27 сентября православные отмечают великий праздник - Воздвижение Креста Господня, праздник парадоксальный. Ведь посвящен он Кресту, на котором был распят Иисус Христос. И сразу вопрос: почему христиане чтут и поклоняются орудию мучительной смерти Христа? Причем крест у христиан везде: и в церкви, и в частной жизни верующего.

         Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Ограждая и охраняя от всякого зла

         Мы получаем нательный крестик сразу в таинстве Крещения, и с тех пор он наш неразлучный спутник не просто на всю земную жизнь, но и дальше: как знак того, что мы исповедуем Христа, и Бог с нами всегда, всюду. И здесь, и в мире ином - символ победы Христа над смертью и наша защита. Мы осеняем себя крестным знамением, то есть крестимся, воспроизводя сложенными пальцами очертание креста, и этим снова свидетельствуем о нашей вере, одновременно ограждая себя от всякой нечисти. Когда мы приходим в церковь, то там крест везде: им и освящают, и благословляют, богослужение без креста немыслимо. Но кресты высятся не только над куполами наших храмов. Поклонные кресты издавна стояли при въезде в города и села, просто у дороги. Поэтому их столько в названиях наших улиц - Крестовая, Крестовская, Крестцы, Крестовоздвиженская... Или, например, Ставропольская, ведь "ставрос" не что иное, как крест по-гречески. И даже улица имени Крузенштерна, и она об этом, потому как "крузенштерн" переводится с немецкого как "крестовый штандарт". И конечно, кресты были на наших флагах и военных наградах.

         Но и это не все. Исповедуясь, каясь в своих ошибках и прегрешениях, мы стоим перед крестом в буквальном смысле слова и так, глядя на него и на Евангелие, произносим слова покаяния. А священник, прочитав разрешительную молитву над покаявшимся, тоже осеняет его крестом - благословляя в новый день. А еще верующие знают поразительную силу древнейшей молитвы Кресту Господню. Ее краткий вариант звучит так: "Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла".

         У внимательного читателя, думаю, уже возник вопрос: почему я пишу слово крест по-разному - то с заглавной буквы, то со строчной? Объяснение простое: когда речь идет про Крест, на котором был распят Спаситель, написание будет с заглавной буквы - ведь это святыня. Во всех остальных случаях пишем слово со строчной: нательный крест, поклонный крест, могильный крест, Андреевский или Георгиевские кресты.

         Разобравшись, почему слово "Крест" пишется в случае праздника Воздвижения Креста Господня с заглавной буквы, объясним, что слово "воздвижение" означает торжественное поднятие Креста вверх после того, как его обнаружили в земле. 

         Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости.

         Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

         Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры.

         Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

         Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу.

         Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября).

         Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

         В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень.

         С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

         В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".

Величание Воздвижению Креста Господня


         Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Тропарь Воздвижению Креста Господня


         Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь предпразднству


         Животворящий Крест Твоея благости, Егоже даровал еси нам недостойным Господи, Тебе приносим в молитву, спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, Едине Человеколюбче.

PS

Как нашли и опознали святыню

Первые христиане благоговейно относились ко всему, что было связано со Спасителем. Но в 70 г. по Р.Х. Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить, стереть с лица земли места, связанные с Христом. Так, был изменен вид Голгофы - горы, где был распят Иисус. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом "фундаменте" воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) отстроил новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему найти святыню было непросто.

Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в правление первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную Римскую империю, но и прекратить гонения на христиан. По преданию, император в тонком сне увидел Крест, на котором был распят Христос, и это укрепило его перед решающей битвой. После победы Константин загорелся желанием отыскать святыню. На ее поиски в Иерусалим отправляется мать Константина, царица Елена. Изыскания увенчались успехом, царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней: именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, все увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. Царица Елена обнаружила и Лобное место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками, - там нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: "Иисус Назорей, Царь Иудейский".

         Таким образом, захоронение крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, нашли. Но как определить, какое из трех распятий - Крест Господень? Помогло чудо. По сообщению историка VI в. Феофана Византийского, от одного из найденных крестов произошло исцеление больной, что стало доказательством: это и есть Крест, на котором был распят Иисус. Найдя Голгофу, Крест Господень и гробницу Христа, царица Елена, как пишет историк V в. Сократ Схоластик, решила "создать на месте гробницы молитвенный дом". Так был построен храм Гроба Господня.

Победа жертвенной любви над злом

         Но все же, почему христиане поклоняются Кресту - орудию мучительной смерти Спасителя? Когда-то крест был самым страшным способом казни, до которого смогли додуматься люди. Позорным и чрезвычайно жестоким. Причем распинали рабов, римскому гражданину было постыдно даже упоминать об этом. Местами казни становились возвышенности недалеко от городов, вдоль дорог - для устрашения. Ведь смерть на кресте была и мучительной, и долгой, часто казненный висел несколько дней, так, что ему, еще живому, птицы выклевывали глаза, звери обгладывали ноги.

Именно на такую позорную и мучительную смерть был осужден невинный и безгрешный Иисус. Причем страданиям на Кресте предшествовали предательство учениками, неправедный суд, издевательства! И вот все эти Крестные Страдания, одно перечисление которых приводит в дрожь, принимает Спаситель. Добровольно. По Своему человеческому, а не Божественному естеству. Умаляясь, самоуничижаясь, не просто до человека, а до самого презренного - раба. До самого грешного, будучи Сам безгрешным. Искупая не Свои, наши грехи. Бессмертный по своему Божественному естеству, Он до конца, до смертного конца, проходит путь человека.

Но почему Он пошел на это? "Распятие Христово, - считал митрополит Антоний Сурожский, - это действие свободной Божественной любви, свободной воли Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить - жить вечной жизнью, жить с Богом. И знак всему этому Крест, потому что в конечном итоге любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой".

Христос умирает, но смерть невластна над Ним, Он Бог и "смерти было невозможно Его удержать". И Христос воскресает. И Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. Поэтому после Воскресения Христа Крест это уже не орудие казни, а залог нашего спасения. "В церкви вы везде видите кресты для того, чтобы все напоминало: вы во храме Бога любви, Любви, распятой за нас" (святой Иоанн Кронштадтский). 

(исп м-лы СМИ; Написано на основе информации из интернет-СМИ.)

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».