На минувшей неделе, 25 октября 2023г., в рамках проекта Очерской библиотеки при поддержке Министерства культуры Прикамья "ВРЕМЯ ГЕРОЕВ" нашу школу №135 посетил В.П. Полтихин.

Наш учитель Куляпин Александр Сергеевич готовил материал на региональный конкурс для педагогических работников «УРОК МИРА».

На «Урок мира» и мужества он пригласил и  пермского жуоналиста, члена союза журналистов, писателей России - Максима Шардакова, который читал ребятам из 8 и 9 классов свой рассказ "РАЗНЫЕ ПОРУКИ" о замечательном педагоге Г.П. Сологубе, порассуждали с ними о героях прошлого и настоящего. Прекрасная аудитория! Гости выразили огромное спасибо директору школы Алексею Сергеевичу Куляпину, а также замечательным учителям Александру Куляпину, Елене Рябовой и Татьяне Мещеряковой, которые считают патриотическое воспитание подрастающего поколения важнейшим делом на педагогическом поприще.

Почетным гостем на «Уроке МИРА» и мужества был  ветеран подводного флота России Валентин Павлович Полтихин, ребята воочию увидели настоящего героя, так много сделавшего для нашей Родины, для сохранения мира на земле. Подробнее о встрече с В.П. Полтихиным  Максим Шардаков написал на страницах Краевой газеты «ЗВЕЗДА».

См. фотоальбом

Наш земляк - на Главном параде ВМФ

         Валентин Павлович рассказал о себе, о службе на морском флоте. Особенно «врезался» в память — эмоциональный рассказ о 30 июля в Санкт-Петербурге, где по  по традиции с размахом празднуется День Военно-Морского флота России. Ветеран флота подарил свою книгу нашему музею.

         В этот день в городе на Неве проходит Главный Военно-Морской парад.
Второй раз принял участие в параде и уроженец Очера Валентин Павлович Полтихин, ветеран ВМФ, капитан первого ранга в отставке. Службе на флоте уважаемый земляк отдал 34 года, а всего выслуги у него - 47 лет.
Как выразился в разговоре с автором строк: « если б сказали идти снова на флот, не раздумывая, отправился … Море навек поселилось в сердце моём…».

         Выпускник первой средней школы Валентин Полтихин в 1970 году поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище. Тогда профессия военного была очень популярна и среди очерской молодежи. Чуть ли не классами парни устремлялись в военные училища, кто в популярные пермские ВКИУ, либо ВАТУ, грезившие о морских походах и службе на кораблях – в мореходные, нахимовское.

         Выпускник провинциальной школы, каким был В. Полтихин, оказался в числе счастливчиков, кому повезло стать студентом престижного военно-морского вуза в Питере. Судьба складывалась весьма успешно и после учебы: служил на подводных атомных крейсерах Тихоокеанского флота, прошел путь от командира турбинной группы, служил также командирами дивизиона живучести и электромеханической боевой части ракетного подводного крейсера стратегического назначения.

         После службы на действующем флоте преподавал в течение двух десятилетий в учебном Центре ВМФ экипажам современных атомных подводных лодок. Написал диссертацию, успешно защитился, став кандидатом технических наук.

         О своей службе на флоте Валентин Павлович написал и издал книгу «Мой экипаж, моя юность, моя память…». В 600- страничном издании собраны воспоминания товарищей, сослуживцев, личные воспоминания автора о боевых друзьях и командирах, много фотографий, немало отведено страниц и забавным, курьезным случаям – эти главы особенно пронизаны чувством юмора, читаются и воспринимаются легко даже непосвященными в морскую стихию. Экземпляры книг автор подарил очерским музею и библиотеке. С дарственной надписью «от сына, с любовью…» - маме, ныне составляющей ряды долгожителей Очера.

         Сегодня В.П.Полтихин активно занимается общественной и государственной работой – заместитель председателя комитета клуба моряков-подводников, что в С.Петербурге. Проводит патриотическое воспитание с молодежью, курирует социальные вопросы семей подводников, которые устраняли аварии на подлодках (в РФ их 32 тыс. человек!), совершает поездки в части ВМФ с целью вручения ведомственных наград служащим, ветеранам флота.
         Недавно в команде ветеранов подводного флота участвовал в автопробеге на Северный флот. В поездке, кстати, участвовали и два его сына.

         В.П.Полтихин приглашен к участию в Главном военно-морском параде 30 июля, к которому усиленно готовились и ветераны подводного флота…

В лице уважаемого морского офицера Валентина Павловича Полтихина, известного земляка, морского офицера, поздравляем всех причастных к Военно-морскому флоту, службе на море.

         Далее Максим Шардаков познакомил нас с своей новой книгой. Зачитал небольшой отрывок из книги.

Герою Советского Союза из Прикамья, сказавшему: «В бой идут одни старики!» – 100 лет

         В марте 1945-го заместитель командира авиаполка, Герой Советского Союза Игорь Шардаков, уроженец Оханска, выросший в Очёре, должен был отправиться на учебу в военно-воздушную академию.

Перед отъездом он давал прощальный ужин для боевых друзей, который неожиданно был прерван приказом командования о срочном вылете на боевое задание. Поручили его молодому летчику, только-только окончившему училище, – «желторотику», как их называли в полку.

Узнав об этом, Игорь снял парадный китель, повесил его на спинку стула и сказал: «Задание опасное, рано еще ему такие поручать. Слушай мой последний приказ: пацанов не брать! В бой идут одни «старики»! С этой фразой Шардаков повел эскадрилью в бой и в небе над Германией в скоротечной схватке сбил свой двадцать седьмой по счету фашистский самолет. Сбил и только после этого поехал учиться…

А когда спустя три десятка лет создатели фильма про советских летчиков в Великую Отечественную ломали головы, придумывая ему название, Виталий Иванович Попков (прототип Маэстро – капитана Титаренко) вспомнил крылатую фразу своего бывшего однополчанина. Режиссер Леонид Быков пришел в восторг: так на афишах появилось нетленное и вечное, как музыка, – «В бой идут одни «старики».

