Александр Сергеевич Куляпин, учитель нашей школы, является членом Российского военно-исторического общества. 11.09.21г. на заседании регионального отделения Пермского края, которое возглавляет директор СОШ №41 И.А. Гладнев, он выступил с докладом «Воспитание историей». Дело в том, что он побывал в Красноярском крае, причем  на самом севере, там, где могучий Енисей впадает в Карское море, где расположен арктический посёлок Диксон и одноимённый остров. Именно здесь разыгралась одна из трагедий Великой Отечественной войны в 1942 году: оборона побережья от фашистского рейдера «Адмирал Шеер». Именно в проливе Вега. 

В год 40-летия здесь героям был воздвигнут обелиск на Южной горе. В подготовке такого события участвовали все, кто что-то знал, хранил память о героях. В одном из писем М.К. Комраковой, которая плавала на буксире «Молотов», была свидетелем боя, есть такие слова: все наши воспоминания - это «Воспитание историей». Небольшое судёнышко помогало чем могло. Но о нем раньше не вспоминали. Она описала важные детали сражения. Память о национальных героях, сохранение истории - сегодня это очень важно. Потому что память — это не только опорная часть нашего сознания, но и его движущая сила. Русский поэт Егор Исаев заметил, что человек не просто начинается своим отчеством и фамилией. Биография каждого из нас — это лишь веточка в необозримо великой кроне дерева по имени История. Именно здесь, на Диксоне, рейдер получил достойный отпор.

Во второй половине августа 1942 года фашисты решили провести операцию под кодовым названием «Вундерланд» (Страна чудес). Цель операции сделать невозможным проход конвоев союзников Северным морским путём и в разрушении советской портовой инфраструктуры. 

Основной военной мощью операции был тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» (нем. Admiral Scheer). Водоизмещение крейсера — 15 180 т, длина 186 м, ширина 21,34 м, Экипаж 1150 человек. Основное вооружение составляли шесть 283-мм орудий SK L/52 C28, размещенные в двух бронированных башнях — одна в носу, одна в корме. Помимо основного вооружения имелись орудия меньшего калибра, зенитные установки, торпедные аппараты и даже запускаемый при помощи катапульты самолёт разведчик Arado Ar 196.

Именно сюда приехали атлеты холодной воды Межрегиональной Ассоциации холодового Плавания России и бросили вызов Арктике: организовали на крайнем севере Таймыра в посёлке боевой Славы Диксон первую Арктическую эстафету через пролив Вега, в рамках национального проекта Демография - Здоровый образ жизни. Мероприятие прошло под девизом «Пылая сердцами», так как событие посвящалось 90 летию Полярной Авиации, 90 летию Празднования Таймыра, 80-летию героической обороне Диксона. Участие приняли спортсмены из Якутска, Благовещенска, Перми, Ульяновска, Красногорска и Красноярска.  

См. фотоальбом

3-4 августа на Диксоне жизнь сменилась не только неожиданным приходом тепла и солнца, но и подготовкой и проведением первого Арктического заплыва через пролив Вега на Диксоне.

В программе заплыва - 90 метров приуроченные Празднованию полярной Авиации, в этом заплыве спортсменов поддержал Мэр Диксона - Николай Владимирович Бурак, для многих местных жителей и самих участников этот жест стал открытием, за что оргкомитет наградил памятной медалью и фирменной символикой заплыва.

На параде открытия выступили наши почётные полярники Владимир Скоропупов и Юрий Петров которые привезли на остров Диксон памятную плиту М.И.Шевелеву - Выдающемуся Государственному деятелю, первому начальнику Севморпути, Герою СССР, полярному летчику. Также наши уважаемые полярники сделали большой акцент в необходимости восстановления полярной Авиации, сохранении тех аэродромов которые сегодня ещё действуют и выполняют свою роль в полярной Авиации. 

3 августа после рабочего дня жители Диксона встречали наших спортсменов проплывших 90 и 200 метров. Впереди нас ждал Новый день, и Новые трудности. 

