Военкоры отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова 17.03.24г. прибыли в Хохловку, где с размахом отмечают проводы зимы: поют, танцуют, утстраивают спортивные состязания.

         Мы не ошиблись! Масленичная неделя (в 2024 году длится с 11 по 17 марта) завершилась и мы в нужном месте, в нужный главный час.

         Нас ждало поедание блинов, народные забавы и, конечно, сжигание чучела.
         Мы трижды попрощались с зимой и запечатлели сожжение трёх чучел: в 13:00, 15:00 и 17:00 на территории архитектурно-этнографического музея «Хохловка» .

         Побывали во всех уголках: на усадьбе Ф.Ф. Васильевой – народная Масленица, у Богородицкой церкви – потешная, детская Масленица, на торжке – Масленичный разгуляй. .. Ярмарочные и обжорные ряды, что называется -  работали на торжке и у соляного амбара.

         Мы восторгались творчеством гостей музея «Хохловка»: фольклорный ансамбль «Лето», клуб исторической реконструкции «Уральские белки» , фольклорный ансамбль из д. Скобелевка, семейный клуб «Пермская застава», музыкальный проект «О.Р.З.А.», образцовый детский коллектив «Соловейка», фольклорный ансамбль «Медуница», cемейный фольклорный ансамбль «Горница», фольклорный проект «Река», детская интерактивная игровая «Тирлим-Бом-Бум«, певицы Даша Калина, Глафира Утёмова, студия духовных песнопений «Тишина», Светлана и Александр Шаврины, Народные мастера Пермского края Любовь Герлиц, Анна Назарова, Николай Бурцов...

         Но больше всех нас порадовал ведущий сжигания чучел, преодоления  «столба призов» — Сергей Пищулёв, богатырь, былинник-сказочник,  местный русский чудо-вождь масленичных гуляний!

         Он всем рассказал, что 11 марта 2024 г. в России начинается Масленица (11-17 марта). Она же Масленая или Масленичная неделя, она же Блинница. В церкви радостные дни называют строже - Сырная седмица, то есть Сырная неделя, Мясопустная неделя.

         На Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое. Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Главное - Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить!        

         Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно неслучайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем (17 марта). Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними - причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, человек не может не почувствовать, что не всегда бывает правым, что, кроме его требовательного "Я", есть еще и другие люди. И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое. Потому логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня!". И слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю!"

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших...»

         Завтра начинается святой Великий пост. Перед постом все православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы достойно пройти путь Великого поста.

См. фотоальбом

         Отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135    испрашивает у всех прощения.

Простите нас, Христа ради, всечестные отцы, дорогие братья и сестры.

Простите нас, братья юнармейцы, кадеты, суворовцы, нахимовцы… - дорогие воины и ветераны.

Простите нас, кого обидели неловким или злым словом, кого огорчили своей иронией или насмешкой, кому досадили своей критикой или навязчивостью.

Простите нас, за невнимательность, за ошибки, за обещания, которые мы давали, но не выполнили.

Особо просим прощения у всех, кто считает нас своими врагами. Простите нас, что не смогли правильно выразить нашу мысль, что ввели вас в искушение считать нас своими недругами.

И мы вас от всей души прощаем.

         Простим друг друга, и Господь простит нас, и сможем мы с чистой совестью приступить к Великому Посту и достойно подготовиться к Светлому Христову Воскресению!

         Вот этот призыв в свидетели Бога, эта вертикаль в отношениях между людьми и свидетельствует о том, что радость и щедрость Масленицы имеют под собой не бытовую основу - надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост. Так традиция лелеяла и взращивала лучшее в сердце каждого, в душе народа. Лучшее, в котором нет места ненависти и злобе. В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы - царило всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.

         И наши прапрабабушки не ленились и пекли, причем в русской печке, с десяток видов самых разных блинов. "Черные гречишные - для простых, из белой крупчатки - для бар, - перечисляет Иван Шмелев, - блины с припеком, блины с двойным припеком, блины с подпеком (поди догадайся, что это? - М. Г.), блины молочные, легкие, блинцы с яичками...". Блинов пекли много - чтобы поделиться ими - с родными и даже людьми незнакомыми. В народе знали - быть скупым да жадным на Масленицу нельзя. Не зря существовала поговорка: "Хоть с себя все заложи, а масленицу проводи".

КАК ПРОЩАЛ ХРИСТОС?

         Мы вступаем сегодня вечером в Великий пост, испросив друг у друга прощение. Если мы не прощаем, то и Бог нам не простит. Мы будем подходить друг ко другу и говорить: «Простите меня». И в ответ услышим: «Бог простит. И меня простите». Свят этот чин, и святы эти слова. Но мы сильно ошибаемся, если думаем, что исполнили все как надо, и теперь можем смело вместе с Церковью идти весь путь. Не случайно, и сегодняшнее богослужение и все вечерние богослужения Великого поста будут заканчиваться этим испрашиванием прощения друг у друга. Как легко, думаем мы, и как красиво повторять эти, может быть, самые прекрасные на свете слова. Но все ли понимают, что это ― страшная красота. И на самом деле ради нее, ради того, чтобы хотя бы в самой малой степени приобщиться ей, отважились мы начать сорокадневный пост. Хорошо, когда Церковь помогает нам в этом, направляя одного к другому. Когда обидчик просит прощения, все становится проще.

