Данный выпуск посвящается 120 летию со дня рождения русского писателя, педагога, ученого-ботаника, популяризатора научных знаний о природе Николая Михайловича Верзилина (1903–1984).

 РУССКОЕ БОТАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (РБО)

         Очередное заседание Пермского отделения Русского Ботанического общества проходило 02.02.24г. в ПГГПУ, в аудитории естественнонаучного факультета. Учитель СОШ №135 Куляпин Александр принял участие в заседании  Русского ботанического общества (ПРО). Вела заседание председатель Пермского отделения Русского ботанического общества, доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники и генетики растений ПГНИУ Лариса Викторовна Новоселова. На нём выступили пермские учёные: Елена Герасимовна Ефимик, к.б.н., доцент кафедры ботаники и генетики растений ПГНИУ, с докладом «Опыт популяризации ботаники в социальных сетях»;  Рогозин Михаил Владимирович,  проф. кафедры лесоводства и ландшафтной архитектуры ПГАТУ, д.б.н., с докладом   «Кольцевые структуры из растений и геоактивные зоны с размерностью первые метры – первые сотни метров».

См. фотоальбом

Александр Куляпин:

         Николай Верзилин плодотворно сотрудничал с учёным и популяризатором биологических знаний В. Корсунской, с которой написал познавательные книги для старших школьников: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь», «В. И. Вернадский». Множество переизданий выдержал их совместный учебник для студентов педагогических институтов «Общая методика преподавания биологии». Также Николай Михайлович является одним из авторов школьного учебника «Общая биология», по которому училось не одно поколение ребят. Моя мама, Куляпина Татьяна Иосифовна, к.п.н., доцент кафедры ботаники ПГПИ училась в аспирантуре у этих учёных и все годы поддерживала с ними творческие связи.

https://vk.com/wall-194528583_2346?ysclid=lsakn9wfl4687032582

Очарованный природой

mbi74.ru

https://mbi74.ru/resursy/nashi-veb-proekty/122-lyudi-kotorym-bylo-interesno/4493-

Следопыт зелёного мира

kdb27.ru 

https://kdb27.ru/ru/media/calendar/yubileynyy-kaleydoskop/sledopyt-zelyenogo-mira/

         В школе молодой учитель с азартом энтузиаста, влюбленного в свое дело, создает небольшие опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы и выпускает книги, знакомящие с его опытом преподавания биологии ("Агробиологический участок средней школы", "Опыт с растениями в живом уголке", "Внеклассная работа по ботанике", "Методика работы с учащимися на школьном участке", "Как сделать гербарий"), а для школьников 5-6-х классов пишет учебник ботаники, непохожий на все предыдущие издания: материал в нем излагает в тесной связи с сельским хозяйством.

         Спустя 15 лет Верзилин участвует в создании нового учебника по общей биологии для учащихся старших классов, а результаты многолетних исследований и практического преподавания обобщает в учебниках "Основы методики преподавания ботаники" и "Общая методика преподавания биологии" (в соавторстве с биологом В. Корсунской). В середине семидесятых годов Н. Верзилин со своими сыновьями издает книгу "Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее". Ботаник и педагог, он все делает для того, чтобы увлечь ребят и студентов наукой, сделать из них настоящих следопытов, изучающих удивительный мир растений.

         Деятельность Верзилина как в народном образовании, так и в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами. В 1955 году его избирают член-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1967-м - утверждают профессором-консультантом Ленинградского педагогического института им. А. Герцена.

         Однако в России и за рубежом Николай Верзилин известен не столько как ученый и педагог, сколько как талантливый писатель-популяризатор ботанических знаний. Его работа "Лечебница в лесу" - первая работа для детей, первая проба писательского пера - появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений. А в 1946-м он выпускает адресованную детям книгу "По следам Робинзона", в которую входят более сотни очерков о "тайнах" дикоросов - дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребенку самому почувствовать себя Робинзоном. Через три года читатели знакомятся с новой книгой Н. Верзилина - "Путешествие с домашними растениями" (1949), рассказывающей о происхождении, особенностях, практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Все они - пришельцы из далеких пустынь и тропических джунглей, саванн и влажных субтропиков.

         Для меня, тогда пятиклассника, книга "Путешествие с домашними растениями" , предлагающая проделать занимательные опыты со всевозможными растениями, оказалась настолько увлекательной, что я запомнил ее на долгие годы. Это была та же "робинзонада", но только теперь в своей комнате, на своем подоконнике.

         Такой же занимательной была следующая книга Верзилина - "Растения в жизни человека" (1952) - маленькая энциклопедия ботанических знаний, на этот раз адресованная тем, кто еще не полюбил ботанику.

         Прежде чем написать очередную книгу - "По садам и паркам мира" (1961), Верзилин побывал в Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии, где ознакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями, посетил шедевры садово-парковой архитектуры в России. В книге есть советы, как самим создать сад у себя перед домом, школой или на приусадебном участке. С этой работой перекликается другая его книга, чисто географическая - "Пылинки дальних стран" (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию, Японию (книга иллюстрирована авторскими фотографиями).

         Более сложным проблемам науки о растениях посвящены три книги, написанные Н. Верзилиным также в соавторстве с В. Корсунской: "В саду Мичурина", "Лес и жизнь" (1966), "В. И. Вернадский" (1982).

