Гости нашего музея — друзья нашего музея, капитаны I ранга — Валентин Павлович Полтихин и Александр Иванович Лобанов. Они делают всё, чтобы подрастающее поколение с ранних лет знакомилось с атомной отраслью и дальнейший выбор атомной профессии был осознанным и желаемым, и на флоте, и на «гражданке».

«Открытие экспозиции «К-3» — историческое событие. Это финал большой и трудной работы. Большое спасибо всем, кто участвовал в спасении и музеефикации первой советской подводной лодки!

Теперь и у нас в экспозиции «АПЛ К-19» открыта интерактивная экспозиция АПЛ «К-3».

Это и разговор об интеллекте великих людей. 120-летию со дня рождения академика А.П. Александрова, физика-ядерщика Александра Лейпунского и 80-летнему юбилею «Курчатовского института»,  будущему 70-летию Первой в мире АЭС.

А.И.Лобанов -  с 1989 года начальник кафедры Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, готовил новое поколение подводников;

В.П.Полтихин — с 1993 года с.н.с. в 1-м ЦНИИ МО, УЦ ВМФ;

- ветераны подразделений особого риска.

В Кронштадте открыли внутреннюю экспозицию атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол»

См. фотоальбом

26 декабря 2023 года в пространстве Музея военно-морской славы в Кронштадте открылась внутренняя экспозиция атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», являющаяся смысловой и архитектурной доминантой Музея.

Отсеки лодки восстановлены с максимальным приближением к историческому облику – это результат колоссальной работы специалистов, с учетом того, что порядка 70% внутреннего оснащения было утрачено или пострадало от времени настолько, что не подлежало восстановлению, специалистами был проделан колоссальный объем работы. Большая часть утраченного внутреннего оснащения атомохода восполнена подлинными историческими артефактами с других лодок того же или близких проектов, а то, что не удалось найти, воссоздано с максимальным приближением к оригинальному облику.

При участии ветеранов-подводников по всей стране разыскивались элементы оборудования и приборы, которые были бережно отреставрированы и интегрированы в интерьеры отсеков. При этом учитывалась задача приспособления «К-3» к комфортному посещению экскурсионными группами – поэтому интерьеры построены так, чтобы органично вместить и элементы цифровой экспозиции, и стенды для подлинных артефактов.

Экспозиция содержательно отражает ключевые моменты истории проектирования и создания «К-3» – от идеи ядерной установки до навигационных комплексов, испытания которых были основной задачей в походах «Ленинского комсомола». Еще одной важной темой станут технологии на флоте и исчерпывающий рассказ об уникальном комплексе оборудования для обеспечения полярной подводной навигации. Особенное внимание в экспозиции будет уделено «человеческим историям» – физическая и мультимедийная экспозиция расскажут о подвигах экипажей «К-3» и гениях научно-технической мысли, создававших первый советский атомоход.

Многие элементы оборудования лодки посетители смогут рассмотреть максимально близко и в прямом смысле потрогать руками. Так, внутри отсека-донора установлен полномасштабный макет действующей ядерной установки со свободным для изучения доступом – без защитных перегородок и дополнительных инженерных систем.

Интегрированные в макет LED-экраны с видеоконтентом представляют объемную модель разреза ядерного реактора с графическими пояснениями, рассказывающими о ключевых деталях механизма.

С 2020 года проект «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенная судостроительная корпорация» совместно реализуют проект по сохранению первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинским комсомол» в качестве центрального экспоната Музея военно-морской славы.

Постановке АПЛ в Музей предшествовали несколько уникальных транспортных операций и колоссальная работа по ремонту и реставрации корабля. «Медиапалуба» совместно с коллегами из АНО «Остров фортов» подробно освещала все этапы музеефикации подводной лодки.

