Русская православная церковь 4 июня отмечает великий христианский праздник — Троицу. Это торжество символизирует триединство Бога и сошествие Святого Духа на землю. Дата праздника является преходящей и каждый год отмечается в разное время. Мы расскажем, историю празднования, традиции и что можно и нельзя делать в знаменательный день.

Как появился этот праздник

Праздник отмечается верующими с 381 года. Именно тогда на Втором Вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы.

Согласно Новому Завету, перед Вознесением в Царствие Небесное Иисус Христос обещал своим ученикам, апостолам, что в утешение пришлет им от Своего Отца Святого Духа. После Вознесения Христа апостолы ежедневно собирались в Сионской горнице в Иерусалиме для молитв и чтения Святого Писания. На десятый день после Вознесения Христа (50-й после Воскресения), находясь в горнице, в третий час дня апостолы услышали шум. Появились огненные языки, которые почили на каждом из них. Так ученики Иисуса исполнились Святого Духа и стали говорить на разных языках, обращаясь с проповедью к представителям разных народов.

День сошествия Святого Духа считается днем создания христианской церкви, которая усилиями апостолов начала распространяться по всему миру.

Традиции праздника Святой Троицы

Этнограф Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь» писал, что Троицын день — один из самых любимых праздников русского народа, с которым связано много обрядов и обычаев. Троицын день завершал Семицкую неделю, то есть седьмую после пасхи, которую также называли Русальной неделей или Зелеными святками. Это важное время суеверий и гаданий — второе по значимости после Святок.

В конце мая и начале июня, вовремя, когда чаще всего выпадает Троица, чествовали весеннее возрождение земли. В Троицын день девушки «собирали» с деревьев венки, которые повесили туда в предыдущий четверг (Семик) и бросали их в воду, загадывая желания. Любая трава, цветы и зелень — отличительный признак Троицы. На праздник и в городах, и в деревнях обязательно украшали дома березовыми веточками.

Существовало поверье, что в Семицкую неделю из воды выходили нимфы, наяды и русалки. По малорусскому поверью, они накануне Троицы убегают играть в поля. Считалось, что на Русальной неделе нельзя купаться, иначе утянут в омут.

Во времена московских царей на Троицын день государь «являлся народу» в порфире, царском кафтане, короне, с жезлом в руке, в окружении свиты богато наряженных бояр. Впереди на коврах несли цветы и травы, а шествие сопровождал звон колоколов — так процессия входила в Успенский собор на службу.

В современности многие из традиций Троицы были утеряны, но некоторые остались. Например, церкви и дома до сих пор принято в Пятидесятницу украшать веточками деревьев, цветами и травами.

Церковь не признает распространенные приметы и суеверия, согласно которым на Троицу нельзя купаться или работать. Православные священники лишь советуют провести этот день в храме и помолиться.

Что нельзя делать

Как и в любой другой крупный православный праздник, на Троицу нельзя отказывать в помощи просящему, а также ругаться, конфликтовать и сквернословить. Любые дурные поступки обернутся неудачами и невзгодами. Тяжелый физический труд и изнуряющие дела по дому лучше оставить на другой день, а к Пятидесятнице лучше закончить уборку заранее и посвятить день встрече гостей.

Приметы

В Троицу приметы погоды воспринимаются народом не только как вестники грядущих теплых или холодных дней, но и как знамения для человеческой судьбы. Так, считается, что попасть под дождь в день праздника сулит исполнение мечт, а радуга после ливня — к здоровью и богатству.

Кроме того, выпавшие осадки означают, что урожай грибов и ягод будет богатым, также дождь связывали с теплой погодой летом.

А вот жаркий день Троицы считают предвестием жаркого и засушливого лета.

Проповедь Архипастыря

4 июня, в день Святой Троицы, Пятидесятницы, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в храме во имя святителя Спиридона, епископа Тримифунтского города Перми.

В своей проповеди Архипастырь отметил:

— Сегодняшний торжественный и радостный день Святая Церковь посвящает воспоминанию события, которое изменило историю всего человечества.

Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы спасти погибшее, и когда Он возносился на небо, то обещал Своим ученикам ниспослать Утешителя — Духа Святого. Как нам сообщает Священное Писание, услышав это обетование апостолы возвратились в Иерусалим с великой радостью (Лк. 24;50).

