Поиск на сайте

8 МАЯ, накануне Дня Великой Победы, школьная публика вновь оказалась в актовом зале СОШ №135 — в нашем театре 9В класса, которым руководит учитель литературы Елена Рябова. Силами учеников-актёров 9В и других 9-х классов был поставлен спектакль «Эхо войны» по мотивам произведений русских советских писателей, которые в грозный 41-й год лейтенантами отправились на фронт защищать нашу Родину, родных и близких.

Фотоальбом

АРСЕН: 8 мая я участвовал в спектакле на сцене нашей школы,  посвящённый 74-ой годовщине  Великой Победы в Отечественной Войне 1941-45гг., под названием “Эхо войны”. Главными героями были девушки бойцы, пилоты истребителей, командиры и даже мальчик, который хотел отомстить за семью. Все эти роли мы играли (исполняли) сами без профессиональной подготовки. Во время выступления все очень волновались, переживали о том, чтобы не забыть слова, сыграть свою роль, выражаясь по школьному, «на отлично». Каждый из нас по-своему  «вживался» в роль, передавал эмоции через образ своего героя, которого исполнял на сцене. Каждый из нас «прошёл ещё одну школу» - актёрскую, ради того, чтобы правдиво исполнить то, что, возможно,  испытывал герой  пьесы на войне. Каждый из нас хотел донести зрителю смыслы радости жизни и ужаса войны, чтобы каждый наш зритель прочувствовал «кожей»  атмосферу военного времени, боевых сражений, в результате которых свершилась Великая Победа, великое возмездие за погибших, гибель людей.

АНЯ: Я спортсменка, «силовик». Но испытала «бурю» эмоций! Я в   восторге, что стала участником спектакля. Но это был «жёсткий»  адреналин... это просто фантастика, что я очутилась на месте своей героини и мне пришлось испытать боль расставания с любимым, как и героине - отправится в медсанбат. Времени входить в роль было мало, но я впервые так сильно задумалась о смысле радости жизни. А когда вышла на сцену - то во время игры прочувствовала «своеобразную тонкую нить моих актёрских действий на которую нанизывают, причём с большой скоростью, мысли, пролетающие в голове», а их надо было донести до зрителя, чтобы он «вкусил» ужас и горе войны. 

Мне надо было через образ моей героини показать, что выпало молодому поколению 1941 года. Ребятам, чуть постарше меня, нужно было быстро принимать решения, делать выбор. И они его делали -   выполняли присягу, приказы, задания... и  в итоге, совершали подвиг.

Мне то казалось, то представлялось, что я сама не понимала, — я на сцене или на войне? Скорее — всего я была там в далёком 1941-м. Как я только успевала думать о стольких вещах одновременно!? (говоря научно, что мне пришлось испытать, - это подойти вплотную к грани субъективного и переступить её, но сделать всё  скрыто от  зрителя).

Игру во время спектакля невозможно описать словами. Это нужно прочувствовать, пропустить через себя.

А когда уже спектакль отыгран, и ты выходишь на поклон, тебе все аплодируют, говорят поздравительные слова и высказывают свои восторги, ничто так не может тронуть за живое и порадовать! Аплодисменты - это самая высшая награда за репетиции, внутренние переживания, исполнение доверенной мне роли.

АНАСТАСИЯ: Спектакль очень не простой. Мы нашли очень много новых смыслов для себя и ответов на разные вопросы, которые задаёт каждый молодой человек себе. Каждый имеет шанс что-то переиграть в самый последний момент, который в качестве свободы выбора всегда имеет каждый из нас. И вот мы все получили роли. Сыграли своих героев. Но главное - «очутились» на войне. Как и нашим героям, нам нужно было идти под пули, расставаться с любимыми… И счастье в том, что наши герои по сценарию — настоящие Герои. 

В. Астафьев заметил философски: «Реки — что человеческие судьбы: у них много поворотов, но нет пути назад». Также и у наших героев — был путь только к Победе, за которую многие отдали самое дорогое — жизнь.

АНАСТАСИЯ: Мы наш спектакль посвятили всем фронтовикам, всем Героям фронта и тыла. Особенно нам, военкорам юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, участникам спектакля - было много переживаний. Ведь нынче и год «Театра», и юбилеев любимых знаменитых писателей, военкоров войны. Все они близкие ровесники, их юбилеи — 95-летие со дня рождения — символично приходятся на праздничную декаду. 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии родился Виктор Астафьев — великий русский писатель, Герой Социалистического труда и лауреат пяти Государственных премий. 9 мая 1924-го в Москве появился на свет Булат Окуджава — поэт, создатель интереснейшего социокультурного феномена — авторской песни, прозаик, лауреат Государственной премии и «Русского Букера».

На фронт оба попадают в страшном 1942 году. Биографы и Окуджавы, и Астафьева любят подчеркивать: «ушли добровольцами». Но тут, скорее, желание дополнительно героизировать своих персонажей. «18-летний доброволец» — это оксюморон; способ попадания на войну ничуть не влияет на заслуги и жертвенность. Фронтовой век Астафьева оказался дольше и тяжелее, чем у Окуджавы, который после ранения под Моздоком и скитаний по тылам, был демобилизован в начале 1944-го. Интересно, что оба закончили свою войну рядовыми, а затем учительствовали, работали корреспондентами провинциальных газет, в областных же издательствах выпустили и первые книги: Астафьев в нашей родной Перми, тогда в Молотове («До будущей весны», 1953), Окуджава в Калуге («Лирика», 1956). 

