(изучаем экотропы Сибири и Урала «Сибирский рубикон-2023г.» = вып. 2) 

В продолжение работы по проекту ЭКОЛЕТО-2023 «Сбережём малую Родину вместе» 19.07.23г.

См. фотоальбом №1

См. фотоальбом №2

Экологическая «летучка» школьного экоотряда и экологического клуба отряда военкоров вышла на экологическую тропу «Ивинская» с целью рекогносцировочного обследования и знакомства ребят с видовым биоразнообразием флоры и фауны данной территории. По маршруту тропы очистили информационные стенды от «вандальных надписей», обнаруженных в предыдущем походе.

См.: СОШ №135: изучаем экотропы Сибири и Урала. «Сибирский рубикон-2023г.

http://school135.ru/yunarmiya/sosh-135-izuchaem-ekotropy-sibiri-i-urala-sibirskij-rubikon-2023g

Собрали материал для последующих экскурсий, составления информационных табличек, которые будут использоваться в работе по теме экопросвещения для младших школьников, а так же на уроках экологии в 9х классах.

Военкоры юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, добровольцы «МС ДИНАСТИЯ», МЦ МАОУ СОШ 135 Миша Зайцев и Ашот Минасян снова вышли на «Ивинкую тропу» и «тропу к Егошихе».

В этот раз участвовали старшие в отряде, члены экологического клуба и учителя Александр Куляпин и Михаил Попов.

Согласно п.5. проекта провели природоохранные мероприятия — экосубботник: собрали мусор на «Ивинской тропе» и на тропе «К Егошихе» (ООПТ «Егошихинское кладбище», экотропа «Ивинская»), наметили указатели для проведения экскурсий; далее предстоит поход на ООПТ «Мотовилихинский пруд»; программа май — июнь — сентябрь в работе. 

См.: На стрелке рек

http://school135.ru/news/na-strelke-rek

Согасно п.6. «выбор маршрутов и объектов для проведения практических занятий по курсу "Основы экологии": установлены и сделаны фото «станций»;

Июньский план выполнен. 

См.: Самосознание - это экологический субботник

http://school135.ru/news/samosoznanie-eto-ekologicheskij-subbotnik 

Согласно п.7. проведён (июнь-июльский) отбор учащихся эколого-биологического смены в группу "инструкторов" и занятия с ними по специальной программе. 

См.: «Экологическое путешествие длиною в 300 лет» в СОШ №135

http://school135.ru/yunarmiya/ekologicheskoe-puteshestvie-dlinoyu-v-300-let-v-sosh-135 

Согласно п.8. продолжается подготовка материалов для создания информационных табличек о растениях, произрастающих на тропе «Ивинской» с использованием QR-кодов (июльский план).

См.: Тропа "Егошихинская"

http://school135.ru/news/tropa-egoshikhinskaya

Согласно п. 9. проведена практика "инструкторов" на базе (ООПТ «Егошихинское кладбищ» тропа «к Егошихе»), экологическая экспедиция — образовательное путешествие «Малая река Ива: от истока до устья» (июньский план).

В результате второго похода отметим, что мусора стало намного меньше, на стендах «ООПТ Егошихинского кладбища» «вандалы» оставили свои следы с обратной стороны щитов. Сами щиты не повреждены (лицевая сторона). Борщевик наступает, обнаружен пятнами на Егошихе и зарослями на Иве.

Юнармейцы Миша Зайцев и Ашот Миносян - получили и журналистское задание. Они как очень опытные экологи-добровольцы отправились на «Маршрут» «Тропа Егошихе», где под руководством учителя А.С. Куляпина провели рекогносцировочное обследование на предмет «санитарного» состояния данного урочища.

Ашот:

Добравшись до «Разгуляя» мы осмотрели участок мемориала и склоны с всех сторон. Дело в том, что здесь начались большие работы по прокладке новых троп-дорожек для туристов, там две речки Егошиха и Стикс соединяются. Преодолевать ничего не пришлось, так как мы сразу свернули к обрыву по уютной и очень удобной тропе, обустроенной деревянными конструкциями, спусками, мостиками.… Всё было огорожено лентой. Но щиты были не повреждены. Мусор с бутылками оставили безответственные разносчики рекламных листовок.

