Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, учителя Елена Рябова и Елена Шмыкова с учениками подопечных классов (5-8-9-10) прибыли в музей на Центральном рынке.

         Провел экскурсию для учеников 135 - й школы заведующий музеем историк, краевед Денис Думлер.

         Он рассказал ребятам про русский быт и торговлю на протяжении двух, даже трёх столетий. Как всегда, уделил внимание нашей замечательной коллекции фотографий дореволюционной Перми. Рассказал про наиболее значимые памятники архитектуры нашего города, как сохранившиеся так и увы, исчезнувшие.

         Вообще, каждый  на рынок идёт за чем-то своим: рыбой, ягодами, капустой...

         На рынке можно, оказывается, не только прекрасную форель и длинных налимов купить, но и посетить настоящий уютный музей. Но и удивиться! Удивиться музейными коллекциями! Например, механическим дореволюционным приспособлением для получения крахмала из картофеля, огромным самоваром с ручным приводом, минеральной водой из еще социалистической Венгрии и Украины.

         В этом музее можно не только  посетить выставку дореволюционных картин нашей родной Перми, или познакомится с жизнью и бытом русских людей на протяжении двух столетий, но и прекрасно провести время. Можно петь русские песни, примерить на себе настоящую крестьянскую рубаху из льна, поработать на старых пишущих машинках, познакомится с историей развития пермского медицинского образования на Урале, почитать книги по родной истории и многое другое.

         Денис Думлер — один человек в музее, но который не просто рассказывает о коллекциях, вверенных ему, но и возвращает посетителя к мысли о том, что все эти предметы когда-то были составной частью нашего быта, привнося в повседневность живые краски к любому русскому празднику. Денис выводит целый хоровод матрёшек – не просто красивых куколок, но добрых помощниц в хозяйстве – сахарниц, солонок, ёмкостей для чая и пряностей. Он может рассказать и о Хохломе и о художниках из Жостова, с именами которых связан «золотой век» промысла.

         Мир «самобытников», для которых кисти и краски – не профессия, а способ познания человека - надо раскрыть посетителям, это очень важно и нужно молодёжи. Он посвящает её и погружает в этот таинственный мир быта.

         Мы побывали в музее по приглашению Дениса Думлера, но это и большая, главная заслуга создателя музея. Благодаря идее Реваза Дорофеевича Шенгелии открылись «ворота» музейного пространства.

         Среди большого количества экспонатов частного музея, всех порадовала большая коллекция фотографий исторических домов нашего родного Прикамья! А многие дома нужно сберечь! Денис ведёт большую работу по сохранению пермской архитектуры, истории и культуры.

         Посетители музея только здесь могут подержать в руках старинные предметы. И поиск новых смыслов наводит на мысль о том, что наши предки видели в искусстве прежде всего красоту, способную сделать жизнь не только ярче или удобнее, но ещё и безопаснее как в прямом смысле, так и в переносном, восходящем к глубокой древности.

См. фотоальбом

Елена:

         Пермь во все времена считался городом с развитой торговлей, как минимум, потому что располагается он на Каме — важном торговом пути России. И если углубляться в различные периоды истории, то легко можно найти аналогию с современностью. Здесь можно узнать как советский период повлиял на современные принципы торговли.

         "Музей истории торговли "  находится на Центральном рынке в Перми и  ведёт свой отсчёт с 2013 года. Но посетить музей, с интересным и ярким рассказом и показом от истинного патриота г. Перми, человека увлечённо го историей города, купечества и торговли Денисом Думлером — нам удаётся уже «по звонку».

         На небольшом пространстве музея  представлена история зарождения купечества Перми, история рынков губернского этапа города и уже советских времён. Интересна коллекция самоваров, чья родина по преданию наша пермская земля. В музее много экспонатов советского быта - телефоны, телевизоры, аппараты для кинопоказа. Словом, лучше каждый раз их увидеть вновь!

         Увидеть много интересного, старинного, забытого, милого сердцу. Это прекрасная коллекция самоваров, патефонов, фотовыставка видов Перми, конная упряжь, весы, посуда. Больше всего нас удивили  швейная и печатная машины, которым 150 и, наверное, 100 лет — и они работают!

         Каждому из нас, посетителю музея, порой интересно вспомнить прошлое, покрутить ручку патефона, вспомнить кто в семье умеет вязать, шить, вышивать... Александр  Сергеевич Куляпин даже вспомнил о конном дворе, горластых петухах за к/т «Кристалл».

         Есть фото с выставочного пространства центрального рынка, где много-много всего: это и предметы крестьянского быта, прялки, ухваты, горшки, чугунные вафельницы, и старинные бумажные деньги, инструменты плотника и столяра, крестьянской с/х инвентарь.