В чем заключалась эта радость? Она заключалась в том, что ученики убедились в истинности слов Спасителя. Если ранее, во время земной жизни Господа, ученики Христовы могли усомниться в тех или иных словах Господа, то увидев своего Учителя преобразившемся после Воскресения, они вспомнили все то, что Он говорил, находясь с ними и окончательно поверили Ему. Апостолы возвратились в Иерусалим с радостью, ожидая исполнения обетования о ниспослании Святого Духа. И, в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов видимым образом, в виде огненных языков, о чем повествует нам евангелист Лука в книге Деяний.

Таким образом ученикам Христовым Духом Святым была преподана особая благодать, они стали говорить, благовествовать Евангелие понятным, доступным языком для тех людей, которые их окружали. Восприняв дар Святого Духа, апостолы разошлись благовествовать слово Божие по всей Вселенной. Сложно себе представить каким образом весть о Воскресении Христовом распространилась бы по миру, если бы проповедь апостолов касалась бы только их близкого окружения, их соотечественников. Но, милостью Божией, слово проповеди было возвещено всему миру, сначала двенадцатью апостолами, которые, облагодарственные благодатью Святого Духа проповедовали Истину, а затем благодать Божия привлекла множество других учеников и земная Новозаветная Церковь положило то основание, наследниками которого являемся и мы с вами.

Ученики Христовы возвестили Святое Евангелие всей Вселенной и призвали народы к вере, к покаянию, потому что по слову апостола Павла верой мы оправдались (Рим.5;1). Если мы не будем иметь веры, то и благодать Божия не будет наполнять нашу жизнь, наше сердце, наши дела, наши мысли и все наше естество. Потому апостол Иаков в своем послании говорит, что вера наша должна быть сильной, вера наша должна быть крепкой (Иак. 4;7),  потому что вера привлекает благодать Святого Духа. Когда мы прикасаемся к святыням, мощам, причащаемся Тела и Крови Христовых, мы приобщаемся дару Святого Духа и благодать Божия укрепляет нашу веру, потому что «без веры невозможно угодить Богу».

За всю историю существования Церкви Христовой, дьявольской силой предпринимались многочисленные попытки уничтожить веру Христову. Их было много в истории Вселенской Церкви и в истории нашего Отечества. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский очень точно подметил: «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Сколько было предпринято попыток искоренить веру Христову, изжить ее из сознания людей, выдворить её за пределы общественной жизни! Но, благодать Божия на протяжении веков хранит Церковь, сохраняет в чистоте веру и являет нам сонм мучеников, стоящих за Истину до конца.

Целый сонм мучеников пострадало на пермской земле за веру Христову, за проповедь Евангелия, за благочестивую жизнь. Их отправляли в лагеря, их расстреливали, уничтожали физически. Мало того, уничтожали не только их, но и видимые напоминания о вере Христовой — храмы Божии, чтобы даже место не напоминало людям о Господе, место, где совершается великое Таинство Евхаристии, где люди соединяются со Христом, где люди приобщаются и стяжают благодать Святого Духа. Но, мы как показывает история, все эти намерения канули в лету.

Сегодня преданы забвению имена людей, чинивших расправы над священнослужителями, сменилась идеология. По слову псалмопевца: «погибе память eго с шумом» (Пс. 9;7),  а вера Христова, укрепляемая благодатью Святого Духа, которую мы стяжаем в Таинствах Церкви, живет, просвещает и побеждает. Ей не будет конца, потому что Спаситель, давший обетование о ниспослании Святого Духа, сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16;18). Мы можем твердо верить этим словам. Церковь Божия прославляет Основателя своего и Спасителя нашего Иисуса Христа, ниспославшего Новозаветной Церкви сугубую благодать, утверждающую ее, укрепляющую ее, сохраняющую ее — благодать Святого Духа.

В сегодняшний день мы вспоминаем событие сошествия Святого Духа на апостолов и молимся всей церковной полнотой Господу, дабы сниспослал Он и нам, грешным и недостойным, благодать Святого Духа, освящающую нас, утверждающую нас, воскрешающую нас и соединяющую нас с Господом и Спасителем нашим. Аминь.

Троица и народные обряды

До принятия христианства в славянском календаре в конце мая отмечался Семик, или Зеленые святки, — переход от весны к лету. Праздник Троицы перенял многие обряды этого праздника. Основными составляющими были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших. На троицкой (семицкой) неделе девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ими дом снаружи и внутри, дети наряжали березу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.

В субботу накануне Дня Святой Троицы было принято вспоминать усопших. Этот день называется "задушной субботой", или родительским днем.

Выпуск подготовил Ерохин Кирилл.