В нашем прекрасном городе Перми есть даже улицы Бульвар Гагарина, шоссе Космонавтов, улицы Леонова и Беляева. Именно это говорит о тесной связи Прикамья и покорителей космоса.

Все, кто прилетает в столицу Прикамья, из аэропорта Большого Савино добираются до Перми по шоссе Космонавтов. Его название связано с одним из самых драматичных полетов в истории отечественной космонавтики, который удивительным образом все же завершился благополучно... в морозной прикамской тайге. Речь о легендарном полете на корабле «Восход-2» экипажа Павла Беляева и Алексея Леонова в марте 1965 года. Тогда человек впервые вышел в открытый космос: 18 марта это сделал Леонов, который пробыл в безвоздушном пространстве 12 минут и 9 секунд.

Сам полет ознаменовался целым рядом нештатных ситуаций, из-за которых экипаж несколько раз оказывался на грани гибели. Одна из них произошла во время возвращения Леонова в корабль после выхода в открытый космос. Из-за сильно раздувшегося скафандра он не мог протиснуться в люк шлюза. Нарушая инструкции, космонавт стравил кислород и смог вернуться в «Восход-2» головой вперед (хотя это следовало сделать ногами вперед).

На этом неприятности экипажа не закончились. По словам Леонова, всего во время полета случилось семь нештатных ситуаций, из которых три-четыре были потенциально смертельными. Серьезные проблемы возникли при возвращении на Землю: у космического судна отказала автоматическая система ориентации, и его пришлось сажать вручную. С чем блестяще справился Павел Беляев (и тоже сделал это впервые в истории космонавтики!).

Как позже вспоминал Алексей Леонов, их экипаж осознанно выбрал район посадки в уральской тайге – в 150 километрах от Соликамска. Космонавты руководствовались соображениями безопасности: чтобы при посадке ничего не разрушить и никому не навредить. В итоге в полдень 19 марта они приземлились в глухой и морозной тайге в Усольском районе (в 180 километрах к северу от Перми). Место посадки Леонова и Беляева прикамские вертолетчики обнаружили достаточно быстро – через четыре часа. И уже утром 20 марта к ним сумели пробраться первые спасатели. Однако эвакуировать будущих почетных жителей Перми из морозного леса удалось только 21 марта. На вертолете их доставили в столицу Прикамья, где героев встречали толпы людей. Вскоре дорогу, по которой космонавтов везли в аэропорт Большое Савино, назвали шоссе Космонавтов.

Но Беляев с Леоновым были отнюдь не первыми космонавтами, приземлившимися в Прикамье. Ровно четырьмя годами ранее – только уже на юге региона – разыскивали капсулу с собачкой Звездочкой. 25 марта 1961 года она совершила полет на космическом корабле «Восток-3КА-2», который длился 106 минут. Вместе с ней на борту находился манекен «Иван Иванович» с зашитой капсулой человеческой крови. Как и многие другие четвероногие космонавты, Звездочка была дворняжкой, найденной на улице. Сначала ее звали Удачей и, по одной из версий, новую кличку ей придумал сам Юрий Гагарин.

Так вышло, что среди уроженцев Прикамья нет космонавтов. Но все-таки судьба одного из них тесно связана с Пермью. В 1957 году Виктор Савиных после школы приехал из родной Кировской области в город на Каме, чтобы поступить в техникум железнодорожного транспорта. Годы учебы в нем он всегда вспоминает с удовольствием. Именно в Перми Виктор Савиных познакомился со своей будущей женой. Как ни странно, но вполне земная профессия «путеец-техник», полученная в Перми, в итоге привела его в космос.

Биография Виктора Савиных, которому 7 марта исполнилось 82 года, наглядно подтверждает, что «дорога в космос начинается на земле». Именно такой слоган написан на стеле, установленной на шоссе Космонавтов в Перми в честь легендарного полета Беляева и Леонова. Но этот памятник еще и дань уважения труду нескольких поколений пермских моторостроителей, без которых сложно представить отечественную аэрокосмическую отрасль.

12 марта 1958 года в столице Прикамья создали спецпроизводство по изготовлению жидкостных ракетных двигателей на моторостроительном заводе № 19 им. Сталина. Уже в следующем году после успешных испытаний здесь наладили серийный выпуск жидкостных ракетных двигателей РД-214 ракеты Р-12 и ракеты-носителя «Космос».

В 1962 году на предприятии начали подготовку к изготовлению более мощного двигателя – РД-253. Именно эти двигатели, которые на пермском предприятии (в 1964 году стало называться «второе производство») выпускали почти четверть века, устанавливали на первую ступень ракеты-носителя «Протон». На рубеже 90-х его модифицировали и создали РД-275, тем самым значительно увеличив возможности РН «Протон».

Сегодня преемник «второго производства» – «Протон-ПМ» – продолжает традиции пермских моторостроителей и считается одним из ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России. 

Кроме Протона-ПМ, большой вклад в освоении космоса вносит  НПО «Искра», пермский завод «Машиностроитель» ведется разработка, производство, реализация и модернизация отечественной ракетно–космической техники. 

Поздравляем с профессиональным праздником всех тех мужественных и верных долгу людей, чья повседневная работа связана с небом, авиацией и космонавтикой. 

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Рома Уткин — военкор, старпом клуба гл. редактора «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».