Кстати, образы персонажей ленты по большей части были собирательными: ведь хороших летчиков было много, поэтому кто-то подарил своему персонажу внешность, другой – характер, третий – боевые эпизоды летной жизни. Так и Игорь Шардаков – это не только Скворцов, его черты угадываются в других героях, в том числе и самого Маэстро.

Дело в том, что в 1943 году, когда происходит действие фильма, Попков был еще по сути тем самым «желторотиком», а Шардаков – уже давно признанным асом, заместителем командира эскадрильи, с двумя десятками только официально подтвержденных сбитых немецких самолетов на личном счету. Причем признанным не только среди своих, но и чужих: в воздушных боях Шардаков уничтожил нескольких гитлеровских стервятников из числа элиты люфтваффе, любимчиков Геринга и даже самого Гитлера.

Враги узнавали его в небе по лётному почерку и всячески старались уклониться от дуэли со знаменитым русским пилотом. Ибо себе дороже, потому что за всю войну Игорь Шардаков не проиграл ни одной воздушной схватки и ни разу не был сбит.

В Голливуде, безусловно, про Шардакова уже давно бы сняли блокбастер вроде «Перл-Харбора». И за право сыграть нашего земляка в кровь бы дрались Ди Каприо, Брэд Питт и даже чернокожий Уилл Смит! Ведь таких героев-летчиков, как Игорь Александрович, в США не было и нет. Поэтому им, бедным, постоянно приходится пользоваться натяжками, высасывая сюжеты из пальца, оттеняя правду спецэффектами и компьютерными прибамбасами.

А военной биографии Шардакова хватило бы на всех американских асов вместе взятых и несколько широкоформатных фильмов. Но, как бы ни старались голливудские оскароносцы, все равно такого шедевра, как у Быкова, у них бы никогда не получилось.

По легенде, листая альбом с фотографиями летчиков полка, Леонид Быков увидел снимок Игоря и воскликнул: «О! Да это ж голливудская фактура! Может, снимем его в главной роли?» Эх, случись съемки лет на 10-15 пораньше, вполне возможно, что мы до сих пор восхищались бы им не только как героем, но и как знаменитым актером наряду с Папановым и Лавровым, Юматовым и Кадочниковым.

А почему нет? Личностью Игорь Александрович был творческой и разносторонней – отлично пел и играл на гитаре, писал недурные стихи и проникновенную прозу. Он мог стать знаменитым художником, как его земляк-однофамилец Павел Федорович Шардаков из Оханска. Поэтому его школьные учителя искренне сожалели, когда Игорь вместо Парнаса выбрал небо.

В начале 70-х, когда шла работа над фильмом, Игорю Александровичу было уже за пятьдесят, и он, конечно, не выглядел тем молодым красавцем, как на фото во фронтовом альбоме – те, кто прошел войну, увы, рано постарели. Поэтому роль Скворцова сыграл Владимир Талашко, мужественный и характерный актер с волевым лицом. Вернее, он когда-то был таким…

Был да спёкся… В 2015 году в самый разгар атаки нацбатов на Донбасс Талашко в образе постаревшего Скворцова сыграл в украинском видеоролике, где… благословлял своего внука идти на восток – убивать защитников ДНР и ЛНР, мирных жителей – женщин, стариков, детей.

Ну, хоть бы форму советского летчика снял и бандеровский мундирчик напялил для такой гнусности! Слава богу, не дожил до этого позорища Игорь Шардаков. Когда он дрался с фашистами в небе над Украиной, то в страшном сне не мог представить, что в 21 веке их кровавые приспешники станут называться героями, а их майданно-нацистские внуки-подонки будут стрелять по своим братьям.

После выхода в запас Игорь Александрович долго жил в Крыму, где люди свободно говорили по-русски, по-украински, по-татарски – и все были друг другу как родные. Шардаков не терпел даже намека на национализм – война навеки сделала таким, как он, прививки от этой неприличной болезни: он был таков, что при случае мог и по физиономии съездить подленьким почитателям палача Бандеры и подобной нечисти. Уверен, не избежал бы увесистой шардаковской пощечины и народный артист Украины Талашко…

Вообще, чувство долга, товарищества и справедливости, а также собранность и точный расчет в бою, исключительное, на грани здравого смысла бесстрашие – все эти качества, по словам товарищей по оружию, были присущи Игорю Шардакову. Он был очень умелым пилотом, с детства влюбленным в небо.

Совсем еще мальчишкой Игорь с отличием окончил симферопольский аэроклуб и, приписав себе два года, подал заявление в престижную Качинскую школу военных летчиков, где училась «золотая молодежь» того времени - Тимур Фрунзе, Степан Микоян и Василий Сталин.

Согласитесь, немного иными мерками измерялся тогда престиж: молодые люди, в том числе и дети больших родителей, воспитанные на примерах Валерия Чкалова, Аркадия Гайдара и Николая Островского, мечтали стать летчиками-истребителями, а не банкирами-олигархами или «тик-токерами»…

Худющего, с виду наивного Шардакова в «Качу» сначала не взяли, посоветовав сперва откормиться. Некоторые курсанты долго смеялись над ним – пока не увидели его в небе! Что он там вытворял, неизвестно, но знаменитый летчик генерал Михаил Громов, наблюдая высший пилотаж Игоря, с грустью заметил: «Завидую этому Шардакову! Мне б так летать».

Училище Игорь окончил перед самой войной. Как ни странно, 18-летний летчик встретил ее, будучи на то время одним из самых опытных и грамотных пилотов, летавшим практически на всех видах самолетов. Уже во втором своем воздушном бою 22 июня 1941-го Шардаков сбил своего первого фашиста.

Как известно, в первые дни войны нашей авиации сильно досталось, много наших самолетов было уничтожено на земле, и враг захватил господство в воздухе. Чтобы изменить ситуацию, командование стало собирать из лучших асов своеобразный «лётный спецназ», куда и попал Шардаков.

– В конце июля 1941 года аэродром, на котором базировался его полк, подвергся бомбовому удару, – рассказывает историк-краевед Николай Бесстрашников. – Летчик дежурного звена младший лейтенант Шардаков под бомбежкой вылетел по тревоге. Через десять минут он догнал девять «юнкерсов» и бросился на них. Атакуя в просветы из-под облаков, Шардаков с быстротой молнии поражал моторы бомбардировщиков противника. В тот день он сбил три «юнкерса». Увлекшись боем, не заметил, что закончились боеприпасы и горючее. Пришлось садиться на недействующий аэродром. Горючее подвезли только к ночи, и взлетать Игорю пришлось в тот момент, когда немецкие танки уже шли по взлетной полосе аэродрома.

Однако громкая слава к Игорю Александровичу пришла, когда он был направлен воевать в 5-й Гвардейский истребительный авиаполк – самое результативное по числу побед в воздухе авиаподразделение за всю историю нашей авиации. Именно там он окончательно возмужал и окреп под вниманием старших товарищей.

Шардаков стал лучшим разведчиком полка, ему доверяли самые опасные задания. Практически не выполнимые, но только не для Игоря Александровича. 8 сентября 1943 года вся страна узнала, что гвардии старшему лейтенанту Шардакову было присвоено звание Героя Советского Союза. Об этом по радио сообщил знаменитый голос диктора Левитана, который с радостью и гордостью был услышан и в Очере.

Игорь Александрович очень любил Очёр, часто вспоминал о нем на фронте, мечтал приехать посетить родные места, где прошла комсомольская юность его родителей и собственное босоногое детство, повидать друзей и близких, кому удалось пережить войну. Хоть на недельку, хоть на денек…

Но служба Родине долго не давала ему такой возможности. После Победы он продолжал учиться в академии ВВС (24 июня 1945 года И.А. Шардаков принял участие в Параде Победы в составе сводного батальона слушателей академии. – прим.ред.), осваивал новые типы самолетов – уже реактивных, учил молодых летчиков.

Ведь хотя война и закончилась, угроза новых агрессий со стороны коварного Запада не пропала. Пока позволяло здоровье, Игорь Александрович оставался на передовом посту, защитником мирного неба… А Очёр он все-таки посетил: гулял с дочерью по березовой аллее, встречался со строителями железной дороги Очёр-Верещагино, с трудовыми коллективами, со школьниками и студентами.

– Конечно, мы в семье чтим память нашего знаменитого предка, – рассказала племянница героя Светлана Воронцова. – Жаль только, что знаем о нем мало. Ведь Игорь Александрович большую часть жизни провел в Симферополе, где и умер в 1982 году.

Действительно, его и в Крыму считают его своим. В музее Тавриды есть большая экспозиция, посвященная Шардакову. В библиотеках проходят памятные чтения, а в школах – уроки Мужества, основанные на подвигах Игоря Александровича.

В последние годы обсуждается вопрос об установке памятника знаменитому летчику из «второй поющей». Представляете, какой красивый монумент можно соорудить?! Конечно, было бы справедливо, если он займет свое законное место в Прикамье. И год 2022-й подходящий: 19 апреля – 100 лет от рождения, 2 августа – 60 лет со дня смерти. Хотя памятник Игорю Шардакову уже есть – великолепный фильм, который и через тысячу лет будут с интересом смотреть наши далекие потомки.

В фильме его кинообраз Скворцов погибает, направляя свой горящий самолет в гущу вражеской техники, перед тараном выкрикивая в радиоэфир: «Ребята! Будем жить!» Сам Игорь Александрович, к счастью, не погиб. Он прожил жизнь и за себя, и за Скворцова, и даже за «того парня, прошептавшего «Я вернусь, мама», о котором и поется в финале быковской кинокартины.

Завершили встречу посвящением великим педагогам.

Георгий Павлович Сологуб

Директор Очёрской специальной школы трудновоспитуемых и несовершеннолетних правонарушителей
Герой Социалистического Труда
Заслуженный учитель школы РСФСР

 
         Родился 5 сентября 1923 года в селе Асмоловичи Климовического района Могилевской области. Белорус. В 1930-х годах семья была репрессирована и в качестве спецпереселенцев выслана на Урал. Жили в поселке Шордын Гайнского района Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области. После окончания Гайнской средней школы в 1941 году поступил в Кудымкарский учительский институт.

         В сентябре 1942 года был призван в Красную Армию. Во время войны был командиром батареи 240-го миномётного полка 4-й гвардейской танковой армии. Участвовал в разгроме немецкой группировки на Орловско-Курской дуге. Под Львовом был дважды ранен. Войну закончил в Праге. Награждён многими орденами и медалями.

         После войны продолжил учёбу, окончил Молотовский педагогический институт. Работал учителем русского языка и литературы, завучем в средней школе в рабочем посёлке Тёплая Гора Горнозаводского района Перми, завучем и с 1956 года директором школы № 8 города Чусовой.

В 1967 году был назначен директором специальной школы трудновоспитуемых и несовершеннолетних правонарушителей в городе Очер и руководил этим учебным заведением почти 20 лет.

         В сложных условиях подтвердил свой талант педагога, организатора и воспитателя. Продумано сочетал обучение и трудовую деятельность подростков, развитие индивидуальных технических, спортивных, художественных талантов подопечных. По инициативе школьные мастерские были переоборудованы. Одним из лозунгов нового директора был: «Мы должны выполнять серьезную работу, а не играть в неё. И если у нас это получится, — с нами будут считаться, нас будут уважать». Удалось получить несколько станков и заказы с завода «Торгмаш», из машиностроительного объединения им. Дзержинского. Применяя свою систему обучения добился поразительных успехов. Учащиеся спецшколы не только хорошо работали, но и отлично учились, многие окончили школу с медалью, вышли в люди, стали ценными специалистами. Около 1300 ребят прошли школу Сологуба, 92 % выпускников успешно продолжили учёбу. Опыт работы Очерской спецшколы был признан лучшим в Советском Союзе.

         Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1983 года Сологубу Георгию Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1987 году Г. П. Сологуб вышел на пенсию, продолжая до 1989 года работать учителем в этой же школе. Заслуженный учитель школы РСФСР, Отличник народного просвещения. Автор книг «Пробуждение личности: записки директора Очёрской спецшколы» (Москва, 1987) и «Каждая минута жизни: записки директора общеобразовательной специальной школы» (Пермь, 1986) — о трудных подростках, об Очерской специальной школе.

         Жил в городе Очер. В 1995-м году удостоен звания "Почётный гражданин г. Очёр". Скончался в 2002 году.

         Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-й степени, медалями, в том числе «За отвагу».

Литература
Герои Прикамья. Пермь. Пушка. 2006

PS

С подачи «Звезды» выдающийся учёный-атомщик Борис Водолага возрождает память о своём учителе Георгии Сологубе.

Максим Шардаков:

Честное слово, когда 4 августа 2017 года в «Звезде» была опубликована моя статья «Память в бурьяне» о знаменитом педагоге, Герое Социалистического труда Георгии Павловиче Сологубе, не думал, что на нее будет столько откликов. В разы больше, чем после любого материала за всю без малого двадцатилетнюю журналистскую карьеру.

Море неравнодушия

         Вкратце напомню читателям, что речь шла о запущенной могиле выдающегося человека, чей педагогический гений еще при жизни ставили выше талантов Макаренко и Сухомлинского. Последний приют почетного гражданина города Очера на местном кладбище зарос бурьяном, а это, как известно, первый звоночек незаслуженного забвения, когда быльем порастает уже не могильный холм, а людская память.

Но, к счастью, оказалось, что Георгия Сологуба чтят и помнят. Люди со всех уголков России и даже из заграницы писали в редакцию, звонили по телефону, интересовались в соцсетях, негодовали, волновались, проявляли деятельное участие, просили держать в курсе событий, спрашивали, чем можно помочь, и, что важнее, предлагали конкретную помощь.

         Обратились в газету не только ученики Георгия Сологуба, но и многочисленные земляки, знакомые, коллеги, соседи. Были и такие, кто никогда не видел педагога-новатора, но слышал о нём много хорошего или читал его книги, ставшие хрестоматией нелегкого педагогического труда.

         Одним из первых откликнулся «питомец школы Сологуба» Борис Константинович Водолага. Заместитель директора Российского федерального ядерного центра, доктор физико-математических наук, ученый-оборонщик и один из создателей ядерного щита нашей родины в далекие 60-е годы был учеником школы № 8 в городе Чусовом, которой тогда руководил Георгий Павлович. Об этой страничке биографии Сологуба известно не так много — всё же мировая слава пришла к нему в первую очередь как к директору Очерской спецшколы для трудных подростков. Поэтому читателям «Звезды», полагаю, будет интересно узнать, что педагогические идеи Сологуба были широко известны и применялись на практике задолго до того, как Георгий Павлович стал «очерским Макаренко».

Чусовские скрепы

Рассказывает Борис Водолага:

         — О 60-х годах много написано, их часто вспоминают, в том числе и в «Звезде». Еще бы: первый полет Юрия Гагарина и первый выход в открытый космос Алексея Леонова, достижение ядерного паритета с США, крупномасштабное строительство в стране, открытие нефтяных и газовых месторождений, яркие победы советских спортсменов, оглушительные успехи кинематографа, литературы, балета. И, конечно, лучшая на планете система образования. Какая-то чудесная энергетика обусловила жизнь и свершения в СССР 60-х! В первую очередь — энергетика таких замечательных людей, каким был Учитель с большой буквы Георгий Павлович Сологуб.

         В те времена о школе Сологуба знали далеко за пределами Чусового: спаянный коллектив учителей высокой квалификации приводил в жизнь лозунг, который встречал у входа в школу всех учеников: «Главная задача школы — помочь в выборе жизненного пути». Блестящие глаза впитывающих знания школяров, которые не раз побеждали на предметных олимпиадах от городского до общесоюзного уровня. А ещё художественная самодеятельность с хором на три голоса, танцевальным коллективом, духовым и эстрадным оркестрами, активная, но не формалистская работа комсомольской и пионерской организаций. На свет школы Сологуба слетались молодые талантливые выпускники пединститутов, чтобы перенять хоть частичку таланта, опыта и души замечательного педагога.

В современный русский язык вошло понятие «скрепы». Георгий Павлович Сологуб — это, без всякого преувеличения, скрепы 8-й школы. Создавалось впечатление, что он жил в школе.

         Везде он был с её учениками: на уроке — высококлассный учитель истории, в поле на сельхозработах трудился наравне с воспитанниками, на спортивных соревнованиях и смотрах художественной самодеятельности был самым деятельным участником и болельщиком. Кстати, по заведенной им традиции принятию директором решения по сложным вопросам предшествовало его обсуждение на школьной линейке. А ещё походы в гороно, чтобы выбить нужное для школы, бурные педсоветы, выступления по школьному радио «Алый парус» и, конечно, воспитательная работа с трудными подростками. По моим впечатлениям, поход с родителями в кабинет директора оказывал чудодейственное влияние на проштрафившегося. Поэтому я ничуть не удивился, что Георгий Павлович нашел себя в качестве руководителя Очерской спецшколы для трудновоспитуемых детей.

Для меня он навсегда останется образцом педагога. Помните учителя истории из фильма «Доживём до понедельника»? Роль Вячеслава Тихонова даёт полное представление об учителе Сологубе, включая и биографический факт: Георгий Павлович был участником Великой Отечественной войны.

Лёд тронулся

         Сейчас Борис Константинович большую часть времени проводит в закрытом городе Снежинске, где работает во Всероссийском научно-исследовательском институте технической физики. В печатном виде нашу газету он редко держит в руках, но всегда внимательно следит за материалами «Звезды» в Интернете. Там Водолага и прочел статью о безобразном состоянии могилы своего любимого учителя. Конечно, его, как и многих других читателей, с первых строк захлестнули обида и негодование. Но эмоции эмоциями, а Борис Водолага поступил как человек дела, как отличный организатор. И, конечно, как мужчина.