Мы вспомнили, что попадаем в разрезы медистых песчаников, но к «Тропе Мурчисона» мы не пошли. Вспомнить о первооткрывателе Пермского периода пришлось, но тема сменилась в продолжение рассказа Александра сергеевича о «Сибирском рубиконе».

См. фотоальбом №3 

См. фотоальбом №4

//www.youtube.com/@user-kp4bc9xt2e">Телеканал Северный город Норильск

https://youtu.be/P3ks--995II

 Продолжаем наше образовательное путешествие:

В Красноярском крае действуют 112 особо охраняемых природных территорий краевого значения общей площадью 3 212,4 тысячи гектаров. В том числе:

  • природный парк «Ергаки»;
  • 41 государственный природный заказник;
  • два государственных природных микрозаказника;
  • 68 памятников природы.

 г. Енисейск.

 Фотоальбом №3. 

Недавно отгремело 400-летие Енисейска. Но Енисейск стоит и продолжает заманивать в свои исторические объятья. Заманил и нашу команду.

Енисейск — отец сибирских городов, один из древнейших городов Красноярского края, старше самой столицы региона. Именно ему было предназначено стать главным городом края — в его ведении находились все остроги по Енисею и вся заенисейская Сибирь. Но со строительством Транссибирской магистрали городом номер один стал Красноярск, а Енисейск будто застыл в пике своего расцвета — XVIII веке. Долгое время об этом городе помнили лишь любители истории и заядлые краеведы. У Енисейска не отнять — колорит настоящего старинного сибирского городка, которого не прочувствуешь, читая исторические романы или гуляя по пыльным музеям. Это надо видеть своими глазами.

Богоявленский собор и Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Сегодня, смотря на отреставрированный Богоявленский собор и площадь вокруг него, сложно поверить, что когда-то здесь царили разруха и запустение.

Сегодняшний Енисейск – город, украшенный многочисленными куполами храмов. Настоятель нас встретил радушно и рассказал, что жители города помнят иные времена, когда церкви были превращены в склады и кочегарки, ветшали и разрушались. Чем только не была, например, Иверская церковь в Енисейске! И колонией для малолетних правонарушителей, и театром, и даже вычислительным центром. А Богоявленский собор, находящийся в самом центре города, в красивейшем месте на берегу Енисея, был превращен в котельную.

Между тем впервые еще деревянная церковь Богоявления упоминается в документах, датированных 1647 годом – временем правления государя всея Руси Алексея Михайловича Тишайшего.

Храм дважды был уничтожен – сначала наводнением 1649 года, затем пожаром 1703-го.

И в сентябре 1712 года артелью под руководством московского каменщика Федора Чайки был возведен каменный собор, который должен был устоять перед разгулом стихии. 

Очень интересной была остановка в п. БАХТА.

 См. фотоальбом №4

 с.Бахта, что мы узнали самое первое, место съёмок фильма «Счастливые люди», здесь же находится уникальный «Музей таёжного природопользования», «Церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской», построенная «без единого гвоздя», центр народного творчества и уникальный кукольный театр, репертуар которого - сказочные истории из жизни охотников-рыболовов; Бахта – это село в Красноярском крае, в 1400 км по Енисею от Красноярска. С начала XVII века начинает заселяться  сначала беглыми русскими крепостными, потом русскими старообрядцами. Недалеко отсюда – а местность эта называется Туруханский край – отбывал ссылку Иосиф Сталин, всего в здешней тайге в ссылке и на каторге побывали свыше 100 членов различных левых партий.

Место для ссылки, и вправду, было выбрано идеально – бежать отсюда некуда, 8 месяцев в году – ледяная пустыня, до ближайшего населённого пункта 300 км, до железной дороги – больше 1 тыс. км.

