Поиск на сайте

Проект "Роль школьного киноклуба РО РВИО  в патриотическом воспитании молодежи" реализуется в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и Пермского края.

Автор проекта: Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, нач. штаба отряда, киноклуба РВИО, кавалер юнармейских наград - «Юный защитник Отечества», «Юный патриот России», «Участник парада Победы 9 Мая».

Тьютор: Куляпин Александр Сергеевич, учитель технологии.

Идея проекта:

Сегодня в нашей стране прилагаются огромные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания молодых граждан России. Киноклуб музея школы сотрудничает с РО РВИО (региональное отделение Российского военно-исторического общества), командой Исторического парка "Россия-моя история. Пермский край", библиотеки №32 МБУК "ОМБ" г. Перми,  ОРОиК Пермской епархии, коллектива ЮНПРЕСС и Лиги юных журналистов, ГАУДО КЦХО "Росток" г.Пермь, отдела медиаобразования КГАУК "Пермкино", музеем Победы (партнёры киноклуба) - которые являются «отправными точками» - центрами патриотического воспитания молодежи и регулярно проводят образовательно-просветительские программы, способствующие дополнительному образованию детей в этой сфере.  Поэтому автор проекта с наставниками и тьютором Куляпиным Александром Сергеевичем рискнули обозначить новизну своего проекта в том, что он предлагает систему по патриотическому, духовному, гражданско-нравственному и историко-культурному воспитанию детей в разновозрастной группе в урочное и внеурочное время в условиях музейного пространства. Данный проект способствует эффективной реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Цели проекта:

1. Выявление, воспитание и поддержка одаренной и творческой учащейся молодежи.
2. Патриотическое, этическое и нравственное воспитание детей и подростков.
3. Популяризация достижений отечественного вооружения в армии и на флоте.
4. Активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества.
5. Социальная адаптация подростков.
6. Профориентация и предпрофессиональная подготовка.

Задачи проекта:

1. Содействие созданию в нашей школе системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи.
2. Развитие научного подхода патриотического воспитания детей и молодежи.
3. Развитие военно-патриотического воспитания детей и молодежи, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах.
4. Содействие получению дополнительных знаний школьниками (согласно базовых школьных предметов (история, обществознание, технология, ОБЖ и др.).
5. Компенсация знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
6. Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
7. Укрепление взаимодействия с ветеранами, наставниками, а также с органами государственной власти и гражданского общества в развитии основ патриотического воспитания.

Фотоальбом

Первый блок - теоретический

О беспримерной храбрости, отваге и геройстве советских воинов, блистательно проявленных ими на фронтах Великой Отечественной войны выпущены материалы на школьном сайте.

1.«75 лет Победе в Сталинградской битве»

http://school135.ru/news/1232-75-let-pobede-v-stalingradskoj-bitve.html

2. «Поклонимся великим тем боям!»

http://school135.ru/news/1239-poklonimsya-velikim-tem-boyam.html

3. «С Днем Великой Победы!»

http://school135.ru/news/1329-s-dnem-velikoj-pobedy.html

4. Приглашаем на открытие выставки "Курская дуга" и "Горячий снег Сталинграда"

http://school135.ru/news/1396-priglashaem-na-otkrytie-vystavki-kurskaya-duga-i-goryachij-sneg-stalingrada.html

Второй блок – практический

1. «Киноклуб: 75 лет Сталинградской битве»

http://school135.ru/news/1234-kinoklub-75-let-stalingradskoj-bitve.html

2. «Встреча с ветеранами Мотовилихи»

http://school135.ru/news/1282-vstrecha-s-veteranami-motovilikhi-03-2018.html

3. «Урок Мужества в 6Д классе»

http://school135.ru/news/1419-urok-muzhestva-v-6d-klasse.html

4. В Пермском автомобильном музее "Ретро-гараж"

http://school135.ru/news/1382-v-permskom-avtomobilnom-muzee-retro-garazh.html

5. Открытие выставочных проектов "Курская дуга" и "Горячий снег Сталинграда" в пермской школе № 135

http://school135.ru/news/1398-otkrytie-vystavochnykh-proektov-kurskaya-duga-i-goryachij-sneg-stalingrada-v-permskoj-shkole-135.html