Ученый обратился к другим ученикам Георгия Сологуба, которых у именитого педагога оказалось предостаточно. И никто из них не остался равнодушным к проблеме. Борис Водолага организовал сбор средств, инициировал работы по установке нового памятника и постоянному уходу за могилой.

         Подобные примеры не остаются незамеченными и часто перерастают в эстафету добрых дел. Благодаря почину ученого-атомщика в Очере возникла молодежная инициатива: в будущем году юные волонтеры возьмут шефство над неухоженными могилами ветеранов войны. В учительских коллективах обсуждается вопрос о возрождении Сологубовских педагогических чтений, на классных часах в прикамских школах планируется рассказывать о деятельности самого известного в нашем крае педагога.

— Это, наверное, знак, что многолетнему читателю и, я бы даже сказал, почитателю «Звезды» Георгию Павловичу Сологубу помогла его любимая газета. Пусть даже после его кончины. Потому что такие люди, как он, выше смерти, они наша история, наша память, — рассказал земляк Сологуба, журналист Николай Честюнин. — Хотя по опыту знаю, что без того резонанса, что вызвала звездинская статья, дело бы не сдвинулось с мертвой точки…

         Но я как автор всё же полагаю, что дело, безусловно, не только в резонансе. А в том, что статья в «Звезде» породила не сотрясение воздуха, а вполне конкретный результат, сплотив в единое целое массу хороших и неравнодушных к чужим бедам людей.

Текст: Максим Шардаков

Максим Шардаков
Историк, писатель, член Союза журналистов и писателей России

         Родился в 1972 г. в г. Очёре. Окончил исторический факультет ПГУ в 1994 г., юридический факультет ЗУИЭП в 2004 г. Офицер запаса, служил в уголовном розысе и войсках МВД.

         С 2000 г. работал в газетах: «Известия», «МК», «Аргументы и факты», «Досье 02». С 2017 г. – корреспондент пермской краевой гезеты «Звезда», курирует литературное приложение «Лукоморье», которое стало настоящей стартовой площадкой для многих начинающих авторов и поэтов-самородков из прикамской глубинки. Часто бывает в районах Пермского края, постоянно помогает в творческих поисках молодым журналистам, поэтам, писателям. Трижды дипломант журналистской премии имени Аркадия Гайдара (2017-2019 гг.)

         Опубликовал более 200 очерков по краведению и о замечательных людях Пермского края. Журналистские материалы Шардакова представлены в широком жанровом разнообразии, однако главной темой его работ является Человек – как известный и значимый для Пермского края, так и простой труженик. Под его авторством в «Звезде» опубликованы интересные очерки о летчике, участнике перелета «СССР-Америка» оханце Филиппе Болотове, немецком музыканте-виртуозе Клаусе Бургере, мечтающем жить в Прикамье, об этнографе и краеведе из Коми округа Василии Гагарине. Большой читательский интерес вызвали его интервью с поэтом Игорем Тюленевым, оперной певицей Татьяной Виноходовой, хореографом Мариной Кремневой.

         В 2020 году М. А. Шардаков выступил автором-составителем книги «Треугольники судьбы» в рамках грантового проекта Центральной библиотеки Очерского городского округа при поддержке Министерства культуры Пермского края. В продолжение сотрудничества с библиотекой написал книги «PRO героев» (2021) и «Очер в лицах: живая история» (2022). Продолжает исследовательскую и литературную работу по краеведению.

Основные публикации

  1. Шардаков М. Волшебство комедийного срая: первый на Урале театр был создан в Очёре силами строгановских крепостных / М. Шардаков, Н. Бесстрашников // Звезда. – 2019. – № 52 (2 августа). – С. 13.
  2. Шардаков М. Ёрш Ершович, сын Щетинников: почему неприметная с виду рыбка стала одним из ярких персонажей русского фольклора / М. Шардаков // Звезда. – 209. – № 54 (16 августа). – С. 9.
  3. Шардаков М. Когда струна прочней каната: «Лукоморье» побывало в гостях у поэтического клуба «Очёрская лира» / М. Шардаков // Звезда. – 2019. –  № 47 (28 июня). – С. 7.
  4. Шардаков, М.  Несостоявшийся герой «Тихого Дона»: пермский чекист содействовал Михаилу Шолохову в работе над его романом / М. Шардаков // Звезда. – 2020. – № 27 (29 мая). – С. 13-14.
  5. Шардаков, М. А. Дорога из кризиса: рабочий визит главы прикамья Максима Решетникова в западные районы Пермского края начался с Очёра - старинного уральского города с богатой историей и славными трудовыми традициями / М. А. Шардаков // Звезда. – 2017. – № 88 (11 августа). – С. 1–2.
  6. Шардаков, М. А. Моногород: будем знакомы / М. Шардаков // Звезда. – 2017. – № 87 (10 августа). – С. 1.
  7. Шардаков, М. А. Урок джаза для Очера / М. Шардаков // Капитал Weekly. – 2017. – 9-15 августа.
  8. Шардаков, М. Бесстрашный тенор «Второй поющей» / М. Шардаков // Звезда. – 2018. – № 48 (8 мая). – С. 1,7.
  9. Шардаков, М. Бойкот мясу / М. Шардаков // Звезда. – 2019. – № 10 (1 февраля). – С. 12.
  10. Шардаков, М. Взрыв на очёрской сцене: режиссер Роман Чечкин рискнул поставить сложный спектакль «Хаос. Женщины на грани нервного срыва» / М. Шардаков // Звезда. – 2019. – № 58 (13 сентября). – С. 11.
  11. Шардаков, М. Звездинцы на родине драконов / М. Шардаков, Н. Копылова, И. Гилева, Ю. Токранов // Звезда. – 2017. – 25 августа. – С. 1-3.
  12. Шардаков, М. И летели наземь самураи: более полутора тысяч пермяков не вернулись из ожесточенных сражений на Халхин-Голе / М. Шардаков // Звезда. – 2019. – № 58(13 сентября). – С. 18.
  13. Шардаков, М. К защите родины готовы / М. Шардаков .  – Текст : электронный // Очерский округ: продолжение традиций : материалы научно-практической конференции / [Очерский краеведческий музей им. А. В. Нецветаева]. –  Очер, 2023. – С. 27–32. – URL: http://nezvmuseum.ucoz.ru/_ld/0/35_Elektronny_sbor.pdf (дата обращения: 05.10.2023).
  14. Шардаков, М. Леди в окошке: выставки в окне знакомят жителей Очёра с персонажами английской классики / М. Шардаков // звезда. – 2019. – № 65 (1 ноября). – С. 17.
  15. Шардаков, М. Над тремя континентами: мемориальная доска с именами Филиппа Болотова и его товарищей до сих пор является достопримечательностью Нью-Йорка / М. Шардаков // Звезда. – 2019. – № 61 (4 октября). – С. 8.