В III квартале 2021 года АПЛ «К-3» была передислоцирована от Снежногорска (Мурманская область) по морским участкам Баренцева и Белого морей, Беломоро-Балтийскому каналу через Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Неву до акватории Финского залива и отбуксирована на Кронштадтский морской завод. Там она прошла этап подготовительных работ: корпус был заново окрашен, дефектные части заменены.

После была проведена уникальная инженерно-логистическая операция: из Кронштадта «К-3» была транспортирована в Высоцк, где в акватории помещена на погружную баржу «Атлант» и отбуксирована к терминалу порта «Моби Дик» в Кронштадте.

Уже там были произведены работы по разделению прочного корпуса «К-3» на две части для безопасной для города транспортировки лодки по суше.

Далее в течение четырех ночей прошла сухопутная перевозка частей «К-3» по улицам Кронштадта к зданию Музея – никогда ранее такое большое судно сухим путем не перевозилось.

В октябре 2022 года «К-3» прибыла в Музей, где была восстановлена в своем первоначальном виде и установлена в проектное положение на фундаментной плите. На лодке провели завершающие восстановительные работы внешнего облика.

         Ранее «Медиапалуба» публиковала несколько эксклюзивных репортажей про морской и наземный этапы транспортировки атомохода. Все они доступны по тегу: К-3 «Ленинский комсомол».

         С января 2023 года велась подготовка лодки к будущей музеефикации: был восстановлен легкий корпус, воссоздано и установлено историческое оборудование, подъемно-мачтовые устройства – стабилизаторы, винты, рули. Было проведено обследование внутренних помещений, которое показало, что более 70% оснащения лодки было утрачено или пострадало от времени до такой степени, что не подлежит восстановлению. Самое важное и интересное было восстановлено с максимальным приближением к оригинальному облику и интегрировано в интерьеры.

         С августа 2023 года проходили работы по устройству новых конструкций палуб, настилов, выгородок, лестниц и ограждений внутри «К-3» для перемещения по лодке туристических групп, по монтажу внутренних инженерных систем. Далее начался этап реставрации оборудования и восполнения утрат, установки элементов экспозиции и цифровых информационных носителей.

         Читать новость АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» доставлена в Музей военно-морской славы

С этого дня начинается новый этап музеефикации первой отечественной АПЛ.

Подо льдом

         29 декабря 1908 года началось первое в мире подледное плавание, совершенное подводной лодкой «Кефаль» (командир лейтенант Меркушев) в заливе Петра Великого.

К середине декабря 1908 года мороз во Владивостоке дошел до 18-20 градусов по Реомюру (10 R = 1,25 С); бухта Золотой Рог, пролив Босфор Восточный и Амурский залив покрылись сплошным ледяным покровом, выдерживавшим не только отдельных людей, но и целые обозы с поклажей.

Сообщение поддерживалось при помощи ледокола «Надёжный», каждое утро пробивавшего канал к выходу в Уссурийский залив, встречавшего пароходы в море, проводившего их в бухту Золотой Рог и выводившего из нее.

На одном из очередных докладов начальника отряда подводных лодок контр-адмирал Успенский, тогда командующий морскими силами Тихого океана, выразил сомнение в возможности использовать подводные лодки во время зимнего периода.

- По-моему, они не могут действовать, - сказал адмирал. - Их клапана замёрзли, и лодки не могут погружаться. Лишённые парового отопления они станут совершенно необитаемы; батареи аккумуляторов замерзнут, и лодки лишатся электрического тока, необходимого для плавания под водой.

- Простите, Ваше превосходительство, но Вы, вероятно, помните, что на «Фраме» во время известной экспедиции Нансена аккумуляторы промерзали до дна, и все же электрическое освещение действовало без перерывов, - возразил капитан 2 ранга Магнус. - Конечно, на подводных лодках будет холодно и сыро, так как имеющиеся электрические грелки не справятся с сибирскими морозами и, кроме того, из-за слишком большого потребления ими тока и недостаточной ёмкости батарей грелками вряд ли придется пользоваться, ибо это поведёт к значительному уменьшению района плавания и может лишить лодки всякого боевого значения. Я думаю, что при надлежащем зимнем обмундировании личного состава он не будет слишком страдать от холода и сможет исполнять свои обязанности. Что же касается замерзания самих аккумуляторов, докладываю, что это невозможно, ибо они находятся в трюме лодок, а температура воды всегда выше температуры наружного воздуха.