         Все популярные работы Верзилина не "чисто" ботанические. В каждой из них переплетаются история и география, искусство и поэзия. Строки поэта Всеволода Рождественского и рисунки художника Юрия Смольникова как бы "вкраплены" в тексты детских книг Н. Верзилина "Тропинка в лес" (1956) и "Цветы из сада" (1962).

         Своеобразным воспоминанием об истоках и мотивах многолетней деятельности как педагога, воспитателя и биолога стала последняя книга Николая Михайловича - "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" (1984).

         Книги Н. Верзилина много раз издавались в России. Так, "По садам и паркам мира" выходили дважды; "Путешествие с домашними растениями" - четырежды (последнее издание вышло с измененным названием - "Райский сад на подоконнике"). Книга "По следам Робинзона" переиздава лась семь раз. Отличается хорошим оформлением ее последнее (юбилейное) издание (М.: Дрофа, 2004), редактор Н. Рожкова, художники О. Каменская, Ю. Христич, П. Шевелев. Выпускались его книги и в других странах: в Болгарии, Бразилии, Грузии, Китае, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, Югославии, Японии.

         В течение полувека выходят научно-популярные работы профессора Верзилина. В детстве или юности многие из нас, особенно те, кто интересовался ботаникой, читали их. Тем не менее можно вовсе не быть натуралистом, но с интересом и не без пользы читать Верзилина. В любом возрасте.

         Предлагаем читателям главу из книги Н. М. Верзилина "Путешествие с домашними растениями".

См. в номере на ту же тему

Н. ВЕРЗИЛИН - Цикламен (глава из книги "Путешествие с домашними растениями").

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/2454/?ysclid=lsal1dex3d168380502 (Наука и жизнь, ЗАНИМАТЕЛЬНО О РАСТЕНИЯХ)

 Книги-юбиляры 2021 года. 75 лет (1946 г.) книге Николая Верзилина «По следам Робинзона»

         Работа Верзилина «Лечебница в лесу» – первая его работа для детей, первая проба писательского пера – появилась в 1943 году и позже вошла в книгу «По следам Робинзона». Книга появилась в 1946 году и с тех пор считается классикой научно-популярной литературы и самой известной книгой писателя. В нее вошли более сотни очерков о дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребенку самому почувствовать себя Робинзоном.

Сюжет автору подсказал его любимый роман Даниэля Дефо «По следам Робинзона» - своеобразная “азбука выживания” для человека, оказавшегося в “шкуре” Робинзона Крузо. Причем не на тропическом острове, а в дебрях среднерусского леса. Подобно Робинзону, читатели оказываются в «необитаемом» лесу и убеждаются, что знаток растений может там спокойно выжить, найдя в лесу все необходимое для жизни – растения накормят, дадут кров, вылечат от болезней.

А вы знаете, какие растения могут заменить хлеб, а какие черный перец, горчицу, кофе и сахар? А как сварить лесную кашу или приготовить лесное масло? Что заменит картофель в походе, а капусту? А кто помнит, как в детстве мы ели кислицу?

Вы узнаете рецепты повидла из лопуха, куриного бульона из борщевика, напитка из огуречной травы, салата из медуницы, пюре из иван-чая, муки из гусиной лапки, пирога из щавеля, компота из аира и прочтете совет, чем почистить зубы в лесу.

Книга «По следам Робинзона» позволит читателю испытать радость открытий и находок, наделит его способностью посмотреть на природу глазами первооткрывателя и, может быть, определит будущую жизнь. Ведь в природе, столько тайн и загадок – можно разгадывать их всю жизнь, получая от этого огромное удовольствие.

Книга сопровождается и практическими советами: как провести ботанический опыт, разводить интересные растения или собирать лекарственные травы, как правильно садить деревья или бороться с сорняками, составить красивый букет цветов… Иллюстрации растений помогут разобраться в них даже самому неопытному ботанику.

Книга «По следам Робинзона» принесла славу своему автору. Впервые изданная 75 лет тому назад, она с тех пор непременно находится в рюкзаке каждого учителя, отправляющегося с детьми в лесные экспедиции.

Такими же занимательными являются все книга Николая Верзилина: «Путешествие с домашними растениями»,«Растения в жизни человека», «Лечебница в лесу», «Как сделать гербарий», «Лес и жизнь», «Райский сад на подоконнике», «Тропинка в лесу», «По садам и паркам мира». Воспоминаниями о путешествиях по странам мира стали книги «Сады и парки мира», «Пылинки дальних стран».

Все его книги, нередко проиллюстрированные авторскими фотоснимками, учит относиться к природе с любовью и благодарностью. Познакомившись с ними, подростки обогатят свои знания сведениями о ресурсах растительного мира, усвоят множество полезных практических советов, а самое главное, еще сильнее полюбят родную природу и будут верными ее защитниками.

Книги Николая Верзилина раздвинут границы ваших познаний, дополнят их, заинтересуют наукой ботаникой, помогут узнать ее и полюбить. Ждем вас в нашей библиотеке!

https://dzen.ru/a/YAqZ4RGvhFcLtTTp

См. наш выпуск «ШН»:

СОШ №135: принимаем участие в заседании Русского Ботанического Общества (ПРО)

https://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-prinimaem-uchastie-v-zasedanii-russkogo-botanicheskogo-obshchestva-pro?highlight=

         Елена Герасимовна продемонстрировала новую книгу, новые формы и способы популяризации ботаники.