Но Христос не говорит, что мы должны прощать только тогда, когда у нас попросят прощения. Мы призваны прощать всегда, вне зависимости — просят или не просят у нас прощения. Мы должны прощать, не ожидая ничего в ответ от обидчика ни до, ни после. Господь говорит: «Делайте добро, не ожидая ничего» (Лк. 6, 35). Очень часто, когда приходит момент прощать, перед лицом другого стоят в ожидании. Не ждать ничего в ответ ― труднее, но в этом все христианство. Мы должны прощать, не выясняя, кто прав и кто виноват (когда начинают это выяснять, из ситуации прощения переходят в ситуацию осуждения).

Но как дать узнать, что мы прощаем, когда у нас не просят прощения? Когда просят прощения, если мы уже простили в нашем сердце, легко ответить: «Бог простит. И я прощаю». Или «Ну что ты, не стоит больше об этом говорить». Но там, где не просят прощения, подойти к обидчику и сказать ему: «Я тебя прощаю» ― это не прощение, а обвинение: «Ты негодяй, но я тебя прощаю».

         Как прощал Христос? На какое мы можем рассчитывать от Христа прощение и как нам у Христа ему изо дня в день учиться? Прежде чем исцелить расслабленного, Господь говорит ему: «прощаются тебе твои грехи». Блуднице, изливающей на Его ноги драгоценное миро, Он не говорит ничего. Он обращается (в ее присутствии) к хозяину дома Симону: «Ты видишь, как она переживает о своих прежних грехах и потому любовь ее велика». Он не говорит этой женщине «Я тебя прощаю». Он говорит, что она уже прощена. Он говорит ей в то же время, что ее любовь узнана и принята. Фарисеям, которые приводят к Нему жену, взятую в любодеянии, Он не отвечает ничего. Как если бы один только взгляд Его мог быть воспринят как осуждение, Он не поднимает глаз на нее. Он чертит на земле и молчит. И поскольку от Него продолжают требовать ответа, по-прежнему не глядя ни на обвинителей, ни на женщину, Он произносит всем нам известные слова, которые заставляют обвинителей уйти один за другим. «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Он не поднимает взора ни на уходящих, ни на женщину. Затем, когда женщина не уходит, несмотря на то, что ее обвинители исчезли, Он поднимает, наконец, глаза и смотрит на нее ― может быть так, как Он смотрел на богатого юношу ― с любовью. «Никто не обвиняет тебя?» — говорит Он. Как если бы Он сказал: «Ты видишь, ты не единственная грешница». И затем добавляет: «И Я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши».

         Закхей был такой же грешник, как блудница. И он тоже не мог первый бросить камень: он занимался вымогательством у народа и воровал у правительства, набивая карманы. Но ему очень хотелось увидеть Человека, о Котором столько все говорили и Который совершал чудеса. Он не стыдился своей жизни, своих поступков, не испытывал никаких угрызений совести, ни страха показаться смешным. Этот важный человек, всем известный, налоговый инспектор, бежит перед толпой и вскарабкивается на дерево, потому что он хочет видеть Христа, и единственная для него возможность увидеть Его, поскольку он маленького роста, взобраться на дерево. И Господь видит его там, наверху, свесившегося со своего дерева. Господь смотрит на него. Он знает все о Закхее. Все, что он когда-либо сделал. Он смотрит на него. Он не говорит: «Я тебя прощаю». Он говорит ему: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Только потом, позднее, когда Закхей в своем доме засвидетельствует свое покаяние и свою решимость воздать вчетверо тем, кого он обидел и половину своего имения раздать нищим, ― только после этого Господь произносит слова прощения: «Ныне пришло спасение дому сему».

         На Кресте Господь не говорит разбойнику: «Я тебя прощаю», но «ныне со Мною будешь в раю». А как Он простил Петра? Он не сказал ему: «Ты жалкий трус, ты, на которого Я рассчитывал, думал, что ты будешь камнем, основанием Моей Церкви». Он не говорит ему: «Не досаждай Мне. Ты трижды предал Меня, но Я тебя прощаю». Он не говорит ему ничего относительно того, что произошло во дворе претории. Когда после Воскресения Он встречается с некоторыми Своими учениками на берегу Тивериадского озера, Он по-прежнему ничего не говорит ему. Но после трапезы Он отводит его в сторону и говорит: «Любишь ли Меня?» И Петр отвечает: «Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Но разве Господь не учил, что любить значит быть способным отдать жизнь за того, кого любишь? И разве Он уже не испытал его любовь? Господь повторяет: «Любишь ли Меня?» Петр отвечает второй раз: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». И в третий раз Господь говорит: «Любишь ли Меня?» И Петр может ответить: «Да, я люблю Тебя». И Господь прощает его, доверяя ему заботу о Своих овцах: «Паси овцы Моя» (Ин. 21, 15—17).

