Поиск на сайте

06.02.2019 года состоялся методический семинар "Образовательные технологии цифровой эпохи" для педагогов школы. Руководили семинаром Кочева Светлана Геннадьевна и Красных Ольга Аркадьевна.

Персональные устройства обеспечивают непрерывный доступ в интернет, глобальные тренды, рост взаимосвязей между людьми, интеграция сервисов геолокации, демографические изменения, поколения Y и Z вскоре станут определять поведение общества в целом. Новые технологии в образовании должны дать ответ на вызовы Технологические платформы.

О цифровизации образовательного процесса в Пермском крае говорила министр образования ПК Кассина Р.А.. Она определила превоочередные задачи в данном направлении деятельности. Модель цифровизации отрасли образования вошли:

▪ Цифровые образовательные ресурсы
▪ Дистанционное обучение, в том числе инвалидов
▪ Сетевое обучение
▪ Электронные библиотеки
▪ Электронные дневники и журналы

Педагоги  познакомились  с недавно возникшим педагогическим течением, направлением обучения с помощью интернет – коннективизмом.

Ведущие семинара поставили проблемы, которые в ближайшем будущем должна решать школа:

Как должно меняться образование в школе? 
Как учиться работать с поколением Y и Z? Как не отстать от молодого поколения?

Наша позиция – надо быть в курсе, осваивать, совершенствоваться, многие педагоги учились в школе, где совсем не было предмета информатики и ПК. Все цифровые технологии будущего касаются нас и в быту, придут в жизнь наших детей и внуков, а значит и в нашу жизнь. 

Семинар был посвящен вызовам цифровой эпохи и цифровым образовательным технологиям, которые изменяют ландшафт современного образования. 

Геймификация – внедрение игровых технологий в преподавание, динамика использование сценариев, требующих внимания и реакции в реальном времени;  использование сценарных элементов, характерных для игры, таких как подсчет очков, уровни сложности и мастерства, награды, статусы, рейтинги и индикаторы выполнения, соревнования между участниками

Перевернутое обучение – когда освоение содержания происходит дома самостоятельно, а контроль и обсуждение в классе. При этой технологии изменяется очерёдность подачи теоретического материала в форме лекций и организации практических домашних заданий.

Адаптивное обучение – это обучение в индивидуальном темпе и выбор индивидуального образовательного маршрута. Адаптивное обучение (adaptive learning) динамическое, основанное на выстраивание индивидуальной траектории,  учитывающее подготовленность, способности, цели, мотивацию и другие характеристики обучаемого.

Интерактивное дистанционное обучение – использование интернета в образовании, общие коллаборативные пространства.

Микрообучение – обучение малыми порциями, малым содержанием, микродозами. Микрообучение (microlearning) совокупность образовательных технологий, обладающих, по крайней мере, 3 основными характеристиками:

1. Короткая продолжительность единиц содержания; 
2. Сфокусированность на конкретном результате обучения; 
3. Гранулярность содержания; 

Нативное обучение  с использованием интерфейса телефона или ноутбука, подключенных к интернету. Формат дистанционного обучения с применением естественных (привычных пользователю) каналов коммуникации, используемых в рабочих и личных целях, например, электронной почты, СМС, мессенджеров и других средств для мгновенного обмена сообщениями и аудио- и видеоконференций.

Виртуальная реальность – использование специальных программ обучения с виртуальными очками для освоения виртуальной реальности – ландшафта, строение экосистемы. Виртуальная реальность (ВР)  искусственная реальность, созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание.

Лидерами семинара стали педагоги Пенкина И.В., Пушкарева О.В., Плотникова Е.М., Голованова А.Р., Бардус О.В., Левыкина Т.И., Алешкина Т.В., Натальченко А.П., Ильиных А.Г. Владыкина Е.Н.

В завершении семинара прошло обсуждение по группам о применимости данных технологий на уроках сегодня, их преимуществ и  недостатков.

Ведущие семинара познакомили педагогов с   Манифестом о цифровой образовательной среде.

Новая организация обучения.