С. А. Овеснов, Е. Г. Ефимик  БИОРАЗНООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ;

         Пособие содержит рекомендации по проведению учебной летней практики, включает разделы по сбору и сушке растений, работе с определителями, список видов высших растений, рекомендуемых для изучения, полевые методы изучения растительных сообществ. В приложении помещен список редких и охраняемых видов УНБ «Предуралье», бланк геоботанического

описания, рисунки видов, занесенных в Красные книги Пермского края и Российской Федерации.

         Разнообразие жизни издавна было предметом изучения. Первые системы живой природы, известные, например, из трудов Аристотеля (384–322 г. до н. э.), Теофраста (372–287 г. до н. э.), Плиния Старшего (23–79 г. н. э.) уже включают не только описания разнообразия, но и анализ этого явления. Научная и методическая база для описания биоразнообразия была создана Карлом Линнеем в его «Systema naturae» (1735).

         Термин «биоразнообразие» является сокращением сочетания слов «биологическое разнообразие». Разнообразие – это понятие, которое имеет отношение к размаху изменчивости или различий между некоторыми множествами или группами объектов. Биологическое разнообразие, следовательно, имеет отношение к разнообразию живого мира. Термин «биоразнообразие» обычно используется для описания числа, разновидностей и изменчивости живых организмов. В широком смысле этот термин охватывает множество различных биологических показателей и является синонимом понятия «жизнь на Земле».

Само словосочетание «биологическое разнообразие» впервые применил Г. Бэйтс (1892) в известной работе «Натуралист на Амазонке», когда описывал свои впечатления от встречи около 700 разных видов бабочек за время часовой экскурсии.

Современные представления о проблеме биологического разнообразия базируются на исследованиях популяционных генетиков 1908–1953 гг., показавших, как создается генетическое разнообразие организмов во внешне однородной популяции, и разработавших математический аппарат для его объективного описания.

В научном мире понятие разнообразия может быть отнесено к таким фундаментальным понятиям, как гены, виды и экосистемы, которые соответствуют трем фундаментальным, иерархически зависимым уровням организации жизни на нашей планете.

Биоразнообразие в последнее десятилетие становится одним из самых распространенных понятий в научной литературе, природоохранном движении и международных связях. Научные исследования доказали, что необходимым условием нормального функционирования экосистем и биосферы в целом является достаточный уровень природного разнообразия на нашей планете. В

настоящее время биологическое разнообразие рассматривается как основной параметр, характеризующий состояние надорганизменных систем. В ряде стран именно характеристика биологического разнообразия выступает в качестве основы экологической политики государства, стремящегося сохранить свои биологические ресурсы, чтобы обеспечить устойчивое экономическое развитие.

         Ефимик Е.Г. , Овеснов С.А. Травы лесов города Перми. Атлас-определитель. – Пермь, 2018. – 200 с., ил. - ISBN 978-5-904037-98-7

         Книга содержит описания распространенных и обычных видов травянистых растений лесов г. Перми. Кроме них, в книгу включены редкие и охраняемые растения, встречающиеся в лесах в черте города. Представлены следующие отделы сосудистых растений: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, покрытосеменные (классы однодольные и двудольные). Каждый вид снабжен русским и латинским названием (в некоторых случаях приводятся и народные названия, используемые в Пермском крае), иллюстрациями, краткой морфологической характеристикой, предпочитаемыми биотопами, ресурсным значением, некоторыми интересными фактами. Для охраняемых видов указана категория редкости в Красной книге Пермского края. Издание ориентировано на широкий круг читателей – учителей и преподавателей вузов, школьников, студентов и аспирантов, работников леса, экологов, а также всех любителей природы, интересующихся растениями.

УДК 581.93(470.53)

С.А. Овеснов, Е.Г. Ефимик

ФЛОРА ИСТОРИКО-ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА «СПАССКАЯ ГОРА»

(ПЕРМСКИЙ КРАЙ)

Объектом изучения является флора ООПТ регионального значения «Спасская гора» (Кунгурский район Перм-

ского края). Спасская гора – участок Кунгурской островной лесостепи, расположенный в полосе широколист-

венно-хвойных лесов таежной зоны. На основании анализа литературных источников, гербарных коллекций и

собственных материалов составлен список видов сосудистых растений, произрастающих на ООПТ «Спасская

гора». Во флоре ООПТ выявлено 438 видов сосудистых растений, относящихся к 274 родам и 73 семействам.

Особенности размещения семейств в головной части спектра демонстрируют лесостепной характер этого уча-

стка флоры, что подтверждается значительным участием (31 % всех видов) лесостепного элемента флоры. На

территории ООПТ отмечено 19 видов, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде, и

8 видов, подлежащих особой охране и мониторингу как включенные в Красные книги РФ (Stipa pennata,

Cypripedium calceolus, Cephalanthera rubra, Anemone uralensis) и Пермского края (Iris sibirica, Adonis vernalis, La-

ser trilobum, Adenophora lilifolia).

Ключевые слова: флора; сосудистые растения; особо охраняемая природная территория; редкие и исчезающие

виды растений; ООПТ «Спасская гора».

         Е.Г. Ефимик привела легендарный и несравнимый пример в популяризации ботаники, это учёный с мировым именем:

                            Николай Михайлович Верзилин 

         Николай Михайлович Верзилин (1903–1984) — детский писатель, учёный-натуралист, педагог.