Шардаков, М. Неблагозвучная фамилия: один из первых Героев Советского Союза в Прикамье не боялся ни немцев, ни финнов, ни японцев, ни даже Сталина / М. Шардаков // Звезда. – 2018. – № 66 (22 июня). – С. 6–7.

Шардаков, М. Очерский самородок: «Звезда» знакомит читателей с одной из самых ярких поэтесс Прикамья / М. Шардаков, И. Ошкукова // Звезда. – 2019. – № 38 (19  апреля). – С. 10.

Шардаков, М. Очёрский характер: что помешало политруку стать единственным в стране дважды Героем Советского Союза без офицерского звания / М. Шардаков // Звезда. – 2020. – № 53 (27 ноября). – С. 7, 10.

Шардаков, М. Память в бурьяне: заросла травой могила известного на всю страну героя соцтруда Георгия Сологуба / М. Шардаков // Звезда. – 2017. – 4 августа.

Шардаков, М. Покинуть Крым, чтобы вернуться: два десанта подполковника Пискарёва были одинаково страшны, но так различны по результату / М. Шардаков // Звезда. – 2020. – № 15 (17 апреля). – С. 14–15.

Шардаков, М. Спешиловскими тропами: В Очёре становятся популярными литературные чтения, названные в честь выдающегося пермского писателя и журналиста газеты «Звезда» Александра Спешилова / М. Шардаков // Звезда. – 2019. – № 62 (11 октября). – С. 9–10.

См. наш выпуск «ШН»:

СОШ №135: участвуем в I Межрегиональном форуме Союза православных женщин

https://school135.ru/yunarmiya/sosh-no135-uchastvuem-v-i-mezhregionalnom-forume-soyuza-pravoslavnykh-zhenshchin?highlight

Воспитать ребёнка по Ушинскому

         Родители, педагоги и психологи отмечают, что современные дети зачастую не умеют играть, испытывают сложности в общении со сверстниками, не способны работать в команде, у них нет привычки трудиться. Есть проблемы и учёбой, и с поведением: нет мотивации к учёбе, нет послушания родителям и понимания, зачем вообще слушаться, нет должного уважения к учителям, они не переживают из-за опозданий или несделанного домашнего задания, не умеют вести себя в обществе. И конечно, зависят от гаджетов.

 Родители, педагоги и психологи отмечают, что современные дети зачастую не умеют играть, испытывают сложности в общении со сверстниками, не способны работать в команде, у них нет привычки трудиться. Есть проблемы и учёбой, и с поведением: нет мотивации к учёбе, нет послушания родителям и понимания, зачем вообще слушаться, нет должного уважения к учителям, они не переживают из-за опозданий или несделанного домашнего задания, не умеют вести себя в обществе. И конечно, зависят от гаджетов.

Иногда нам кажется, что современный мир и его информационное пространство работают против нас — настолько наши дети погружены в него с младенчества. Но мы можем призвать на помощь педагогический опыт прошлых веков и вернуться к наследию русской системы воспитания.

Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871)

         Основоположник научной педагогики в России, реформатор народной школы, автор первых учебников на русском языке. Идеи Ушинского для XIX века были новаторскими. Он первым заговорил о том, что воспитатель должен понимать законы человеческой природы, то есть психологию и физиологию ребёнка. Особенно важное место он отводил изучению души, душевных чувствований, наблюдению за тем, как они действуют и возрастают в человеке.

Как вырастить ребёнка по Ушинскому?

1. Воспитание чувств

Ушинский считал, что, прежде чем развивать ум, необходимо воспитывать в ребёнке нравственность и чувства. Большинство современных родителей с самого раннего возраста уделяют внимание интеллектуальному развитию малыша. Не многие задумываются о том, насколько важно и необходимо заниматься воспитанием чувств: доброта, сострадание, отзывчивость, совестливость, честность не развиваются сами по себе. Даже если эти качества есть в ребёнке, они нуждаются во внимании, в пестовании.

Ушинский был убежден: не бывает ни врожденных пороков, ни врожденных добродетелей, ошибочно считать, что все дети изначально добры и участливы. Или наоборот, думать, что каждый ребёнок от природы жаден и эгоистичен. В каждом человеке изначально есть лишь определенные задатки, которые можно или развивать, или гасить. Поэтому к каждому ребёнку необходим индивидуальный подход и трезвая оценка родителями своих воспитательских возможностей — в борьбе с природой мы не всемогущи, но и не бессильны.

Раннее и дошкольное детство, особенно возраст около пяти лет, — это самый благоприятный период для воспитания чувств. Важно учить ребёнка обращать внимание на собственные эмоции и эмоции других людей.

Как воспитывать чувства? Своим примером и опираясь на книги, мультфильмы мы можем научить ребёнка благодарить, сочувствовать, отзываться на события в жизни других людей, помогать. В семье понятными объектами заботы могут стать младшие дети, бабушки и дедушки, домашние животные.

А еще Ушинский писал, что воспитывать детей мы должны для Царствия Небесного. Он разграничивал рассудок и разум, сознание — плод рассудка и самосознание — плод разума. Развитие разума, в котором действует дух, заставляет его двигаться вперед. А цель лежит вне человеческой жизни и вне человеческого сознания. В Царствии Небесном. Так воспитание «по Ушинскому» подразумевает смещение акцента с жизни тела на жизнь души.