6.  Киноклуб. Победа в Чесменском сражении

http://school135.ru/news/1378-kinoklub-pobeda-v-chesmenskom-srazhenii.html

7.  Дон Кихот первого ранга. Киноклуб

http://school135.ru/news/1371-don-kikhot-pervogo-ranga-kinoklub.html

8.  Блокчейн в Киноклубе

http://school135.ru/news/1287-blokchejn-v-kinoklube.html

9.  День доброго кино в киноклубе СОШ №135

http://school135.ru/news/1277-den-dobrogo-kino-v-kinoklube-sosh-135.html

10.   Киноклуб: Заповедники Пермского края

http://school135.ru/news/1231-kinoklub-zapovedniki-permskogo-kraya.html

11.   Киноклуб: Атака века

http://school135.ru/news/1212-kinoklub-ataka-veka.html

12.   Киноклуб: Итоги года экологии 2017

http://school135.ru/news/1210-kinoklub-itogi-goda-ekologii-2017.html

13.   Просмотр д/ф "Они нас слышат" в киноклубе СОШ № 135

http://school135.ru/news/1091-prosmotr-d-f-oni-nas-slyshat-v-kinoklube-sosh-135.html

14.   Киноклуб МАОУ СОШ №135: Ядерные силы берегут Россию!

http://school135.ru/news/1206-kinoklub-maou-sosh-135-yadernye-sily-beregut-rossiyu.html

Итоги проекта:

Мы используем образовательно-просветительские программы, проводимые Музеем Победы, РО РВИО и нашими партнёрами, которые всегда получают широкий отклик в образовательной среде не только г. Москвы, но и школ России. Форма просветительской работы с учащимися разного возраста предполагает несколько составляющих в рамках одной программы: лекция, занятие на экспозиции, интерактивное занятие с участием посетителей, во время которого они выполняют задания и отвечают на вопросы.

Постоянно расширяются и укрепляются партнерские отношения с лицами и организациями, заинтересованными в вопросе образования и патриотического воспитания детей.

Основная цель культурно-образовательной программы - интеграция в образовательный процесс, например, в контексте учебных предметов, реализации внеурочной деятельности и системы работы дополнительного образования, а также расширение кругозора юных посетителей. Музейная интерактивная образовательно-просветительская программа может стать серьезной основой в вопросах профориентации школьников, физического, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

О войне сказано слишком много. О ней не сказано НИЧЕГО. В этом и есть трудность - об этом невозможно говорить тем, кто не видел  и не пережил ее. 

А те, кто пережил, молчали тем глуше, чем больше видели и знали. Молчали, когда перестали платить за ордена. Молчали, когда орденские планки стало не модно носить. Молчали, когда 9 мая был рабочим днем. Уходили молча, кто как сумел. Советское кино благословляло уход, воспевая подвиг военный и трудовой, оформляя бессмертие павших в бетон и металл, создавая миф о войне, воздавая всем и сразу: «Никто не забыт». Живая шероховатость рассказов очевидцев не была нужна, это отмечали писатели и журналисты, с удивлением получая гневные отзывы от своих респондентов после выхода книг и очерков в свет. «Мы не были такие... зачем об этом так... зачем бытовые подробности... зачем вши, кровь... грязь...».

Парадокс, отмеченный, например, Светланой Алексиевич - существование двух  версий войны - семейной, бытовой, вполголоса, иногда, и – официальной, громкой, повсюду. А как иначе, они ведь жили во времени, оно сминало и деформировало, выстраивало под себя, проступало в них новыми чертами, заставляло думать о хлебе насущном, о детях, семье. И все больше отдаляя их от самих себя, проживающих еще одну жизнь - после той, на войне.

Это справедливо для всех живущих – жить, меняясь. Кино о войне дает шанс вспомнить о том, какими они были. Какие они. Или мы?