Так мы попали и в церковь, и в музей, и в театр…

У нас, В Пермском крае, мы тоже часто бываем в этнографическом музее «Хохловка» -

См. выпуск:

СОШ №135: Праздник Николы Летнего

http://school135.ru/dukhovnaya-kultura/sosh-135-prazdnik-nikoly-letnego

https://vk.com/album-100202751_293738035 

Но в Бахте совсем другое дело — в абсолютной глуши, по нашим представлениям, открылась цивилизация «живого творчества масс».

Это северный поселок в Туруханском районе среди непроходимой тайги и пробирающего до костей климата, - зима здесь длится восемь месяцев, а сезон навигации, как правило, очень короткий. В поселке живут в основном староверы и охотники, - всего 220 жителей. Предприятие здесь одно-единственное на весь поселок – филиал «Туруханскэнерго». Из соцобъектов небольшая школа, детский сад, библиотека и еще фельдшерский пункт, - без медицины страшно оставаться один на один в таких суровых местах. Хлеб пекут в собственной пекарне; есть почтовое отделение и метеостанция.

До Туруханска (он севернее находится) почти пятьсот километров вниз по Енисею, до Красноярска путь в три раза длиннее, - полторы тысячи км.

Вместо остановки в поселке есть вертолетная площадка. Зимой, правда, можно по зимнику доехать, а летом, когда открывается навигация, водным транспортом. На берегу виднеется знак с названием «Бахта», - это и есть условный причал для теплоходов. А по берегу «воткнуты» несколько что-то на вроде подсобок – небольшие сооружения в виде сарайчиков, - тут рыбаки хранят свои рыбацкие принадлежности, чтобы не тащить их всякий раз в гору, - поселок расположен на возвышенности.

Решением правительства региона в Туруханском районе организуется государственный природный заказник краевого значения «Река Бахта». Особое внимание здесь будет уделяться сохранению речной и приречной природы, восстановлению запасов ценных пород рыб – ленка и тайменя. Примечательно, что заказник создается по многочисленным просьбам местных жителей. И в первую очередь – охотников-промысловиков, чьи участки находятся на Бахте и ее притоках.

Эти места, до поры надежно укрытые от тяжелой поступи цивилизации, всегда поражали глаз своей первозданной чистотой и красотой. Поражали настолько, что когда-то даже существовал негласный запрет на массовый туризм на реке Бахта. У человека просто не поднималась рука…

Однако вышло так, что с течением лет рабочая, в общем-то, формула «товар – деньги – товар» приняла извращенные, издевательские по отношению к местному населению и природе формы. По словам известного писателя Михаила Тарковского, не понаслышке знакомого с проблемой, туруханцы вот уже почти два десятка лет сталкиваются с фактами нарастающей туристической агрессии на реке и ее притоках.

С 2005 года началось несанкционированное освоение туроператорами реки Бахта, которая извечно была резерватом тайменя и, конечно же, особой территорией, где охотники-промысловики вели свой промысел, традиционный образ жизни. В последнее время вообще наблюдается настоящий бум – количество незаконных турбаз на Бахте увеличилось, рыболовный туризм принял нарастающий характер, грозя не только исчерпать рыбный ресурс, но и создать препятствие традиционному образу жизни местных жителей. Заброска рыбаков происходит как на вертолетах, так и на спецтехнике повышенной проходимости – судах на воздушной подушке, аэроглиссерах, обладающих критической шумностью, – не скрывает тревоги Михаил Тарковский.

Второй дом

Как правило, побывавшие в рыболовном туре рыбаки в следующий раз возвращаются на Бахту уже самостоятельно. Берут с собой друзей, публикуют отчеты в социальных сетях, собирают десятки тысяч просмотров и комментариев. И все это растет как снежный ком.

Можно в сотый раз повторить, что оккупация реки велась без согласования с местным населением и властями, без обследования и почти без лицензий на отлов рыбы (которыми невозможно обеспечить весь поток рыбаков). Но главного смысла всей этой коллизии не понять без экскурса в психологию местного жителя, промыслового охотника, – рассуждает Михаил Тарковский. – На этого труженика не один век опиралось наше государство, которому он служил верой, правдой и здоровьем. Понятно, что специфика его труда предполагала особое отношение к его рабочему месту –охотничьему участку, служившему ему вторым домом. И вот представьте себе, что в твой дом врываются проворотливые люди на мощной технике и привозят толпы людей. Врываются без хотя бы формального кивка головы в твою сторону, не считаясь с тобой вовсе, ставя под угрозу твой образ жизни и отказывая в праве быть хозяином на своей малой родине.

