«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества
и желание способствовать им во всех отношениях»
Н.М. Карамзин

 

14 сентября в Историческом парке «Россия – моя история» (ГБУК «Культурно - просветительский центр») был проведён открытый круглый стол «Патриотическая позиция Русской православной церкви. 1943–2023 гг.». Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова прибыли на на данное мероприятие, участие принял учитель Куляпин Александр Сергеевич.

         Патриотическое воспитание молодежи может стать залогом успешного развития государства и сознательного отношения молодых людей к своим гражданским обязанностям в будущем.

         Патриотизм по своей сути способен воспитывает не только нравственные, но и социальные чувства гражданина.

         В настоящее время, когда в общественной и семейной жизни наблюда­ется охлаждение к патриотическому воспитанию молодежи, основная тяжесть этих трудов должна ложиться на образовательную систему государства. Со своей стороны Православная Церковь, имеющая богатый исторический опыт в этой области, может разделить часть работы по воспитанию молодежи.

         В то же время любовь к своему Отечеству, в православном понимании, подразумевает собой любовь не только к своему народу, как хранителю ве­ковой православной культуры и благочестия, но любовь и уважение ко всем другим народам, населяющие наше государство, ибо в этом заключается исполнение заповеди о любви к ближнему.

         О том, что патриотизм и гражданский долг были в почете у христиан первых веков свидетельствует каноническое послание святителя Григория Чудотворца († ок.270 г.), которое он написал по поводу бывшего вторжения варваров в понтийскую область.

         По нашему убеждению единственным действенным средством в противостоянии  западной и либеральной угрозе может стать обращение к опыту и традициям патриотического воспитания, которые мы видим в истории нашей страны и истории нашей Церкви. Для православного христианина патриотизм есть не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера.

         В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: «Православный христианин призван любить свое Отечество… Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни».

 Важность темы воспитания патриотизма состоит в том, что в нашем обществе эта задача вышла на первый план и стала основной в воспитании молодежи. Чтобы победить в борьбе за нынешнюю молодежь, это необходимо сделать на всех уровнях, воспитав и сформировав у подрастающего поколения чувства гражданина и патриота своего Отечества, духовно-нравственные ценности.

Понятие «патриотизм» имеет очень глубокий смысл. Оно основывается на стремлении человека сохранить традиции, отцовские корни, то хорошее и доброе, что накапливается поколениями.

Сокровищница нравственных ценностей нашей страны находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Православной Церкви.

Церковь породила, благословила, вдохновила и сделала возможными: собирание русских земель, преодоление рабства и внешних угроз, формирование нации, создание высочайшей культуры. Здоровая, крепкая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Вокруг Православной Церкви формировалось российское образование. Лучшие военные начальники опирались на примеры святых и авторитет Церкви. Прервать эту тонкую связь и подорвать основу, значит совершить преступление против российского народа. Церковь - объединяющая сила, наполняющая волю общества нравственной полнотой, позволяющая преодолеть нерешительность, распри и страх .

В русском самосознании понятие "патриотизма" зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности пожертвовать всем ради страны, отказаться от самого себя, а это тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Православие духовно преобразило российский народ, сформировало лучшие черты русского характера — жертвенность, милосердие, щедрость, мужественность, верность. Православие на протяжении многих лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими», - эта чеканная формула российской мощи, произнесенная полтора столетия назад знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Филаретом, определяла церковный взгляд на патриотизм как на духовную добродетель благочестивого христианина и на его религиозный долг.

Даже во времена правления Петра I патриотизм считался выше всех добродетелей и стал государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражали главные ценности того времени .