От неделимых курсов к микроформатам

Переход к более компактным, гранулированным образовательным форматам откроет новые возможности для обучения: учителя смогут включать в свои курсы фрагменты материалов других учителей, давать на них ссылки. Ученики смогут легче находить информацию для междисциплинарных исследований, легче выходить за пределы своего курса – например, из биологии в химию, из истории в экономику

От пассивного слушания  к активному действию

За ключевую единицу обучения нужно принимать активность. Активность направлена не только на восприятие, но и на продуктивные действие ученика над полученной информацией или в процессе ее получения.

От белых пятен к картам знаний

Создание графов знаний станет толчком к развитию новых поисковых механизмов и рекомендательных систем для образовательных программ, учебных и научных материалов, позволит лучше классифицировать области знаний и навыков, станет основой для гибких систем аттестации.

От единых учебников к персонализированным траекториям.

На смену понятия «учебник» должна прийти цифровая образовательная среда, где каждый может выбирать собственную образовательную траекторию, состоящую из активностей, которые нужны ему здесь и сейчас. Среда, в свою очередь, должна непрерывно анализировать потребности и способности ученика и предлагать сценарии дальнейшего развития.

Лучшая мотивация обучения

От предопределенности к свободному выбору. 

Ученик должен быть соучастником своего обучения. Нужно предусмотреть приемы, снижающие боязнь неудачи или неодобрения. Игра – самый естественный способ развить настойчивость и целеустремленность.

От совместного слушания к коллаборативным проектам.

Цифровая образовательная среда должна учитывать социальные механизмы – конкуренцию, кооперацию, взаимообучение и взаимооценивание. Лишь в режиме совместной деятельности можно преодолеть отчуждение, научиться вести конструктивную дискуссию, реагировать на критику, устанавливать и поддерживать общение.

От повторения к творчеству

В среде должны быть заложены возможности для проявления инициативы, создано творческое пространство ученика. Пример проявления инициативы – взаимообучение, индивидуальное или совместное творчество – мозговые штурмы, проектное обучение.

От формальных экзаменов к мгновенной обратной связи

Образовательная среда должна давать постоянную и индивидуализированную обратную связь на все действия. Система оценки не должна быть агрессивной и навязчивой, как финальные контрольные или выпускные экзамены. Объективная обратная связь должна давать возможность ученику оценивать свои достижения по внутренней шкале

От единой системы аттестации к многомерной.

Обмен данными между разными образовательными платформами, приложениями и системами управления обучением позволяет сделать систему оценки многомерной, включать результаты из внешних источников в личный профиль и портфолио ученика,

Новая педагогика.

От монополии к медиапространству.

Образование должно учиться конкурировать с индустрией развлечений. В цифровой среде конкурентами образовательных проектов становятся не только другие онлайн-курсы, но и музеи, игры, сериалы, социальные сети и просто любые открытые сайты и приложения.

От педагогики-искусства к цифровой педагогике.

В цифровом пространстве нельзя дружески похлопать по плечу или ударить по пальцам линейкой. Старые педагогические теории попадают в совершенно новые условия. Формируется новая, цифровая педагогика.

Образование должно учиться конкурировать с индустрией развлечений

В цифровой среде конкурентами образовательных проектов становятся не только другие онлайн-курсы, но и музеи, игры, сериалы, социальные сети и просто любые открытые сайты и приложения. Учебная среда онлайн – это не просто сцена, на которой разворачивается образовательный процесс, а динамичное пространство, способное менять свои характеристики в зависимости от того, кто и как в ней себе ведет. 

Педагогика становится точной наукой

В цифровом пространстве нельзя дружески похлопать по плечу или ударить по пальцам линейкой. Старые педагогические теории попадают в совершенно новые условия. Формируется новая, цифровая педагогика

Электронный учебник vs цифровая образовательная среда

Красных Ольга Аркадьевна, руководитель ЦИО МАОУ «СОШ № 135»

С полным текстом манифеста можно познакомиться, пройдя по ссылке:

http://manifesto.edutainme.ru/#s1

 

Школьные новости