Сколько бессонных белых ночей провели охотники в избушках под рев аэроглиссеров, сколько писали писем, звонили начальству…

Природоохранный почин

Наконец, от имени инициативной группы туруханцев Михаил Тарковский обратился к губернатору края Александру Уссу с просьбой помочь с организацией заказника, который остановил бы поточный рыболовный туризм и сохранил при этом промысловый уклад местных жителей.

– Такая задача, такое видение проблемы в современных условиях, когда во главу угла поставлен бизнес, достаточно сложны, неудобны, хлопотны. И мы были готовы к тому, что государство назовет ситуацию «конфликтом интересов» и откажется от диалога. Однако в итоге все получилось с точностью до наоборот. Государство пошло навстречу местным жителям, доверяя им и исходя из того, что, убрав туроператоров, они не вздумают пытаться организовать новый поток рыбаков уже сами, – рассказывает писатель.

Правительство Красноярского края постановило: заказнику быть. Его организуют выше по течению реки в 70 километрах от поселка с одноименным названием. Площадь территории – более 27 тысяч гектаров. Заказник будет включать в себя водный комплекс реки Бахта и ее крупных притоков: рек Малая Бахтинка, Тынеп (с притоком Аяхта), Хурингда, Дельтула, Таначи, а также береговые линии, прилегающие к водным объектам.

– Работа по созданию заказника находилась на постоянном контроле губернатора края Александра Усса. Река Бахта – это природный резерватор лососевых. Здесь находятся участки нагула и нереста и других видов ценных рыб. Наша задача – не только сохранить, но и увеличить их популяцию, – отметил министр экологии и рационального природопользования края Павел Борзых.

Для этого в заказнике планируют запретить все виды рыболовства (за исключением отдельных случаев), размещение палаточных городков, туристических стоянок, строительство объектов, эксплуатацию на водоемах судов и другие виды деятельности. Представителям коренных малочисленных народов и местным жителям разрешено любительское рыболовство (кроме тайменя и ленка), рыболовство для ведения традиционного образа жизни, охота, заготовка и сбор дикоросов для собственных нужд и другие виды деятельности.

Отрадно, что именно ради сохранения уникального промыслового уклада местным разрешат заниматься здесь своим промыслом, а под запрет попадет именно рыболовный туризм, – говорит Михаил Тарковский. – От заказников как круги по воде расходится, распространяется природоохранный почин, в котором местные жители могут принимать активное участие. Ведь главный признак настоящего гражданина – это умение бережно относиться к малым родинам и их обитателям. Можно пользоваться тайгой и рекой так, чтобы выживать десятилетиями, а можно ради сиюминутной выгоды доцедить остатки ресурса и еще непоправимо изменить сам дух территории, явив окрестной молодежи пример хваткого подхода.

Сбор ягод, грибов – здесь естественный процесс и тоже как вид заработка. Вообще в советское время жители работали на государство, получая деньги за сданную пушнину, за рыбу и дикоросы, причем обязательно давался план.

Сейчас охотники также сдают пушнину, но план уже ставят сами себе, - полная самодисциплина, сколько потопаешь, столько и полопаешь. Но жадность не приветствуется, - все в меру. Перед сезоном заранее завозят в тайгу провиант и все необходимое для охоты. У некоторых охотников по 2-3 сторожки.

Может быть, это покажется удивительным, но своя особенность у маленького таежного поселка есть. Само поселение старинное, оно упоминается еще в 1608 году, а годом основания считается 1745, т.е в середине восемнадцатого века в этих, как считали раньше, гиблых местах, уже жили люди. Приходили сюда в основном крепостные крестьяне, сбежавшие от помещиков, а потом и староверы, ищущие спасения в тайге. Название взяли у реки Бахты, устье которой неподалеку.