Специалист в области методики преподавания естествознания. Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН.

Автор известных научно-популярных книг для детей «Путешествие с домашними растениями», «По следам Робинзона», «Растения в жизни человека» и др.

ant53.ru 

Доклад на ботаническом обществе

 (26 января 2024 г. - 02.02.2024г.)

Рогозин Михаил Владимирович

 д.б.н., проф. ПГАТУ

КОЛЬЦЕВЫЕ СТРУКТУРЫ ИЗ РАСТЕНИЙ И ГЕОАКТИВНЫЕ ЗОНЫ

С РАЗМЕРНОСТЬЮ ПЕРВЫЕ МЕТРЫ – ПЕРВЫЕ СОТНИ МЕТРОВ

Участникам семинара Автор доклада рекомендует предварительно посмотреть из списка ниже любые  2-3 учебных фильма Михаила Рогозина:

Ландшафты и энергии Земли: часть 1. https://youtu.be/8LqxmvjLCTg

 Почему возникают прогалины https://youtu.be/34jq9pW-ccY

 Патогенные зоны Хартмана https://youtu.be/i8YwyXgCFo4

 Благоприятные зоны: пояса комфорта и ингибирования роста деревьев. https://youtu.be/Y8_T6m6DvUo

Посадка деревьев. Сквер Театральный в г. Пермь https://youtu.be/0btpbjTh0sU

Уникальные случаи воздействия геоактивных зон на биоту (кедр, лиственница, кошачья лапка, муравьи) https://youtu.be/bCep8MCe4M8

 Рыжие лесные муравьи - какие энергии Земли они любят? https://youtu.be/rr_jDVzOgbk

Ужасные события в домах на геоактивных зонах https://youtu.be/SyiBgzhcjrM

 Кедр сибирский, птица кедровка и потепление климата https://youtu.be/tC5Hf7XWLtY

 Патогенные зоны, отпад деревьев и естественное изреживание насаждений https://youtu.be/o_FMYh-VXmk

 Индикация зон Хартмана и Курри сосной обыкновенной https://youtu.be/fBkJ6-7r7f0

Тайны заповедника Вишерский гора Мунин-Тумп. Часть 3 https://youtu.be/ctZRLGtndMg

Главные научные публикации по теме доклада:

1. Рогозин М. В., Михалев В. В., Рыбальченко А. Я. Лесные экосистемы и факторы неотектоники: монография. ПГНИУ: Пермь, 2020. 249 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49985187

2. Рогозин М. В. Гипотеза «тонких» энергий геоактивных зон: штрихи к портрету нового направления исследований // Аэрокосмические методы в геологии Пермь: ПГНИУ, 2021. Вып. 3. С. 116-133. http://www.psu.ru/files/docs/science/books/sborniki/aerokosmicheskie-metody-v-geologii-2021.pdf

3. Малые геоактивные зоны и их индикаторы – рыжие лесные муравьи // Аэрокосмические методы в геологии. Сборник научных статей IV Всеросс. научно-практич. конф. ПГНИУ: Пермь, 2022. С. 84-95.

4. Рогозин М. В. Патогенные сети и естественное изреживание древостоев // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №12. С. 117-134. https://doi.org/10.33619/2414-2948/97/15

Рогозин Михаил Владимирович,  проф. кафедры лесоводства и ландшафтной архитектуры ПГАТУ, д.б.н., тел. 8-982 493 26 62  E-mail   Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

         Новости Пермского отделения:

         Выставка «Цветочная капель» организована научной библиотекой ПГНИУ в рамках проекта «Свободная арт-трибуна» совместно с Пермским отделением Русского ботанического общества и приурочена к Всероссийской научной конференции «Исследования по ботанике, генетике и микологии», посвящённой 105-летию кафедры ботаники и генетики растений ПГНИУ.

         Экспозиция знакомит зрителей с видовым изобилием цветов. Цветок как квинтэссенция природной красоты издревле привлекал художников и поэтов, становясь главным «героем» многих мифов, легенд, стихов, песен. Будучи неизменными спутниками человека в мире прекрасного, цветы во многих культурах ассоциируются с радостью, духовным возрождением и эстетическим наслаждением.
         «Выставка "Цветочная капель" – уникальное событие для нашего университета. Ботанические рисунки являются неотъемлемым элементом морфологического описания растений. Они важны для определителей, научных публикаций. Профессиональные ботанические рисунки имеют большое значение при обучении студентов. Ботаническая живопись – это наука и искусство», – отмечает председатель Пермского отделения Русского ботанического общества, доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники и генетики растений ПГНИУ Лариса Викторовна Новоселова.

Директор Ботанического сада: сад сохранили даже в Великую Отечественную войну и пандемию!


         Директор Ботанического сада ПГНИУ Сергей Анатольевич Шумихин узнал о планах ликвидировать или перепрофилировать сад в питомник от сотрудников университета, которым на электронную почту пришла часть программы финансового оздоровления ПГНИУ. По словам Сергея Анатольевича, какие-то места в программе не заполнены. По-видимому, пустые поля должны были заполнить те, кто числился в рассылке. Какие-то части программы, в том числе о планах на Ботсад, были посланы целиком и не требовали заполнения.