- Всё это так, - ответил адмирал, - но я полагаю, что следовало бы произвести опыт зимнего плавания подводных лодок.

- Как прикажете, Ваше превосходительство!

- Есть у нас подводная лодка, которой можно было бы поручить это дело?

- Да, конечно, ещё не все лодки разобраны на составные части.

- Так вот, выясните, кому поручить испытания, и я отдам приказ о начале кампании на неделю. Всего хорошего!

Вернувшись на «Ксению», начальник отряда капитан 2 ранга Магнус вызвал командира подводной лодки «Кефаль». Это была лодка постройки 1905 года водоизмещением 153/189 тонн, глубиной погружения 12 фут с двумя бензиномоторами по 120 сил, двумя электромоторами по б5 сил, скоростью 8/4,5 узла, высотой от верхушки перископа до киля 29 фут.

- Адмирал желает произвести опыт зимнего плавания. Можете ли Вы завтра начать кампанию на неделю?

- Так точно! «Кефаль» в полной исправности!

- Отлично, я сейчас доложу адмиралу. Вам ничего не нужно?

- Нет, только надо попросить о присылке ледокола, без него не выйти.

- Ну, это само собой разумеется, своими силами Вам не выбраться отсюда, - заметил начальник отряда.

- Где прикажете стать?

- Я видел, что у «Тобола» по левому борту всегда имеется полынья, хорошо бы стать к нему!

- Есть!

На следующее утро «Кефаль» подняла вымпел и начала кампанию. Все радиаторы и трубы парового отопления были выгружены на базу, и лодка приготовилась к походу.

В два часа дня ледокол «Надёжный», с грохотом ломая толстый лед, подошёл к стоянке отряда. «Кефаль» отдала швартовы и дала ход бензиномоторами. Сейчас же выяснилось, что идти под двигателями внутреннего сгорания совершенно невозможно, так как лопасти винтов задевали за толстые льдины и можно было опасаться скручивания коленчатых валов. Пришлось перейти на электромоторы. При ударе винтов о лед максимальные рубильники на электрической станции поминутно. выключались, электромоторы останавливались, и снова надо было давать ход.

Слабая надстройка лодки не только не позволяла прокладывать себе дорогу, но приходилось зорко следить, чтобы корпус «Кефали» не был сжат льдинами, и своевременно звать на помощь ледокол.

Вследствие всех этих причин переход каких-нибудь 300 - 400 саженей (1 сажень = 2,1336 м) от «Ксении» до «Тобола» продолжался до вечера, и батарея аккумуляторов оказалась сильно разряженной.

По зарядке батареи команда ушла на базу, на лодке осталось только вахтенное отделение. Несмотря на 18-градусный (по Реомюру) мороз температура внутри лодки держалась +12 - +14 R, так как горячая вода, оставшаяся в цилиндрах бензиномоторов, выделяла достаточно тепла, иначе говоря, горячие машины служили как бы печью для подводной лодки.

На следующее утро в присутствии начальника отряда «Кефаль» приступила к пробному погружению у борта «Тобола», причём, замечалось время, необходимое для оттаивания того или другого клапана, сальника, перископа и т.п. Время проходило совершенно незаметно.

- Скоро двенадцать часов, - сказал капитан 2 ранга Магнус. - Всплывайте!

Продули среднюю цистерну, лодка пошла вверх, но вдруг раздалось какое-то царапание, сильный толчок - и «Кефаль» остановилась.