Патриарх Алексий II говорил: "Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не Таким образом, с одной стороны, Русская Православная Церковь имеет необходимый духовный потенциал, положительный многовековой опыт в области духовно-нравственного и военно-патриотического просвещения, с другой стороны военно-патриотическое воспитание молодежи имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, можно назвать как одно из приоритетных направлений в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В то же время любовь к своему Отечеству, в православном понимании, подразумевает собой любовь не только к своему народу, как хранителю вековой православной культуры и благочестия, но любовь и уважение ко всем другим народам, населяющие наше государство, ибо в этом заключается исполнение заповеди о любви к ближнему. Ближний – это человек, который, вовсе не обязательно является тем, кто разделяет наши религиозные убеждения, хотя ближним от этого он не перестает быть, именно этому нас учит нас Евангельская притча Христа о добром Самарянине. В то же время слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного", возводят заповедь о любви к своим согражданам, в степень обязательного нравственного долга православного христианина. Истолковывая данное выражение апостола, священник Григорий Дьяченко делает вывод: «Добрый христианин не может не быть вместе и верным сыном отечества своего, равно как и наоборот – недобрый сын своей отчизны не может быть вполне верен своей вере».

Подобная точка зрения отражена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, где говориться: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этической общности и как общности граждан государства…. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».

О том, что патриотизм и гражданский долг были в почете у христиан первых веков свидетельствует каноническое послание святителя Григория Чудотворца († ок.270 г.), которое он написал по поводу бывшего вторжения варваров в понтийскую область. Святитель настаивает на отлучении от церковного общения тех христиан, которые во время данного бедствия перешли на сторону врага и «принимали участие в нападении, забывши что они были понтийцами и христианами». Данное правило вошло в Канонический Кодекс Православной Церкви. Для православного христианина патриотизм есть не просто гражданская добродетель, но и явление религиозного характера.

Религиозные начала жизни сформировали особый менталитет русского народа. По мысли современных исследователей этнографии, в ходе исторического процесса в среде простого народа термин «»русский" приобрел характер не столько этнический, сколько конфессиональный и был почти синонимом слова православный». Особенно сильно такого рода национальная самоидентификация проявлялась во время войн и вооруженных конфликтов

Православная вера настолько вошла в сознание народа, что определяла как бы помимо воли мировоззрение и поведение каждого от рождения до смерти, даже вне видимой связи с Церковью. Вследствие этого, после отвержения государством религии и провозглашением атеизма, как основы жизни общества, эти религиозные начала народной жизни продолжали осуществляться и проявляться во всей полноте. И, несмотря на все потрясения, произведенные в душе народа революцией, советский солдат всегда оставался по духу русским солдатом и преемственность сокровищ его души, полученных от Православия, проявлялась уже на полях сражений Великой Отечественной войны. Однако ситуация сегодняшнего дня говорит нам не только об отсутствии патриотического воспитания как такового, но и часто о программах совершенно иного характера, разрушительно влияющих на формировании мировоззрения подростков и молодежи.

Единственным выходом в нашей современной ситуации может стать возвращение в воспитании будущих граждан России к исконным ценностям нашей культуры. Достаточно вспомнить слова нашего великого патриота и философа Ивана Александровича Ильина о связи российской культуры с глубинными основами жизни народа: «Православие положило в основу человеческого, и русского в том числе, существования жизнь сердца и исходящего из сердца миросозерцания. Весь дух и быт наших предков был оправославлен», сама форма национального русского бытия была «взращена Православием и закреплена славянством и природой России».  В силу этого любовь к Отчизне у русского православного человека соизмерима лишь с любовью к своей вере, ради которой он готов претерпеть любые мучения и даже саму смерть. Отсюда можно заключить, что само чувство патриотизма необходимо признавать не только гражданской, но и христианской добродетелью. Поэтому в патриотическом воспитании необходимо использовать тот богатейший духовно-нравственный потенциал, которым обладает Русская Православная Церковь.

         Мероприятие стало одной из публичных лекций в формате дискуссионной площадки «КВЧ (культурно-воспитательная часть)», организуемых музеем-заповедником «Пермь-36» при поддержке департамента национальных и религиозных отношений Администрации губернатора Пермского края.