         Именно с Ботанического сада начинается знакомство абитуриентов с ПГНИУ. Только в 2023 году Ботанический сад посетило с экскурсиями свыше 12,5 тысячи человек. Подразделение вуза регулярно участвует в Дне открытых дверей, в акции «Ночь музеев», программе «Открытый университет» и многих других мероприятиях и проектах, регулярно упоминается в СМИ. В 2021–2023 году сад вошел в 20 лучших и наиболее посещаемых достопримечательностей Перми.

         Ботанический сад сотрудничает с ботсадами других регионов, активно обменивается семенами более чем с двумя тысячами адресатами — ботсадами всего мира.

         — В 2021 году Ботанический сад Пермского университета единственный представлял Россию на международном симпозиуме Celebrating Botanic Gardens: Past, Present and Future, посвященном сохранению биоразнообразия и роли ботанических садов в современном мире, на который в качестве спикеров были приглашены представители ведущих ботанических садов мира, — написал коллектив.

         Ботанические сады всего мира, сказано в письме, не являются самоокупаемыми. Их главная задача — сохранение биоразнообразия, образовательная, научная и просветительская деятельность.

         Ботанический сад им. А. Г. Генкеля, по информации Минприроды, — это особо охраняемая природная территория регионального значения.

         Там установлен режим особой охраны, говорят авторы письма. Без согласования с краевым Минприроды и без разрешения правительства ликвидировать Ботанический сад и создать вместо него питомник нельзя — это будет нарушением закона. Превратив сад в питомник, кроме остальных коллекций, можно уничтожить 73 вида растений из Красной книги Пермского края и 58 растений Красной книги России. Также на территории Ботанического сада растет 127-летняя «Пальма Генкеля» — символ университета. Эта пальма внесена в Национальный реестр старовозрастных деревьев и охраняется государством.

         21 января - 120 лет со дня рождения русского писателя, педагога, ученого-ботаника, популяризатора научных знаний о природе Николая Михайловича Верзилина (1903–1984).

         Николай Верзилин родился 21 января 1903 года в семье малоземельных крестьян Курской губернии. Вскоре семья переехала в небольшой городок Малая Вишера, что на Новгородчине. В детстве будущий учёный и писатель любил приключения, мечтал путешествовать по далёким экзотическим странам. Он рано приобщился к чтению, а среди его любимых книг были приключенческие романы М. Рида, Ф. Купера, Ж. Верна, Д. Дефо.

         Во время учёбы в школе Николай принимал активное участие в скаутском движении, был избран старшим патрульным первого Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». Участники отряда часто выезжали за город, где приключения героев прочитанных книг превращались в увлекательную игру. Мальчишки строили шалаши, разжигали костры, играли в игры, представляя себя индейцами, путешественниками, следопытами, «робинзонами». Ребята бродили по лесу, окрестным полям и лугам, где знакомились с жизнью деревьев и трав, птиц и лесных зверьков. Они развивали выносливость, учились выживать в экстремальных условиях. Походы в лес оставили в душе подростка глубокий след, дали толчок для серьёзного изучения природы, её животного и растительного мира.


         Одним из самих любимых предметов Николая Верзилина была литература. Будучи учеником третьего класса гимназии, он издавал свой рукописный журнал «Луч», куда помещал небольшие рассказы и рисунки. В старших классах гимназии Верзилин сочинял «потрясающие» приключенческие рассказы: «Бледнолицый вождь атасов», «Бандиты, или Приключение трёх мальчиков», «Ущелье ужасов». Также он писал заметки для гимназического журнала «Проблески творчества», а в выпускном классе издавал альманах «Беседы у костра».


Тяжёлые годы Гражданской войны заставили молодого человека искать заработок. В 1919 году он начал преподавать в Маловишерской начальной школе. Здесь юноша организовывает походы в лес, знакомит учеников с природой средней полосы России. Они проводили летние каникулы в палатках, изучая законы жизни лесных разведчиков и следопытов.

Интерес к многообразию мира живой природы предопределил выбор профессии — исследователя, ботаника, педагога. В 1928 году Николай Верзилин окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт и уехал в Псков, где продолжил работать в школе. Молодой учитель, стремясь приобщить школьников к труду и полезной деятельности, увлечь их наукой, создаёт уголки живой природы, небольшие опытные лаборатории. Он выступает инициатором создания пришкольных участков, где ученики круглый год приобретают навыки экспериментальной работы с растениями.


В 1929 году выходит его первая статья — «Как сделать интересным преподавание естествознания», в которой Николай Михайлович делится своим преподавательским опытом, предлагает передовые и оригинальные идеи. А через непродолжительное время увидели свет статьи «Агроботанический участок средней школы», «Опыты с растениями в живом уголке средней школы» и методические материалы в помощь учителю биологии «Практика преподавания ботаники в средней школе».


В скором времени деятельного и перспективного педагога пригласили работать в одно из отделений Ленинградской естественно-научной педагогической станции. Также он курировал преподавание ботаники в ленинградских школах, преподавал биологию студентам Педагогического института им. А. Герцена и слушателям Института усовершенствования учителей, где возглавлял факультет естествознания.

С первых дней блокады Ленинграда Николай Михайлович Верзилин оставался в городе, ему было поручено организовать эвакуацию детей в Кировскую область. На годы Великой Отечественной войны пришёлся и его первый писательский опыт.

