была направлена представительная комиссия Министерства путей сообщения. Рассмотрев на месте положение дел, комиссия утвердила направление железнодорожной трассы от Перми до Екатеринбурга. Будущая магистраль получила название «Уральская горнозаводская железная дорога».

Мотовилиха- Лёвшино 

Начало Мотовилихе положила закладка медеплавильного завода, действовавшего с 1736 года. Заводской плотиной служила дамба, до сих пор перегораживающая реку Мотовилиху, образующая Мотовилихинский пруд, сам завод располагался на месте нынешнего «Райского сада». Медеплавильный профиль завод сохранил до середины XIX века. 

Лёвшино- Ляды 

Деревня Лёвшина к 1870-м годам уже была важным перекрёстком водных и сухопутных путей. С середины XVII века у устья реки Чусовой существовала переправа, получившее название «Лёвшин перевоз». В XVIII веке, после строительства металлургических заводов на Урале, место у деревни Лёвшиной стало местом переформировки речных караванов с металлом. 

Ляды – Комарихинская

Станция Ляды была пунктом перегрузки грузов, особенно белой глины и серного колчедана. Железнодорожная магистраль активизировала развитие села, хотя деревня Лядова известна с 1647 года из переписи Прокопия Елизарова. Земли, на которых располагалась деревня, принадлежали Строгановым, а в 1780-е годы, вместе со значительной частью их пермского имения, перешли Лазаревым. А статус села деревня Лядова получила в 1850-х годах. 

Также это железная дорога проходила по следующим станциям: Чусовская, Бисер, Хребет-Уральский, Кушва, Нижний Тагил, Невьянск, Верх- Нейвинск, Екатеринбург.

На выставке состоялось открытие живописных работ Кирилла Зибницкого, посвящённых железнодорожной теме. Вот здесь самое интересное! Наш поход, наше внимание сыграло огромную роль в решении «направления» передвижной выставки. Директор музея, А.Б. Черепанов, решил «отправить» выставку по школам, в первую очередь, нашей школе. Теперь дело за нашим директорм, чтобы организовать передачу автомобильной выставки для экспонирования в СОШ №135! В летнем школьном лагере учащиеся будут знакомиться с яркой историей уникальной ГЗЖД(Горнозаводской железной дорогой). 

Жанна Ищук: 

Кто знает, когда появилась такая чудная машина - экскаватор? Оказывается - первые экскаваторы появились в первой половине 19 века.

На то время, в России  было два собственных и два закупленных экскаватора для строительства железных дорог между Санкт -  Петербургом и Москвой. Но они ненадолго там задержались и их отправили в Пермь. Экскаваторы работали в шахтах и на металлургических заводах. 

Почему заводы называют горными? Это связано с металлургическим производством. Горный инженер  – металлург, который умеет плавить металлы. 

Как думаете, в каких городах на Урале были крупные производства с девятнадцатого до половины двадцатого века? Как сказал наш рассказчик - «Любой город назовете и попадете в точку».  Такие города, как Очер, Добрянка, Лысьва, Пермь, Березняки.

Соль в Соликамске добывается до сих пор. 

Думаю, всем будет интересно узнать, как же всё вывозили, ведь в те времена поездов и грузовиков не было, а вывозилось всё на баржах по Каме. Но и это было не легко, так как Губаха находилась на большом расстоянии от Камы. Единственным выходом было построить железную дорогу.

А знаете ли вы то, что в России «развитость» дорог выше, чем в Европе.

Статуя свободы стоящая в Нью-Йорке на самом деле всего лишь копия, а оригинал стоит в Париже.  Но при этом все они сделаны из нашего металла. Металл шёл по всему миру!

Горнозаводскую железную дорогу строили люди, которые обладали строительными навыками и были непосредственными исполнителями. Каждым участком руководил опытный инженер. 

Непосредственными исполнителями являлись люди, которые построили уже не одну железную дорогу. Так же привлекались местные люди, выполняющие подсобную работу. 

Тем самым горнозаводская железная дорога стала примером первой стачки рабочих, которые не получили жалованье в Перми и пришли просить у губернатора. Он повлиял на Губонина (подрядчика), чтобы им выплатили положенное жалованье. Когда они пришли, это было потрясением для местной губернской администрации: в Перми такого ещё не было. 

Проект, строительства железной дороги от Перми до Екатеринбурга  много раз менял своё название. Когда была построена дорога в 1878, она связала все горнозаводские города.

В 1909 году горнозаводская дорога «захирела» и люди начали бригадами переезжать в Среднюю Азию. Очень много переехали  и в Сибирь.

Федорец Эвелина:

Ещё наша команда попала на выставку Ретро-автомобилей. Там мы увидели много машин, которые использовались в советское время и  все эти машины до сих пор на ходу. Вот некоторые из них: Москвич 427, ИЖ-РАЛЛИ, ИЖ-2125, ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-М20В «Победа» и другие…Но больше всего нас привлекла машина МЗМА-400-420 «Москвич» своей уникальностью. Её особенность заключается в следующим: номер остался со времен, когда город Пермь назывался Молотов. А также на этой машине наклеены поучающие цитаты с юмором: «Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашнем дорогам на завтрашних автомобилях с послезавтрашней скоростью...», «В объезд — 2 часа, напрямую  — 2-е суток», «Продолжительность и громкость автомобильного гудка обратно пропорциональны интеллекту водителя.», «Там, где проволока не держит, болту делать нечего...», «Каждый ломает автомобиль по своему, но каждый уверен, что ломает правильно...».

С огромным удовольствием мы посетили музей «Ретро-Гараж». Здесь ожило прошлое и не только прошлое, сама история. Выражаем благодарность сотрудникам и основателям музея! Это очень важное и нужное дело.

Юнкоры МЦ СОШ №135, МС «Династия»: Алина Сафиуллина, Эвелина Федорец, Жанна Ищук, Дима Казаков.

Школьные новости