- Что случилось? - спросил начальник отряда у командира, смотревшего в иллюминаторы рубки.

- Лодка находится под транспортом, стойки поручней зацепились за боковой киль «Тобола». Люди, стоявшие на концах, вероятно, держали их туго и незаметно для себя подтянули лодку под днище, а может быть, нас поднесло туда течением. Сейчас наполним среднюю цистерну, положим право на борт и дадим ход вперёд, а потом начнём всплывать на свободной воде.

Так и сделали. «Кефаль» под перископом врезалась в сплошной лёд и поднялась на поверхность.

К концу недели, когда все вопросы, связанные с зимним погружением были выяснены, решено было попробовать совершить плавание подо льдом. В тихое, ясное морозное утро, вступив в кильватер портовому буксиру, «Кефаль» пошла каналом, пробитым ледоколом «Надёжный», в пролив Босфор Восточный.

Солнце весело сверкало с высоты тёмно-синего неба, по которому лениво плыли легкие облачка, временами принимавшие очертания каких-то фантастических городов. Лёгкая дымка вставала над городом. Погрузившись в полынье, командир дал ход и ушёл под лёд, взяв курс на темневший вдали остров Скрыплев. Яркое солнце пронизывало толщу сплошного льда, покрывавшего пролив Босфор Восточный от берега до берега. Подо льдом было настолько светло, что можно было видеть не только оконечности лодки, но и много дальше, чем летом. В перископ была отлично видна переливавшаяся алмазами гладкая нижняя поверхность ледяного поля. Целый час «Кефаль» шла подо льдом, ничем не выдавая своего присутствия, нервируя находившихся на конвоире людей, не знавших, что делать, как быть, где искать подводную лодку. Она прошла бы ещё дальше, если бы из машины не закричали, что в глушителе показалась вода и надо всплывать. Пробив лед и подняв его на себя, «Кефаль» поднялась на поверхность.

Выйти наверх оказалось не так-то просто - сломанные льдины придавили крышку люка, и чтобы её поднять, потребовались усилия нескольких человек.

Откачав принятую для погружения воду, дали ход электромоторами и, вступив в кильватер конвоиру, пошли на свое место к транспорту «Ксения». Первый как в России, так и за границей опыт плавания под сплошным ледяным покровом прошёл благополучно.

Автор рассказа - В.А.Меркушев (1884-1940), капитан 1 ранга, офицер подводного плавания Российского Императорского Флота.

«Подводник России», информационно-исторический альманах Союза подводников России 

«Океанский призрак»

https://rg.ru/articles/leipunskiy/        

            7 декабря исполнилось 120 лет со дня рождения знаменитого советского физика-ядерщика Александра Лейпунского (1903–1972). Учёный приехал в будущий Обнинск в 1949 году. Тогда это был сверхсекретный маленький городок. С того времени и до конца своих дней он — научный руководитель Физико-энергетического института (ФЭИ). 7 декабря, в Обнинске торжественно открыли памятник выдающемуся советскому учёному.

Александр Лейпунский прославился ещё до войны. В 1930-е годы он вторым в мире расщепил ядро лития на ускорителе. Именно ему принадлежит мировое первенство в разработке реакторов на быстрых нейтронах. Этого достаточно, чтобы навсегда войти в историю мировой науки. Недаром его назвали «фундатором», то есть основателем.

Самое главное, что сделал Александр Ильич в своей жизни как учёный, – придумал реакторы на быстрых нейтронах. Эксперты-атомщики сходятся во мнении, что будущее мировой энергетики принадлежит им. Если объяснять на пальцах, особенность реактора на быстрых нейтронах вот в чём: в него закладывают топливо, получают энергию и... ещё больше топлива! Поэтому такие реакторы называют размножителями.