4 августа, утро внесло свои корректировки, сильный туман ставил под угрозу заплыв между аэропортом и Диксоном. Возникли проблемы с катером сопровождения. Но наше спасение прибыл на морском плоту известный Сибирский путешественник Игорь Чапалов. Он поддержал идею сопровождения участников заплыва через пролив Вега, мы подали уведомление в пограничный пост Диксона и получили разрешение на проведение заплыва. В 17:00 все участники заплыва, доктор Команды и Спасатель вышли на точку старта. В 17:15 был дан старт, первой вышла на трассу Елена Семенова (Ульяновск, рекордсмен Гиннесса), прошла уверено 500 метров за 15 минут, сменила ее Чемпионка Красноярска Марина Смагина, и ускорила проведение дистанции, показав Высокий результат проплыв 600 метров за 12 минут. Затем вышла ещё одна спортсменка из Красноярска Ирина Часовских, также уверено преодолевала дистанцию и сократила маршрут, до отметки 700 метров. Предпоследний этап выпал Владимиру Яныгину из Якутска, он проплыл 300 метров, так как он впервые на таком мероприятии. На финишный этап 500 метров сразу вышли три участника Александр Брылин (Благовещенск), Александр Куляпин(Пермь) и Самая старшая участница Нина Ермилова из Красногорска. На финише спортсменов ждали радостные и удивленные жители Диксона, моряки и пограничники. Как потом выяснилось они до последнего не верили , что можно плыть в такой холодной и темной воде Карского моря. Заплыв всем участникам очень понравился тем, что нас всю дистанцию игриво сопровождали нерпы, которых утром гонял Белый мишка. В завершение Эстафеты спортсмены взявшись за руки вышли с флагами партнеров и  организаторов на берег Диксона, с приветствием: Арктический заплыв Диксон - Вега - 2021 - Осуществлён!!! В команде спортсменов принимали участие - три рекордсмена Книги рекордов Гиннесса, чемпионы Красноярского края и Чемпионы мира по зимнему и ледяному плаванию!!

Большую роль в осуществлении проекта и участия спортсменов сыграли авиакомпании Якутия, Нордстар и КрасАвиа (участие этих компаний помогло спортсменам во время прибыть к месту проведения заплыва, а якутскому спортсмену и Красноярским помогли с оплатой пролёта Компании Якутия и КрасАвиа). Компания Нордстар также внесла большой вклад предоставив льготный тариф на перелеты всей Команды.

Спортсмены благодарят за помощь и большой вклад: АО Мотор, РОССПОЛ, Муниципальное образование Городского Поселения Диксон, Администрацию Норильска, Полярные Авиалинии Якутска, АК «Якутия», АК «КрасАвиа», АК НордСта р, Ленское Объединённое речное параходство, АО «Якутгазпроект», Компания Сервшевский,ООО «Максинтер». И, конечно, местную администрацию, пограничников, жителей, сотрудника Сбербанка... 

Александр Брылин, главный организатор и идейный вдохновитель этого проекта объявил о следующих этапах этого  проекта:

Марафонский заплыв в Татарском проливе - Монерон - Невельск- 2021;

Амурский марафон - Черняево - Сагибово - сентябрь 2021.

PS

Операция «Страна чудес», или Александры Матросовы Северных морей

В 1942 году на красноярском севере и в Карском море развернулись настоящие боевые действия. Красноярский край стал единственным сибирским регионом, на территории которого в ходе Великой Отечественной шли бои. Германское командование надеялось захватить и уничтожить Диксон, тем самым надолго прервать судоходство по Северному морскому пути (СМП). 

Диксонский порт имел стратегическое значение для безопасности СМП, по которому ходили караваны судов с военными грузами. Здесь был расположен радиогидрометеорологический центр, контролирующий обстановку на просторах Арктики. Без знания ледовой обстановки проводить караваны судов было в разы сложнее. Кроме того, порт замыкает транзит по реке Енисей, а рядом расположены стратегические заводы Норильска, производящие востребованный военной промышленностью никель. 

Летом 1942-го немецкое командование направило в Карское море тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», капитана первого ранга Вильгельма Герхарда Оскара Юлиуса Меендсена-Болькена и группу подводных лодок. Они должны были нанести удары и прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Немцы назвали свою операцию Wunderland - «Страна чудес».

«Адмирал Шеер» с шестью 283-миллиметровыми орудиями главного калибра, восемью 150-миллиметровыми вспомогательными орудиями и экипажем более, чем в тысячу человек, не имел равных соперников в советской Арктике. Один его залп весил 2,136 тонны. Спешно переделанные из гражданских пароходов сторожевые суда были вооружены лишь мелкокалиберной артиллерией.

«Шеер» вошёл в Карское море и днём 25 августа наткнулся на ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков». Старый, 1909 года постройки пароход к началу войны был вооружён двумя 45-миллиметровыми и двумя 76-миллиметровыми орудиями. Броня немецкого рейдера им была не по зубам.

