Поиск на сайте

26 марта делегация музейного клуба СОШ №135 совершила первую поездку на выставку, которая открылась в музее «Ретро - гараж». Нас встречали директор музея А.Б. Черепанов, Д.А. Тиунов, краевед Л.Хавкин и другие.

Дело в том, что к 300-летию Перми АНО Пермский автомобильный музей «Ретро гараж» приступил к проведению широкой информационной кампании для формирования интереса жителей к сохранению и изучению уникального промышленного и транспортного наследия Пермского края на основе значимых, но малоизвестных исторических фактов. Данный проект предполагает проведение открытых публичных лекций пермских историков и встреч с художниками на дискуссионной площадке в пермском музее «Ретро гараж».  

Фотоальбом

Презентация выставки «Пароходы на Каме» прошла с 14 по 22 марта в Архиве Пермского края.

Фотоальбом

Начинается выставка с большой настенной карты реки Кама и её берегов с иллюстрациями и описанием достопримечательностей. Карта была частью альбома «Иллюстрированный путеводитель по реке Каме и по р. Вишере с Колвой», изданного в Перми в 1911 году. Музей в рамках этой выставки организовал лекторий, рассказывающий о богатой истории районов, которые объединила главная водная артерия Пермского края.  Перед посетителями выставки выступили известные пермские историки и краеведы, а так же сотрудники и студенты Пермского речного училища. 

Выставка живописных работ Бориса Сатюкова представляет историю Камского речного пароходства. 

Часть экспонатов выставки представлены музеем Пермского речного училища: форменная одежда курсантов и работников речного флота, действующий макет гребного колеса парохода, рупор, спасательные круги, оружие, вымпел.

На экране демонстрируются документальные фильмы по истории Камского речного пароходства.

Мобильный вариант выставки на роллер-стендах  демонстрируется в учебных заведениях Перми.

Материалы проекта в дальнейшем будут использованы в экспозиции пермского Технического музея, открытие которого планируется к 300-летию краевого центра. 

В нашей школе интерес к этой теме не случаен. Наши наставники — представители военно-морского флота. Мы периодически с ними встречаемся в нашем школьном музее, на киноклубе.

Например, наш школьный музей посетил капитан речного флота, а ныне пенсионер, Омышев Вячеслав Николаевич, человек, посвятивший много лет флоту, и всему, что с ним связано.

После окончания 10 классов средней школы, поступил на судоводителя в речное училище. В 1961 году был призван во флот на срочную службу, получил отсрочку до окончания училища. Был отправлен учиться на комендора (артиллериста). В 1964 году начал работать рулевым, хотя по образованию был речником. Затем вернулся в Пермский край, на Каму, работать штурманом. Позже был переведён в Камское пароходство, где работал в 1968-1970 гг. В 1971 году был Главным диспетчером Камского речного пароходства. Через несколько лет стал начальником Пермского речного училища. В 1986 г. ушел обратно в пароходство. На нашей встрече он много рассказывал про историю развития пароходства на р. Каме.

Краевед Л.Хавкин поведал нам, что в первой половине XIXв. Пожевской завод стал своеобразной лабораторией новой горнозаводской техники и технологии. На заводе были проведены в 1817г. под руководством П.Г. Соболевского первые в России опыты по пудлингованию железа, построены второй и третий в стране пароходы (1817), третий (после черепановских) паровоз (1839).

С предприятием Всеволожских связана история судостроения в Прикамье. В начале XIXв. на Каме появились коноводки — суда, движимые конной тягой.

Параходы начали строится на Пожевском заводе в 1815г. Под руководством П.Г. Соболевского (24 л.с. - первый пароход).

Пожевские пароходы — первые в Волжско-Камском бассейне — были пароходами оригинальной конструкции с железными дымовыми трубами.

Ввод в действие в 1878г. Уральской горнозаводской ж.д. стал событием, принципиально повлиявшим на развитие промышленности Пермского края (736 км), из них главная линия составляла 514 км, а ветви — 222 км (316 мостов), первый туннель (130м).

Возросла в эти годы роль водного транспорта, пополнившегося новыми типами судов. Речной флот Пермского края, сосредоточенный в руках крупнейших пароходовладельцев Мешкова, Любимова, братьев Каменских наращивал перевозки грузов и пассажиров. Серьёзное внимание уделялось смешанному водно-железнодорожному сообщению.

Пермь преобразила железная дорога, пришедшая в 1874-1878гг., но вторые, «речные» ворота города тогда не потеряли значения, соединённые с Горнозаводской веткой ж.д. 

С конца 1918г. и до середины 1919г. Прикамье находилось под властью «верховного правителя России» адмирала А.В. Колчака. В ходе военных действий и при отступлении белой армии многие предприятия, транспортные пути, Камский речной флот, ж.д. мост через Каму были разрушены, часть подвижного состава ж.д., промышленного оборудования вывезена в Сибирь. С Колчаком ушло немало служащих, инженерно-технических кадров, учёных.

Восстановительные работы начались во второй половине 1919г. В 1920г. был восстановлен Камский мост в Перми, налаживалась работа транспортных магистралей, реанимировалось производство на заводах и фабриках. Одним из первых приступил к работе Мотовилихинский завод — уже в сентябре 1921г. по поручению Высшего Совета народного хозяйства на предприятии осуществлялся ремонт параходов, выпуск деталей к ним, а с 1924г. - деталей и запасных частей к драгам.

В 1938г. произошло образование Пермской (с 1940г. Молотовской) области. Промышленный потенциал области был значителен: 8 металлургических заводов, 2 целлюлозно-бумажных комбината, 2 химкомбината, 4 крупных лесотреста, ряд крупных и средних машиностроительных предприятий, Камское речное пароходство, угольный бассейн и нефтяные промыслы, другие отрасли промышленности. В 1940г. на территори области находилось 9818 предприятий. На них было занято свыше 124 тысяч работников.

Активно развивалась в 1945-1965гг. лесозаготовительная и деревообрабатывающая отрасль промышленности. Пермская область по площади лесных массивов и по запасам древесины занимала одно из первых мест среди других областей европейской части Советского Союза. Лесами было покрыто 2/3 территории области. Почти 4/5 лесов области тяготели к речным путям Камы и её многочисленным притокам, что облегчало организацию сплава древесины. Самым крупным плотоформировочным рейдом мира был Керчевский рейд, расположенный на Каме выше впадения в неё Вишеры.

Известно, что на нашей р. Каме есть «Судостроительный завод «Кама» - предприятие по производству нефтерудовозов «река-море», барж-площадок, морозильных траулеров, морских буксиров, речных и патрульных катеров. В советское время этот завод был единственным в стране производителем минно-трального вооружения для Военно-морского Флота.

А сегодня вторые, «речные» ворота города  уже не распахиваются перед самыми разнообразными судами; пермский грузовой порт не принимает и не обрабатывает сотни тысяч тонн грузов; изредка проходят суда и баржи, а к пассажирскому речному вокзалу не спешат «Ракеты» и «Метеоры»; у белоснежных многопалубных теплоходов дальних рейсов нет вокзала… вообще не хозяйничает Камское ордена Ленина речное пароходство, которое принимало пассажиров, для которых знакомство с городом начиналось с Камы. 

Но есть возможность посетить данную выставку и узнать много нового для себя из истории нашего края.

Мы ожидаем передвижную выставку в нашей школе.

А кто нетерпелив — успевайте в «Ретро-гараж»! Выставка ждёт любознательный народ.

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова:
Анастасия Шестакова, 
Анастасия Пономарёва.
 

Школьные новости