Кто владеет умами детей — владеет будущим.
В.Бахревский
 
Экокалендарь — 2024
выпуск №5

Ежегодно, 15 января, мы отмечаем всероссийский экологический праздник «День зимующих птиц России", с целью заботы о птицах, которые остаются у нас зимовать. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Евгении Носове, в день его рождения.

См. фотоальбом

         Как-то раз, прочитав стихотворение Александра Яшина “Покормите птиц зимой”, Евгений Носов, чтя память о поэте, каждую осень стал вывешивать кормушки для птиц. А чтобы привлечь к кормлению птиц всех жителей родного города – расклеивал на видных местах листовки со стихотворением Яшина. После смерти писателя на его надгробье поместили надпись “Покормите птиц!”

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

1964 год

         15 января - это день, когда мы выражаем свою заботу и любовь к пернатым, которые остаются с нами в холодное время года. Птицы не только украшают нашу зимнюю природу своими яркими красками и веселым щебетанием, но и приносят большую пользу, уничтожая вредителей растений и распространяя семена. К сожалению, зима — это самое трудное время для птиц, когда им не хватает еды и тепла. Поэтому мы призываем всех принять участие в акции «Покормите птиц!» и развесить кормушки во дворах, парках, лесах. Так мы поможем птицам пережить зиму и сохранить их разнообразие.

 Берегите птиц! Кормите их зимой!

         Вот так вот уходит целая эпоха советской детской книжки. А ведь это действительно была эпоха, на этих книжках мы росли, на этих книжках росли наши родители. Это были книги с добрыми, красочными картинками, нарисованными художниками.

         Современные детские книги - другие. Да, они яркие, на хорошей бумаге, с объемными красочными картинками. Но, почему то они утратили ту теплоту, которую передавали советские детские книжки. Возможно из-за того, что иллюстрации в современных книгах рисуют на компьютерах, возможно поэтому они не передают тепла. Ведь их рисовала машина, а не человек.

         Конечно, было бы несправедливо повесить такой "нетеплый" ярлык на все современные детские книжки. Среди них есть и такие, в которых иллюстрации нарисованы художниками, красками от руки. Но их не так уж и много.

         И к счастью, советские детские книжки начали переиздавать некоторые издательства, например, издательство "Речь". Про советскую книжку вспомнили! Их покупают родители, выросшие на этих книжках в СССР, и уже читают для своих детей. Если зайти на сайты, продающие переизданные книжки времен СССР, можно найти множество благодарных отзывов, где покупатели вспоминают, что такая книжка была у них в детстве, и как же они рады снова её приобрести спустя столько лет! Некоторые переизданные книги есть и у меня, я их обязательно опубликую.

         Однако, у переизданных книг времен СССР есть один существенный минус - иногда тексты в них печатают в сокращении, стирая некоторые моменты истории. Например, фамилию Сталина и всё что с ним связано.

         Поэтому, друзья, первая книга, которую я сегодня публикую, книга "Тридцать зерен" Евгения Носова, издательство "Малыш", 1979 г. Художник Я.Манухин.

В книгу вошло 2 рассказа: "Белый гусь" и "Тридцать зерен".

         Евгений Носов написал эти рассказы о животных. Но вложил в них глубокий смысл для человека. В первом рассказе важный гусь ценой своей жизни спасет своих гусят от смерти. Оценят ли его поступок выжившие гусята? Поймут ли? Или воспримут как должное? Так же и в человеческой жизни-каждый родитель готов пожертвовать собственной жизнью ради своих детей. Но заметят ли, оценят ли дети?

         Второй рассказ - о синице, которая ведет разговор с человеком. Писатель расскажет птице кто такой человек, и напомнит о важности прикармливания птичек зимой.

На мой взгляд очень важные книжки для детей, есть о чем поразмышлять вместе с детьми после их прочтения.

         Евгений Носов - автор 86 книг. Из известных произведений можно выделить: Кукла, Живое пламя, Красное вино Победы.

         Страстный любитель и знаток природы, художник и фотограф, Евгений Носов создал немало удивительных трогательных рассказов для детей, которые учат их доброте, внимательному и чуткому отношению ко всему живому. В рассказе «Серебряный ключик» дети познакомятся с маленькой птичкой зимородком, которую чрезвычайно трудно увидеть в живой природе, а из рассказа «Хитрюга» узнают много любопытных подробностей о характере и повадках ежика.

Рассказ «Тринадцать зёрен»

         В одном из ранних своих рассказов - “Тридцать зёрен” - Евгений Иванович Носов написал о синичке, которая прилетела зимой к его окну: “Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать - в моей комнате. Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец, она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку. Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро. Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент подобрала зёрнышко номер два”… Так двигалась она по линейке, пока не оказалась в комнате. И писатель передаёт свой воображаемый разговор с этой птахой. Она удивляется многочисленным книгам в его кабинете:
         “Что такое книги? - Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек”…

         И в конце рассказа он говорит ей: “Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен”.