Православный храм возвели здесь в 2010 году, а в 2013 открылся музей таежных традиций, - в маленьком отдаленном поселке есть теперь такая достопримечательность. Кстати, создание музея, как и строительство храма, связано с именем Михаила Тарковского (племянник режиссера Андрея Тарковского). Михаил оставил блага цивилизации, шумные города и уже больше тридцати лет как обосновался в Туруханском районе.

У него высшее педагогическое образование – он окончил Московский ВУЗ. Уезжал в Туруханский район, чтобы поработать на биостанции, да так и остался, изучив со временем охотничий промысел. Заочно окончил литературный институт, продолжая работать охотником.

Михаил Александрович – талантливый человек, он пишет стихи и прозу, сам создает к ним иллюстрации, печатается в литературных журналах. Бахта стала Михаилу Тарковскому родной, и его культурный вклад в поселок довольно весомый.

И еще несколько слов об этом месте, - несмотря на суровый климат, окрестности здесь красивые и сам поселок расположен среди берез и лиственниц.

Известный немецкий режиссёр Вернер Херцог снял документальный фильм «Счастливые люди» о жизни в русском таёжном селе. Съёмочная группа во главе с россиянином Дмитрием Васюковым прожила полтора года среди 300 отшельников, в основном старообрядцев. Немец верно подметил: русский человек счастлив тогда, когда он убежал от государства.

Самым известным местным обитателем считается Михаил Тарковский – внук поэта Арсения Тарковского и племянник кинорежиссёра Андрея Тарковского. Он переселился сюда в 1986 году, здесь Тарковский написал цикл стихов и рассказов.

Устройство жизни в Бахте подчинено охотничьему циклу. Тарковский так описывал его:

«Начало октября уходит на заготовку рыбы и привады. Рыба идет в пищу себе и собакам, а глухарь, рябчик, тетерев – ещё и на приваду для соболя. Большую часть зимы охотник проводит на промысле, остаток – дома, в поселке. Сено, хозяйство, поездка в Красноярск – пушнину сдать, а вернётся – уже весна. Конец апреля – поездка в тайгу по насту на снегоходе, май – весновка. Вскрытия Енисея, первой рыбы и утки ждут, как праздника. В июне охотник вновь на своем участке – рубит избушку, заготавливает дрова на зиму. В июле – покос. В августе – рыбалка. В сентябре – вновь подготовка к охоте».

Съёмочная группа Вернера Херцога увидела в здешней жизни последние остатки «натуральной счастливой жизни», сегодня почти утерянной европейской цивилизацией. «Счастливые люди» – это название без всякого потаённого смысла, без всякого эзопова языка, без всяких толкований. Прямо вот так – счастливые люди. Потому что они действительно счастливые люди. Я никогда не думал, что это вообще может быть, так может себя чувствовать и жить человек в нашей стране» – пояснял сорежиссер фильма «Счастливые люди» Дмитрий Васюков.

Тайга и вольница быстро меняют человека. К примеру, столичный житель, выходец из богемной среды Михаил Тарковский в Бахте быстро стал старорежимным человеком. «У меня одна тема – русская, православная, историческая, патриотическая, как угодно можно называть, политика это или не политика. Остальное всё – по хрену. А новости какие-то мелкие совершенно не интересуют. Телевизор для меня – это 25-й кадр и зомбирование», - пояснял он.

Вернер Херцога поразило царящее в старообрядческой деревне анархо-либертарианство: «Здесь нет правительства, налогов, полиции, социальных ограничений. Люди здесь живут в полной и абсолютной свободе».

На встрече со студентами в Алтайском госуниверситете в Барнауле Михаила Тарковского спросили: "Вы занимаетесь какими-нибудь духовными практиками?" Вопрос был мотивирован предыдущим рассказом о долгих месяцах промысла, когда ты один на один с тайгой, с душой и с Богом. "Духовными" практиками занималась одна канадская экспедиция, которая объелась в тайге мухоморов, – ответил Тарковский. – А мы в Бахте построили храм…".