Получив роли, мы не только изучали литературу, участвуя в спектакле, мы сквозь  судьбы этих двух больших художников, полные взлетов и тяжелых заблуждений, отчетливо просматривали масштаб — их собственный, равно как пространство и время, в которое они творили. 

Это очень много. Эти великие люди оставили нам великие книги и песни. 

ПАВЕЛ: Пятнадцатого марта русский советский писатель Юрий Васильевич Бондарев отметил свое 95-летие. Писатель-фронтовик, представитель славной плеяды "лейтенантской прозы".

Есть его фотография в погонах капитана армии  и тремя рядами орденов и медалей на левой груди и двумя - на правой. Над орденами слева - Звезда Героя Социалистического Труда. Как писатель он был награжден Ленинской премией и двумя Государственными, а в последние годы получил еще две награды - премию "Ясная Поляна"(2013) и Патриаршую литературную премию (2015).

Именно боевые лейтенанты составляли элиту послевоенных наборов в Литературный институт: Бондарев, Григорий Бакланов, Виктор Курочкин и другие. Некоторые из них были партийцами, другие - беспартийными, но это ничего не значило. Они пришли с фронта, где были другие отношения между людьми и совсем другая "идеология". 

В 1931 году семья Бондаревых переехала в Москву. Подростком в 1941 году Юрий участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом эвакуация, где он и окончил 10-й класс. А летом 1942 года еще вчерашнего школьника направили во 2-е Бердичевское пехотное училище в Актюбинск, а в октябре 1942-го курсанты были переброшены под Сталинград, где он стал командиром минометного расчета.

В боях под Котельниковым был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После госпиталя служил командиром орудия, участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года воевал в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре по приказу был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и лишь по окончании учебы в декабре 1945-го был демобилизован по ранениям.

В 1957-м в журнале "Молодая гвардия" появилась повесть Бондарева "Батальоны просят огня"...

После прорывной книги Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" 1946 года "Батальоны..." Бондарева стали первым "оттепельным" произведением "лейтенантской прозы", которая является одной из самых главных страниц истории русской прозы второй половины ХХ века. "Все мы вышли из бондаревских "Батальонов", - скажет потом другой "лейтенант" Василь Быков. 

Четыре романа Бондарева - "Горячий снег", "Берег", "Выбор" и "Игра" - в свое время становились, как сейчас говорят, культовыми и широко обсуждались читающей страной. Многие вспоминают - как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, а купить их было не так-то просто.

По произведениям Бондарева сняты фильмы "Последние залпы", "Тишина", "Горячий снег", "Батальоны просят огня", "Берег", "Выбор". По мотивам "Батальонов..." и его сценарию снята одна из серий киноэпопеи "Освобождение". Немногие писатели могут гордиться такой широкой фильмографией.

Но главная тема Бондарева, кроме "правды о войне", - простая порядочность. Не говорить пошлости. Молодому офицеру не "тыкать" пожилому солдату. Уважать чужое мнение. Все это имеет для автора огромную цену. Вопросы нравственности всегда были для него важнее даже "правды войны". Для него было важно верить, что "любовь сильнее ненависти", а порядочный человек под пулями и снарядами не изменится.

Быть порядочным, по убеждению Бондарева, "это значит уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника, не переступать границы гнева, а именно - уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным".

Такие простые слова, но как они важны сегодня... Именно это мы и хотели донести со сцены.

АНАСТАСИЯ: Наш СЕГОДНЯШНИЙ СПЕКТАЛЬ «ЭХО ВОЙНЫ» - это возможность нашего режиссёра-постановщика Е.В. Рябовой дать каждому из нас реальный маленький успех, чтобы у каждого из нас появились крылья. У каждого своё дело, свой проект. Для нас, военкоров, работающих над своими проектами - это и знакомство с авторами — фронтовыми военкорами, произведения которых легли в основу сценария. Разучивая роль — «впитываешь» в себя текст произведений. И многое начинает «доходить». В нашей студии «Династия», в работе медиа-центра, на что больше всего обращает внимание руководитель Куляпин Александр Сергеевич,  — самое трудное — это текст.  Текст – это прежде всего ювелирная работа над словом. Но об этом мы, младые, не думаем так как надо думать, и, может быть поэтому, скучно читается то что мы порой пишем. А настоящая литература «приучает» к творчеству и «сложной языковой работе».

Отмечу следующее: - Очень важно то, что театр отвлекает всех от гаджетов. Эффект от нашей театральной деятельности очень большой. Мы заговорили о хорошей литературе. И друг с другом, и в публичном пространстве. Сейчас это интернет и социальные сети, а нам  удалось говорить «от имени знаменитых писателей и с знаменитыми писателями». И такие постановки должны продолжаться. 

Главное, что мы ощущали — живое соприкосновение с настоящей  литературой. Что нам подсовывает TV, современный кинематограф? -  сериальное мышление! А нам нужна русская и зарубежной литература конца 20 века. Модернизм и постмодернизм, которые до сих пор остаются самой плодотворной и перспективной линией развития литературы. Наряду, конечно, с предшествовавшими литературными эпохами. Подтверждение этому — аплодисменты зрителей.

В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора. 
 
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой чёрной его кладовой.... 
Б.Окуджава
 
 
Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова: Анастасия Шестакова, Анастасия Пономарёва, Павел Рыков, Анна Перевозчикова;
Юнкор Арсен Габдуразаков.

Школьные новости