В нашей стране идеи Лейпунского воплотились в промышленном масштабе. Сейчас на Белоярской атомной электростанции работают быстрые реакторы БН-600 (1980 г.) и БН-800 (2016 г.). Американцы, французы и японцы дальше прототипов шагнуть не смогли. Быстрые реакторы — чуть ли не единственное направление в науке и технологиях, в котором Россия является мировым лидером. Основы же первенства заложил Лейпунский.

Быстрый реактор сложен. Обычные тепловые реакторы Лейпунский иронично называл «самоварами», они ему были неинтересны.

Уже в 1955-м в обнинской лаборатории «В» (в 1961 году её переименовали в ФЭИ) построили первый в Европе опытный реактор на быстрых нейтронах с нулевой мощностью (БР-1). Чтобы он работал, было нужно 12 кг плутония — роскошь неслыханная, это, в принципе, две атомные бомбы! Проще было предоставить 12 тонн золота, но всесильный министр среднего машиностроения (атомной промышленности) Ефим Славский распорядился удовлетворить просьбу Лейпунского, он тому благоволил.

Первый в мире промышленный реактор на быстрых нейтронах БН-350 запустили в Казахстане в конце 1972-го, через несколько месяцев после смерти Александра Ильича. Эту установку уже вывели из эксплуатации.

«Он сделал сказку былью», — говорили о нём. Однако звезду Героя социалистического труда Лейпунский получил вовсе не за энергетические реакторы.

Убийцы ракетоносцев

         В 1955-м американцы сделали первую в мире атомную подводную лодку «Наутилус». Через три года СССР ответил своей атомной лодкой К-3 «Ленинский комсомол».

         Главной задачей лаборатории «В» стала разработка лодочных реакторов (их тогда называли транспортными). Руководил научными работами Лейпунский. Он и настоял на принципиально иной схеме реакторов для подводных лодок со свинцово-висмутовым теплоносителем. Такая силовая установка позволила новой лодке К-27 уже в первом походе в 1963 году побить мировые рекорды по дальности подводного плавания и скорости. Вот за это Лейпунского и наградили звездой Героя социалистического труда.

Новые дороги гладкими не бывают. В мае 1968-го на реакторе лодки К-27 случилась тяжёлая авария. Последствия были кошмарными. Девять человек погибли от острой лучевой болезни. Лодка навсегда вышла из строя. Её затем затопили в Карском море. Лейпунский срочно прилетел на базу Северного флота и лично руководил работами по ликвидации последствий, «схватив» очередную дозу облучения.

         В чём были причины аварии? Специалисты сходятся во мнении, что это было сочетание человеческого фактора и конструкционных недостатков. Высшее руководство страны стало смотреть на Лейпунского косо. Известны слова Дмитрия Устинова, руководившего в те годы военно-промышленным комплексом СССР: «Мы на Александра Ильича чуть ли не молились, а он обманул наши ожидания».

Лейпунский учёл ошибки. Получился шедевр корабельного искусства. Лодки проекта «705» — единственные в мире серийные атомные корабли с жидкометаллическим теплоносителем. Они получили красивые титулы «убийц ракетоносцев», «океанских призраков» стали головной болью американских моряков.

         Таких подводных кораблей построили всего шесть, но этого оказалось достаточно, чтобы держать потенциального противника в постоянном напряжении. Лодки «705» обладали уникальными способностями — их скорость и манёвренность позволяли уходить от торпед. За 20 лет, пока эти корабли стояли на вооружении, на них никто не погиб!

Ядерное небо

         Исторический девиз немецкой фирмы «Мерседес»: «В небесах, на земле и на море» вполне мог стать и девизом жизни Лейпунского. Учёный разработал не только энергетические реакторы и лодочные силовые установки, он поднял реакторы за облака и выше — в космос.

         В 50-е годы одновременно в США и России разрабатывались бомбардировщики с ядерными реакторами. Перспектива была заманчивой — самолет мог находиться в воздухе сколь угодно долго, его возможности ограничивались только усталостью экипажа. В СССР для этой цели модернизировали самолёт ТУ-95. Расчет реакторной установки для него выполнил Александр Лейпунский. Но на этом дело остановилось. Проект оказался слишком дорогим, советская экономика его не потянула. «Эти работы потребуют такого же размаха, как это было при создании атомного оружия», — писал учёный.