         Круглый стол был посвящен 80-летию Архиерейского собора 1943 года, в результате которого в России было восстановлено патриаршество и началось возрождение епархий, в том числе Пермской. Главная проблема – роль Русской православной церкви в формировании гражданского патриотизма, в частности, ее качественный и количественный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Активная патриотическая деятельность церкви в годы войны привели не только к крупным изменениям в государственно-церковных отношениях, но и сыграли огромную роль в победе над нацизмом.

         Мероприятие открыл Михаил Нечаев, кандидат исторических наук и научный руководитель музея-заповедника «Пермь-36», со вступительным словом о том, почему 1943 год – это знаковая дата в истории русского Православия. Именно в этот год произошли важные события, положившие начало возрождению церкви на территории СССР. С приветственными словами выступили участники открытого круглого стола: Павел Сироткин (Администрация губернатора Пермского края), Игорь Гладнев (Российское военно-историческое общество), Сергей Неганов (Пермский государственный архив социально-политической истории), Алексей Сафронов (Пермская духовная семинария).

С содержательными докладами выступили Михаил Нечаев, Игорь Гарькавый (директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской), Юлия Кашаева (кандидат исторических наук, директор Государственного архива Пермского края), Марина Старкова (кандидат политических наук; заместитель директора по науке и развитию ПермГАСПИ), Инна Федотова (начальник отдела научно-справочного аппарата ПермГАСПИ), Николай Гоголин (кандидат социологических наук, проректор по научной работе Пермской духовной семинарии).

 

См. фотоальбом

PS

(наша справка)

Государственные архивы Пермского края – участники круглого стола о Русской Православной Церкви

         На круглом столе о Русской Православной Церкви в XX-XXI веках  Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ) принял участие в круглом столе «Патриотическая позиция Русской Православной Церкви 1943-2023 гг.», организованном Администрацией губернатора Пермского края и Мемориальным музеем-заповедником истории политических репрессии «Пермь-36» на площадке Культурно-просветительского центра «Россия - моя история».

         С приветственным словом к участникам круглого стола обратился директор ПермГАСПИ С.В. Неганов. Также на круглом столе выступили заместитель директора ПермГАСПИ по науке и развитию, кандидат политических наук М.А. Старкова с докладом «Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны» и начальник отдела научно-справочного аппарата ПермГАСПИ И.Ю. Федотова с докладом «Патриотическая позиция Русской Православной Церкви в годы войны. Архиерейский собор 1943 года и его последствия».

         Открытый круглый стол «Патриотическая позиция Русской Православной Церкви 1943-2023 гг.» состоялся в Культурно-просветительском центре «Россия-моя история» (г. Пермь).

Мероприятие прошло в рамках публичной лекции в формате дискуссионной площадки «КВЧ (культурно-воспитательная часть)», посвящённой 80-летию возрождения Пермской Епархии и Архиерейскому собору 8 сентября 1943 года, на котором произошло восстановление патриаршества.

Мероприятие организовано департаментом национальных и религиозных отношений Администрации губернатора Пермского края, Мемориальным музеем-заповедником истории политических репрессий «Пермь-36».

В заседании Круглого стола приняли участие:

- директор ГКБУ «Государственный архив Пермского края», кандидат исторических наук Ю.А. Кашаева с докладом о благотворительной деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны по архивным документам ГКБУ «ГАПК»,

- директор ГКБУ «Пермский государственный архив социально-политической истории» С.В. Неганов с приветственным словом,

-  заместитель директора ГКБУ «ПермГАСПИ» по науке и развитию, кандидат политических наук М.А. Старкова с докладом «Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны»,

- начальник отдела научно-справочного аппарата ГКБУ «ПермГАСПИ» И.Ю. Федотова с докладом «Патриотическая позиция Русской Православной Церкви в годы войны. Архиерейский собор 1943 года и его последствия».