Героический бой ледокольного парохода «Александр Сибиряков» и оборону Диксона можно без преувеличения назвать подвигами. Они навсегда останутся событиями, о которых говорят «потомству - в пример!». 

В июле-августе 1942 г., после разгрома PQ-17, движение союзных конвоев в СССР прервалось. Этот перерыв подвиг германское командование на проведение операции «Вундерланд» (Страна чудес). Ее суть заключалась в нападении на советские морские коммуникации в Карском море силами крупных надводных кораблей.

Командиру «Шеера», капитану 1 ранга Вильгельму Меендсен-Болькену предписывалось, действуя на путях движения судов между Новой Землей и проливом Вилькицкого, нападать на конвои и разрушать сооружения полярных портов. По расчетам немецких штабистов, это могло парализовать движение по СМП вплоть до конца навигации.

Первоначально операцию наметили на середину августа. Решимость немцев подкреплялась полученным в начале месяца из Токио сообщением, что 1-го числа Берингов пролив в западном направлении прошел конвой в составе 4 ледоколов и 19 торговых судов. По германским оценкам караван должен был подойти к проливу Вилькицкого (соединяет Карское море и море Лаптевых) 22 августа. 

Первый этап операции начался 8 августа. В этот день в Карское море перешла подводная лодка «U-601», которая должна была выполнять функции разведки советских морских коммуникаций и ледовой обстановки. Спустя шесть дней в район остров Белый - Диксон проследовала «U-251». Еще две субмарины - «U-209» и «U-456» - действовали у западных берегов Новой Земли и максимально отвлекали на себя внимание сил Беломорской военной флотилии (БВФ). 

Дело в том, что еще 9 августа из Архангельска по Севморпути вышел т.н. «3-й арктический конвой» в составе 8 сухогрузов и 2 танкеров, которые направлялись в порты Дальнего Востока и Америки. 16-18 августа суда сосредоточились на рейде Диксона и далее пошли на восток в обеспечении ледокола «Красин»; позднее к конвою присоединились ледокол «Ленин» и британский танкер «Хоупмаунт». Охранения в Карском море караван не имел - до сих пор в этих краях корабли противника не появлялись. Легко представить, чем могла закончиться встреча «Шеера» и беззащитного конвоя!

Так или иначе, но когда в 13:17 с борта «Сибирякова» заметили неизвестный военный корабль, командир судна старший лейтенант Анатолий Алексеевич Качарава не располагал никакой предварительной информацией. Его умение самостоятельно и верно разобраться в сложной обстановке только увеличивает уважение к подвигу командира и экипажа парохода.

Для Меендсен-Болькена акция против одиночного советского судна, очевидно, представлялась одновременно и простой, и сложной. Ее исход, естественно, не вызывал сомнений - крейсер превосходил «Сибиряков» по всем статьям, в то же время, уничтожение старого парохода добавляло мало лавров к венцу Кригсмарине. Гораздо более заманчивыми выглядели перспективы захвата на судне данных о ледовой обстановке, движении конвоев, шифроматериалов и т.д. Предполагая, что русские смогут уничтожить или отказаться сообщить необходимые сведения Меендсен-Болькен решил, для начала, попытаться получить их обманным путем. «Шеер» развернулся на противника носом, чтобы скрыть характерный «профиль», и поднял американский флаг. Спустя 10 минут после взаимного обнаружения с борта рейдера по-русски просемафорили первый вопрос: «Кто вы, куда вы направляетесь, подойдите ближе».

Диалог между двумя кораблями продолжался около 20 минут. Очевидно, на «Сибирякове» не сразу поняли, что перед ними корабль противника. По-видимому, Качараву насторожили излишне назойливые расспросы о состоянии льдов. Не исключено, что крейсер выдало плохое знание русского языка. В 13:38, когда с парохода запросили название встреченного корабля, в ответ, вместо просигналенного «Тускалуза» (немцы знали о нахождении этого американского крейсера в Баренцевом море из данных радиоперехвата) на «Сибирякове» удалось разобрать «Сисиама»! Корабль под американским флагом с японским названием не мог не насторожить советского человека, воспитанного в духе бдительности. Не мешкая, Качарава приказал увеличить ход до максимального и повернул к берегу, до которого (о. Белуха) было около 10 миль. Спустя несколько минут в эфир открытым текстом понеслась радиограмма: «Вижу неизвестный вспомогательный крейсер, который запрашивает обстановку». Услышав, что пароход вышел в эфир, немцы немедленно начали ставить помехи и просемафорили требование прекратить передачу. Ответа с советского парохода они не получили. Спустя мгновения в 13:45 грянул первый залп 28-сантиметровок. 