         Американцы, кстати, тоже остановили работы по атомному самолёту. Такая «игрушка» оказалась им не по карману. И получилось, что догонять стало некого, а самим идти вперёд — слишком дорого и опасно. В сухом же остатке следующее: Лейпунский доказал, что атомный самолёт возможен.

         Судьба же космических аппаратов с ядерными реакторами оказалась более счастливой. В 1970-1980-е годы их было запущено более 30. А разработки начались еще в 1950-е годы под руководством Лейпунского. Благодаря его гениальным предложениям СССР стал мировым лидером в ядерной космонавтике.

Это были уникальные спутники-разведчики — они следили за американскими боевыми кораблями. У американцев был запущен в космос всего один подобный аппарат.

         Александр Лейпунский умер от третьего инфаркта. Первый с ним случился ещё в 1955-м, после радиационной аварии в лаборатории «В». Всю ответственность за неё он взял на себя. Работал учёный на износ. Ему как-то сказали, что он неважно выглядит, а он ответил: «Меня с этой работы вынесут ногами вперед...» Так и произошло.

Алексей Собачкин

         Ученый — физик с мировой известностью, инициатор создания в нашей стране реакторов на быстрых нейтронах и ядерных установок этого типа для подводного флота и космоса, Александр Ильич Лейпунский был равновелик масштабом своей личности первым фигурам в Атомном проекте СССР. Но при жизни в силу разных причин оставался в их тени. А то, что было сделано и начато при нем, стало проявляться, плодоносить и пробивать дорогу через много лет после его неожиданного ухода. Образно и лаконично сказал об этом академик Юлий Харитон: одни люди выращивают цветы, а Лейпунский сажал деревья. И ему не довелось увидеть «их могучий поздний возраст».

«Он дал стране технологию не менее мощную, чем бомба, но уже созидательную — ​реактор на быстрых нейтронах», — ​говорил академик РАН Анатолий Зродников об Александре Лейпунском, чье имя с 1996 года носит Физико-энергетический институт (ФЭИ) в Обнинске.

         В начале декабря, когда Обнинск праздновал 120-летие идеолога быстрых реакторов Александра Ильича Лейпунского, ФЭИ открыл перед своей проходной замечательный монумент легендарному АИЛу — в бронзе и граните. Но главный памятник великому ученому все же в другом: его научное наследие не просто востребовано — оно на передовой атомной науки и техники. Быстрая тематика — главная научная платформа ФЭИ, с ней Россия уверенно лидирует в мире.
         К слову, совсем недавно, в ноябре этого года, в ходе общественных слушаний было одобрено строительство энергоблока БН-1200 на Белоярской АЭС. Большое дело!

         Сегодня линейка промышленных и исследовательских быстрых реакторов очень широка, и ФЭИ — научный руководитель этого большого направления.
Опыт эксплуатации и БН-350, и последующих реакторов доказал, что они отвечают всем требованиям по безопасности и могут быть экономически эффективны. В 1978 году введен в эксплуатацию БН-600, в 2015-м — БН-800. Они работают надежно, без аварий, технология отработана. И мы делаем следующий шаг — энергетический реактор большой мощности БН-1200М.

         Это модернизированный реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем мощностью 1200 МВт. К первым реакторным установкам, которые у нас разрабатывались, не предъявлялось жестких требований по металлоемкости и объемам капитальных затрат. А это очень важная характеристика при конкуренции на внутреннем и внешних рынках. Сейчас же совместными усилиями с главным конструктором «ОКБМ Африкантов» удалось существенно сократить массогабаритные и стоимостные характеристики реакторной установки по сравнению с первоначальным проектом БН-1200.

