Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Школьные новости

ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ!

С ПРАЗДНИКОМ! С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ!

Душевно и сердечно поздравляем Вас и желаем доброго здоровья!

У ВАС очень ответственная работа, ведь ВЫ не только делитесь с нами, учениками своим огромным багажом знаний, но и также являетесь  другом, советчиком, наставником, порой даже вторым родителем, ведь мы, дети проводим с ВАМИ очень много времени в школе, рядом с ВАМИ.

В этот прекрасный день  благодарим ВАС, наших учителей, за ВАШ тяжелый труд!

С Днем учителя поздравить
Вас спешим сегодня мы.
Вас вовеки будут славить
Те, кого учили вы.
Опыт ваш дороже злата.
Пусть не одолеет грусть,
И достойная зарплата
Ожидает всех вас пусть.
В вас особая харизма.
Если строгость — пользы для.
Счастья, веры, оптимизма,
Всех вам благ, учителя!

Нынешний праздник 2018 года совпал  с  юбилеем очень известного педагога, которого коллеги называют  «Человеком  Просвещения». 100 лет назад родился Василий Александрович Сухомлинский. Сегодня в нашем выпуске ВАШЕМУ вниманию мы предлагаем отрывки о нём и из его замечательных работ.

В чём заслуга Сухомлинского? Говоря научно: он создал гуманистическую теорию, целостное учение об учителе, уточнил педагогическую сущность понятий: личность, идеал, коллектив, творчество; ввёл в теорию воспитания такие категории, как совесть, стыд, честность, порядочность, щедрость души.

Собственно, этим он и неудобен сегодня, когда школу, по сути, лишили воспитательной функции. Трудно представить современного учителя (который набрал нагрузку в три ставки), рассуждающим о добре, красоте, гармонии. А ведь Василий Александрович ещё в 60-е призывал: «Дайте больше свободного времени ученикам и учителям!»

«Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчётами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам…»

Чтение, книга, речевая культура учителя – всё так просто и ясно звучит в обращениях Сухомлинского к нам, учителям. Но как сложно соответствовать хотя бы одной просьбе Василия Александровича! Изменился мир, новое, цифровое поколение общается и мыслит по-другому. Как воспитать чуткость к слову, его эмоциональной окраске, когда и краски, и слова, и тексты совсем другие, и слово порой звучит не как музыка, а как фальшивая нота?

Учебник – это всего лишь капля в подготовке к уроку… А книга при огромной загруженности бумажными отчётами становится роскошью для учителя, так же как и походы в театры, на выставки, экскурсии, встречи с писателями и многое другое. Но ведь прав Сухомлинский: если не будет свободного времени у учителя, ему нечего будет отдавать воспитанникам.

Только постоянное стремление взрослого к саморазвитию, постоянная рефлексия, строгое и требовательное, предельно честное отношение к самому себе делают возможным воспитание настоящего Человека. Василий Александрович был именно таким родителем, педагогом, просветителем. Он был очень близок со своими детьми. Мы можем прикоснуться к этим высоким отношениям, читая письма Василия Александровича к сыну и дочери. Отец откровенно говорит с детьми на самые разные темы, глубоко анализирует свой опыт и переживания сына, рассказывает невероятно красивые легенды дочери. Не читает нотации, не даёт указания, а именно рассуждает вместе с ребёнком, делится своими сомнениями и поисками, помогает подростку самому найти верный путь.

Сегодня, когда очень много спорят о том, какими компетенциями должен обладать учитель, кем он должен быть для своих учеников и каким он должен быть, именно у Василия Александровича мы находим ответ на этот вопрос. Самая важная способность учителя – умение отдавать своё сердце детям. Василий Александрович, будучи великим педагогом-новатором, писателем, публицистом, выдающимся воспитателем, прежде всего был уникальной Личностью.

Он внёс в нашу педагогику эти главные ценности – ребёнок, человек, личность.

Быть Человеком, быть честным, прежде всего с самим собой, не прощать себе малодушие и слабость, расти, развиваться, помнить и уважать предков, любить детей и воспитывать их счастливыми! Этому надо всю жизнь учиться у Василия Александровича Сухомлинского.

Быть учителем - огромная ответственность.

Педагог-новатор Василий Сухомлинский утверждал, что самое важное в профессии учителя, в роли наставника - не потушить тот огонек в ребенке, который заложен природой: пытливость, любознательность, образность мышления, тягу к познанию нового. Важно не "задушить" ребенка потоком знаний, не погасить желание познавать, мыслить, исследовать.

Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

Труд учителя В. Сухомлинский определяет как "человековедение" - очень тонкую, изменчивую сферу, в которой нужно быть максимально внимательным, честным, открытым и последовательным. В книге "Сто советов учителю"педагог дает бесценные заветы тому, кто решил связать свою жизнь с воспитанием настоящего человека.