         А мы, когда мы обретаем прощение в нашем сердце, как можем мы явить это прощение, когда у нас его не спрашивают? Я знаю историю о двух сестрах-близнецах, как молодая мать оставила их, чтобы легче устроить свою личную жизнь, и они воспитывались в детдоме. Через сорок лет она, ни разу не видевшая их в течение этого времени, не проявлявшая никакой заботы о них, случайно узнала, где находятся ее дети. И внезапно пережила глубокое раскаяние. Она послала им письмо, приглашая их с нею встретиться. Обе сестры были верующими, одна — мать большого семейства, другая ― незамужняя, трудилась в Церкви. Они молились, чтобы Бог помог им найти способ выразить свое прощение матери так, чтобы не обидеть ее. Они ответили своей матери, что были бы счастливы встретиться с нею и заключили свое письмо такими словами: «Мы благодарим тебя за то, что ты дала нам жизнь».

         Прощение может быть выражено без всяких слов, одним отношением, в котором присутствуют примирение, любовь, радость, мир, приятие. Такое отношение невозможно иметь к тем, кто нам «нежеланный». Мы не можем иногда даже посмотреть им в лицо. (И они часто тоже не могут смотреть нам в лицо). Слишком очевидно бывает, что мы не испытываем радости, встречая их, мы далеки от принятия их в свою жизнь. Это отношение, то, как мы говорим, глядим, встречаем взгляд другого, интонация голоса, жест, готовность легко и непринужденно вести себя с ним, засмеяться на его шутку, разделенная с ним трапеза, за которой можно говорить обо всем и ни о чем, благодарное пожатие руки, искренняя радость, что есть возможность оказать этому человеку услугу. Все это должно совершаться в терпении, потому что знаки прощения не обязательно тотчас же будут восприняты как прощение, не обязательно тотчас же будут приняты. Потребуется иногда много дней или много месяцев, по крайней мере, может быть, целый Великий пост, прежде чем даром Христа, нашим покаянием и нашей молитвой, нашим усилием исполнять главную заповедь Господню, другой сделается способным увидеть наше искреннее и глубокое желание примириться и принять это, как полноту любви, причастную Пасхе Христовой. И может быть войти вместе с нами в мир всякий ум превосходящий, без которого не может быть нашего подлинного примирения друг с другом, и ради которого Господь наш был распят на Кресте и воскрес из мертвых.

"Прощеное воскресенье"? Давайте разбираться.

         Великий пост - время покаяния, "дни печальные", как называл их Пушкин. На стыке этих периодов, таких полярных по эмоциональному накалу, - Прощеное воскресенье. На первый взгляд слишком крутой вираж: из лихого загула да к покаянной слезе. 

         Но в Церкви нет ничего случайного, все продуманно, все обоснованно, все учитывает природу человека. Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи из лавры Святого Саввы на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощение. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, он служится вечером. И весь день мы слышим: "Прости меня, пожалуйста!" И в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" И в этом всеобщем примирении глубочайший смысл. Ведь начинающийся вслед за Прощеным воскресеньем Великий пост - время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал?

         Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу, то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. Но здесь возникает поразительный момент. Господь вводит одно непременное условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие - те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощенным Богом, надо самому научиться прощать. В Прощеное воскресенье на Божественной литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".

         Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не безгрешен, мы все виноваты - перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: "...и прости нам долги наши!", то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: "Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!" Только вдумайтесь в слова молитвы "Отче наш", где мы просим Бога: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". То есть Бог однозначно предупреждает: "Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!"

         Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль, обидели или оскорбили, мы слышим в ответ: "Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это "не могу"? А как же ты тогда к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!"

         Приступать к Таинству Причащения, если в тебе живет раздражение, если тебя гложет обида, мучает гнев, распирает злоба, то есть если ты во власти неприязненных злых чувств к другому, не просто нельзя - опасно!

         Прощеное воскресенье - это день, когда всем нам дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя свою гордость, не задевая наше чувство ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели - вольно ли, невольно ли. И самим великодушно простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы "обновили в себе ощущение ближнего", и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Искренно произнести: "Прости меня, пожалуйста!" И от всего сердца ответить: "Бог простит! И я прощаю!" Простить и вступить в Великий пост.

         Надо только помнить, что прощение - не слова, не высланная открытка, а волевой акт работы сердца, души. Волевой, так как требует усилий, потому что настоящая обида ранит, и прощение не произойдет само собой, поэтому люди просят помощи у Господа в том, чтобы простить обидчика. Поэтому и установлен такой день - Прощеное воскресенье. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что Господь "ждет, что в этот святой вечер откроются наши сердца для искренней взаимной любви. Ждет, что, победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в себе силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: "Прости меня Бога ради!"" Вот на этом "Бога ради" стоит остановиться подробней - в такой просьбе между мною и другим человеком стоит Бог. А значит, произносить слова прощения (и прощать) надо искренно, фальшь здесь не просто неуместна, не просто не засчитывается, она с Прощеным воскресеньем не сочетается, она в этот день категорически запрещена. 

(исп м-лы СМИ; Протоиерей Александр Шаргунов)

 Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».