9 октября 1948 года был проведён первый пуск ракеты «Р-1». Значение этого события в развитии отечественного ракетостроения трудно переоценить. Об этом хорошо высказался академик Б.Е.Черток: «Историческое значение А-4 и Р-1 нельзя преуменьшить. Это был первый прорыв в совершенно новую область техники»... 

Реактивное оружие уже показало себя во 2-й мировой войне, а ракетное только зарождалось немецкими «ФАУ». Ракета «А-4», собранная по образцу «ФАУ», явилась прототипом ракеты «Р-1», но это была уже полностью отечественная разработка. 

Американцам повезло больше, чем СССР. Они заполучили целого конструктора ракет «ФАУ» Вернера фон Брауна. Как известно – голова ценнее железа! Союзу в этом отношении повезло меньше – достались только разрозненные фрагменты ракеты «ФАУ – 2». Здесь-то и пригодилась голова будущего главного конструктора всех советских баллистических и межконтинентальных ракет Сергея Павловича Королёва. 

Воссозданная им ракета «ФАУ-2» под шифром «А-4», пуски которой дали материалы для создания ракеты «Р-1», прародительницы всех советских баллистических ракет, а в дальнейшем и межконтинентальных, первой из которых была «Р-7». 

13 мая 1946 г. решением Совмина СССР был создан Научно-исследовательский Центр для нужд ракетной техники, где главным был НИИ-88. А уже девятого августа 1946 г. Министр Вооружения Д.Ф. Устинов подписал приказ №83-к – «тов. Сергея Павловича Королёва назначить главным конструктором «изделия №1» НИИ – 88». И началась работа. 

В начале работа проводилась в Германии, где было проведено одиннадцать пусков «А-4» с 18.10 по 13.11.1946 г. Одновременно в России строился 4-й Государственный Центральный полигон рядом с деревней Капустин Яр, ныне 4 ГЦМП, специально для испытаний ракетной техники. И уже девятого октября 1948 г. проводится первый пуск ракеты «Р-1» с этого полигона. Испытания называются заводскими, хотя создана правительственная комиссия. Меньше чем за месяц стартуют ещё восемь ракет «Р-1». Не все пуски были удачными, и выявили много недостатков. Но первый пуск есть первый, от него ведётся вся история ракетного производства в России – и для Космоса, и для войны. 

Испытания первой отечественной серии баллистических ракет назвали заводскими. Программу испытаний подписал Министр вооружения Д.Устинов. Руководство испытаниями было возложено на главных конструкторов по их профилю, сопричастных к созданию ракеты «Р-1». Руководителем от промышленности был С.Королёв. На испытания были отправлены 12 изделий. Стартовая команда была укомплектована офицерами и солдатами Бригады особого назначения (БОН). Несмотря на явный технический приоритет специалистов промышленности, их совместная работа с военными быстро наладилась. 

Испытания ракет «Р-1» первой серии в 1948 г. показали, что к недостаткам ракеты «А-4» добавились собственные недостатки «Р-1». Если «А-4» в 1947г. случались аварии в полёте, то «Р-1» не хотела отрываться от стартового стола. Всё устранялось с великим трудом, на то и испытания. 

Постановление о принятии на вооружение «Р-1» после долгих споров и дискуссий в верхах, было проведено с оговорками в 1950 году. 

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за «Р-1», трудно разграничить временные периоды их создания. Делая одну ракету, С.П. Королёв уже думал о другой, более совершенной, производя расчёты по межконтинентальной ракете «Р-7»… 

Сегодня, помня наших великих конструкторов, стоящих у истоков отечественного ракетостроения, которое практически началось с «Р-1», не упустить бы инициативы в дальнейшем развитии этой отрасли – это главная задача дня! 

(исп м-лы СМИ)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 и учитель школы:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству в пример».