Примерно в 14:28 крейсер прекратил огонь, выпустив в общей сложности 27 тяжелых снарядов и добившись четырех попаданий. За время боя он приблизился к «Сибирякову» на расстояние 22 кабельтовых. Несмотря на фатальные повреждения советское судно все еще продолжало вести огонь из кормовой пушки! Мужество, с которым экипаж парохода принял бой, отмечено практически во всех зарубежных исследованиях. С «Шеера» спустили катер для того, чтобы подобрать оказавшихся в воде советских моряков. По германским данным, большинство из оказавшихся в воде отказались от спасения - из 104 членов команды немцы подобрали лишь 22 человека, в т.ч. и раненного командира, в основном из единственной уцелевшей шлюпки. Некоторые из спасаемых, как например, кочегар Н. Матвеев, даже пытались оказать сопротивление, из-за чего матросам с «Шеера» пришлось прибегнуть к помощи оружия. Многие, несмотря на приказ, остались на тонущем пароходе и ждали, когда немецкий катер уйдет; впоследствии они погибли вместе с судном. 23-м спасшимся стал кочегар П. Вавилов, который добрался до опустевшей шлюпки и на ней доплыл до острова Белуха. На нем он прожил 36 дней (!!!) прежде, чем его спас гидросамолет полярной авиации. Около 15:00 дымящийся остов «полярного» «Варяга» погрузился в холодные воды Карского моря. 

К сожалению, спастись «Сибирякову» не удалось. Корабль был атакован немцами, но затопили пароход моряки «Сибирякова», для исключения попадания разведданных в руки немцев Несмотря на радиопомехи выставленные «Адмиралом Шеером», «Сибирякову» удалось, сообщить в порт Диксон о вражеском корабле. 

Меендсен-Болькен капитан на «Адмирале Шеере» принял решение перейти к выполнению запасной задачи — атаковать один из советских портов. В качестве такового был выбран порт Диксон, поскольку данные радиоперехвата переговоров затопленного «Сибирякова» указывали, что именно в Диксоне находится командный центр, где можно было захватить ценные сведения. С этой целью планировалась внезапная атака с высадкой десанта численностью 180 человек. Предполагалось, что гарнизон Диксона составляет около 60 человек вооруженных стрелковым оружием. Десанту предписывалось захватить документацию, нескольких пленных из числа руководителей порта, все остальное население Диксона истребить, все портовые сооружения сжечь. 

Анатолий Алексеевич Качарава и его команда совершили настоящий подвиг. Он не нуждается в приукрашивании, и бесспорно заключается в двух вещах. Во-первых, не побоявшись гибели, капитан вышел в эфир и тем самым предоставил бесценные сведенья о присутствии в районе, считавшемся до этого времени совершенно безопасным, надводного корабля противника. Во-вторых, «Сибиряков» принял неравный бой, а его флаг так и остался неспущен. Поступок Качаравы вполне сопоставим с широко известными за рубежом подвигами командиров британского эсминца «Глоууорм» (Джерард Б. Руп) и вспомогательного крейсера «Джервис Бей» (Эдвард С. Ф. Фиджен). Оба офицера флота Его Величества получили высшие военные награды Великобритании - Крест Виктории (24 награждения в ВМФ за всю войну). Причем, «Джервис Бей» был потоплен тем же «Шеером». Однако для А.А. Качаравы не нашлось места среди более чем 11 тысяч награжденных Золотой Звездой Героя Советского Союза. Скромный орден Красной Звезды (до конца жизни - 1982 г. - посвятивший всю свою жизнь морскому флоту этот патриот Родины получил еще один орден Красной Звезды, ордена Ленина и Трудового Красного Знамени) сочли в данном случае вполне достаточным. 

После потопления советского парохода Шеер устремился к Диксону. Здесь немцы хотели захватить документы о маршрутах СМП, ледовой обстановке, узнать о предстоящих караванах, разрушить стратегический порт. Меендсен-Болькен отобрал 180 матросов в десант. 