Страна остро нуждалась в лекарственных травах и плодах дикорастущих кустарников, из которых готовились настойки, мази, антисептический порошок, перевязочный материал. Основными сборщиками растений были школьники. Возникла необходимость в пособиях, которые бы популярно объясняли, как правильно собирать, сушить растения. К учёному обратились сотрудники издательства «Детгиз» с предложением написать руководство для ребят. После некоторых раздумий Николай Михайлович согласился. Так в 1943 году увидела свет книга «Лечебница в лесу», куда вошли занимательные рассказы о растениях с массой практических советов.


В послевоенные голы Верзилин подготовил расширенный вариант этой книги под названием «По следам Робинзона». Он решил поставить юных читателей в положение своего любимого с детства героя — Робинзона Крузо. Замечательные познавательные очерки с множеством новой информации о том, как в северном лесу найти лекарство, добыть еду, испечь хлеб, изготовить чернила, бумагу, мыло, развести костёр и построить шалаш стали невероятно популярными, принесли автору известность.


Уже в первой книге определились главные черты произведений Николая Верзилина: обширный фактический познавательный материал, знание детской психологии, точная педагогическая направленность. Книга неоднократно переиздавалась, вошла в золотой фонд классики научно-популярной литературы для детей.


Первый успешный опыт натолкнул автора на мысль написать «книгу для зимнего чтения». Он много лет занимался разведением растений, наблюдал за ними, превратив свою квартиру в небольшую оранжерею. Своим опытом Николай Михайлович решил поделиться с читателями. Так в 1949 году увидела свет замечательная книга «Путешествие с домашними растениями», где исключительно интересный фактический материал о прошлом, настоящем и будущем одомашненных представителей растительного мира всего земного шара сочетается с практическими советами, как их разводить, ухаживать, проводить необычные опыты. Книга вызвала большой читательский интерес, автор получил тысячи писем с вопросами, просьбами, пожеланиями.

В 50-годы Николай Михайлович Верзилин ведёт активную преподавательскую деятельность, занимается научно-исследовательской работой в Академии педагогических наук, где заведует лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии. Созданная под руководством Верзилина теория развития понятий легла в основу отбора содержания школьного курса биологии. Он является автором учебника «Ботаника» для средней школы. В 1955 году увидело свет учебное пособие для школьных учителей «Основы методики преподавания ботаники». В этом же году ученый становится членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Несмотря на занятость, Николай Михайлович решил не оставлять путь писателя-популяризатора. В 1952 году вышла энциклопедия ботанических знаний для школьников «Растения в жизни человека». Писатель ведёт захватывающее повествование о растениях, семена и плоды которых человек употребляет в пищу. Не менее интересны главы об изготовлении тканей, посуды, сельскохозяйственных орудий, бумаги, фанеры, каучука. А идеи Верзилина о том, как избежать загрязнения природы и воздуха не теряют своей актуальности и в наши дни.


Несколько лет Верзилин собирал материал для книги «По садам и паркам мира». Он посетил шедевры садово-парковой архитектуры России, побывал в Финляндии, Норвегии, Франции, Италии, Японии. Читателя ждёт увлекательное путешествие в историю зелёных насаждений, знакомство с историей и архитектурой знаменитых садов и парков, дендрариев и оранжерей. Также ребята найдут здесь советы, как самим создать сад у себя перед домом или у школы. Издание увидело свет с замечательными фотоиллюстрациями, сделанными самим автором в многочисленных путешествиях. Не менее интересна книга «Пылинки дальних стран», в которой Николай Михайлович рассказал ребятам об истории, географии, культурных традициях зарубежных стран.

Книги Николая Михайловича Верзилина пропитаны любовью к природе, наполнены поэтическим чувством. На страницах его замечательных произведений очень часто встречаются стихотворные строки. В соавторстве с В. Рождественским Верзилин издал книги «Тропинка в лес», «Цветы из сада». Лирические слова поэта, чередуясь с рассказами ботаника, наполняют книги теплотой, оживляют изложение обширного познавательного материала.

Николай Верзилин плодотворно сотрудничал с учёным и популяризатором биологических знаний В. Корсунской, с которой написал познавательные книги для старших школьников: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь», «В. И. Вернадский». Множество переизданий выдержал их совместный учебник для студентов педагогических институтов «Общая методика преподавания биологии». Также Николай Михайлович является одним из авторов школьного учебника «Общая биология», по которому училось не одно поколение ребят. В соавторстве с сыновьями, учёными в области естественных наук, было написано пособие для учителей «Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее», которое увидело свет в 1976 году. 

Последняя книга для детей «Учитель ботаники, или Разговор с растениями» посвящена роли учителя биологии в познании тайн растений, в ней автор обращает внимание учеников на сложности и привлекательные стороны профессии педагога. Выдающийся ботаник и педагог, он всё делает для того, чтобы увлечь ребят наукой, воспитать из них настоящих исследователей необыкновенного мира растений. 

Прекрасный пропагандист и популяризатор знаний о природе, Николай Верзилин рассказывает детям о значении растений в жизни человека. Этим, однако, не ограничивается познавательная ценность его книг — в них юный читатель находит массу интереснейших фактов по географии, истории, археологии и другим наукам.


Книги Николая Верзилина неоднократно переиздавались. В 2000 году «Путешествие с домашними растениями» вышло под названием «Райский сад на подоконнике», а в 2008 году книга была издана в знаменитой серии «Научные развлечения» Издательского Дома Мещерякова.


Легендарная книга «По следам Робинзона» семь раз переиздавалась при жизни писателя, нравится она и современным детям. В 2003 году она вышла в издательстве «Дрофа», а в 2015 году увидела свет в издательстве «Белый город» с множеством репродукций картин русских художников и замечательными цветными рисунками растений.


Также детские книги Николая Верзилина издавались в зарубежных странах: Болгарии, Бразилии, Китае, Польше, Румынии, Чехии, Югославии, Японии.

Николай Михайлович Верзилин является автором двухсот пятидесяти научных работ, а его педагогические открытия и находки представляют огромный интерес и в наши дни. Многолетняя деятельность Верзилина в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами.

Николай Михайлович Верзилин умер 2 июня 1984 года, он похоронен на Киновеевском кладбище в Санкт-Петербурге.

Источник: https://prodetlit.ru/

Всесоюзный ботаник. Николай Верзилин открывал для детей мир растений

         Ленинградского ученого Николая Михайловича Верзилина нередко называли самым известным учителем ботаники нашей страны. Он был доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, автором учебника по ботанике для пятых и шестых классов. А еще — весьма плодовитым писателем.        

         В основном его книги были посвящены растениям. О жизни и творчестве ученого рассказывает его сын — доктор геолого-минералогических наук заслуженный деятель науки РФ Никита Верзилин.

         — Писательский талант отца в полной мере раскрылся во время Великой Отечественной войны. На фронт отца не взяли, поскольку у него было очень плохое зрение. Он был мобилизован и отправлен в город Киров, а затем в Молотовск (ныне Северодвинск) для организации и функционирования детских домов. Мы успели добраться до отца одним из последних поездов — под бомбежками и обстрелом…

         В 1943 году вышла его книжка «Лечебница в лесу». Она была не только интересна детям, но и важна для практической помощи жителям блокадного Ленинграда и бойцам на фронте. В ней рассказывалось, какие растения можно использовать в лечебных целях и употреблять в пищу.

Примечательно, что книга была посвящена «Маленьким ленинградцам 48‑го детского дома», как указывалось на титульном листе. Автор призывал юных читателей: «Собирайте лекарственные растения для аптек и госпиталей. Это будет настоящая помощь фронту. Мы еще встретимся с вами на охоте за другими полезными растениями!»…

         Благодаря отцу использование дикорастущих растений в пищу было «проверено» в детских домах Молотовска и Кирова. В частности, жена Николая Михайловича, учительница литературы, работавшая в то время в детдоме воспитателем, ходила с детьми за сбором лопухов, хвощей, щавеля, они входили в рацион питания. Более того, даже по возвращении в Ленинград мы продолжали иногда использовать дикорастущие растения. Вспоминаю, с каким изумлением смотрели на нас люди, когда мы везли из ЦПКиО громадное корневище кувшинки — решили его отварить и попробовать.

         После книги «Лечебница в лесу» к отцу приходило много писем читателей. И это побудило его написать фундаментальную книгу для самого широкого круга любителей природы — «По следам Робинзона», которая была опубликована в 1946 году. Как отмечал отец, человек в лесу оказывается в каком‑то смысле в положении Робинзона на необитаемом острове, поскольку в природе содержится все необходимое для человека — еда, лечебные средства, «напитки», предметы гигиены и парфюмерии…

         Спустя три года вышла в свет книга отца «Путешествия с домашними растениями», она рассказывала о происхождении, особенностях и практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Много лет отец сам занимался комнатными растениями, а свой кабинет превратил в маленький ботанический сад.

Потом было еще много других произведений, посвященных природе… И даже в книге «Пылинки дальних стран», увидевшей свет в 1969 году и рассказывающей о путешествиях в Норвегию, Италию, Францию и Японию, первостепенное внимание он уделял садам и паркам…

Вся творческая жизнь отца проходила на моих глазах. Мы жили в коммунальной квартире в доме № 40 по улице Чайковского. Сейчас я с трудом представляю, как наша семья помещалась в одной комнате. В центре комнаты стоял письменный стол, с одной его стороны работал отец, с другой мать.

Мама хорошо играла на рояле, а отец любил читать стихи. Родители подбирали к полюбившимся стихам музыку, а потом выступали перед гостями. Часто звучали стихи самого Николая Михайловича. Мы с братом с упоением слушали, особенно нам нравились произведения Всеволода Рождественского, который после войны познакомился с отцом и стал бывать у нас. Появились у них и совместные публикации для детей — «Тропинка в лес», «Цветы из сада».

Отец всегда был занят, тем не менее умудрялся выкраивать время на различные семейные мероприятия. Летом он устраивал семейные походы в лес, затем участвовал в создании домашних альбомов с рисунками, стихами, фотографиями. В одном из них, «У озера Тюлень», были наклеены сборы грибов — их срезы, а также высушенные травинки и цветочки. Это было как бы предвестником будущей книги «По следам Робинзона».

В конце 1950‑х годов, когда в семье появились свободные деньги, был собран домашний совет, решавший что купить: автомобиль или дачу? Единогласно решили — машину, чтобы путешествовать, увидеть новые места, ведь Николай Михайлович был бывшим бойскаутом. Сказано — сделано. Но водить автомобиль могли только брат и я. Отцу не позволяло плохое зрение. Мы много поездили. Нередко отец ночевал в машине вместе с нами у какого‑нибудь озера. Счастливое было время!..