Читая воспоминания фронтовиков, опубликованные в последние годы, видишь массу подробностей, утонувших во времени, часто удивляешься их памяти и светлому разуму, и представляешь их молодыми. Легко.

При этом надо понимать, что сегодня тема Великой войны уходит в прошлое. Национальная трагедия, великий национальный миф постепенно затянется новым эпическим сознанием, поглотится им и станет новой «Илиадой» - это в лучшем случае. В худшем – забвение. Пока же это не произошло окончательно, у нас есть шанс прикоснуться к живому величию.             

Медиацикл объединяет лучшие, признанные, всенародно любимые, лишенные лживого пафоса фильмы о Великой Отечественной, снятые как во время войны, так и через годы после ее окончания – в 1960-е, 1970-е, и в наши дни. Это фильмы не о сражениях – о людях, живущих, любящих, мечтающих, погибающих - на войне и вокруг нее. Фильмы о фронте, о тыловой жизни, о партизанской войне, о мужестве, нежности, юности, зрелости. Эти фильмы с необычайной художественной убедительностью сняты выдающимися отечественными режиссерами по достоверным источникам, в них снялись лучшие актеры, многие из которых сами фронтовики. А еще в этих картинах впервые зазвучали песни - «Темная ночь», «Смуглянка», «Здесь птицы не поют», «На поле танки грохотали», «Нич яка мисячна» - ставшие неофициальным символом гражданской и воинской доблести, которые еще многие десятилетия спустя негромко и с любовью пел народ, победивший во Второй мировой. 

Материалы медиацикла включают лаконичные эссе, а также фрагменты кинорецензий, интервью с создателями картин, факты из истории создания фильмов – и могут быть рекомендованы самой широкой аудитории в качестве вспомогательных материалов к кинопросмотрам, в том числе в рамках изучения темы Великой Отечественной войны.   

Фильмы, включенные в медиацикл: 

  • «Два бойца», реж. Л. Луков
  • «Баллада о солдате», реж. Г. Чухрай
  • «Двадцать дней без войны», реж. А. Герман
  • «В бой идут одни старики», реж. Л. Быков
  • «Белорусский вокзал», реж. А. Смирнов
  • «На войне, как на войне», реж. В. Трегубович
  • «Проверка на дорогах», реж. А. Герман
  • «Восхождение», реж. Л. Шепитько 
  • «Иваново детство», реж. А. Тарковский
  • «Женя, Женечка и «Катюша», реж. В. Мотыль
  • «А зори здесь тихие», реж. С. Ростоцкий
  • «Иди и смотри», реж. Э. Климов
  • «В августе 44-го», реж. М. Пташук
  • «Свои», реж. Д. Месхиев   

КИНОКЛУБ  и  АУДИТОРИЯ        

Наш киноклуб собирает аудиторию, потому что ещё немало людских судеб, ждущих своей очереди быть запечатлёнными в слове и на экране. Как бы ни было трудно России, каким бы испытаниям и соблазнам ни подвергали бы её детей, во все времена не переводились среди нас такие, кто и ныне мог бы быть удостоен слова памяти о себе. В конце концов оно нужно не тем, о ком мы узнаем в фильмах, их уже нет в живых, а нам, ныне живущим сегодня, и особенно тем, кто будет жить завтра.

Нам ой как нужны примеры людей, достойных уважения, дабы всегда, строя жизнь свою, иметь их перед собою как ориентир на своё собственное достоинство. Русская поговорка гласит: «Нет села без праведника». Значит нет любых, даже самых мрачных времён, испытывающих народ на излом и скручивание, без людей чистых, преданных стране, своему делу и своим близким. На них опирается нравственное здоровье народа. Вот почему знать о таких людях как можно больше — естественная потребность каждого, не растлившегося вконец человека. Такой ориентир на собственное достоинство нам дают пермские писатели и журналисты, например, Д.Ризов, Л.Мишланова.

Словами писателя С.Рыбаса можно сказать: «Мы вас помним. Вы — известные и неизвестные — строили это государство. Ваша жизнь, борьба, смерть, страдания, надежды воплотились в единственном памятнике. Ваша жизнь — это Россия. Это общий памятник, это смысл нашего исторического существования».