Немцы не знали, что на Диксоне ещё с 1ой мировой войны были установлены три батареи: 152 мм–№ 569, 130 мм–№ 226 и 45-мм № 246. Но к великому сожалению командование решило, в связи с пассивностью противника, в Карском море снять и перевезти на Новую Землю эти батареи, где немецкие корабли стали появляться все чаще. 2 батареи были уже демонтированы и частично погружены на баржу. Два 152-мм орудия, составлявшие батарею № 569, не успели погрузить. Эта заминка и оказалась решающей. Благодаря инициативе командира батареи, лейтенанта Николая Михайловича Корнякова, они были установлены у причала и снабжены боеприпасами. Личный состав батареи был доукомплектован добровольцами из работающих в порту грузчиков. Для отражения атаки пехоты были наскоро сколочены отряды ополченцев, располагавшие несколькими пушками, пулеметами, ручными гранатами, пистолетами-пулеметами и винтовками Мосина. Женщин и детей эвакуировали в тундру.

27 августа в 1 час 5 минут часовой заметил темный силуэт германского корабля. «Адмирал Шеер» шел медленно, опасаясь подводных камней.  Крейсер обошел часть острова Старый Диксон и остановился в проливе Вега, у входа в гавань. В это время в эфир ушло сообщение о появлении корабля противника, в порту объявили боевую тревогу. Навстречу немцам направился ледокольный пароход «Дежнёв» СКР-19, тот который должен был увезти артиллерийские орудия с Диксона на Новую Землю. Моряки рассчитывали не допустить прорыва «Шеера» в бухту и в случае необходимости затопить свой корабль, перерезав крейсеру подходы к портовым сооружениям Диксона.

На «Адмирале Шеере» заметили СКР-19 и «Революционер». На этот раз немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань. Ответ не заставил себя ждать — заработали 76-миллиметровые пушки СКР-19. Кораблем руководил старший помощник капитана старший лейтенант Сергей Кротов. Под его командованием СКР-19, умело маневрируя, выставив дымовую завесу, двинулся поперек курса крейсера в бухту Самолетная, где он мог бы выйти из-под огня тяжелых орудий. Но далеко сторожевик уйти не смог — немцы в течение 10 минут сумели сделать несколько прямых попаданий в корабль 150-миллиметровыми снарядами. В корпусе СКР-19 образовались две большие пробоины, погибли семеро моряков, еще 20 получили ранения. Корабль сумел выбраться из сектора обстрела, однако полученные повреждения привели к тому, что он сел на грунт в мелком месте. Тем самым СКР-19 вышел из сражения. За время боя его артиллеристы выпустили по врагу 35 снарядов, но нанести заметных повреждений врагу не смогли. 

Около 1:50 «Адмирал Шеер» перенес огонь на «Революционера». Пароход, несмотря на дымовую завесу, получил два прямых попадания. На палубе вспыхнул пожар, были разрушены каюты, штурманская и рулевые рубки. Судно так и не снялось с якоря, а значит, не могло уйти в спасительную Самолетную бухту. 

В этот момент открыла огонь наспех установленная береговая батарея № 569. Николай Корняков открыл огонь из 152-мм орудий. Прямых попаданий зарегистрировано не было, но немцы классифицировали их как 130-мм корабельные орудия. Фонтаны морской воды поднялись в воздух слишком близко, некоторые на расстоянии полукилометра от крейсера. Фашисты решили, что для продолжения перестрелки риск слишком велик. Из-за затонувшего самолёта-разведчика они не знали, сколько орудий русские имеют в своём распоряжении и где они находятся. Вследствие этого от высадки десанта пришлось отказаться. Если бы «Адмирал Шеер» двигался в направлении портовой гавани и дальше, артиллеристы имели бы шансы нанести противнику существенный урон. Взвесив все за и против, капитан Меендсен-Болькен приказал прекратить огонь и отойти назад, около двух часов ночи «Шеер» исчез за полуостровом Наковальня. Всего крейсер выпустил по советским судам 78 снарядов.

Немцы посчитали советскую базу на Диксоне разгромленной. Мачты радиоцентра были уничтожены, горели хранилища дизельного топлива, электроподстанция, разрушены были и многие жилые дома. Посчитав задачу выполненной, тяжелый корабль ушел на северо-запад. Однако от десанта на «Шеере» отказались. Более того, немцам не удалось потопить ни одного судна, а СКР-19 и «Революционер» ремонтировались всего несколько дней. Через пару суток заработала и радиостанция Диксона. 

