С 11 марта 2024 г. в России начинается Масленица (11-17 марта). Она же Масленая или Масленичная неделя, она же Блинница. В церкви радостные дни называют строже - Сырная седмица, то есть Сырная неделя, Мясопустная неделя. О том, что это значит, чуть позже. Сначала про фейки, которыми успела обрасти Масленица.

"Календарь Масленицы": вторник называется Заигрыши, среда - Лакомка, четверг - Разгуляй, пятница - Тещины вечерки, суббота - Золовкины посиделки, воскресенье - Проводы, или Прощеное воскресенье.  (на Заигрыши холостые парни знакомились с девушками, в среду, на Лакомку - женатые ходили к теще на блины, в четверг начинались кулачные бои и так далее).

Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям.

         На Масленицу было принято ходить в гости и принимать у себя дома гостей, было и сватовство для холостых, и катание на конях или с ледяных горок, ритуальные кулачные бои. Но все эти "праздничные мероприятия" не имели четкой привязки к дням недели. Кроме дня заключительного - Прощеного воскресенья.

         И если кулачные бои, ритуальное сжигание чучела Масленицы и уж тем более похороны зимы не были явлениями повсеместными и обязательными, особенно в городах, то без блинов и благотворительности Масленица была немыслима. Так же, как и без усердного посещения богослужений. Про блины чуть позже, сначала о том, зачем нам нужен этот праздник весны.

         Все просто: семь дней Масленицы готовят нас к Великому посту (18 марта - 4 мая). И церковное название праздника - Мясопустная неделя - от слова мясопуст, которое означает, что мы "отпускаем" мясо и больше его уже не едим. Другое имя Масленицы - Сырная седмица (неделя) - говорит о том, что это время, когда еще можно есть молочное и яйца.

         Но радость Масленицы - это не праздник желудка, а ликование щедрой души. Вспомним, что в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминают усопших, причем не только родных и близких, но всех "усопших в благочестии и правой вере" - от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, верующие включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до них.

         Воскресная служба, предшествующая Масленице, была посвящена Страшному суду, напоминая о том, что все смертны, все предстанут перед Судом Божьим. Верующих призывали к духовному трезвлению, то есть к внимательности к своим мыслям и поступкам. Церковь именно напоминала о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы наследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного - просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного - будь милосердным!

         И вот после воскресного призыва "Возлюби ближнего!" наступает неделя, когда людям дается такая возможность. Пост, и особенно Великий пост, - период сосредоточенности: человек собирает все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, минимизируя отношения с людьми, - в духовном напряжении поста нет места праздности.

         Но пост наступит только через неделю. А сейчас, на Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое. Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Главное - Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить!

         Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно неслучайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем (17 марта). Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними - причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, человек не может не почувствовать, что не всегда бывает правым, что, кроме его требовательного "Я", есть еще и другие люди. И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое. Потому логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня!". И слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю!"

         Вот этот призыв в свидетели Бога, эта вертикаль в отношениях между людьми и свидетельствует о том, что радость и щедрость Масленицы имеют под собой не бытовую основу - надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост. Так традиция лелеяла и взращивала лучшее в сердце каждого, в душе народа. Лучшее, в котором нет места ненависти и злобе. В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы - царило всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.

И наши прапрабабушки не ленились и пекли, причем в русской печке, с десяток видов самых разных блинов. "Черные гречишные - для простых, из белой крупчатки - для бар, - перечисляет Иван Шмелев, - блины с припеком, блины с двойным припеком, блины с подпеком (поди догадайся, что это? - М. Г.), блины молочные, легкие, блинцы с яичками...". Блинов пекли много - чтобы поделиться ими - с родными и даже людьми незнакомыми. В народе знали - быть скупым да жадным на Масленицу нельзя. Не зря существовала поговорка: "Хоть с себя все заложи, а масленицу проводи".

         Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610-640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.

Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение.

На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю).

Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.

Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие.

«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И.Шмелев. Лето Господне).

Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

Заканчивается сырная седмица прощённым воскресением. Вечером – заговенье на Великий пост.

PS

Знакомство дипломатов стран БРИКС с любимым в России праздником началось во вторник, а на Руси этот день Сырной недели называли "заигрыш", с театрализованной экскурсии "Масленица: диалог цивилизаций" по Историческому музею. Она прошла под слоганом "Мы верим в наступление весны для нового и лучшего мироустройства". Гости из Китая заинтересовались каменным изваянияем из Тувы середины первого тысячелетия и экспонатами из древнего государства Енисейских киргизов. Впрочем, их отвлек наигрыш гусляра из соседнего зала. Индийские дипломаты задержались у золоченых облачений русских священников. И все без исключения оценили токарную работу Петра Первого "Чарка, жалованная" из золота и бриллиантов.

Подчеркнув, что празднование Масленицы уходит своими корнями глубоко в историю, замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, напомнил, что "человечество и раньше было единым в своем представлении о мире, поэтому у всех народов отмечается праздник наступления весны. Он привел в пример китайский Лунный новый год, Навруз с Востока, Бразильский карнавал и египетский День дуновения весеннего ветра.

"Все мы верим, что вместе с залежалым снегом уйдут все беды и недуги, что будет мирный год", - добавил Сергей Рябков.

А гендиректор Исторического музея Алексей Левыкин, сопровождая гостей по залам ГИМа, подчеркнул, что коллекция музея, в которой пять миллионов экспонатов, "дает понять, что народы мира никогда не были отделены строгими барьерами, поэтому мы находим многочисленные примеры взаимодействия". Его представители дипкорпуса могли наблюдать в изобилии.

Левыкин рассказал, что по предложению минкультуры РФ, ГИМ стал представлять Россию в Альянсе музеев БРИКС. "Вошли мы туда с одной целью - для расширения культурного обмена. Ведь это является основой для мирного сосуществования", - пояснил гендиректор.

Кстати, в этом году возобновит свою деятельность старейший фестиваль "Интермузей". Он пройдет в Москве с 23 по 26 мая. А осенью в Санкт-Петербурге откроется Фестиваль культуры БРИКС.

 (исп м-лы СМИ; Иеромонах Иов (Гумеров)

 Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ» - МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».