Воспитание чувств — это то, что приводит в должное равновесие телесные и душевные стремления ребёнка. А затем нужно «до того развить душевные, чтобы они собственной своей силой взяли перевес над телесными», — пишет Ушинский.

2. Воспитание воли

Увлечение умственной деятельностью, в том числе и в занятиях с детьми, — это характерная черта нашего времени. Очевидно, такая тенденция проявлялась и во времена Ушинского, и он считал её неполезной: «Умственное развитие должно идти рука об руку с физическим развитием и воспитанием воли. В процессе воспитания должны крепнуть воля и сознание в ребёнке».

Часто ли эта мысль звучит в современной педагогике? Больше приходится слышать о безусловном принятии, которое, конечно, необходимо, но как будто ставит под сомнение воспитание личности, смиряясь с «данностью» природы ребёнка.

По убеждению Ушинского, задача воспитателя не только в том, чтобы развить телесные силы и умственные способности ребёнка, но и в том, чтобы подчинить их свободной воле человека. Конечно, это процесс, и процесс длительный. И на этом пути стоит отмечать даже маленькие успехи.

Встать пораньше в выходной ради того, чтобы поехать с дедушкой на рыбалку — это волевое решение, и на это способен уже пяти-шестилетний ребёнок, за что его, безусловно, стоит похвалить. Для подростков часто становится важной работа над своей внешностью, физической формой. Заставить себя регулярно тренироваться — это настоящая победа над собой. Если ребёнок посещает спортивную секцию, польза будет не только для здоровья. Секции — помощники родителей в формировании у детей силы воли, чувства ответственности, они учат порядку и дисциплине.

Важное замечание: воля не воспитывается страхом. По мнению Ушинского, держать ребёнка в страхе вредно — и с точки зрения обучения, и с точки зрения формирования характера.

Говоря о стыде как о «помощнике воспитателя», Ушинский не называл это чувство деструктивным, вредным и навязанным обществом, а считал его нейтральным и присущим от рождения каждому человеку, в любом обществе и любой культуре. В воспитательном процессе, по мнению Ушинского, стыд может как исправлять, так и портить — зависит от искусности воспитателя.

3. Опасность чересчур раннего развития

Вот в чем Ушинский действительно опередил свое время. Раннее развитие — идея фикс родителей XXI века, и увлекаются ею родители тех детей, в ком рано проявляются способности и сила характера. А именно здесь и кроется ошибка.

«Чем богаче и сильнее природный нервный организм, тем труднее подчинить его контролю самосознания», — пишет Ушинский. Ребёнка нужно научить властвовать над своей нервной системой. Эта привычка приобретается постепенно, и вырабатывать её нужно с детства.

Ушинский предостерегает: чем впечатлительнее ребёнок, тем осторожнее с ним нужно обращаться и не давать впадать его нервной системе в раздражительное, возбужденное состояние. А к этому неизбежно ведет раннее развитие. И в результате мы получаем детские неврозы, частые болезни и нежелание идти в школу у детей, перегруженных занятиями еще в дошкольном возрасте.

Игра для ребёнка намного важнее обучения. Сейчас об этом много говорят психологи и педагоги, но в эпоху Ушинского это звучало революционно. Он удивлял современников, советуя родителям и воспитателям внимательно наблюдать за играми детей, если они хотят лучше их узнать. Понять, какое направление принимают их мысли и воображение, что они примеряют на себя из окружающей действительности. К последнему педагог призывал относиться особенно серьезно, так как здесь открываются склонности детей, которые разовьются в будущем. Он был убежден: игры не проходят бесследно.

Хорошо понимая психологию ребёнка, Ушинский отмечал, что дети не любят неподвижных, «готовых» игрушек, которые нельзя изменить по своей фантазии. Игрушки должны следовать за воображением, поэтому «лучшая игрушка — куча песку».

Игры с песком, водой, пластилином и различными массами для лепки очень нравятся детям и не только развивают фантазию, но и успокаивают нервную систему и помогают в работе с детскими страхами.

А какую пользу принесет совместное с родителем изготовление игрушек! Ребёнок может самостоятельно вырезать из бумаги и картона, раскрашивать, склеивать. Главное, чтобы поделка не отправилась на полку «для красоты», а использовалась в игре. Интереснее всего играть с тем, что смастерили сами.

Но как подготовить ребёнка к обучению, если в детстве он только играл? Ушинский видит первостепенную задачу в том, чтобы научить детей правильно пользоваться своими познавательными возможностями — научить учиться. В первую очередь это означает развивать любознательность и помогать проявлению конкретных интересов ребёнка. А внимательный родитель замечает, что интересы появляются у детей довольно рано. Один уже в два-три года так увлечен автомобилями, что различает их по типу кузова и узнает множество марок и моделей. Другая с удовольствием помогает бабушке в огороде и знает названия всех цветов и кустов.

Кроме интересов нужно формировать и поддерживать мотивацию к узнаванию нового, поощрять творчество, развивать воображение, внимание и память. Тут опять же помогут игры, например настольные.

4. Разнообразие и смена деятельности

Ушинский приводит такой пример: заставьте ребёнка подолгу идти — он быстро устанет, прыгать — тоже, и стоять, и сидеть. Но, чередуя все эти занятия, он резвится весь день и не устает. Эту особенность родителям стоит взять на вооружение. Причем не только для физических, но и для умственных упражнений с ребёнком.

Слишком долгая и однообразная деятельность губительна. Частая смена деятельности помогает ребёнку сделать гораздо больше и без усталости. Если выполнение домашнего задания растягивается на часы, у ученика, по наблюдениям Ушинского, ухудшается внимание и память, снижается успеваемость. Можно чередовать выполнение письменных и устных заданий, сложных и простых. Не обязательно начинать с самого тяжелого и неприятного, главное не оставлять его на конец. Перерывы, в том числе и физминутки, необходимы не только в школе, но и при выполнении «домашки». И еще одно важное правило для ученика — не оставлять уроки на воскресенье, пусть этот день будет полноценным днем отдыха.

Ушинский особое внимание уделял врожденному детскому стремлению к движению. Чем младше ребёнок, тем больше свободы движений нужно ему предоставить. Тем больше подвижных игр и короче периоды занятий, сидя за столом.