         Носов поднимает в рассказе важную проблему - проблему назначения человека на земле. В философской сказке о синичке автор в доступной форме передаёт свои размышления о том, кто такой человек и чем он занимается. По его мнению, человек способен на многое. Не случайно слово Человек он пишет с большой буквы. Назначение человека в том, чтобы творить добро ради других людей. Своё назначение как писателя он видит в том, чтобы писать нужные людям книги. Эти книги должны учить людей совершать добрые, полезные дела, от которых было бы всем хорошо. Человек не может равнодушно смотреть на замерзающую голодную пташку и придумывает способ ей помочь.

 Рассказ «Белый гусь»

            Главный герой этого рассказа – Белый гусь. Он был очень красивый и важный. Белому гусю пришлось воспитывать маленьких гусят, так как их мать попала под колёса. Он никого не подпускал к гусятам. Оберегая малышей, Белый гусь шипел на людей, разгоняя других птиц, даже выгнал быка с поля.

            Однажды полил сильный дождь. Все гуси легли на траву, а под ними, спрятались от ливня гусята. Дождь перешел в сильный град. Все гуси разбежались в кусты. Один белый гусь сидел не шелохнувшись. Дождь закончился. Белый гусь погиб. Спасая своих гусят.

 
Рассказ «Покормите птиц зимой»

            Как сам к людям относишься, так и они к тебе будут относиться. Кто не слыхал этой Евангельской истины! Но многие ли ее помнят?.. Русский писатель Евгений Иванович Носов из тех, кто помнит. Однажды он прибирал на книжных полках. Попался оранжевый томик стихов Александра Яшина с веткой рябины на обложке. Разломил наугад книгу и открылись строчки, словно завещанные ушедшим поэтом:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть…
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

         Евгений Иванович смастерил кормушку и вывесил ее за окном; потом размножил само стихотворение и расклеил на видных местах на своей улице. Недели через две отправился посмотреть окрест, как воздействовал Яшинский призыв. Нигде ничего, ни одной кормушки! Тогда он сел за письменный стол и написал один из последних своих рассказов-поминаний «Покормите птиц».

Писатель верил, что люди обязательно услышат его призыв, и он не ошибся!
Писатель ушел из жизни 13 июня 2002 года…. Он был сыном не только Курской земли, но и всей необъятной России. В центре города Курска есть памятник Евгению Носову. На памятнике надпись «Покормите птиц!» 

Отзыв о рассказе «Тридцать зёрен»

         В рассказе Е. Носова « Тридцать зёрен» происходит диалог между человеком и птицей. Это не просто разговор, это диалог душ. Возникает высокая степень доверия между птицей и человеком. Это доверие возникло не сразу, а постепенно (озабоченно – не решалась – робея – тревожно). Маленькой озябшей синичке комната, в которой находится человек, кажется целым миром, наполненным светом и теплом, где есть зелень и солнце. А человек является властелином, хозяином этого мира. Он может зажечь солнце, посадить зелень. Это он положил ей зёрна. Но владеть миром не так – то просто. Это огромная ответственность. Человек объясняет синичке, что человек должен работать, без работы человеку никак нельзя. Это такая обязанность каждого человека. Все люди должны что – нибудь делать. Этим они помогают друг другу. А на вопрос синички: кто ты? звучит ответ: я –человек. Быть человеком его научили книги: как растить цветы, зажигать солнце, почему нужно насыпать птице зёрнышек. А ещё не потянуть нитку и не захлопнуть форточку.

Синичка спрашивает:

- А чем ты помогаешь людям?

- Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцати конопляных зёрен…

О чём думает Е. Носов, когда произносит эти слова? Писатель говорит всем нам о той ответственности, которую каждый из нас несёт за мир, в котором живёт. Ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.
В наших руках целый мир. И от каждого из нас зависит его судьба. Об этом нельзя забывать. Об этом нужно помнить всегда, чтобы носить гордое звание – ЧЕЛОВЕК!

 Отзыв о рассказе «Белый гусь»

            У Евгения Ивановича Носова вообще отношение к животным, даже не как к братьям меньшим, а как к равным нам Божьим существам. Тех же птичек он называет «единопланетянами». Он и людей, и всю тварь Божью ценит по делам их.

          В рассказе «Белый гусь» Евгений Иванович сожалеет, что нельзя птицам воинские чины присваивать, а то он бы дал своему герою, Белому гусю, адмирала! Этот гусь ценой жизни спас своих гусят, прикрыв крыльями от гибельного града.