Очень хотелось бы, чтобы наш киноклуб пробуждал мысль, заставлял думать, стал трибуной, с которой высказывались бы различные точки зрения по самым актуальным мировоззренческим проблемам.

Не бывает  истории, которая навсегда уходит в прошлое. В том или ином виде она присутствует в нашем времени. И напоминает о себе, когда мы забываем о её уроках.

Хотелось бы и того, чтобы на киноклуб приходили «по зову души». Ведь душа требует серьёзного, умного, вдумчивого разговора про жизнь и про любовь. Нам будет легче жить, потому что в жизненных поисках нас будет поддерживать поэзия, хорошее кино. А это серьёзная поддержка. Кто понимает. Ведь поэты и кинематографисты формулируют то, что мы сами сказать не умеем, но чувствуем. Порой мы просто хотим понять себя. Главное, чтобы любовь к гаджетам не мешала любить произведения литературы и кино, особенно поэзию. Творчество, поэзия, кино — необходимы для понимания самих себя. Они имеют отношение к каждому человеку, если, конечно, они хорошие. Случайно они не появляются. 

На киноклубе надо говорить про самое главное, про важное. Тогда всем участникам будет интересно. Приглашать известных людей, пермских писателей и поэтов, ветеранов. В этих людях живёт добрая, чистая душа. Не скрывается, а именно живёт, сопереживая нуждающимся. Например, Юрий Беликов, который предложил дерзкий термин «дикоросс» - «дикий и русский», обозначающих поэтов значительных и даровитых, но мало заметных для широкой публики. Его стихи, как сказал лингвист Ю.Казарин, «сотрясают мозги обывателя и вправляют их. Это грозная мощная нежность, колеблющая сходящий с ума мир».

Чтобы обсуждать фильмы надо знать его поэзию как и читать классику.

«Ступни Шукшина»

У Шукшина — ступни Христа:
Добыча для гвоздей.
Глазами ржавыми глядят
Они из досок смуты.
И всё ж сподножней по земле
Ступать, как по воде…
Вот почему России он
Запомнился разутым.
 
Я лучше Достоевского открою,
Которого закрыл,
Чем блогера ответом удостою.
Как имечко-то оного? Забыл.
Пускай меня загонят
             В угол пугал, -
Я не смогу забыть,
Что Гуглу Гоголем не быть,
Притом что Гоголь — Гугл.

Сейчас начинается ползучая революция, связанная с интернетом, с невозможностью власти контролировать информацию. Началась атака против наших фундаментальных ценностей: семьи, церкви, традиционного уклада жизни… Однополые браки, распущенность, просто идиотизм — всё это подаётся под видом прогресса, возводится в культ свободы. На самом деле нам опять хотят под видом свободы продать рабство.

Но мы стали замечать, что каждый из нас сейчас за рулём гоночного автомобиля, двигаемся, мчимся вдоль толпы. Одна часть аудитории слышит лишь первые слова речи, другая лишь конец. Поэтому общаться и говорить нужно просто, как в приведённых стихах. В них скрыта простота и красота.

Например, очень известный учёный А. Запесоцкий пересмотрел старинный фильм по  сценарию Д. Гранина: «Иду на грозу». Поделился со зрителями восторгом: молодые Лановой и Белявский в главных ролях. Теперь таких актеров уже не бывает (Нынешние в основном – типичные ребята из пивбара). А там оба – поразительной, неземной энергетики и благородной красоты ученые – полубоги. Невероятная по нынешним временам драматургия конфликта, борьбы между добром и злом. Битва за идеалы науки против приспособленцев, проходимцев в науке. Низость и величие человека. 

Потом он сказал Д.А. Гранину о восхищении, что оторваться от экрана было невозможно. Теперь таких фильмов просто не делают, никто не может. А Даниил Александрович отвечает: «Сейчас искусство лишилось смысла. Не знает, о чем говорить с людьми. Хочет получать деньги. Но это не может быть смыслом разговора…». 