Русский патриотизм как явление религиозного характера

Исторический период с IX по X вв. явился временем образования еди­ного русского государства, формированием единой нации. Само начало обра­зования единого государства по времени совпадает с первым, частичным крещением Руси в 860–861 гг. при князьях Аскольде и Дире. Другой правитель Руси, святой князь Владимир был, несомненно, государственно-мыслящим человеком. Понимая, что одной только силой княжеской дружины невозможно объединить множество подвластных ему племен, он в первый период своего правления пытался использовать религиозный фактор, опиравшийся на древние языческие культы. Но попытка ввести единую княжескую религию в рамках не склонного к единству язычества, не привела к возникновению прочных внутренних связей в государстве. Только принятие христианства, с его наднациональными идеалами и высшим нравственным законом, давало основу для государственного единства и единства на уровне отдельной личности, чего не могли дать никакие другие религии. Кроме этого христианство предоставляло возможность приобщиться к великой культуре соседней Восточно-Римской империи.12

Промыслительный и благодатный выбор Православия дал удивительный результат – через время двух-трех поколений из множества разных славянских племен: древлян, полян, родимичей, вятичей и словен, образовался единый русский народ13 со своею письменностью, культурой и высокой объ­единяющей идеей служения Богу в границах данной Им земли. Вот почему Ф.М. Достоевский с уверенностью утверждал: «Понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию».14

Общей душой народа стала Православная Церковь, благодаря вдохнов­ляющим и объединительным усилиям которой, Киевская Русь не сгинула в огне междоусобиц, не растворилась под монголо-татарским нашествием и не исчезла под ударами крестоносцев. Благодаря деятельности святых митропо­литов Петра и Алексия, преподобного Сергия Радонежского образовалось могущественное Московское государство, которое освободилось от 300-лет­ней ордынской зависимости и смогло стать новым политическим и духовным центром Руси.

Поэтому, как итог рассуждения о значении Православия в процессе становления именно русского патриотизма, можно привести слова архиепи­скопа Димитрия (Муретова) (1806–1883 гг.), который говорил, что христиан­ская вера «соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский. Кто соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди стольких врагов, посягающих на нее? Святая вера Пра­вославная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, со­общив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Авраамиевых и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову».15 О подобном же влиянии на русский народ Православной Церкви пишет епископ Вениамин (Милов), он демонстрирует это на примере Троице-Сергиевой Лавры, которая содействовала не только просветлению народного самосознания и религиозного чувствования, но и вдохновляла русский народ примером своего патриотического служения.16 По словам этого саратовского архипастыря (владыка Вениамин был епископом Саратовским и Балашовским в 1955 г.), благодаря подобной деятельности на протяжении шести веков Лавра «диктовала государственную линию поведения подведомственным обителям. Они, по примеру Лавры, берегли как святыню тяготение к Москве, увлекали за собой окружающее население, объединяли инородческие, языческие и полуязыческие массы северо-восточной Руси в единое государство, подчиненное влиянию православной веры».17

Поэтому религиозная сторона патриотизма, в русском его проявлении, должна считаться определяющей в процессе воспитания молодежи. Без религиозной составляющей патриотизма невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего народа. Понимая это, глава военного духовенства Российской империи, протопресвитер Георгий Шавельский, писал в своих воспоминаниях, что только Церковь выступала как единственный воспитатель народа и именно она своей постоянной проповедью о самоотверженности и любви (См. Мф. 5, 44; Ин. 15, 13) фактически заменяла патриотическое воспитание.18

Религиозные начала жизни сформировали особый менталитет русского народа. По мысли современных исследователей этнографии, в ходе истори­ческого процесса в среде простого народа термин «»русский" приобрел характер не столько этнический, сколько конфессиональный и был почти синонимом слова православный».19 Особенно сильно такого рода национальная самоидентификация проявлялась во время войн и вооруженных конфликтов. «Конфессионим «православные» выполнял функцию этнического определителя русских».20

