Школьные новости

Во второй половине 30-х годов в условиях постоянных военных конфликтов и приближающейся крупномасштабной войны Советское правительство предпринимает ряд конкретных мер, направленных на укрепление обороноспособности страны. Увеличивается численность Красной Армии, она оснащается новыми образцами оружия, в том числе артиллерийским вооружением разного назначения и калибров. Значительно расширяется в связи с этим сеть военно-учебных заведений, особенно артиллерийских, авиационных, танковых и военно-морских, и встает задача их укомплектования достойными кандидатами. Так возникает идея создания специализированных средних военных школ для подготовки будущих курсантов военных училищ. 

5 мая 1937 года СНК СССР принимает постановление об образовании в системе Наркомпросов РСФСР и УССР средних специальных военных артиллерийских школ, в которых в экспериментальном порядке приступили к обучению юношей 8-10-х классов по программе специальных артиллерийских школ. Полученный опыт себя оправдал, и в апреле 1938 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о специальных школах Народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР, которые предназначались для укомплектования артиллерийских военных училищ подготовленной в военном отношении молодежью. В стране начали функционировать 16 средних артиллерийских школ: в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и других городах, рассчитанные примерно на 7 тысяч человек. Желающих попасть в них было очень много - молодежь влекла романтика военной службы, чувство долга по защите Отечества. Принимали в специальные артиллерийские школы учащихся, которые успешно окончили семь классов и по состоянию здоровья соответствовали установленным для поступления в военные училища требованиям. Специально созданные комиссии проверяли знания абитуриентов по всем общеобразовательным дисциплинам, прежде всего по математике, физике, химии и иностранному языку. Помимо прохождения медицинской комиссии, каждый поступающий был обязан продемонстрировать свою физическую подготовку на спортивных снарядах. Высоко оценивалось наличие спортивных знаков: «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», Осоавиахима, парашютного спорта и др. Учитывался интеллектуальный и культурный уровень будущих командиров-артиллеристов. 

Организацией военного обучения и воспитания в спецшколах занимались военные руководители, назначаемые из кадровых командиров-артиллеристов Красной Армии, общеобразовательные дисциплины преподавали лучшие педагоги тех городов, где они располагались. Обязанности командиров рот и взводов исполняли классные руководители из преподавательского состава. Старшинами батарей, помощниками командиров взводов и командирами отделений назначались лучшие учащиеся. Обучение в артиллерийских спецшколах проводилось в соответствии с программами Наркомпроса, а математика, физика, химия, черчение и военное дело изучались с ориентацией на программы артиллерийских военных училищ. Особое внимание уделялось изучению иностранного языка, как правило немецкого. Для всех без исключения учащихся предусматривался ежегодный 45-дневный лагерный сбор, на котором практически осваивалось артиллерийское и стрелковое оружие, проводились занятия на местности по тактике и топографии, а также учебно-боевые стрельбы. 

Осенью 1938 года состоялся первый выпуск из специальных артиллерийских школ. Около 3 тысяч их воспитанников стали курсантами военных артиллерийских училищ. И в дальнейшем комплектование последних осуществлялось в основном за счет выпускников артиллерийских спецшкол. 

Когда началась Великая Отечественная война, большинство этих школ было эвакуировано в города Сибири и Урала, и там в условиях, приближенных к боевым, продолжалась подготовка. Многие учащиеся горели желанием принимать непосредственное участие в боях и рвались на фронт. В ряде случаев их просьбы удовлетворялись, и, пройдя ускоренный курс артиллерийских училищ, они отправлялись в действующую армию. С началом войны отдел специальных военных школ при Управлении средними школами Наркомпроса РСФСР был развернут в Управление военной подготовки, которое координировало свою работу с отделом ВУЗ Главного артиллерийского управления, ВУЗ ВМФ и ВВС. 