Арина:

         - На меня произвела впечатление коллекция самоваров различных форм: в виде банки, амфоры, груши, а также фотографии Перми ХIX века,
швейные и печатные машинки, патефоны, переносные телевизоры, арифмометр, аптечная посуда, каслинское литье.

Катя:

         - Экскурсия начинается в избе русского крестьянина-середняка, который занимался торговлей в конце 19-го - начале 20 века. В ней можно увидеть: сундуки, короба, корыта, солонки, глиняные и чугунные горшки, ухваты и многое другое.  Надо сказать, что здесь разрешено фотографировать, примерять и трогать все экспонаты.

         В продолжение экскурсии посетителей знакомят с историей появления и развития рынков в Перми. На исторических фотографиях рубежа 18-19 веков видно, где в те времена находились торговые площади чёрного и Сенного рынков.

         Среди экспонатов представлены весы рычажные 1911 года с изображением существ русской мифологии, купеческие часы 19 века, ассигнации Российской империи и советские деньги. Одна необычная деталь: в музее можно увидеть бумажные копейки.

         Здесь есть сарафаны, прялки, швейные машинки в футлярах, чучела животных, предметы ремесла русского крестьянина и др. На выставке много вещей 90-х годов: значки, кассетные магнитофоны, телевизоры, радио, телефоны, калькуляторы, печатные машинки и многое другое. Также на базе музея работает выставка «Пермь историческая», которая включает в себя несколько десятков фотографий дореволюционной Перми.

         Вот она — живая этнография в целях ознакомления с историческим прошлым нашего города, развитием торговли г. Перми. Познавательно, интересно, полезно не только для профориентации, выборе профессии, определении своего призвания, но и для общего развития, расширения кругозора!

         Для нас молодёжи очень нужны - своя конюшня, швейная и ткацкая мастерские, кузница, в которых используют старинные инструменты.

         Прямо в музее начинается охота, потому что есть винтовка  - "берданка", чучела зайца, медведя и лесных птиц.

         Мы готовы всячески поддерживать деятельность этих патриотов города и Пермского края, потому что деятельность музея направлена на просвещение, прежде всего, молодёжи (!), которая должна изучать историю, культуру, традиции своего родного края!

Елена:

         Большая благодарность Ревазу Дорофеевичу Шенгелии, который дал «зелёный свет» хранителю музея и нашему другу Денису Андреевичу, организатору интересных экскурсий об истории Перми купеческой.

         Ознакомление пермяков с историей и культурой нашего Отечества, родного города и края, формирование позитивного образа Перми, именно как города культуры, а не как "каменных джунглей" состоящих из стеклянных "коробок", должны быть главным приоритетом всех настоящих народно - патриотических сил. Достаточно знать историю своего города, выступать на публичных лекциях, проводить субботники, организовывать бесплатные экскурсии по еще сохранившейся исторической части города. К сожалению, ситуация с памятниками старины в Перми, ухудшается. То и дело приходят печальные вести про очередной разваливающийся или снесенный памятник старины. Причем речь уже идет не только про дореволюционные объекты, но и про советские.

         Откуда здесь взяться патриотизму среди молодых людей, если взрослые подают им такой пример?

         Выражаем огромную благодарность Денису Андреевичу Думлеру за интересную экскурсию!

Александр:

         Лейтмотивом нашего образовательного путешествия стала тема историческая.

         Поход в музей на ЦР г.Перми был посвящён Кяхтинскому договору о торговле с Китаем: Кяхтинский договор 1727 года устанавливал границу и определял принципы торгового сотрудничества между Россией и Китаем, он включал в себя прелиминарный Буринский договор от 20.8.1727 г. и Кяхтинский трактат, подписанный 21.10.1727 г.. Обмен экземплярами между русской и цинской делегациями произведен летом 1728 г. в Кяхте, поэтому этот дипломатический акт получил название Кяхтинского.

         В конце 1-й четверти 18 века назрела необходимость значительного расширения русско-китайской торговли и устранения в связи с этим спорных тер. вопросов. Русское правительство использовало вступление на престол в Китае нового императора Юнчжена и направило в июне 1725 г. для его поздравления чрезвычайное и полномочное посольство во главе с сербом на российской службе, князем С.Л.Владиславичем-Рагузинским. Одновременно он должен был договориться с Цинами о русско-китайском разграничении к западу от Аргуни и о налаживании торговли.

         Ценность торговли — она служит миру между людьми. «Ценностный подход для науки, образования и общества» - тема очень современная, она и была главной в музее.