          Белый гусь у Носова пал смертью храбрых! Потому писатель везде величает его Белым с большой буквы, словно павшего в бою товарища. Белый гусь даже удивился бы, «если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой». И Евгений Иванович тоже удивляется, как такое может быть на белом свете, что кто-то может оттяпать Белому гусю голову. Как мастерски написан этот рассказ! Мне очень жаль, что Белый гусь погиб. Я восхищаюсь его отважным подвигом. Это несправедливо, когда смелые и отважные, стойкие духом умирают, а трусливые убегают, прячутся и остаются дальше жить.

          Памятник герою его одноименного произведения - Белому гусю. Его установили у входа в Центральную детскую библиотеку г. Курска.
"Белый гусь" - небольшая новелла Носова. Евгений Иванович описывает, как во время внезапной грозы с градом все взрослые птицы бегут прятаться в кусты, оставляя гусят на погибель. И лишь один белый гусь закрывает крыльями птенцов от градин.

В рассказе «Серебряный ключик» дети познакомятся с маленькой птичкой зимородком, которую чрезвычайно трудно увидеть в живой природе, а из рассказа «Хитрюга» узнают много любопытных подробностей о характере и повадках ежика.

Отзыв о рассказе «Хитрюга»

         Рассказ Носова "Хитрюга" о ежике, которого принесли из леса домой, чтобы потом отправить в живой уголок. Но ежик оказался хитрым и спрятался в тот самый мешок с листьями из леса, в котором его и принесли. Главная мысль рассказа в том, что ежику милее всего его лес и листья, которые пахнут этим лесом. Испуганный, он боится людей и потому прячется. Каждому животному милее знакомое, а все незнакомое его пугает. Нужно было устроить ежику гнездо из листвы прямо на полу, чтобы ему было не так страшно. Также рассказ учит не давать поспешных обещаний, как сделал это сын: он пообещал, что отец принесет ежа, а нужно было сначала отца спросить об это, а лишь затем давать обещание. Вот как об этом говориться в тексте: А вообще нечего создавать живой уголок из диких животным, им на природе, на свободе живется намного лучше! И не нужно думать людям, что они самые умные. Маленький ежик и тот смог их перехитрить! Также рассказ учит наблюдательности. Автор очень здорово описывает, как еж носит на себе листья, сравнивает его с телегой с сеном.

СПРАВОЧНО

         Сегодня большой научный и читательский интерес вызывает творчество одного из лучших советских и российских писателей второй половины ХХ-го века – Героя Социалистического труда, тонкого прозаика Евгения Ивановича Носова (1925-2002). В его строках соединяются эпичность исторических событий и реальность повседневной жизни простого человека, как в рассказе «Усвятские шлемоносцы», в повести «Шумит луговая овсяница». Даже короткие рассказы Е.И. Носова несут философский смысл и вдохновляют поэтическими приёмами неповторимой художественной образности - вспомним трогательную историю «Белый гусь» и другие произведения, которые широко издавались на многих языках мира в 70-е и 80-е годы. Рассказы Е. И. Носова находили и находят отклик у читателей разного возраста, в любом уголке Земли, а больше всех его книги читают и любят в родном для писателя городе Курске.

Творчество Евгения Носова актуально и многомерно. Поэтому Литературный музей Курской области, в залах которого витает дух А. Фета, Н. Асеева, К. Воробьёва, К. Истомина стал инициатором создания серьёзной площадки для популяризации и развития интереса к высокохудожественному слову земляка. Здесь, в конце июля, состоялась Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Е. И. Носов: Личность и творчество писателя в контексте русской литературы», которая имеет большое значение, как своеобразный вектор развития гуманитарных наук и теории литературы. В работе конференции приняли участие ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Литературный музей Курской области, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Институт мировой литературы им. А.М. Горького, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», ФГБОУ ВО «Курский аграрный университет им. И.И. Иванова», ОБУК «Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева», а также педагоги курских школ, журналисты и писатели.

Доклады специалистов были замечательны по глубине анализа, уровню знаний, образности. Д-р филол. наук, профессор Смирнова А. И. представила тему: «Эпистолярий Е. И. Носова как источник изучения биографии, творческого процесса и литературного окружения писателя». Д-р филол. наук, профессор С. П. Праведников провёл сравнение образа «дороги» в военных произведениях Е.И. Носова и К.Д. Воробьёва, канд. филол. наук, доцент О.В. Быстрова подчеркнула влияние М. Горького на творчество послевоенного поколения писателей, канд. филол. наук, доцент Матвеева И.И. увлекла темой: «Музыкальный экфрасис в рассказе Е.И. Носова «Шопен, соната номер два». Философию и поэтику художественной прозы Е. И. Носова рассматривали на отдельном заседании двенадцать спикеров. Д-р филол. наук, профессор В.Н. Криволапов первым докладом ««Усвятские шлемоносцы» и «Слово о полку Игореве»», задал высокий тон для размышлений, а его коллега - профессор Н.С. Степанова заворожила темой «Гений места: локусы памяти в прозе Е.И. Носова». Художественное наследие писателя в лингвистическом аспекте филологи изучали под руководством д-ра филол. наук, профессора И. С. Климас. На заседании лингвистов курские педагоги И.О. Амелина и Т.В. Ковалёва представили опыт преподавания русского языка для иностранных граждан на материале произведений Е.И. Носова в докладе «Локальный текст как средство формирования лингвокультурной компатенции инофонов».