…Закончил Даниил Александрович эту встречу пушкинской цитатой: «Самостоянье человека, Залог величия его». 

Современная аудитория  разделилась. На тех, кто читает и смотрит то, что легко издаётся и продаётся (приносит прибыль) по воле нового диктатора в нашей жизни — Золотого тельца.

На тех, кто руководствуется заветами наших классиков и создаёт или пытается творить истинную литературу и кино, в основе которых стремление понять жизнь в современной  России  и осознание проблемы человеческого существования. Именно они берут на вооружение всё лучшее, что было до них в русской литературе и кино. Настоящие писатели и кинематографисты всегда говорят читателям и показывают зрителям правду. К сожалению, такие произведения стали «не пользоваться спросом».

Сегодня литература и экран переполнены детективами, криминалом, боевиками, фантастикой, фэнтези, авантюрой с приключениями, мистикой. Везде «развлекаловка, удовольствия и потребление».  На экранах не люди-труженики - важные, центровые, простые, а жизнь офисного планктона, скисшие от скуки «рублёвские жёны», детективы… 

Мы задаемся вопросом — как осмыслить происходящее?

Вот тут и есть фундаментальная роль настоящей литературы и кино в жизни человека.

Может быть это и есть формула: когда нет читателей и зрителей — нет и литературы и кино.

Наш киноклуб РО РВИО готов защищать наши ценности, священные для нас понятия. «Либеральные»  ценности — они от лукавого, они наполнены лукавством.

На ход истории и мировых событий влияют отнюдь не рядовые пользователи интернета, а совсем другие люди. Так осуществляется подмена, ловко завёрнутая в «фантик» и льстящая зрителю, читателю. Это легко убаюкивает сознание.

В России, к сожалению, нет социально ответственного бизнеса, не вся интеллигенция социально ответственная.

Как отмечает сценарист Н.Пушкова сейчас происходит антисемейная революция, когда человека специально разобщают с семьёй, потому что семья способна противостоять манипуляции. «Один в поле не воин». В семье человек чувствует себя защищённым. Вне семьи человек становится игрушкой, его легче повести куда угодно и к чему угодно. Человек существо общественное. Человек не может быть островом.

Когда у писателя Д.Гранина спросили какую книгу нужно прочесть, чтобы понять, в каком мире мы живем? 

Даниил Гранин ответил: 

- Библию. Мы всё говорим: «Библия, книга книг, все ее читают», но лишь немногие сумели прочесть ее полностью. Даже с точки зрения литературы, это божественное творение. Кроме того, есть сильное ощущение, что существует какой-то замысел Вселенной и замысел существования духа человеческого. Означает, что мы не бессмыслица, не случайное физико-химическое сочетание, а нечто большее.

КИНОКЛУБ  и  РОМАНТИКА

Писатель Даниил  Гранин в свои 98 лет утверждал, что главное в жизни человека – любовь. 

В  беседе со студентами Даниил Александрович высказал следующее: «Я считаю, что самая большая ценность человеческой жизни (ведь жизнь кажется лишенной всякого смысла, и сколько бы ни было попыток самых умных представителей человечества найти хоть какой-то облегчающий смысл нашей жизни, облегчающий перед лицом смерти, полного исчезновения, ничего из этого не выходило), так вот, единственное, что как-то освещает человеческую жизнь, освещает и освящает – это любовь. Один человек сделал научное открытие, другой написал книгу, снял фильм, сочинил пьесу, одну, две, три – все это не поглощает человека. Единственное, что его поглощает полностью, - это чувство любви. В любви человек раскрывается наиболее полно. Все искусство рождалось и вырастало на любви, причем любви самой разной – любви и восхищении перед женщиной, перед природой, перед чудом жизни. Любовь к этому миру и любовь к Богу – для многих одно и то же. Если чувство любви не посетило человека, у такого человека, мягко говоря, - неполная жизнь. Это очень несчастный человек. 