         Ценности для каждого народа есть некая сформировавшаяся данность, спрессованный веками поведенческий архетип, который нельзя менять туда-сюда по собственной прихоти, как одежду. Мы можем или принять их, или отказаться от них (то есть жить вообще без ценностей), с полной невозможностью «обмена» на что-то, заимствованное у соседа. При этом отказ означает отказаться от собственной природы, от врожденных конкурентных преимуществ, то есть придется постоянно плыть против течения или даже плевать против ветра. Собственно, Россия наглядно продемонстрировала это в девяностые, когда безуспешно пыталась прикинуться «нормальной европейской страной», которая «будет чем-то вроде Бельгии».

         Отсюда вывод — отказавшись тридцать лет назад от собственных ценностей, Россия до сих пор пребывает в состоянии «ценностного вакуума». Нового набора ценностей мы не обрели, а прежний не вернули, несмотря на тот факт, что сегодня чиновники и пропагандисты неустанно повторяют мантры об «особом пути» и «отдельной цивилизации». Доказательством служит очевидное расхождение красивых деклараций с реальной жизнью.

         Президентский Указ «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей»: «В перечне 17 традиционных духовно-нравственных ценностей фигурирует «крепкая семья».

         Но сам музей уже давно «отражает» в народном творчестве семейное начало. Нам так часто повторяют, что семья – основа всего и от того, как и чем она живёт, зависит жизнь страны, что важность этой простой истины начинает тускнеть от тривиального «употребления». Но у посетителей музея есть возможность содрать шелуху тривиальности и увидеть семью другими глазами. Денис Думлер представляет свадебные рубахи из собрания музея — это народная культура! Он напоминает - какую роль они играли в жизни русской женщины. Феномен вышивки - не просто художественны промысел Русского Севера, но веками выработанная система защитных сил, на которые опирались наши предки. Кружева  - искусство, родившееся ещё в Петровскую эпоху благодаря творческому союзу русских и венецианских мастериц. И снова на первый план выходит глубинная суть тончайших переплетений. Той же энергетикой пронизаны коврики-дорожки.

         Неожиданный поворот имеет и тема Женщины – хранительницы домашнего очага. Но беречь его можно не только готовя пищу и воспитывая детей, но и наполняя дом произведениями искусства.

         При словах «народные промыслы» у многих автоматически возникает ощущение чего-то древнего, к сегодняшнему дню прямого отношения не имеющего. А мастерство плетения из ивовой лозы, промысла, возникшего в  начале прошлого века (!),  каждый знает  – как приятны  столы, кресла, табуреты и дадут сто очков вперёд  раскрученному иностранному ширпотребу. А вот оконным наличникам пока не везёт. Искусство почти утрачено, многие истинные шедевры доживают последние дни на разрушающихся деревянных домиках. А ведь наличники издавна считались защитой окон – глаз дома, в котором нечисть, если он любовно изукрашен, не заведётся. Такой же защитой окнам, карнизам и печам служили изразцы.

         Как в нашем мятущемся настоящем не дать рассеяться золотому песку народного творчества? Есть ли у него завтрашний день? На эти вопросы отвечает Денис Думлер в музее  Реваза Дорофеевича Шенгелии.  Может быть после этого кто-то поступит в Высшую школу народных искусств! Ведь там  готовят мастеров традиционных художественных промыслов по 22 специальностям (!). Впрочем, любое искусство живёт до тех пор, пока оно нужно людям. В конце экскурсии понимаешь, что рукотворной красотой, о которой с таким теплом рассказано, можно не только восхищаться. Стоит поискать для неё в своей жизни достойное место – не в переносном, а в прямом смысле слова. Мы сетуем, что в тревожные времена нам не на что опереться. А на самом деле вокруг таких опор – прочных, надёжных, в буквальном смысле слова проверенных временем – видимо-невидимо. Выбирай, какая больше по сердцу…

         Уверенно можно сказать, что мы сейчас  оказались на самом переднем крае борьбы Добра со Злом. Своим подвижничеством мы сохраним историю, культуру, традиции… и поддержим спецоперацию на Украине. Нельзя допустить, чтобы привычный мир рухнул. Нас спасает каждый музей, в котором можно поразмышлять о  Русской Мечте, Русском ковчеге, Русском соборе, Русской сотериологии, Русском преображении, Русском катехоне.

                   Музей - детям!
                            300-лет Перми.
                                      Вы должны это увидеть.
                                      И обязательно ваши дети.

