Посвящается Антону Семёновичу Макаренко (1888–1939) — советскому педагогу и писателю, создателю всемирно известной системы трудового обучения. В 1988 году международная организация ЮНЕСКО включила Антона Макаренко в список величайших педагогов XX века.

 

13.03 в МАОУ «СОШ № 135» состоялся второй открытый конкурс «Передовые производственные технологии».                                                                       Участниками конкурса стали обучающиеся школ принявшие участие в проекте сетевого образования по программе погружения в профессию «Оператор станков с ЧПУ». Среди них: школы № 49,№ 127,№ 133,№ 135. Занятия проводит учитель технологии МАОУ «СОШ № 135» Филяев А.Ю.

Конкурс по традиции проводится в день рождения великого педагога-наставника А.С. Макаренко 13 марта.

В конкурсе участвуют ребята с 5 до 11 класса.

         Жюри конкурса стали учителя школы: к.п.н. Ершов М.Г., Якимова Ю.В., Мальцева А.С. Оценить работы юных инженеров также пришел выпускник школы, ныне инженер «МЗ» Иван Петров.

         Охват школ участвующих в данном мероприятии включает школы Пермского края. Например, кубок во фрезерной компетенции среди восьмых классов в 2024 г. увёз к себе в школу ученик «Кочёвской средней общеобразовательной школы» Кудымкарского района Имамов Вадим (педагог-наставник Ряпосов Вадим Владимирович).

 ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Победители и призеры конкурса:

8-9 классы (рамы дронов, лазерная обработка)

1 место Разуваев Данил

2 место команда Бабаджанян Давид, Пархоменко Павел

3 место Глазков Степан

8-9 классы (пазлы лазерная обработка)

1 место Старцева Анастасия

2 место Деменев Кирилл

5-6 классы (фрезерная обработка пазлов)

1 место команда: Реутских Леонид, Мерзлякова Милана, Костарев Максим

2 место команда: Черкасов Артём, Султанов Алишер

3 место Гавшин Даниил, Кочешов Семён.

         Отзыв участницы конкурса Старцевой Анастасии (школа № 133): «Я принимала участие в конкурсе «Передовые производственные технологии», по направлению оператор станка лазерной резки. Моя подготовка длилась не долго, но даже за это время я успела подготовиться и заняла первое место. Моим эмоциям не было предела. Я получила много полезных знаний. Если у вас есть возможность участвовать в конкурсе «Передовые производственные технологии», то участвуйте и получайте, как и я, эмоции и знания»

PS

На Международной выставке-форуме «Россия» стартовал Фестиваль профессий

«Время возможностей»

         На Международной выставке-форуме «Россия» с 11 марта по 12 апреля пройдет Фестиваль профессий «Время возможностей», в ходе которого запланированы встречи с крупнейшими работодателями, более 150 мастер-классов от экспертов, лекции, профориентационные тестирования, викторины, экскурсии, презентации образовательных программ. В павильоне Координационного центра Правительства России на ВДНХ в день открытия фестиваля прошло межрегиональное совещание с участием представителей всех 89 субъектов Российской Федерации «Кадры. Время возможностей» под руководством заместителя Председателя Правительства России Татьяны Голиковой.

«Если шесть лет назад мы рассматривали обеспечение трудоустройства в первую очередь с точки зрения его социальных эффектов, то сегодня эта работа приобретает буквально стратегический характер. За минувшие годы рынок труда прошел серьезную трансформацию. Уровень безработицы снизился на 20%. Уровень заработной платы в реальном выражении, за вычетом инфляции, возрос более чем на треть. В Послании Президент России объявил о запуске нового национального проекта «Кадры». Национальный проект заложит систему планирования и управления кадровым обеспечением экономики. Сейчас Правительство России формирует структуру национального проекта. Основную роль будут играть меры по формированию и ежегодному обновлению прогноза рынка труда на пятилетний период, исходя из потребности экономики в кадрах с учетом темпов производительности труда. Первый прогноз будет готов в конце этого года», – отметила, открывая совещание, Татьяна Голикова.

Первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев подчеркнул, что одна из ключевых задач, которые стоят перед системой среднего профессионального образования, – это синхронизация запросов работодателей и готовящихся кадров. Он добавил, что главным ответом на него стал федеральный проект «Профессионалитет», который был запущен по поручению Президента России Владимира Путина.

«За два года реализации проекта «Профессионалитет» было создано уже 220 кластеров, которые включили в себя 925 образовательных организаций в 68 субъектах Российской Федерации по 22 отраслям. На начало следующего учебного года мы планируем, что таких кластеров станет 370. В каждом кластере совместно с отраслевым предприятием формируется новая инфраструктура с современным оборудованием, основу которого составляет отечественное оборудование», – сказал он.

Александр Бугаев отметил, что для консолидации усилий и интересов развития проекта формируются отраслевые ассоциации: сегодня создано восемь таких ассоциаций, планируется, что в 2024 году их станет 24. Первый замминистра просвещения РФ добавил, что система среднего профессионального образования выстраивается с опорой на школу. В 2023/24 учебном году запущена единая программа профориентационной работы, основой которой стали занятия «Россия – мои горизонты».

В ходе совещания с докладом о мерах по подготовке молодых и взрослых соискателей выступил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков. Он рассказал, что в перспективе до 2030 года в экономике России будет на 2,4 млн рабочих мест больше по сравнению с 2022 годом и уже сейчас заметно увеличение численности занятых граждан. Он добавил, что наибольшую потребность Минтруд России прогнозирует в обрабатывающих производствах, транспортировке и хранении, IT, научной и исследовательской деятельности, здравоохранении и социальном обслуживании. К 2028 году предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий.

В совещании также приняли участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, руководитель Роструда Михаил Иванков и другие.

Лучшие региональные практики в сфере реализации программы «Профессионалитет» представил глава Свердловской области Евгений Куйвашев. В прямом эфире глава Липецкой области Игорь Артамонов открыл Центр молодежной занятости на базе действующего обновленного кадрового центра «Работа России». О профориентационной работе доложил глава Томской области Владимир Мазур.

 Основные цели открывшегося Фестиваля профессий – показать многообразие современного рынка труда, помочь молодым ребятам, которые только определяются с будущей профессией или первым местом работы, подобрать оптимальный вариант. В ходе фестиваля соискателям будет представлено 80 наиболее востребованных и перспективных профессий в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, IT, науке, социальной сфере и индустрии гостеприимства. Участие в фестивале принимают представители 69 регионов, 120 работодателей и более 100 учреждений среднего профессионального образования.

Завершающим мероприятием Фестиваля профессий станет региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства. Для участников это возможность сразу пройти собеседование с несколькими работодателями, найти работу как в своем регионе, так и за его пределами.

                 PS – 2

          13 марта 1888 г. в семье рабочего железнодорожных мастерских родился мальчик, которого впоследствии ЮНЕСКО назовёт «одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке». Мальчика назвали Антоном, что можно перевести как «состязающийся». Фамилия - Макаренко.

         Главный же парадокс заключается в том, что никто не может понять, как это Макаренко удавалось управляться с теми самыми «малолетними преступниками». Причём не просто управляться, а каким-то волшебным образом их перевоспитать.

         Труд, и уже без кавычек, состоял в том, что Макаренко своим малолетним преступникам доверял. И потому они с нуля построили два высокотехнологичных завода - по производству электромеханических инструментов (австрийская лицензия) и знаменитых фотоаппаратов ФЭД (немецкая лицензия). Колонисты освоили сложнейшие технологии, успешно работали и давали хай-тек-продукцию своего времени. Это было смело до безумия. Попробуйте себе представить современную колонию для несовершеннолетних, которая наладила бы выпуск, скажем, компьютерных игр или антивирусных систем. Не бывает? А вот тогда очень даже было!