Помимо взаимодействия филологических научных школ в Курске услышали голос и школьного учителя: педагог лицея № 6 И.В. Коковина поделилась своим опытом. Оказывается, что разговор на тему «Образы праведников в мифопоэтической картине мира Е.И. Носова» её ученики воспринимают с большим вниманием. Не обошлось на конференции без интриги! Специалисты познакомились с новыми страницами биографии Е.И. Носова и неизвестными ранее его письмами, опубликованными в книге И. Ракши «Письма чужой жене». Какая личная драма волновала писателя в 1972 году? Какую роль в истории его человеческих отношений могла играть повесть краснодарского писателя А.Д. Знаменского? Ответы на эти и другие вопросы можно будет найти в Курске, ведь в фондах музея хранятся ещё некие тайны пера Е. И. Носова…

 Для участников конференции была организована уникальная экскурсионная программа, посвящённая 80-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками в битве на Курской дуге, что для знатоков творчества писателя стало замечательной возможностью почувствовать мир жизни литературных героев Евгения Носова, ведь автор посвятил теме войны главные свои произведения. Было важно увидеть исторические документы и артефакты, разглядеть живописные пейзажи на Тепловских высотах, где до сих пор среди полевых ромашек угадываются контуры противотанковых рвов. Иллюстрациями из книг Евгения Носова в окнах автобуса мелькали картины величественной красоты холмов Среднерусской равнины - березняки, дубравы, ухоженные поля сельских угодий, пересечённые лентами шоссе, вдоль которых сверкают крестами часовенки, алеют звёздами памятники павшим. Здесь каждый год поисковики поднимают останки солдат, а частные предприниматели вместе с музейщиками благоустраивают братские могилы, территории вокруг обелисков, ставят храмы, как, например, храм Петра и Павла близ деревни Малотычи. Люди на курской земле всегда берегли и берегут память о войне, внутренне разделяя мысли, которые когда-то в очерке «Мемуары и мемориалы» (1998) написал Евгений Носов, переживая за небрежное отношение руководителей постсоветской России к истории Отечества.

«Опасность неверного слова о войне не только сохранилась и поныне, но она обрела ещё большую разрушительную силу… Со временем очистительным средством на пути неправды останется одна только совесть пишущего. Именно прямыми очевидцами закладывается основа исторической правды о войне – будь то написанные им повести, мемуары, или изустные воспоминания в кругу доверчивых мальчишек. На неё, эту эпохальную быль, станут потом опираться будущие поколения, как в своё время мы, мальчишки с одного двора, стремясь постичь события, происходившие до нас, познавали их из правды «Севастопольских рассказов», «Тихого Дона», «Железного потока»…»

Подготовка ко Второй Всероссийской конференции, посвящённой творчеству Евгения Носова в Курске, уже началась: за круглым столом на завершающем заседании Первой конференции был очерчен круг важных тем, требующих развития и продолжения, которые звучат словно перекличка поколений.

См. наши выпуски «ШН»:

СОШ №135: реализуем проект «Сбережем малую Родину вместе», участвуем в конкурсе «Моя природная территория»

https://school135.ru/yunarmiya/sosh-no135-realizuem-proekt-sberezhem-maluyu-rodinu-vmeste-uchastvuem-v-konkurse-moya-prirodnaya-territoriya  

 СОШ №135: Минприроды Прикамья подвело итоги акции «Дни защиты от экологической опасности»

https://school135.ru/news/sosh-no135-minprirody-prikamya-podvelo-itogi-aktsii-dni-zashchity-ot-ekologicheskoj-opasnosti  

СОШ№135: РБО — 120 лет Н.М.Верзилину

https://school135.ru/yunarmiya/soshno135-rbo-120-let-n-m-verzilinu

СОШ№135: 130 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки

https://school135.ru/yunarmiya/soshno135-130-let-so-dnya-rozhdeniya-vitaliya-valentinovicha-bianki?highlight=

исп м-лы СМИ;

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Софья Смирнова   — военкор; зам. нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Ярослав Якушин — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».