         Но главное наше преимущество все же в другом. Без быстрых реакторов невозможно замыкание ядерного топливного цикла, направленного на переработку отработанного ядерного топлива и последующего использования регенерированных ядерных материалов. Основные идеи процесса уже успешно опробованы на БН-800, и теперь мы говорим о промышленном замыкании топливного цикла на базе БН-1200М.

         К 70-летию Первой в мире АЭС будет закончен  музейный комплекса на закрытой территории ФЭИ.

В планах — атомный музей на открытой территории, куда свободно можно будет прийти каждому желающему.

Все это делается во многом для того, чтобы подрастающее поколение с ранних лет знакомилось с атомной отраслью и дальнейший выбор атомной профессии был осознанным и желаемым. И, конечно, мы активно участвуем в создании Мирового центра атомного образования «Обнинск-Тех». В его состав войдут наши научно-образовательные лаборатории: без современной научной экспериментальной базы невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста.

PS

         Внутренняя экспозиция «родоначальницы» отечественного атомного подводного флота — легендарной К-3 «Ленинский комсомол» теперь доступна для посетителей. Торжественное открытие состоялось 26 декабря 2023 года. В церемонии приняли участие: заместитель Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Вадим Леонтьев, Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации Владимир Касатонов, Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу и член первого экипажа АПЛ «К-3», капитан 1 ранга, профессор Юрий Баленко. Символическому перерезанию красной ленты и первой экскурсии по экспозиции «К-3» предшествовало еще одно знаменательное событие: Михаил Ковальчук и Ксения Шойгу торжественно открыли монумент, посвященный академику Анатолию Петровичу Александрову — научному руководителю проекта создания первого отечественного атомохода, который лично курировал весь процесс создания лодки — от задумки до реализации и которого сами моряки называли «отцом советского атомного флота». Установка арт-объекта — совместная инициатива Министерства обороны Российской Федерации, национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и проекта «Остров фортов» в рамках реализации указа Президента России Владимира Путина о проведении мероприятий, приуроченных к отмечаемым в этом году: 120-летию со дня рождения академика А.П. Александрова и 80-летнему юбилею «Курчатовского института».

         Как отметил в ходе церемонии Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, подводная лодка представляет собой сублимацию интеллекта великих людей. "По решению президента России Владимира Путина был придуман этот проект. Проект, который является гордостью нашего российского флота. Это единственная в мире лодка, которая находится в музее, в здании. Больше такого нет. Когда мы осмотрели внутри подводную лодку, мы убедились, что внутри практически все сохранено. Мы теперь имеем представление, что из себя представляет наша гордость К-3", - прокомментировал событие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации Владимир Касатонов в ходе выступления отметил, что АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» является достижением всех страны. В этой связи он предложил вспомнить всех тех, кто руководил проектом разработки, проектирования и строительства легендарного корабля. «Открытие экспозиции «К-3» — историческое событие. Это финал большой и трудной работы. Большое спасибо всем, кто участвовал в спасении и музеефикации первой советской подводной лодки! Отдельные слова признательности Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, который своим поручением о создании туристско-рекреационного кластера в Кронштадте открыл возможность для реализации этой масштабной инициативы. Легенда флота совершила 14 походов, прошла более 128 тысяч морских миль, впервые в истории всплыла во льдах Северного полюса. Теперь «К-3» продолжит служить Родине в новом качестве — в качестве памятника отечественной науке, инженерной мысли, профессионализму судостроителей и героизму моряков-подводников. Иммерсивная экспозиция рассказывает об истории создания атомохода, об устройстве, оборудовании, технических и технологических решениях и инновациях своего времени, реализованных на «К-3», о принципах работы атомной энергетической установки, о службе «К-3» в составе флота, о боевой работе и быте моряков-подводников и других интересных аспектах.