         То же самое с коллективизмом. Если немцы, изучавшие и внедрявшие систему Макаренко, делали ставку на труд, то японцам очень понравилось сочетание ответственности и творчества, а также круговой коллективной поруки. В 1950-е годы работы Макаренко стали там издавать массовыми тиражами. Для руководителей предприятий. И теперь практически все японские фирмы строятся по лекалам трудовой колонии нашего педагога.

И вдвойне обидно, что эти самые принципы Макаренко теперь возвращаются к нам. В виде «корпоративных мероприятий», «тим-билдинга» и «умения работать в команде». В виде «воспитания сотрудника путём повышения его мотивации».

         Это всё придумал и воплотил Макаренко. Но - нет пророка в своём отечестве. Его труды у нас не переиздавали довольно долго. Кстати, последнее переиздание его собрания сочинений было осуществлено - вот где позорище-то! - одной западной косметической компанией. С характерным предисловием: «Он сделал для процветания нашей фирмы больше, чем кто бы то ни было».

                        PS – 3

          Сегодня Россия находится в состоянии тяжёлой войны. Считайте, что косвенно — со всем блоком НАТО, с десятками наибогатейших и развитых стран. При сём уже надо думать, как выходить из суровой послевоенной депрессии, перестраивая производство. Как противостоять новой гонке вооружений, когда Запад постарается свести на нет действенность ракетно-ядерного нашего меча, развивая войну дронов и космическое оружие. Как справиться с демографическим кризисом и кризисом прежней системы управления.

Нужно снова опираться на науку. Иного выхода нет. Зайдём на проблему с самого сегодня актуального. С фронта боёв на Украине…

Пример Вениамина Цукермана

Февраль 2024-го, пишет незадолго до своего трагического ухода легендарный доброволец Мурз (Андрей Морозов) в связи в тем, что наша "броня" продолжает гибнуть от противотанковых кумулятивных боеприпасов ВСУ, в том числе от тех, что на дронах-камикадзе:

"Ещё один очень старый, но очень полезный материал. Обваривающим танки и лёгкую броню всем, чем ни попадя — рассказ о том, что реально эффективно, а что — нет. И почему. Почему решётки надо делать из полос стали, на каком расстоянии они должны быть друг от друга и от брони и так далее. Как вы уже догадываетесь, наверное, дорогие читатели, наша такого рода военная пресса и наши реальные военные "на земле" существуют в двух разных мирах. И налаживать производство правильных типовых решёток на броню тоже придётся Родригесу, да? (тоже волонтёру. — Авт.)

Посмотрите на дату выхода статьи — 2017 год. Уже два года, как прошла Дебаль (бои за Дебальцево. — Авт.). Уже была охота за правильно обрешечённым украинским бэтээром, который, несмотря на неоднократные попадания из РПГ (ручных противотанковых гранатомётов. — Ред.), был брошен экипажем в исправном состоянии(!), только когда сел на брюхо в снегу.

На календаре — 2024 год, февраль. На многочисленных украинских видео наша лёгкая броня и танки беззащитны перед FPV-дронами, несущими обычные кумулятивные БЧ от гранатомётов…".

А что предпринимать в такой ситуации?

Приведём достаточно наглядный пример из истории Великой Отечественной. В 1943 году на фронте у гитлеровцев появляются кумулятивные боеприпасы, пробивающие даже самую толстую броню танков. В том числе и одноразовые гранатомёты — фаустпатроны, способные жечь танки. В тот момент это был последний писк военно-технической "моды", примерно как сегодня — дроны-камикадзе с искусственным интеллектом, способные нападать "разумными стаями". Не сказать, что у СССР подобного фаустпатронам оружия тогда не имелось (уже на Курской дуге в сорок третьем мы применяем кассетные кумулятивные бомбы), однако к новому немецкому оружию сталинское руководство относится крайне серьёзно. Нужно в кратчайшие сроки разработать технологию дополнительной защиты бронетехники. Как её экранировать, чтобы ослабить действие дьявольской кумулятивной струи?