Не знаю, может быть любовь – это дар свыше, а может быть, это способность человека, которая есть у каждого, но далеко не каждый может ее реализовать. Потому что много всяких заменителей, всякой фальши. Есть секс вместо любви, короткое увлечение или какие-то другие ценности, которые нам кажутся более существенными. Все это приносит быстрые разочарования. Но из чего возникла поэзия? кинематография? Из любви. Из чего возникла проза? Из любви. Из чего возникла живопись, скульптура? Мировая культура? Из любви. В основе лучших образцов культуры и искусства – любовь. 

Человеческая история создала незыблемые ценности искусства, так же как и наука создала законы, положенные в основу развития человечества… Эти законы могут расширяться, дополняться, но есть основополагающие законы – закон сохранения энергии в науке, закон любви в искусстве. А в общем, миром правит любовь». 

Позднее к этим мыслям  Д. Гранин возвращался неоднократно. 

Общавшиеся с ним не могли не замечать, что писатель и жил в соответствии с этими принципами, относясь с огромным душевным теплом и трепетом к милым женщинам, окружавшим его в семье. 

КИНОКЛУБ: БОЛЬШИЕ МЫСЛИ В МАЛЫХ ФОРМАХ

На киноклубе не всегда можно смотреть фильмы-полотна. Поэтому хочется снова привести пример из произведений Д.Гранина (по  А. Запесоцкому).

У Гранина же небольшие по объему работы оказываются огромными по значению. Начиная с 1960-х годов едва ли не ведущим методом в его творчестве становится особый сплав художественной документалистики. Литературоведы отмечают, что если в чисто художественных текстах гранинский стиль строг и сдержан, то в эссе, статьях, документальных романах он обретает гораздо большую свободу, красочность и высокую поэтичность. 

Разумеется, «хемингуэевская» лаконичность в сочетании с чисто гранинским остроумием и неординарностью мышления проявляются и в его больших полотнах: 

- «Жизнь спешит, если мы сами медлим» («Эта странная жизнь»); 
- «Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты» («Человек не отсюда»); 
- «Подвига не было, но было больше, чем подвиг – была хорошо прожитая жизнь!» («Эта странная жизнь»); 
- «Чтобы сказать много, надо мало говорить» («Мой лейтенант»); 
- «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто» («Иду на грозу»); 
- «Легче быть пророком прошлого, чем настоящего» («Зубр»); 
- «Раньше книга заставляла человека думать, теперь читают для того, чтобы не думать» («Месяц вверх ногами»); 
- «Тот, кто мирится с действительностью, не верит в будущее» («Эта странная жизнь»); 
- «Обидно прожить жизнь, не узнав себя – человека, который был тебе вроде ближе всех и которого ты так любил» («Эта странная жизнь»); 
- «Избавиться от дураков нельзя, мы можем только тормозить их деятельность» («Зубр»). 

Однако афористичность Гранина столь особенна, столь значима, столь мощна по философскому содержанию, что бьёт особым ритмом, пронизывая всю его почти вековую повседневность. О его повестях и романах немало сказано литературоведами. Я же выскажу убеждение, что Гранин – гений малых форм. Это – особая часть наследия Даниила Александровича, которая несомненно найдет своих исследователей. Пока же приведу несколько изречений как бы из-за пределов литературы: 

- Пессимизм – движущая сила; 
- Только свободный человек может состояться; 
- Жизнь влюблена в будущее, хотя живет она с прошлым; 
- Времена меняются, учителя – нет: 
- Страх – неотъемлемое и часто необходимое чувство. Но одно дело считаться со страхом, совсем другое – быть им порабощенным; 
- Существуют трагедии непрочитанных книг, и они исчисляются тысячами; 
- Если ты что-то сделал для людей, это оправдывает твое пребывание на свете; 
- Как бы ни был счастлив человек – оглядываясь назад, он вздыхает; 
- Человек прекрасен своим несовершенством; 
- Жизнь нельзя радикально менять. Ее можно продолжить; 
- Хороший человек – добрый человек. 

Сам Даниил Александрович в определенных отношениях отводил малым формам наивысшее место в литературе. К примеру, в воспитании новых поколений. По его мнению, «Войну и мир», «Идиота» или «Преступление и наказание» в школе «проходить» невозможно. В школе можно проанализировать маленькую вещь, чтобы ее почувствовать, понять, какие в ней тайны. 