На уроке природоведения полезнее сходить на экскурсию в лес, чем пересказывать главы учебника. Сочинение-описание, подготовка к которому проходит в осеннем парке, наверняка пройдет удачнее, чем словарная работа за партой в школе. Именно впечатления дают толчок к жажде познания, к творческому началу.

Мышление начинается с удивления!

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

Сухомлинский подчеркивал значимость традиций народной педагогики - она интуитивна и мудра. Роль отца и матери в воспитании ребенка - наиважнейшая. Ничто не сравнится с ценностями, привитыми в семье, со знаниями, полученными с любовью и заботой.

О школе Сухомлинский говорил, как о важнейшей ступени в формировании и развитии ребенка.

Если на этом этапе ребенок встретит несправедливость, черствость, безразличие, познавательный интерес будет утерян, а доверие ко взрослым восстановить очень сложно.

Сердце, отданное детям - цитаты Сухомлинского о воспитании - кладовая мудрости и простых истин, которые необходимо знать каждому родителю и педагогу.

Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.

Как бы ни старались педагоги прививать детям культуру, ценности и воспитывать, опираясь на лучшие традиции,семья является началом всего, ее роль сильнее и значимее.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

Не допускайте, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства.

Ремешок и подзатыльник вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

Ребенку полезно заниматься физическим трудом, это формирует волю и характер. Редкий ребенок нарушает нормы преднамеренно. Дети ошибаются, они имеют на это право.

Тому, кого бьют, самому хочется бить. Тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить. Преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.

Его работы в области педагогики не утратили своего значения, может быть, оттого что никогда не были перенасыщены идеологией.

Родина, семья, дружба, забота о ближнем, справедливость, чувство собственного достоинства - такие понятия не могут утратить актуальности.         Если бы современное образование строилось на основе золотых принципов педагогики 20-го века, а не гналось за новыми технологиями, то не заглушало бы у детей интерес к учебе, а стимулировало познание и разностороннее развитие.

Успех в учении — это тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим. Это ключ ко всему.

Современный ребенок вынужден быть успешным, а ведь это тяжелая ноша. Цитаты Сухомлинского о школе, воспитании, любви и долге - ценнейший материал для тех, кто стремится понимать природу ребенка, его внутренний мир и секреты правильного подхода к воспитанию и учебе.     Маленький человек - это личность, она самоценна. Взрослые должны беречь внутренний мир ребенка и способствовать его полноценному развитию.

Вижу человека

Василий Сухомлинский

         Три тысячи семьсот страниц в записных книжках.

         Три тысячи семьсот человеческих судеб… Здесь почти всё взрослое население нашего села…

Для меня было бы большим наказанием, если бы подросток прошёл через мою жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце. Если он уходит от тебя серым, безликим, –  значит, ты не сумел ничего оставить в нём. И вряд ли для учителя может быть что-либо печальнее такого финала. Ибо всё то, что мы называем воспитание, есть великое творчество повторения себя в человеке.

Воспитание – адски сложная вещь. Я бы сравнил этот процесс с работой над глыбой мрамора, к которой одновременно подошли несколько мастеров и задались целью изваять скульптуру.

Вся тревога, все огорчения и всё торжество нашего дела в том и состоят, что скульпторов несколько. Это семья, и личность воспитателя, и детский коллектив, и книга, и совершенно непредвиденные ваятели, скажем, знакомые, с которыми подружила мальчишку улица.

Если бы все эти силы действовали, как хорошо слаженный оркестр, сколь легко творились бы люди! Но у каждого мастера свой норов и свой характер, свой почерк и, наконец, своё представление о будущем существе, свой этический и эстетический идеал.

Коллектив – это не арифметическая сумма личностей, не безликая масса. Коллектив – это непрерывное, никогда не прекращающееся взаимное нравственное обогащение. Это передача друг другу духовных ценностей и в то же время углубление собственной неповторимости. Это постоянное соизмерение своего духовного мира с высокими критериями нравственности, справедливости и добра, нетерпимости и непримиримости ко злу.

«ЛГ», 1967 г., № 39

ИЗ ЛИЧНЫХ ДНЕВНИКОВ

 ...Я написал свыше 300 научных работ, в том числе 32 книги, работы переведены на 36 языков народов СССР и зарубежных стран. Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное – это то, что я народный учитель. Творить человека – это высшее счастье…» (Архив РАО. Ф. 133, оп.1, ед. хр. 889, л. 7–10).

Над выпуском работали военкоры юнармейского отряда «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова,
руководитель МЦ Куляпин Александр Сергеевич.