В своей последней, несомненно автобиографической, книге «Учитель ботаники, или Разговор с растениями», созданной в 1984 году, отец описывал начинающего педагога, влюбленного в свою профессию и учеников. Впрочем, это отличало его всю жизнь.

https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/vsesoyuznyy-botanik-nikolay-verzilin-otkryval-dlya-detey-mir-rasteniy/  

Статья по теме:

Исполнилось 200 лет со дня рождения Константина Ушинского

Несколько штрихов к биографии Константина Дмитриевича Ушинского, которого еще при жизни называли «первым российским народным педагогом». Он родился 3 марта (по новому стилю) 1823 года в Туле, происходил из обедневшего дворянского рода. Его детство прошло в Черниговской губернии, до гимназии приходилось добираться пешком, путь был неблизкий — четыре версты. Пока шел, любовался красотами русской природы. Впоследствии Ушинский замечал: «Несколько часов среди полей и лесов стоят больше, чем недели за партой».

В 1844 году он окончил юридический факультет Московского университета, ему довелось побывать и чиновником, и журналистом, и преподавателем в различных учебных заведениях. Но все же он решил заниматься педагогикой, считая, что это и его призвание, и величайшее дело в истории.

Ушинский считал, что каждый народ должен иметь свою систему воспитания, которая отражает национальные особенности. Возможность попробовать себя он получил, когда в 1859 году стал инспектором классов в Смольном институте благородных девиц. К тому времени это было очень консервативное и закрытое воспитательное учреждение, отличавшееся едва ли не казарменными порядками. Педагог взял на себя непростой труд по его реформированию.

По составленному и утвержденному им проекту были сокращены сроки обучения и длительность уроков, преобразованы расписание занятий и содержание предметов. К примеру, русский язык стал ­центральным предметом для младшего возраста, им стали заниматься пять раз в неделю. Прежде, как это было принято в дворянских семьях, все внимание уделялось французскому языку.

Инспектор был поражен, насколько плохо 15‑летние воспитанницы Смольного института умеют выражать свои мысли на русском языке. Специально для смолянок Ушинский подготовил и издал хрестоматию для чтения «Детский мир». Она стала первым в России оригинальным, а не переводным, обучающим пособием для развития речи и мышления, из которого вышли все наши современные учебники и хрестоматии по русскому языку и литературе.

Впервые педагог ввел в книги для детей фольклор, ведь прежде в них не было загадок, пословиц, народных сказок. Эстетическое чутье инспектора привело к тому, что выбранные им произведения Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Тургенева до сих пор входят в учебники по чтению.

Когда Ушинский приступал к реформам, он понимал, что успех зависит от учителей, поэтому обновил учительский состав Смольного института. Им были приглашены в штат переводчик и детский писатель Василий Водовозов, историк Михаил Семевский, педагог и детский поэт Лев Модзалевский, педагог, писатель и географ Дмитрий Семенов.

Чтобы выработать общий план действий, инспектор устраивал в своей казенной квартире в Смольном «педагогические четверги». «Мы думали обновить Россию только упорным трудом и светом образования», — вспоминал Дмитрий Семенов. Впоследствии участники этих «четвергов» возглавляли учебные заведения, создавали учебники и методические пособия, работали в педагогических обществах. Словом, стали цветом педагогической мысли в России.

Ушинский добился того, чтобы в старших классах смолянкам, как будущим матерям, стали преподавать гигиену и педагогику. Он считал, что представительницу дворянского сословия надо воспитывать не как «эфемерное создание, вечно отдыхающее на ложе из роз», а как помощницу мужа, воспитательницу своих и чужих детей. В самом Смольном институте Ушинский создал для девочек специальные педагогические классы, где готовили профессиональных учительниц.

Три года работы инспектором в Смольном стали вершиной творческой и административной деятельности Ушинского. Благодаря его работе институт совершенно преобразился. «Смольный точно сказочный русский богатырь после долгой столетней спячки воспрянул духом и хотел наверстать потерянное время. Все, и учителя, и ученицы, казалось, спешили отличиться друг пред другом», — замечал ­Дмитрий Семенов.

В своих преобразованиях инспектор касался и вопросов воспитания. Считал, что им должны заниматься не только классные дамы во главе с начальницей Смольного, но и учителя, которым не следовало ограничиваться только обучением. По предложению Ушинского девочек на каникулы стали отпускать домой (раньше на протяжении всего девятилетнего периода обучения они не покидали стен института). Порядок жизни воспитанниц становился более разумным, естественным и гуманным.

Нетрудно догадаться, что своими независимыми и резкими суждениями Ушинский нажил немало врагов среди служащих Смольного института и его руководства. Начальница института Мария Леонтьева, выбрав удобный момент, пожаловалась на Ушинского и его коллег в вышестоящую инстанцию — ведомство императрицы Марии Федоровны. Обвинения в основном касались личных разговоров в домашней обстановке. Началось расследование, инспектору пришлось покинуть Смольный, вместе с ним уволились многие педагоги. Ушинский был отправлен в почетную командировку за границу, в учебных заведениях с тех пор он больше не работал.

Тем не менее реформы в институте не были свернуты: их продолжил другой инспектор, Константин Тимофеев, они были распространены на все женские институты благородных девиц и на женские гимназии.        

(исп м-лы СМИ;) 

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ» - МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Ярослав Якушин
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».