Называл он и четыре лучших, эталонных русских рассказа: «Станционный смотритель» Пушкина, «Тамань» Лермонтова, «Шинель» Гоголя и «Студент» Чехова. 

Студентам он говорил об этом так: «Что такое «Студент»? Этот рассказ на три страницы Чехов считал своим лучшим. А что там? В чем его очарование? Ведь там ничего особенного не происходит. Студент рассказывает бабам-крестьянкам историю того, как трижды апостол Петр отрекся от Христа, не устоял, отрекся и заплакал. Слушая студента, растроганные бабы тоже заплакали, потому что то, что происходило в душе апостола Петра, им было близко. Студент пошел дальше, думая о том, как прошлое связано с настоящим непрерывной цепью событий: дотронешься до одного конца, дрогнет другой. Это очень интересно. Я думаю, что школьника и любого человека иногда надо ставить в тупик, чтобы он понял, что человек – это тайна». 

Как говорил Даниил Александрович, садясь за стол, он писал «для самого себя». Не думая о реакции читателя. И все же, как я полагаю, его представления о Миссии русской литературы витали над этим столом. 

КИНОКЛУБ: УМЕНИЕ ЖИТЬ СЧАСТЛИВО

«Настоящая, великая литература живет вне времени – она интересна во все времена, для всех поколений».  

«У меня очень хорошие отношения с судьбой – счастья было много. Для счастья в жизни есть много причин. Вот в пору белых ночей я испытываю волшебные ощущения, когда вижу в окнах моей квартиры солнце, розовое небо. Умение жить счастливо – это искусство». 

Д.Гранин

Это слова ироничного и улыбающегося человека, который прошёл через множество лишений и смертельных опасностей, пережил блокаду, войну и годы репрессий, этот человек прожил счастливо, потому что обладал этим искусством жить счастливо. Может быть, именно таков его главный урок. 

То же мы можем сказать и о кинематографе.

Наталья Воробьёва, исполнительница Эллочки-людоедки:

- русское кино в целом – очень сильное, его всегда отличала особая духовность, она и сейчас присутствует, красной нитью проходит через наши лучшие фильмы. Зрителя не проведёшь, он чувствует истинную эмоцию. Эмоциональность – это то, что свойственно именно русскому кинематографу. 

И вообще я считаю, что гигантское мощное здание мирового искусства стоит на чём-то столь лёгком, незримом, эфирном, но самом прочном в мире, имя которому – эмоции. 

Я очень хорошо понимаю, почему люди в России недовольны своим телевидением: все эти ток-шоу с проверкой ДНК, и эти убогие сериалы о «Золушках», оперЗх, «мусорах», борзых и прочих, все на один манер с предсказуемой концовкой, эта ругань на политической сцене… 

Но есть и что-то хорошее: это документальные фильмы и программа «Время», которая всегда интересна. Канал «Культура» тоже хочется отметить. 

КИНОКЛУБ:  патриотическое воспитание молодежи

В постсоветской России принялись искать национальную идею. Вроде бы определились с ней, назвали патриотизмом. Но патриотизм одна из многих черт её. Вообще-то искать национальную идею – всё равно, что искать, куда подевались очки, имея их на собственном носу. Никуда она не делась ни в царское, ни в коммунистическое, ни в нынешнее время, сохранившись почти мистическим образом в отчизнолюбивых подданных и гражданах. Она зовётся Русским Миром. Её неизменная сущность кроется в плавном ли, прерывистом ли развитии вширь и вглубь. Она включает в себя совершенствование, как государственности, так и личности на основе невиданных, неслыханных, уникальных парадигм. Условно говоря, это когда своя рубашка, конечно, ближе к телу, но всё же неизмеримо дальше, чем нательный крест.

