11 августа 1941 года лейтенант Катрич Алексей Николаевич в 9.30 на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом Медведевым М.И. вылетел на перехват вражеского разведчика «Дорнье-17» идущего курсом на Бологое. Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром.
Тогда Алексей Николаевич Катрич в одиночку бросился за «Дорнье-17». Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва-Ленинград. Алексей Николаевич Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 10 000 метров и с расстояния 100 метров прошил пулемётной очередью от хвоста к мотору весь самолёт. Стрелок из кабины открыл ответный огонь, но не причинил вреда истребителю.
Второй очередью Алексей Николаевич Катрич поджёг один из двигателей, третьей - убил стрелка. Следующей очередью он намеревался ударить по кабине пилота, но патроны кончились. «Дорнье-17» продолжал лететь. Тогда Алексей Николаевич Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. После этого мгновенно убрал газ и отвернул истребитель в сторону, чтобы не задеть плоскость «Дорнье-17».
Самолёт противника качнулся, потом свалился на крыло и пошёл вниз. На высоте 600 метров вражескому лётчику удалось выровнять самолёт, но не на долго. Вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел.
Немецкие источники подтверждают в этот день потерю по неизвестной причине разведчика Do-215 (W/N 0075, L5+LC) из 1/ObdL, совершавшего разведывательный полет по маршруту Орел–Тула. Его экипаж, во главе с лейтенантом Р.Родером, числится пропавшими без вести.
Лейтенант Алексей Николаевич Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта.
Это был первый в мире высотный таран.
За мужество и героизм 28.10.1941 года А.Н.Катричу присвоено звание Героя Советского Союза.
Первые военные космические учения ВОСТОК №3 - №4
61 год назад в СССР стартовал первый в мировой истории эксперимент с групповым полетом двух космических кораблей – «Восток-3» и «Восток-4».
11 августа 1962 года был запущен пилотируемый космический корабль «Восток-3» с космонавтом Андрияном Николаевым на борту. Затем, 12 августа, на орбиту вывели «Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем. Запуски кораблей выполнялись с Байконура, с одного стартового стола.
Запуск двух ракетно-космических комплексов с одной стартовой площадки в течение двух суток потребовал четкой и слаженной работы всех служб космодрома. Благодаря большой точности в выведении на орбиту обоих кораблей параметры их орбит практически совпали.
Вот как вспоминает об этом П. Попович в телеинтервью: «На следующий день и я стартовал. Вышел на орбиту, сразу его корабль увидел. Между нами было километра четыре. Андриян начал: «Беркут, Беркут, я — Сокол. Как меня слышите?» Я ему кричу: «Привет, Андриян! Я не только тебя слышу, я тебя вижу! Ты справа от меня летишь, как маленькая Луна».
Одной из задач миссии было проведение первого в истории военного эксперимента с участием космонавтов на орбите. Отрабатывалась программа по созданию перехватчика спутников. При этом «Восток-4» изображал перехватчика, а «Восток-3» – цель. На борту были установлены кинокамеры для регистрации всех действий.
Космонавты проводили медико-биологические и научно-технические эксперименты. Их изображения передавались на Землю по телесети СССР и Интервидения. В том полете А. Николаев впервые в мировой практике отстегнулся от катапультируемого кресла и без скафандра парил в кабине в условиях невесомости.
А.Николаев на «Востоке-3» сделал 64 витка вокруг Земли и установил рекорд продолжительности полета – трое суток 22 часа 22 минуты, а П.Попович на «Востоке-4» – 48 витков и пробыл в космосе двое суток 22 часа 44 минуты. Оба корабля приземлились 15 августа в Карагандинской области.
(исп м-лы СМИ;)