Остается отдать должное подвигу батареи № 569 старшего лейтенанта Н.М. Корнякова — именно их героические действия вынудили немцев отступить. Стоит учесть, что команда была плохо обучена, не было связи и даже дальномера. Фактически артиллеристы били по врагу на глаз, методом недолёт-перелёт. Да ещё и с импровизированного основания для орудий. Сошники орудий первоначально установили на деревянном причале, чтобы орудие не откатывалось при выстреле назад, уперли в рельсы узкоколейки проложенной там же. После первого выстрела орудие отбросило назад, при этом Корнякова чуть не убило, а сошники забились под рельсы. На освобождение орудия потребовалось бы много времени и огонь начали вести из второго, уперев его станины сначала в кучу угля (с аналогичным результатом), а затем в гусеничный трактор. Здесь, уж извините, напрашивается шутка про «советский мирный трактор, что поделать Дзен любит эпичные названия. Проявленная смекалка помогла, из орудия стало возможно вести прицельную стрельбу. «Адмирал Шеер» вынужден был отказаться от выброски десанта, а Диксон был спасен от разрушения. Операция «Вундерланд» потерпела провал. 

«Мы были удивлены сопротивлением русского судна. Самим его фактом. Ведь моряки были обречены, никаких шансов попасть в наш корабль у них не было», - впоследствии вспоминал один из немецких матросов. Тяжёлый снаряд пронзил «Сибирякова», затем последовали ещё три попадания. Советский пароход потерял ход и получил пробоины в носовой части. Загорелись бочки с бензином, расставленные на борту.

«Он знал неизбежный исход боя. Заранее приказал старшему механику и своему заместителю по политической части в критический момент открыть кингстоны, пустить потоки воды в трюм, чтобы «Сибиряков» ушёл на дно с не спущенным флагом и всеми судовыми документами», - так описывал действия капитана Качаравы журналист-полярник Георгий Кублицкий.

Почти час дрался «Сибиряков» и сумел за это время сделать главное - отправить в Диксон телеграмму, сообщить о присутствии в Карском море немецкого крейсера, чей экипаж даже не стал брать в плен всех моряков советского судна, бросив в ледяном море девять краснофлотцев.

Но, чтобы захватить советский порт, «Шеер» должен был подойти ближе и поставить свои борта под прямые удары советских артиллеристов. Рисковать немцы не захотели. Крейсер ещё обстрелял Диксон, сбил мачту радиоцентра, поджёг хранилище дизтоплива, разрушил жилые дома. Однако штурмовать порт не решился и ушёл восвояси. Ущерб от обстрела порта был ликвидирован через пару дней. А вскоре впечатлённый сопротивлением Меендсен-Болькен убедил командование отозвать его из Арктики. Твёрдым орешком назвал Диксон нацистский капитан в одном из своих отчётов. 

Большинство военных историков считает, что операция «Вундерланд» потерпела провал. Ни одну из заявленных целей выполнить не удалось. Немцы не смогли вскрыть маршруты движения судов по Северному морскому пути, определить его главные базы. Сейчас в Диксоне стоит памятник героям, оборонявшим Заполярье от гитлеровских пиратов. «Адмирал Шеер» же был потоплен авиацией союзников 9 апреля 1945 года у причалов в Киле. Позже остов крейсера был забетонирован - сейчас над ним находится автостоянка. 

Основной же урок операции «Вундерланд» таков: без серьезной подготовки и четкого планирования всех видов обеспечения даже самый остроумный план превращается в провальную авантюру. Более того, любая техника, самая совершенная, может разбиться о героизм и самопожертвование защитников своей земли. И вот об этом надо помнить и через 80, и через 180 лет после происшедших событий. 

Игорь ТАСКИН, старлей в отставке, потомственный речник, вспоминал: «Спустя 4 года после сражения на Диксоне я прибыл в этот морской порт с трёхтысячетонным лихтером угля. Вспоминать о битве боялись. Кого-то спросишь - старались отделаться. Но в воздухе висело ощущение, что здесь тоже ковали Победу». Вспоминает и встречу с легендарным сторожевым кораблём СКР-19. Он стоял на якоре уже переименованным обратно в «Дежнёв». «Смотрю - борт. На нём заплатки круглые. Побольше, поменьше. Всё «тело» корабля в них, как решето. Я даже прикоснулся к этой реликвии. Никогда ещё в военно-морской истории не было победы, одержанной такими ничтожными силами против столь мощного противника, каким был германский рейдер «Адмирал Шеер»!» 

(Исп. М-лы СМИ; Н.Адамовича; Е.Сузюмова; Н.Елагина и др.)
 
Над выпуском работали 
военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
  Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
военкор-тьютор юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 
 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству в пример».