5. Исключение излишеств

Это касается и отдыха, и питания, и развлечений.

Детям необходим отдых. Он должен быть достаточным, но не избыточным. Ушинский отмечает, что недостаток сна ослабляет организм, а излишний сон «усиливает растительный процесс… и делает человека вялым, мало впечатлительным, тупым, ленивым».

Педагог не обошёл вниманием и детский рацион, советуя кормить детей как можно более простой и здоровой пищей в таком объёме, чтобы ребёнок был сыт. Он не должен быть ни голоден, ни перекормлен, ни избалован изысканными деликатесами. Еда вообще не должна занимать ум ребёнка, как и все телесное не должно мешать развитию души.

Это звучит актуально в нынешнюю эпоху культа детских развлечений, когда в любом торговом центре предлагается миллион вариантов, чем занять ребёнка и чем угостить его по специальному детскому меню — молочными коктейлями, мороженым или сладостями.

Лакомства превращаются для детей в цель и даже заменяют любую другую деятельность. Поход всей семьей в кафе — довольно популярный способ провести вместе выходной. Хорошо, если семья планирует выходные и в следующий раз отправится на совместную велосипедную прогулку, вылазку в лес или лесопарк — это для детей целое приключение, которое они будут с удовольствием вспоминать. И возможно, поджаренный на костре черный хлеб окажется вкуснее любого пирожного.

6. Воспитание полезных и искоренение вредных привычек

«Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему», — писал Ушинский. Добрая привычка становится характером.

Привычка содержать в порядке свои вещи, правильно распределять свое время, правильно питаться — как их воспитать? Во-первых, родители должны подавать пример своим детям, а во-вторых, — разумно требовать с детей выполнять установленные в семье правила.

Мы формируем у детей привычки уже с младенчества, приучая к определенному режиму дня, создавая ритуалы для засыпания и так далее. И привить определенную, желательную для нас привычку не должно стать большой проблемой — нужно показать и научить, а затем напоминать и контролировать. По наблюдениям психологов, на формирование привычки в среднем уходит 21 день. Во всяком умении важны привычка и навык.

Во все времена у человека найдется и множество вредных привычек. Об их искоренении Ушинский рассуждал как истинный христианин. Он считал, что, пока жив человек, он может измениться. Взрослому это дается непросто, но все же он может идти к этому сам. Детям же не обойтись без помощи родителей.

Наиболее часто у современного родителя возникает вопрос, как отучить ребёнка от гаджетов. У Ушинского есть на это универсальный ответ: прежде всего необходимо вникнуть в причины и действовать против причин, а не следствий. Правило борьбы с вредными привычками таково: удалять всякий повод к действиям, происходящим от вредной привычки, и одновременно направлять в другую сторону. Просто запретить и отобрать недостаточно, нужно дать замену деятельности. Занять ребёнка полезным и в то же время интересным для него делом.

7. Стремление души к деятельности

«В основе всех душевных стремлений — стремление души к деятельности». Это важнейший постулат Ушинского. Мы наблюдаем это стремление у малышей, у школьников, подростков. С возрастом сила этого стремления идет по нисходящей. А оно не должно угасать ни у старших детей, ни у взрослых. Стремление к деятельности — это потребность души, которая требует лишь соответствующей возрасту пищи и условий. И одно из необходимых условий — существование препятствий: без них и сама деятельность невозможна.

Изучив природу чувства интереса и чувства скуки, Ушинский пришёл к однозначному выводу: интересно для нас то, что дает посильную работу нашей душе, а единственная причина скуки — недостаток душевной деятельности.

Проблема в том, что современный мир не приветствует труд души в принципе. Зато предлагает множество вариантов, чем её заменить, — и дети попадают в ловушку Интернета, телевидения, соцсетей. А дать настоящую работу душе может лишь реальная жизнь, например ситуация, в которой ребёнку приходится делать нравственный выбор, обсуждение этой ситуации.

Хорошая привычка — вечерние разговоры с детьми. Вспомнить прошедший день, поделиться тем, что волнует нас, взрослых, рассказать что-то из своего детства (дети это обожают), обсудить пережитое, почитать вместе книгу, главу из Евангелия, побеседовать о содержании.

В наших силах нащупать интересы ребёнка, дать ему материал для работы, душевной и физической, предоставить самостоятельность и быть готовыми помочь в преодолении препятствий. Все это требует усилий и включенности в его жизнь, но это и есть воспитание. Ушинский пишет исчерпывающе: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда — вот полное определение цели педагогической деятельности».

Цитаты Константина Дмитриевича Ушинского:

«Не стеснениями и запрещениями, а только истинными знаниями можно оградить человека от знаний ложных».

«Сознание — это „око души нашей“ — никогда не ошибается, если только „не заволокла“ его какая-нибудь другая страсть, кроме страсти к истине».

«Языческий бог обманывает, хитрит, притворяется, потому что он сам — создание человеческого воображения; христианский Бог — сама истина. Пусть воспитатель заботится только о том, чтобы не давать детям ничего, кроме истины, и пусть будет спокоен насчет нравственных и практических результатов».

«Ни знания души, ни знания природы не извратят нравственности воспитанника, не сделают его ни материалистом, ни идеалистом, не раздуют без меры его самолюбия, не поколеблют в нём благоговения к Творцу вселенной».

«Воспитание нравственных наклонностей необходимо должно предшествовать развитию разума и воспитание положительных стремлений — воспитанию критического ума».

«Если бы человек не обладал способностью идей и слова, то его процесс мышления остался бы на той же ступени, на которой он находится и у животных. Но дар слова и дар идеи идут из другого источника, а именно — духа человеческого».

«Чего не требует душа, того дать ей нельзя».

«Не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».

«В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юноши, был хорошего качества».

(исп м-лы СМИ; Написано на основе информации из интернет-СМИ; Ольга Дмитриева, журнал «Фома», Пресс-служба МОО  «Союз православных женщин») 

(исп м-лы СМИ; Написано на основе информации из интернет-СМИ: )

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».