Православная вера настолько вошла в сознание народа, что определяла как бы помимо воли мировоззрение и поведение каждого от рождения до смерти, даже вне видимой связи с Церковью.21 Вследствие этого, после от­вержения государством религии и провозглашением атеизма, как основы жизни общества, эти религиозные начала народной жизни продолжали осу­ществляться и проявляться во всей полноте. И, несмотря на все потрясения, произведенные в душе народа революцией, советский солдат всегда оставался по духу русским солдатом и преемственность сокровищ его души, полученных от Православия, проявлялась уже на полях сражений Великой Отечественной войны.22

Однако ситуация сегодняшнего дня говорит нам не только об отсутствии патриотического воспитания как такового, но и часто о программах совершенно иного характера, разрушительно влияющих на формировании мировоззрения подростков и молодежи. Речь идет о так называемых программах «Основы здорового образа жизни» и ему подобных, одна из которых была введена в качестве регионального компонента в систему образования Саратовской области.23

Это единственный предмет в школьных программах, который претендует на формирование у детей «определенного мировоззрения»,24 к сожалению, весьма далеко отстоящего по своим ценностям от традиций российской национальной культуры.

Мировоззренческие ценности программы «Основы здорового образа жизни» стояться на принципах уже упоминавшегося нами либерального стандарта, с его зацикленностью на достижение человеческого счастья «здесь и сейчас»,25 что предполагает обязательное половое просвещение уже с раннего возраста «касающегося вопросов ответственного сексуального поведения, планирования семьи и методов контрацепции».26

Собственно говоря, какой может получиться защитник Отечества из человека, которому уже с детства вдалбливается идея о том, что здоровье – главная цель в жизни и основа человеческого счастья?27 Разве такой гражданин будет рисковать в окопах своим здоровьем после подобного воспитания, или будет способен стать ликвидатором какой-нибудь техногенной катастрофы, если она, не дай Бог, случится?

Мы однозначно можем утверждать, что мировоззрение, которое формирует данная программа – это оккультное неоязыческое религиозное мировоззрение New age, крайне негативно относящееся к христианству.28 Целью программы является воспитание нового поколения, на принципах эгоизма, сексуальной и нравственной распущенности, оторванности от исконно российского понимания о патриотизме, долге, чести и нравственных основах жизни.

Единственным выходом в нашей современной ситуации может стать возвращение в воспитании будущих граждан России к исконным ценностям нашей культуры. Достаточно вспомнить слова нашего великого патриота и философа Ивана Александровича Ильина о связи российской культуры с глубинными основами жизни народа: «Православие положило в основу человеческого, и русского в том числе, существования жизнь сердца и исходящего из сердца миросозерцания. Весь дух и быт наших предков был оправославлен», сама форма национального русского бытия была «взращена Православием и закреплена славянством и природой России».29 В силу этого любовь к Отчизне у русского православного человека соизмерима лишь с любовью к своей вере, ради которой он готов претерпеть любые мучения и даже саму смерть. Отсюда можно заключить, что само чувство патриотизма необходимо признавать не только гражданской, но и христианской добродетелью.30 Поэтому в патриотическом воспитании необходимо использовать тот богатейший духовно-нравственный потенциал, которым обладает Русская Православная Церковь. В этом мы видим еще одну причину, почему необходимо вводить в учебные программы культурологический курс «Основ Православной Культуры».

* * *

1 Цит. по: Иоанн (Снычев), митр. Битва за Россию. СПб., 1994. С.5.

2 Св. прав. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. М.,1999. С.233.

3 Дьяченко Г., свящ. Самоиспытание христианина по плану обязанностей его к Богу, ближним и самому себе. М., 1897, С.71

4 См. II.3. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С.38.

5 Св. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский. Каноническое послание // Творения св. Григория Чудотворца. М.: Паломник, 1996. С.61.

6 7-е правило св. Григория, Архиепископа Неокесарийского.