Учтите: на дворе — 1943-й. В распоряжении тогдашних исследователей нет современной электронной сверхскоростной съёмки (рапида, "лупы времени"). Нет компьютеров, нет томографии, дающей возможность заглянуть вглубь процессов внутри материи. Но выход был найден. Чтобы исследовать действие кумулятивной струи, за работу взялся научный сотрудник Института машиноведения АН СССР, тогда трудившийся в эвакуации в Казани, Вениамин Цукерман (1913–1993). Один из будущих участников Атомного проекта, коего потом осыплют и премиями, и орденами. Ещё даже не имея никакой учёной степени, В. Цукерман с 1934 года разрабатывал метод импульсной рентгеновской съёмки, позволявшей постичь динамику процессов, происходивших за миллисекунды. С 1940-го таким образом исследовалось действие пуль и бронебойных снарядов.

Удивительно, но такая технология — аналог нынешней томографии, хотя и грубый. Но именно с её помощью команда физика смогла изучить действие кумулятивной струи гитлеровских "фаустов" и разработать чёткие рекомендации, как навешивать на наши танки дополнительные металлические экраны-решётки, при попадании в которые действие губительного оружия слабело.

"В.А. Цукерману принадлежит определяющая роль в создании и развитии импульсных рентгеновских генераторов, разработке методик изучения быстропротекающих процессов и проведения исследований динамики взрыва. Он первым в нашей стране в предвоенные годы с помощью импульсной рентгенографии произвёл съёмку процесса разрушения преград снарядами.

За разработку методов скоростной рентгенографии процессов выстрела и взрыва в 1946 году он был удостоен звания лауреата Сталинской премии. В том же году награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."

И вот уже к июню 1943 года первые наши экранированные танки пошли на фронт. Как видите, тогда проблему решили за считаные месяцы.

Цукерман и стал по итогам той работы кандидатом технических наук. Технология затем пригодилась и в Атомном проекте Сталина, и в ядерной промышленности СССР после ИВС (Иосифа Виссарионовича Сталина. — Ред.), и в машиностроении самых разных отраслей. Сам учёный до последних дней трудился в атомограде Саров, во ВНИИ экспериментальной физики.

"В 1962 году В.А. Цукерману было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Его научная и изобретательская деятельность отличалась разнообразием предложений. Для рентгеноструктурного анализа геологических проб в экспедиционных условиях им был разработан и налажен промышленный выпуск специальных камер "Рада". Интенсивные источники рентгеновского излучения Fe-55 успешно применялись для рентгенофлуоресцентного анализа пород планеты Венера автоматическими межпланетными станциями "Венера-13", "Венера-14", "Вега-1" и "Вега-2".

Интересны его работы в области медицины и биологии. Например, его предложение по воздействию сходящихся ультразвуковых или слабых ударных волн на нейроны живого мозга. Эта работа была продолжена физиологами с целью передачи звука непосредственно в мозг, минуя повреждённый слуховой аппарат. Чрезвычайно интересна его идея использования радиокислорода для определения кровотока в коре головного мозга и других органах человека.

По его инициативе в Институте дефектологии Академии педагогических наук была создана лаборатория сурдотехники. По его идеям был разработан прибор видимой речи ВИР, с помощью которого глухие могли исправлять дефекты своего произношения. В 1966 году за заслуги в области изобретательской деятельности ему присваивается почётное звание "Заслуженный изобретатель РСФСР", которым он гордился больше всего. В 1971 году В.А. Цукерман за научные достижения в области развития отечественной техники был награждён орденом Октябрьской Революции, в 1978 году удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, а в 1983 году за выполнение специального задания награждён орденом Трудового Красного Знамени."

Фактически работа, начатая ещё студентом Цукерманом в 1934-м, стала одним из факторов Победы 1945 года и затем создала впечатляющий задел на будущее.

Вперёд, в СССР! А не назад.

См. фотоальбом

(исп м-лы СМИ;)

 Над выпуском работали: 
Учитель: Якимова Юлия Викторовна       
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».