Называть её национальной не совсем правильно, ибо она интернациональна. В советские времена советского человека, очутившегося за рубежом, называли русским, хотя в нём могло не быть ни капли русской крови. Материальной и моральной доминантой советской родины была Россия. Идейная сопричастность настолько сроднила с русскими остальные народы красной державы, что даже убиение Советского Союза не смогло нарушить до конца эту психологию всемирного восприятия. Интернационализм советского образца превратил русскую нацию в объединённый, узаконенный, общегосударственный символ. Этот факт нисколько не ущемлял прав других наций СССР, поэтому остальные его граждане не комплексовали по сему поводу, хотя при более тесном общении с несведущими иностранцами просвещали их в вопросе богатства национальной палитры страны.

«Идеи правят миром». Русский Мир обречён на то, чтобы править, ибо является сверхидеей. Его протуберанцы не есть простая экспансия капитала, не есть хищнический захват рынков и варварское покорение народов. С их помощью происходит захват общественной инициативы и покорение не столько пространства, сколько времени. Это протуберанцы духа свободы, знаний и чистоты идейных помыслов. Они обязаны стать заразительным примером индивидуального, коллективного и государственного самоутверждения, всеобщей зажиточности (не путать с личным обогащением).

Русский Мир – антизападный по определению, чего нисколько не надо стесняться. Напротив – делать упор на это обстоятельство.  Запад давно закатился и сгнил. Его приснопамятные фундаменты – идеологические, культурные, финансовые – стали облезлыми оболочками фантомов. Его нормальные ценности выродились в противоестественные. 

Русский мир, в очередной раз поплевав на руки, возьмёт метлу, и вычистит ту превосходную государственную гавань, куда причалят и Антарктида с Аляской, и все бывшие народы Российской империи и СССР. 

(Использованы материалы СМИ)

PS

В декабре 2018 года наш киноклуб РО РВИО завершил свою работу просмотром и обсуждением Художественного фильма: "Цирк "Бабочка" реж. Джошуа Вайгель 2009 год, США. Зрителей познакомили с последними выпусками «Школьных новостей».

Была организована совместная работа и киновстреча ГАУДО КЦХО "Росток" г.Пермь, отдела медиаобразования КГАУК "Пермкино" и защита Проекта киноклуба РО РВИО.

ГАУДО КЦХО "Росток" представляла - Галина Ивановна Субботина, начальник отдела медиаобразования;

КГАУК "Пермкино" представлял Сергей Васильевич Полищук - ведущий специалист отдела медиаобразования. 

Тема: "ЧТО ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВАЖНО В ЖИЗНИ?"

Мистер Мендес - владелец собственного небольшого цирка. Он гастролирует со своей труппой по разрушенной американской провинции, радуя и поднимая настроение простых людей в непростое время. Во время своего путешествия он посещает ярмарочный балаган, где обнаруживает человека без конечностей, которого там эксплуатируют в качестве живого экспоната в шоу уродов. В результате этот человек становится частью странствующей труппы цирковых артистов. Позднее, с помощью своих новых друзей, он обретает веру в себя, и делает то, о чем раньше не смел даже мечтать…

После просмотра фильма было обсуждение вопроса на основе просмотренного фильма, что же по-настоящему важно в жизни? Ответы детей были разными. Это и умение встать, работать - когда у тебя все планы и мечты рухнули. Нужно верить в себя, все цели и мечты вполне возможно достичь, понять себя и свое предназначение.

В 2001 году Д. Гранин сказал своим студентам: «Я думаю, самое сложное в жизни человека — найти себя, свое призвание, возможность себя реализовать. Человек, для того чтобы узнать свои способности, почувствовать свое призвание, должен проделать огромную внутреннюю работу, которая не всегда кончается успехом, и тогда человек проживает свою жизнь, так и не узнав, для чего он рожден. Это огромная человеческая проблема…» 

Сам Даниил Александрович — наглядный пример решения этой проблемы. Целые эпохи сменяются, а его работы живут. Более того, усиливается магическое влияние гранинской личности. Он не проиграл свою Литературу, не прозевал свою Жизнь. 

Анастасия Шестакова, военкор, юнармеец, нач. штаба отряда, киноклуба РВИО.

 

Школьные новости