За девять лет своего существования, включая годы войны, артиллерийские школы дали стране около 12 тысяч специалистов, ставших впоследствии высокообразованными офицерами - мастерами артиллерийского дела, которые мужественно сражались за Родину, достойно пронеся через все испытания звание «артиллерийского спецшкольника». За мужество, отвагу и мастерство, умелое руководство подчиненными подразделениями семи выпускникам артиллерийских школ было присвоено звание Героя Советского Союза. Значительное количество воспитанников спецшкол было удостоено правительственных наград. Многие учащиеся не вернулись с полей сражений, отдав свою жизнь за Родину. В октябре 1982 года в честь воспитанников московских специальных артиллерийских школ, проявивших мужество и героизм в Великой Отечественной войне, в Москве в Чертольском переулке был установлен памятный знак. 

С 1946 года специальные артиллерийские школы Министерства просвещения стали расформировываться и вместо них были созданы шесть артиллерийских подготовительных училищ: 1-е и 2-е Московские, Ленинградское, Харьковское, Киевское и Одесское (последнее просуществовало недолго). Комплектовались они в первую очередь за счет воспитанников расформированных артиллерийских спецшкол. В Положении об артиллерийских подготовительных училищах было определено, что они имеют целью дать воспитанникам законченное среднее образование с артиллерийским уклоном, вырастить пламенных патриотов Отечества, любящих военное дело и решивших посвятить свою жизнь службе в рядах артиллерии Вооруженных Сил СССР. 

В первые послевоенные годы значительную часть курсантов артиллерийских военных училищ (особенно 1-го и 2-го Ленинградских и Калининградского училища гвардейских минометов) составляли воспитанники подготовительных училищ. Выпускники 1-го и 2-го Московских, Ленинградского, Харьковского и Киевского подготовительных училищ, окончившие их в 1952 году с золотыми и серебряными медалями, были отобраны для учебы в только что созданное Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище - будущую кузницу специалистов ракетного дела высшей квалификации. Инженеры, поступившие на укомплектование первых инженерных бригад, вооруженных ракетами дальнего действия (1955-1960 годы), были в основном из числа воспитанников артиллерийских подготовительных училищ. 

Артиллерийские подготовительные училища просуществовали с 1946 по 1955 год. Они жили полнокровной творческой жизнью, свято выполняя задачу по подготовке профессионалов военного дела - артиллеристов и ракетчиков, горячих патриотов своей Родины, сильных духом и физически закаленных молодых людей. 

Таким образом, специальные артиллерийские школы, а впоследствии и артиллерийские подготовительные училища, созданные для подготовки молодежи к поступлению в средние, а затем и высшие артиллерийские училища, оправдали свое предназначение. На памятной доске, установленной в 1982 году на здании, где в 1946-1955 годах располагалось 1-е Московское артиллерийское подготовительное училище, есть такие слова: «Воспитанники училища внесли достойный вклад в дело укрепления обороноспособности нашей Родины». Из стен артиллерийских спецшкол и подготовительных училищ вышли десятки тысяч будущих офицеров и генералов ракетных войск и артиллерии. Среди воспитанников артиллерийских спецшкол видные военачальники: генералы армии В.Л.Говоров и Ю.А.Яшин, генерал-полковники Ю.П.Забегайлов, Г.Н.Малиновский, Ю.И.Плотников, B.C. Неделин, генерал-лейтенанты Л.И.Волков, А.Ф.Губанов, Е. А. Евстигнеев, И.К.Макаренко, В.М.Егоров, В.И.Костев, Ю.В.Терентьев, И.Б.Урлин и др. Во 2-м Московском артиллерийском подготовительном училище учился летчик-космонавт Герой Советского Союза Ю.Н.Глазков. 

Опыт специальных школ и подготовительных училищ по подготовке молодого пополнения для военно-учебных заведений Вооруженных Сил не потерял своего значения и в настоящее время. Традиции артиллерийских спецшкол продолжает созданный и успешно функционирующий в Санкт-Петербурге ракетно-артиллерийский кадетский корпус. 

По материалам полковника в отставке Н.К.Монахова, профессора, член-корреспондента АВН и РАРАН.

Александр Куляпин