Александр Куляпин на сборе  военкоров юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова рассказал об участии в заплыве «Черноморский десант Победы-21», посещении музея «Балаклава», «Холодной войне», на какие города были нацелены атомные бомбы нашего недруга, когда появился первый «подводный ракетоносец». 

См. фотоальбом

Крым, и особенно Севастополь, — это не только ласковое море и чистые пляжи. Это место дислокации Черноморского флота, который охраняет границы государства. Удобное географическое расположение Балаклавы, примостившейся в центре одноименной бухты, способствовало тому, что еще в 50-е годы прошлого века в одном из скальных массивов началось строительство сверхсекретной военной базы. Сеть глубоких туннелей изрезала всю гору. В результате на свет появились два мощных объекта: 825 ГТС (гидротехническое сооружение для приема атомных подлодок) и 820 РТБ (ремонтно-техническая база для них же).

Даже по советским меркам это было что-то невообразимое как в плане технологий, так и в плане секретности. Вход в канал закрывался понтонным мостом, а вход непосредственно в сооружение закрывал батопорт, морской затвор. Внутри был еще один корпус, полностью заполненный воздухом. Вся конструкция могла выдержать ударную волну, радиацию и давление до 55 кг на квадратный сантиметр. Объект целиком, вместе с десятью подлодками и обслуживающим их персоналом, мог автономно существовать до 30 дней.

Современные подводные лодки с баллистическими и крылатыми ракетами военно-морских сил России, США, Англии, Франции и Китая с полным основанием можно считать одними из наиболее совершенных образцов морской боевой техники. Тем не менее, идея вооружения подводных лодок ракетами не нова и насчитывает около 200 лет. 

Впервые она была осуществлена на подводной лодке конструкции генерала Карла Андреевича Шильдера, испытания которой проходили 29 августа 1834 года, на Неве. Демонстрационные испытания «в присутствии Его Императорского Величества» были успешными. Николай I увиденным остался весьма доволен: Россия обретала грозное морское оружие. 

Вооружение лодки состояло из подводной мины и шести ракет. Пороховая мина размещалась на 2,13 метровом бушприте, завершаемом железным стержнем. От неё к гальванической батарее внутрь корпуса шёл провод. 

В качестве вооружения помимо мины впервые в мировой практике К. Шильдер использовал ракеты. Пороховые ракеты калибром четыре дюйма (101,6 мм) размещались в шести металлических трубчатых направляющих, по три с каждого борта. Трубы были соединены в пакеты, прикреплённые к корпусу лодки посредством регулируемых по высоте винтовых стоек. Необходимый угол возвышения придавался пакету изнутри лодки вращением втулки - гайки. Герметизация пусковых труб обеспечивалась пробками с резиновыми колпачками. Подрыв мины и воспламенение ракет осуществлялось изнутри лодки по проводам от гальванической батареи. При пуске ракет пробки выбивались самими ракетами и истекающей из них реактивной струей. Стрельба ракетами могла производиться как при всплытии подводной лодки на поверхность, так и в погруженном состоянии. 

Лодка Шильдера погружалась на глубину до 13 метров. Действиями гребков лодку можно было уводить на перископную и большую глубину и держать на ходу по нужной глубине. 

Подводная лодка Шильдера является наиболее оригинальной из всех построенных подлодок до конца 19 столетия. Кроме новшеств, как подводные якоря, новый вид движителей гребков, применение прообраза перископа, особо примечательным было применение ракет, так как лишь в наше время удалось разрешить проблему применения подобного оружия на подводных лодках. 

Воспользовавшись благосклонностью Императора при испытаниях лодки, К. Шильдер в тот же вечер на даче тестя устроил для первых подводников торжественный ужин, которому предшествовал молебен протоирея лейб-гвардии сапёрного батальона. А на следующий день Карл Андреевич представил Императору список достойных награждения 84 «нижних чинов», участвовавших в создании подводной лодки и ракет. Сапёры и ракетчики получили по 20-25 рублей ассигнациями. 

После успешного дебюта лодку отбуксировали в Кронштадт и продолжили испытания. Лодка вызвала интерес правительства, и Шильдеру предложили построить более совершенную лодку. 

Один интересный факт, важный и для нашего времени. 

- И во время создания лодок, и во время их испытаний К.А. Шильдера не оставляла мысль о сохранении секретности проводимых работ. И не напрасно – ведущие морские державы явно обеспокоило появление в России тайного оружия. Резко активизировалась иностранная агентура. Тогда К. Шильдер пошёл на нестандартный шаг – сегодня это бы назвали дезинформацией. В своём послании военному министру он выдвинул идею: «… по благополучном окончании опытов подводного действия, дав возможность команде выйти из подводной лодки, а мне лично, выходя последним, потопить лодку накренением с намерением представить как бы безнадёжность на её хорошее устройство и худой успех предполагаемых предприятий и дать повод распространиться такому мнению…». 

Уловка удалась. А опыты на кронштадтском рейде продолжались до 1841 года…. 

Лодка К.А. Шильдера явилась значительным шагом в развитии подводного кораблестроения. 

(Исп м-лы СМИ; В. Кулинченко, капитана 1 ранга) 

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы