Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Школьные новости

11 августа, юнармейский отряд «Феникс» им. Адмирала П.С.Нахимова  побывал на Мотовилихинском пруду, где проводилась очередная ежегодная регата на Кубок адмиралов, посвященная Дням воинской славы в России. Её участники – ветераны района, активисты ТОСов, представители различных общественных организаций, объединяющих людей старшего возраста – оспаривали желанный приз, соревнуясь в гонках на лодках типа «Дракон». Соревновались между собой шесть команд, а с берега за каждую из них болели группы поддержки.

Совет ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов Мотовилихинского района вот уже который раз организует и проводит это мероприятие при поддержке администрации района и депутата Законодательного Собрания Пермского края Александра Бойченко в рамках краевого проекта "Дни славы воинской мы в памяти храним". 

Прежде всего, это был полноценный праздник – с танцами, песнями, искренним весельем. При этом участникам регаты пришлось здорово поработать вёслами, разгоняя многоместные «Драконы» по водной глади пруда, а «фанатам» и группе поддержки жителей района и города напряжённо «болеть» за участников соревнования. А потом все вместе и пели, и плясали, и радовались хорошо проведённому дню, ели арбузы. День выдался хорошим во всех отношениях. Не подвела погода – было  тепло, солнышко  палило, но ветерок освежал и от всего этого настроение  пришедших посоревноваться и отдохнуть, было отличным.

В водных соревнованиях приняло участие шесть команд. В двух первых заплывах определились лидеры, которые должны были участвовать в финальном старте. В лодках – по 10 гребцов, плюс разгоняющий, «барабанящий» и рулевой. Все, естественно, одеты в спасательные жилеты. Лёгкое судёнышко послушно каждому движению вёсел, поэтому очень важно так синхронизировать усилия всех спортсменов, чтобы судно не виляло, ровно разгонялось и с нарастающей скоростью преодолевало по прямой 200 метров пруда.

С этой задачей отлично справились все команды. При этом многие пожилые люди признавались, что участвовали в подобной регате в третий раз, если считать две тренировки, проведённые на днях. Мы встретили наших знакомых ветеранов — бывшего директора СОШ №135 Н.Н.Власова и нашего «друга музея» Б.П. Высотина. Было очень приятно пообщаться.

С другой стороны, в гонках участвовали и ветераны военно-морского флота, бывшие офицеры и матросы, в своё время обучившиеся управлять не только современным боевым кораблём, но и вёсельной шлюпкой. В общем, команды были, пусть не профессиональные, зато крепкие, спаянные дружбой, взаимовыручкой, опытностью и житейской мудростью членов экипажей.

А как громко поддерживали спортсменов на берегу! Казалось, кричит, свистит, топает и прыгает вся Мотовилиха.

Ветераны-моряки взяли все организационные вопросы регаты под свой контроль. Мероприятие началось и завершилось торжественными построениями команд. Импровизированный парад принимал Сергей Геннадьевич Козарь, руководитель Пермского отделения ДОСААФ России ,  в прошлом командир атомной подводной лодки «Пермь», капитан 1 ранга.

С.Г. Козарь - наставник нашего юнармейского отряда «Феникс» им.Адм. П.С.Нахимова маоу сош №135, пользуясь, таким случаем сделал нам очень нужный и важный подарок: торжественно вручил икону «Святого праведного адмирала флота Фёдора Ушакова» (дни памяти 5 и 15 августа) и замечательные книги про русских офицеров флота — российских национальных героев Нахимова,  Ушакова, Суворова - из серии православной детской библиотеки, флаги ВМФ (Андреевский и советский), военно-морскую пилотку для Александра Сергеевича Куляпина, нашего учителя. Он же, вместе с идейным вдохновителем и главным организатором регаты, председателем совета ветеранов Мотовилихинского района Александром Кукушкиным тепло приветствовал всех участников соревнований и вручал награды командам-победителям.

С.Г. Козарь:

- Для молодёжи, да и для всех, кто присутствует или смотрит на этот праздник неравнодушно, с сознанием — пример содействия подготовки к службе в армии, особенно на флоте. Действие сегодняшнего мероприятия на воде! Это много значит: Отечественному Военно-Морскому Флоту есть чем гордиться: новаторством, открытиями, достижениями. Мотовилиха, да и город Пермь, край - много делают для флота.

Очень важно донести, причём именно для юнармейцев, для всех!-всех! - что лето — это прежде всего время когда праздник на воде всем приносит радость жизни. Но нужно хорошо представлять историю и значение флота.

Сначала о надводном кораблестроении. Ещё в 1700 году в Воронеже по проекту Петра Первого был построен линкор «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Его новизна была в том, что киль состоял из двух скреплённых между собой брусьев так, что при ударе о грунт повреждался лишь нижний, что не вызывало течи в корпусе корабля. Тогда это было новшеством в кораблестроении.

15 (27) августа 1872 года в Санкт-Петербурге был спущен на воду броненосец «Пётр Великий» — первый в мире брустверно-башенный корабль. Автор проекта — вице-адмирал А.А. Попов. Годом позже в столице были созданы первые в мире океанские броненосные крейсеры «Генерал-адмирал» и «Александр Невский». В 1877 году столица дала миру мореходный миноносец «Взрыв» — первый в мире. В 1892 году в столице был спущен на воду броненосный крейсер «Рюрик» — в то время крупнейший в мире.

В 1909 году отправился в плавание первый в мире корабль, вооружённый противоминной артиллерией, — броненосный фрегат «Петропавловск». В 1910 году в столице вступил в строй эсминец «Новик», при испытаниях установивший мировой рекорд скорости — 37,3 узла. В то время «Новик» не имел себе равных и по вооружению.

В 1934 году на родине отечественного кораблестроения — Плещеевом озере в Ярославской области — был испытан построенный по проекту В.И. Левкова первый в мире корабль на воздушной подушке. В 1936 году был спущен на воду первый в мире головной корабль типа эсминца «Гневный». В то время корабли этого типа были лучшими в мире по скорости хода и вооружению среди кораблей своего класса. В 1960 году вступил в строй первый в мире специально спроектированный корабль с противокорабельным ракетным оружием — эсминец «Гремящий». В 1962 году — первый в мире корабль с противокорабельным и зенитным комплексами — ракетный крейсер «Грозный».

В 1965 году спущен на воду противолодочный крейсер «Москва», по эффективности противолодочных средств не имевший себе равных в мире. В 1989 году — атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», крупнейший в мире неавианесущий надводный корабль. В 1985 году — крупнейший в мире надводный корабль, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Теперь о новаторстве отечественного военного кораблестроения в подводном флоте.

В 1834 году по проекту К.А. Шильдера была построена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка. В 1866 году по проекту И.Ф. Александровского спущена на воду первая в мире подводная лодка с механическим двигателем. В 1880 году по проекту С.К. Джевецкого построена первая в мире подводная лодка с электродвигателем, питавшимся от аккумуляторной батареи. В 1906 году была спущена на воду построенная по его же проекту подводная лодка «Почтовый», в то время первая в мире подводная лодка с единым двигателем как для подводного, так и для надводного хода.

В 1913 году в Санкт-Петербурге была заложена по проекту И.Г. Бубнова подводная лодка «Барс». По скорости, торпедному и артиллерийскому вооружению она в те годы имела лучшие в мире показатели. 19 декабря 1908 года (1 января 1909 года) подводная лодка «Кефаль» совершила первое в мире подлёдное плавание, пройдя в заливе Петра Великого четыре мили за 1 час 32 минуты.

В конце 1960-х годов атомная подводная лодка К-162 установила до сих пор непревзойдённый мировой рекорд скорости подводного хода — 44,7 узла. В 1969 году советский ракетный подводный крейсер Северного флота установил мировой рекорд глубины погружения — 440 метров. В 1979 году был спущен на воду тяжёлый ракетный подводный крейсер ТК-208 (шифр «Акула») — крупнейший в мире подводный корабль. В 1981—1989 годах в Северодвинске было построено шесть тяжёлых атомных подводных ракетных комплексов, крупнейший среди них и в мире — «Тайфун».

Теперь о приоритете нашей страны в деле корабельного вооружения.

8 (20) июня 1855 года в ходе Крымской войны в Финском заливе четыре вооружённых парохода англо-французской эскадры подорвались на выставленных русскими минах. Это было первое в мире успешное применение минного оружия на море. Создатель противокорабельных мин — отечественный конструктор Б.С. Якоби. В 1865 году И.Ф. Александровский сконструировал первую в мире самодвижущуюся мину-торпеду. 14 (26) января 1878 года катера «Чесма» и «Синоп» первыми в мире успешно применили торпедное оружие: на Батумском рейде они потопили турецкий сторожевой корабль «Интибах». Этой операцией руководил лейтенант С.О. Макаров.

В ходе обороны Севастополя три русских офицера, среди которых был и мичман С.Н. Власьев, сконструировали первые в мире миномёты. В 1911 году по проекту Я.М. Гаккеля построен первый в мире гидросамолёт поплавкового типа. В 1912 году был спущен на воду первый в мире подводный минный заградитель. Он назывался «Краб», его создатель — М.П. Налётов. В 1920 году в РСФСР были построены первые в мире плавающие танки.

Нашими военными моряками сделано и немало географических открытий. 16 (28) января 1820 года шлюп «Восток» капитана 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и шлюп «Мирный» лейтенанта М.П. Лазарева открыли Шестой континент — Антарктиду. 29 июля (10 августа) 1820 года шлюпы «Открытие» (капитан 2 ранга М.Н. Васильев) и «Благонамеренный» (капитан-лейтенант Г.С. Шишмарёв) достигли в свободном плавании 71 градуса 6 минут северной широты.

8 (20) января 1821 года «Восток» и «Мирный» достигли крайней южной точки своего плавания — 69 градусов 21 минуты 42 секунд южной широты. 21 августа (3 сентября) 1913 года военные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» под общим командованием капитана 2 ранга Б.А. Вильницкого открыли архипелаг Северная Земля. 17 июля 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» капитана 2 ранга Л.М. Жильцова первая в мире подо льдами достигла Северного полюса.

29 сентября следующего года атомная подводная лодка К-181 капитана 2 ранга Ю.А. Сысоева также подо льдами достигла Северного полюса и первая в мире всплыла на Северном полюсе.

А.В. Кукушкин:

- На таком мероприятии для всех, кто пришёл на пруд, - ветераны, прежде всего флота, представляют значение Дня Военно-Морского Флота России —  праздника демонстрации военной мощи российских войск на воде. Каждый год он является торжественным событием не только для военных моряков, но и для всех, кто наравне с воинами защищает морские рубежи страны, обеспечивая готовность к боевым действиям кораблей и подразделений морского флота. К празднующим присоединяются члены их семей, представители учреждений и предприятий, ветераны Вооружённых сил. Здесь как раз все представители собрались.

За 3 место медали адмирала Свиридова получили члены команды «Гарцы» - жители микрорайона Гарцы, активисты одноимённого ТОСа;

За 2 место медали адмирала Ушакова были вручены команде «Скиф»;

За 1 место медали адмирала Нахимова и главную награду – Кубок адмиралов – получила команда «Удод» - ветераны УВД Мотовилихинского района.

См. фотоальбом        

Репортаж военкора МЦ СОШ №135:
Анастасия Шестакова, 
юнармеец, зам. Командира отряда, нач.киноклуба Пермского отделения РВИО