– Храм, значит, там есть? – переспросил один бывший альпинист, выслушав мой рассказ о жизни в суровом, оторванном от материка селе. – Ну, значит, село существует.

Журнал "Русский мир" опубликовал очерк журналиста и поэтессы Татьяны Баймундузовой. В мае 2012 года Татьяна уехала из Барнаула на север Красноярского края в таежное село Бахта. Как встретил горожанку суровый край, где люди живут совершенно по-другому?

(далее из дневника поэтессы)

Лето, полное переосмыслений, сумасшедших бытовых экспериментов, круглосуточного физического труда с учетом белых ночей и желания допрыгнуть в первые же месяцы до высоко задранной планки, кончилось. Пришло осеннее, а потом и зимнее успокоение. В голые бревенчатые стены нашего дома оно пришло вместе с книгами. Книг много как в домашней, так и в поселковой библиотеке. Тут ведь в чем метод воспитания нравственного закона в детях и взрослых? Никаких общественных "завлекалок" в селе нет: ни центров отдыха, ни кино, ни баров-ресторанов – ничего этого нет, а библиотека – есть. Не хочешь в библиотеку – иди в аптеку, она как раз в библиотеке, можно запастись разом "Ревитом" и Астафьевым… Здорово же. А в другой раз приходи слушать стихи и петь песни. В библиотеку, куда ж еще. Это дает свои результаты – бахтинские дети не подсаживаются на компьютерные игры, а пишут стихи и прозу.

Ощущение покоя и правильности пути окончательно укрепилось во мне за чтением книг – без помех и внешних раздражителей. Каждый хоть сколько-нибудь пишущий человек втайне подумывает создать свое произведение, неповторимое, глубокое и смелое. Но последние годы, заглядывая в себя, вынашивая бесконечные творческие планы, больше похожие на формуляры без содержания, я всякий раз была шокирована собственной пустотой: что я могу сказать людям? Почему я все забыла?

Моя память в последние годы – сплошная сиюминутность и, значит, сплошной провал. Отсутствие содержания тем более парадоксально на фоне острых, порой невыносимых порывов к движению. Знаете, из серии "я хотела вам многое сказать, но… не могу, а только бессильно плачу". Я забыла так много! И вот как-то ночью я проснулась, будто от внутреннего толчка: почти физически чувствую, как во мне растет воспоминание – словно затонувший корабль, вдруг непостижимым образом всплывает во мне история из отрочества, не вспоминаемая никогда! А ведь это сюжет!

Спустя несколько месяцев таежной реабилитации такие чудеса исцеления стали повторяться чаще.

Десять лет подряд, после выхода книжки подающего надежды и даже принятого в Союз писателей поэта, все спрашивали, пишу ли я, и приглашали на встречи с читателями. Мне было стыдно отвечать и приходить. Да и некогда: семинары, грандиозные фестивали, победы и провалы на конкурсах, эфиры... Захватывающие, остроумные и остросюжетные рабочие будни в сигаретном дыму другого творчества. Радость профессии, повышения. И посекундная тарификация жизни. И первое осознание: километры информации незаметно оборотились километрами цинизма и начали наматываться на сердце еще более лихо, туго, с нахлестом…

Буранным декабрьским вечером я накрывала на стол и вспомнила этот странный текст. Стихотворение, написанное еще до моей многотрудной карьеры.

Бог знает почему.

Закату день, как Богу грешник, верен,
Он пьет вино и молится всерьез,
Прощайте, братцы, ухожу на Север,
А попросту – слетаю под откос.
Прощайте на закате, Бога ради,
Чтоб вы наутро не узнали, как
Тоской смертельной белый свет накатит,
Безжалостно зажав меня в кулак.
И всё! Меня не ждите – в невозможном,
Обетованном, северном краю
Я собираю ягоду морошку
И белую пургу боготворю…
 

Александр Сергеевич завершил на этом свой рассказ и пожелал нам больше читать и вести свои записи в дневнике.

(продожение темы и репортаж о путешествии - следует)

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали: 
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 : 
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:  Милана Путина — юнармеец, гл. редактор юнармейского медиацентра, нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец; 
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135  Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».