         Вместе с полным отказом от ценностей произошла и опасная подмена. Мы не «перешли на западные ценности», как нам внушали, а просто-напросто подменили ценности потребностями. Во многом, думаю, фундамент этому был заложен еще в советские времена, когда постоянный дефицит всего чего только можно довел массы людей до состояния вещевого фетишизма. Уже в конце семидесятых с ценностями довольно успешно конкурировал набор «ковер, стенка, жигули, джинсы» и так далее. Мгновенный переход к капитализму довел эту ситуацию до крайности, зацементировал ее. Это, конечно, вовсе не означает, что кто-то из нас не следуем в жизни в первую очередь именно набору ценностей, а не потребностям. Но центр тяжести, вокруг которого выстроено и вращается наше сегодняшнее общество, — это личная потребность и ее всевозможное удовлетворение. Чтобы убедиться в том, достаточно включить вечером телевизор и насладиться рекламой, которой нас потчуют. «Скидка, беги, покупай, трать, занимай, снова покупай!» — подряд, без пауз, с повторами минут пятнадцать. Если смотреть после долгого перерыва, складывается впечатление, что снято для психически больных людей — причем тоже сильно нездоровыми людьми.

         «Все мы знаем, что такое пирамида Маслоу. Вообще это пирамида потребностей. Но произошло смешение, и теперь зачастую пирамида Маслоу понимается не как пирамида потребностей, а как пирамида ценностей. Почему? Потому что потребности осязаемы, а ценности ускользают. Легко оступиться, назвать потребности ценностями. Эта теория преподается даже в школе, в курсе обществознания» (В.Ф.).

PS

         Идеология как стройная система ценностей и смыслов, имплементируемых в практику государственного управления, может включать и ряд мотивационных идеологем. Такие идеологемы в качестве метафор уже циркулируют в широком общественном дискурсе. Задача заключается в систематизации. Русский чертёж может опираться, в частности, на следующие метафоры историософии России: Русская Мечта, Русский ковчег, Русский собор, Русская сотериология, Русское преображение, Русский катехон.

         Социальная мечта и есть общественный идеал. Русская Мечта всегда состояла в создании системы гармоничного мироустройства, основанной на любви и братстве. В этом смысле Русская Мечта отличается и от мечты американской, и от мечты китайской. Не индивидуальный успех и не мировое господство определяли русский идеал, а императив гармонизации мира. Сегодня это, в частности, выражается в отстаивании принципа многополярности мироустройства.

         Симфоническое сосуществование народов в России – эта система жизнеустройства может и должна быть предложена миру как особый российский опыт. В ситуации, когда, с одной стороны, провоцируются цивилизационные войны, с другой – происходит глобализационное стирание традиций и исторической памяти, только модель Российского ковчега оказывается выходом, также как единственным выходом оказалось в своё время строительство ковчега Ноем.

         Чем же отличаются ценности от потребностей? Тут все довольно просто. Потребности так или иначе мотивированы личной выгодой, ценности ориентированы на выгоду коллективную, более того, нередко означают отказ от личных потребностей. Частные интересы многочисленны и разнонаправленны, без ценностного саморегулирования они всегда усиливают энтропию и резко снижают эффективность. Думается, именно в сегодняшнем «ценностном вакууме» кроется ответ на вопрос, почему ситуация в противостоянии с Украиной развивается так, а не согласно нашим изначальным ожиданиям.

         Здесь мы логично походим к вопросу: как же снова вернуть ценности в активное обращение, сделать их своего рода общественной валютой? Нельзя, конечно же, утверждать, что попытки утвердить ценности с помощью указов и нормативных документов совсем не имеют смысла. Тем не менее любые усилия государства здесь малоэффективны, пока общество лицезрит массовые противоречия между декларируемым и реальностью, в которой безраздельно царствуют экономический подход и принцип личной выгоды. Снять противоречие можно, только убрав одну из его составляющих. То есть или прекратить издавать особо не меняющие реальность законы «о ценностях», или же начать изгонять «дух Мамоны», пропитавший, словно кошачий запах, всю нашу жизнь сверху донизу.
         Поясним — речь не об отказе от частной собственности, капитализма и даже пятнадцатиминутных рекламных пауз на ТВ. Речь о том, чтобы постепенно искоренить в обществе представления о выгоде, богатстве и роскоши как о главных критериях оценки эффективности его членов. Внедрялось это в наше сознание не один год, и избавиться от «духа Мамоны» тоже не получится по щелчку, но делать это обязательно надо. Примером здесь вполне могут послужить скандинавские страны, о которых, кстати, в свое время много писали в СССР, описывая их социальную модель как «скандинавский социализм». Выпячивать, подчеркивать свое материальное благополучие в Норвегии или Швеции считается не просто неприличным — это дикость, порицаемая обществом и искореняемая властью с помощью множества косвенных мер. Есть ли здесь богатые люди? Множество. Есть ли частная собственность, предпринимательская инициатива, инновации? Бесспорно. Но деньги здесь — просто эквивалент для обмена товарами и услугами, а вовсе не ключевой элемент поведенческой мотивации для чиновника или даже бизнесмена. 

(исп м-лы СМИ; П.Власова;В.Фадеева; Написано на основе информации из интернет-СМИ:)

Над выпуском работали:
учителя Е.Рябова; Е.Шмыкова;
 военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».