7 См.: Малинин М.В. Еще один «Здравый смысл» с Запада // http://avn.thelook.ru/ARXIV/GAZETA/DUEL1996.HTM/1996/19/19_5_2.html

8 См. Гуманистический манифест 2000 // http://www.krotov.info/libr_min/k/kur/tz.htm

9 См.: Декларация секулярного гуманизма // http://hum.offlink.ru/docs-main/docs5/

10 Гуманистический манифест 2000.

11 Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (п. XVI.3). М., 2000. С.182.

12 Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С.32.

13 Иоанн (Экономцев), игум. Православие, Византия, Россия: Сб. статей. М., 1992. С.49.

14 Цит. по: Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи / Очерки по русской культуре 12–17 вв. М., 1995. С.5.

15 Димитрий (Муретов), архиеп. Слова, беседы и речи в 5 Т. М., 1898. Т.2. С.265–266.

16 Вениамин (Милов), еп. Крупицы слова Божия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С.204–205.

17 Там же. С.210–211.

18 См. Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота: В 2-х т. Т.1. С.163–164.

19 Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С.504.

20 Там же.

21 Дунаев М. Указ. соч. С.5. Подобную мысль мы встретим и у бывшего декабриста А.П. Беляева, по его наблюдениям: «православие глубоко проникло во весь наш народный организм … народ наш… как бы с молоком матери всосал веру, и веру правую и крепко держится её». (Цит. по: Громыко М.М., Буганов А.В. Указ. соч. С.105–106.).

22 Это предвидел и был уверен в этом последний Протопресвитер военного духовенства. (См. Шавельский Г., протопр. Воспоминания… Т.1. С.164.).

23 (Приказ № 684 от 03.08.01 «О введении региональной программы «Основы здорового образа жизни» во всех дошкольных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ с 2000–2001 учебного года». По решению коллегии Министерства образования области со второго полугодия 2001–2002 учебного года программа введена в 5–7-х классах общеобразовательных школ. По приказу Министерства образования Саратовской области № 54 от 24.08.2002 г. программа «Основы здорового образа жизни» вводится в 8–9-х классах общеобразовательных учреждений области с 2002–2003 учебного года. В 2003–2004 учебном году программа введена в 10–11-х классах. (Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Саратов, 2003. С. 7//http://ecohealth.by.ru/files/met_int.zip)).

24 Программа «Основы здорового образа жизни», ч. 3. Методические рекомендации для средних классов общеобразовательной школы. Саратов, «Научная книга», 2000. С. 5.

25 См.: Декларация секулярного гуманизма.

26 Гуманистический манифест 2000.

27 См. Программа ОЗОЖ. ч. 4, С. 77.

28 См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Н. Новгород, 2002. С. 712, 713, 727–728.

29 Ильин А.И. Манифест русского движения // Слово. 1991. № 4. С.53.

30 См. Янышев И. Л., протопр. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906. С.78.

Источник: Полохов Димитрий, прот. Взгляд Православной Церкви на патриотизм и патриотическое воспитание // Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. 2008. Вып. 2. С. 188-198.

Вам может быть интересно:

Воспитательная проблема в школе – протоиерей Василий Зеньковский

Научно-дидактическая постановка вопроса о религиозном обучении – протоиерей Сергий Соллертинский

О православно-христианском воспитании детей до школы – протоиерей Василий Михайловский

О воспитании детей в духе христианского благочестия – архиепископ Евсевий (Орлинский)

Беседы с родителями. Программа «Путь и жизнь» – Софья Сергеевна Куломзина

Вопрос о воинской службе в свете Священного Писания и сочинений церковных писателей I-III веков – протоиерей Димитрий Полохов

Эпистолярное наследие патриарха Никона – патриарх Никон (Минин)

Личность, общество и церковь – профессор Константин Петрович Победоносцев

Черты христианского учения – епископ Виссарион (Нечаев)

Катехизические беседы – митрополит Питирим (Нечаев)

(исп м-лы СМИ; Написано на основе информации из интернет-СМИ.)

Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».