         Органично встроенные в интерьеры мультимедийные носители, монофоны и проекции с интерактивными сценариями, а также анимации делают знакомство с атомным подводным флотом максимально комфортным и увлекательным для посетителей всех возрастов», – прокомментировала руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера Ксения Шойгу. Создание экспозиции «К-3» стало серьёзным вызовом, с учетом того, что порядка 70% внутреннего оснащения было утрачено или пострадало от времени настолько, что не подлежало восстановлению. Более пяти месяцев заняла реставрация интерьеров и уцелевшего оборудования, замещение, и воссоздание утраченных приборов и деталей внутреннего оснащения, адаптация пространства для перемещения экскурсионных групп. Работы велись фактически круглосуточно командой порядка 120 человек. Большой вклад внесли неравнодушные ветераны-подводники, которые помогали с поиском приборов и оригинальных вещей для оформления внутренних пространств «К-3». Экспозиция содержательно отражает ключевые моменты истории проектирования и создания «К-3» – от идеи ядерной установки до навигационных комплексов, испытания которых были основной задачей в походах «Ленинского комсомола». Еще одна важная тема о которой узнают посетители атомохода – технологии на флоте и история создания уникального комплекса оборудования для обеспечения полярной подводной навигации. Особенное внимание будет уделено «человеческим историям» – физическая и мультимедийная экспозиция расскажут о подвигах экипажей «К-3». За время боевой службы атомохода 10 членов его экипажа получили звание Героев Советского Союза, 13 стали кавалерами Ордена Ленина, 60 были награждены Орденом Красной Звезды. В сотрудничестве с ветеранами-подводниками и представителями общественных организацией, в частности, с «Обществом ветеранов 3 дивизии атомных подводных лодок Краснознаменного флота», был собран уникальный архив для интеграции в физическую и цифровую экспозицию.

         Об устройстве быта подводников на лодке, главных вызовах и подвигах экипажей расскажут ранее неизвестные широкой публике фотографии, иллюстрации, письма подводников и исторические документы. «Я как никогда сегодня счастлив участвовать в этом замечательном событии! Такой красивой и роскошной моя подводная лодка, родной корабль, выглядит впервые. Благодарю всех, кто занимался его спасением и восстановлением, чтобы К-3 обрела новую жизнь в Кронштадте. Я уверен, что в этом прекрасном статусе центрального экспоната лодка будет служить долгие годы, а ее экспозиция увлечет подрастающее поколение и молодежь, откроет им новые знания о флоте, а кого-то – побудит посвятить свою жизнь подводному флоту», – отметил капитан первого ранга, один из первых командиров групп дистанционного управления атомного реактора К-3, профессор, кандидат наук ВУНЦ ВМФ Юрий Баленко. Через ключевые персоналии – истории гениев научной мысли, благодаря которым стало возможным создание «Ленинского комсомола» – в экспозиции будут интерактивно отражены разные периоды истории лодки, от разработки самого проекта до боевой службы. Посетителей ждет увлекательный рассказ о труде главного конструктора Владимира Перегудова, проектировщиков атомной энергетической установки Анатолия Александрова и Николая Доллежаля, первых командиров лодки — героев Советского Союза Льва Жильцова, Леонида Осипенко и других выдающихся деятелей, чья судьба неразрывно связана с «К-3».

         Многие элементы оборудования лодки посетители смогут рассмотреть максимально близко и в прямом смысле потрогать руками. Так, внутри отсека-донора установлен полномасштабный макет действующей ядерной установки со свободным для изучения доступом – без защитных перегородок и дополнительных инженерных систем. Интегрированные в макет LED-экраны с видеоконтентом представляют объемную модель разреза ядерного реактора с графическими пояснениями, рассказывающими о ключевых деталях механизма. В каждый из девяти отсеков лодки в пространства экспозиции органично интегрированы мониторы, монофоны и проекции с интерактивными сценариями, анимациями, наглядно показывающими принципы работы различных приборов и установок.

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».