Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Композитор Милий Алексеевич Балакирев7 октября в Пушкинской библиотеке состоялся камерный концерт, посвященный 180-летию со дня рождения русского композитора Милия Алексеевича Балакирева, в котором приняли участие солисты Пермской оперы.

Юбилей - 180 лет со дня рождения - Милия Балакирева для Перми очень важная дата. Благодаря гостиной, которую организовала известная солистка оперы Наталья Кириллова.

 

В Пушкинской библиотеке очень важно появляться! Сама библиотека — настоящий клад! В ней вы не только почерпнёте книжной культуры из  универсального книжного фонда, в ней вы «окультуритесь»! А если по ней пройдётесь -  почувствуете поэтические атомы великих людей. В ней гостями были очень известные люди от А.Решетова до потомков самого Александра Сергеевича Пушкина.

Стихи – одна из форм существования поэзии. Наверное, архитектурно самая совершенная. Как раковина хранит шум моря, так стихи, если в них живут, по слову поэта, «творящий дух и жизни случай», хранят музыку мира. Без неё мир «безмолвен», как некогда писал композитор и музыковед Борис Асафьев. В стихе кристаллизованы все возможности языка. Язык и выражает, и хранит, и таит. Лишь стихи способны в «нераздельности и неслиянности» объять содержательно-понятийное, интонационно-звуковое, музыкально-ритмическое, живописно-пластическое и множество других языковых начал.          Только молитва и стих (песня!) способны разомкнуть внутреннюю форму слова, освободить смыслы, позволить прикоснуться к прапамяти и внять пророчествам. Верно, люди чаще всего внимают иллюзиям и обманам. Они, да простит Пушкин, «обманываться рады».

Стихи далеко не всегда проговариваются поэзией. В замысле и в исполнении устроение их должно совпасть, пусть и не полностью, с «многосоставностью», по слову Иннокентия Анненского, личности художника (как правило, человека не столь жизни, сколь судьбы) и текучей многосмысленностью поэтического слова. С тем, что – до слова, в – слове, за – словом и после слова.

Н.Кириллова  «собирает» солистов (на вечере выступали Э.Морозов, О.Попова, А.Погудин, Н.Ляскова, Н.Князева, А.Герасимов) и известных музыкантов, чтобы донести замыслы художников слова и музыки.

Очень филигранно украшенный музыкальными произведениями М.Балакирива концерт «Так и рвётся душа из груди молодой» представляет неиссякаемый источник прилива свежих сил,  он начинается словами поэта А.Кольцова и завершается его романсом «Обойми, поцалуй».

Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Семья перебралась в Москву, когда Милию было десять лет.  Склонный с детства к музыке, Балакирев брал уроки у Джона Фильда, а затем большое участие в его судьбе принял просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте Александр Улыбышев. В 1855 году Балакирев познакомился с Михаилом Глинкой, и тот убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе.

В 1856 году Балакирев дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. В начале 1960-х годов под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как «Могучая кучка». Балакирев способствовал популяризации опер Глинки: в 1866 году дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 году руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х и 1860-е года были периодом интенсивной творческой деятельности Балакирева. Сочинения этих лет – «Увертюра на три русские темы», вторая увертюра на три русские темы «1000 лет», «Чешская увертюра» и другие, в которых развиваются традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» и опора на подлинную народную песню.

В 1866 году был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

Одна из центральных тем творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Был у композитора интерес и к музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской), к теме Востока (Кавказа). Лучший образец симфонической поэмы Балакирева – «Тамара» построен на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева – восточная фантазия «Исламей». Видное место в камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.

Скончался композитор Милий Алексеевич Балакирев 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге.

Фотоальбом "К 180-летию со дня рождения М.А. Балакирева"

Юнкоры МЦ: Ильчишина Ксения и Елизавета Блинова.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить