«В общем прекрасном Пиру Победы была маленькая капля и моего мёду».
Юнга Валентин Пикуль. 

25 мая, в четверг, наш отряд «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - «МС ДИНАСТИЯ» прибыл на очень важное и впервые проводимое мероприятие в нашем Пермском крае – празднование памятной даты «Дня Северных юнг». Это событие проходило на территории Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта, который расположен у нас в Перми по адресу: бульвар Гагарина, 33.

         Соловецких юнг называли "мальчики с бантиками", потому что ленты у их бескозырок были укороченными и завязывались бантиками у правого виска.

         На данном мероприятии присутствовало множество разных молодёжных организаций, такие как: кадеты, курсанты, юнармейцы, суворовцы и, конечно же, почётные гости и журналисты. Вначале состоялось торжественное построение, и прозвучал гимн юнг Северного Флота: 

Изначальный вариант стихотворения Букина, датированный 1942 или 1943 годом, был опубликован под названием «Не жить мне без моря».

Музыка: Е. Жарковский
Текст: Н. Букин

ПРОЩАЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ

Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет.
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля.
Растаял в далеком тумане Рыбачий —
Родимая наша земля.

Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна.
Поднимет и снова бросает
В кипящую пену она.

Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня.
Я знаю, друзья,
что не жить мне без моря,
как море мертво без меня.

Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам.
А после, с победой геройской,
К скалистым вернусь берегам.

Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит
героев Рыбачий —
Родимая наша земля.

         Самодеятельный поэт, наш  земляк из с.Дуброво Еловского района, прославил Заполярье, но и Полярный круг прославил поэта. По зову Родины воевал и работал Николай Иванович Букин, по зову сердца написал свои стихи «Ой ты, море», «О скалы, гранитные скалы», которые положены на музыку и стали для фронтовиков душевным боеприпасом, дальнобойным снарядом.

Недаром говорил Суворов, что песня удваивает, утраивает армию.

Песня Е. Жарковского и Н. Букина "Прощайте, скалистые горы" стала гимном моряков-североморцев и вошла в золотой фонд отечественной песенной классики.

         Далее появилась ведущая Сысоева Светлана, которая является методистом в университете водного транспорта, поприветствовав всех, объявила знаменную церемонию. Начальник строевого отдела доложил директору университета - Александру Александровичу Шалкееву, что построение курсантов к торжественной церемонии готово. Вынесли флаг РФ под гимн нашей страны. Затем был произведён вынос знамён: школы юнгов ВМФ и университета водного транспорта, под марш Преображенского полка.

         Ведущая поведала всем собравшимся интересную историю создания школы юнг ВМФ в 1942 году. Потом курсант из университета водного транспорта, суворовец и кадет – вместе дружно зачитали клятву Соловецких Юнг, и прозвучал их гимн, который написал юнга первого набора.

         Какой советский мальчишка не мечтал стать моряком? Во время войны – военным моряком? У тех, кто попал на учёбу в Школу юнг Северного флота, эта мечта осуществилась сполна.

Слово «юнга» пришло к нам из Голландии, когда Пётр I открыл школу юных моряков в Кронштадте. В послепетровские времена подготовкой моряков в России занимались многочисленные военно-морские учебные заведения (кадетские училища, корпуса и классы), куда зачисляли отроков с юных лет. В советское время на Ладожском озере на Валааме было открыто отделение юнг при школе боцманов. Это было в 1940 году, когда остров Валаам «отошёл» от Финляндии к Светской России. Начало у этой истории романтическое, конец – трагический. Юнги (ленинградские мальчишки 15-16 лет) жили на сказочно красивом острове, самозабвенно изучали морские науки, в их распоряжении были учебные шхуны и даже корабль... Доучиться не успели – началась Великая отечественная война, и они вдруг оказались на боевых рубежах. Морская подготовка пригодилась – юные моряки спасли войсковую часть, зажатую противником на берегах Ладоги: на шлюпках вывезли воинов на Валаам. Часть юнг участвовало в боях на «Невском пятачке», где советские войска удерживали оборону четыреста дней. Но продолжительность жизни защитников этой огневой точки была около пятидесяти двух часов, почти все участвовавшие в этой операции юнги погибли. Пали смертью храбрых юнги и на других рубежах. Считается, что из двухсот валаамских юнгашей в живых осталось не более десятка человек...

         С приветственными словами к собравшимся обратились: руководитель Администрации губернатора Пермского края А.Н. Смертин; координатор федерального проекта «Историческая память» партии «Единая Россия», председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Е. Хинштейн; заместитель председателя Законодательного Собрания Пермского края, секретарь Регионального отделения партии «Единая Россия» Пермского края В.В. Григорьев; юнга Соловецкой Школы юнг набора 1944 года, Почетный гражданин Кишертского района Пермского края П.Г. Шмаков; сын А.П. Леонтьева, юнги, председателя Пермского областного Совета ветеранов юнг Военно-Морского Флота, автора книги «Юнги с Урала» А.А. Леонтьев; директор Пермского филиала ВГУВТ А.А. Шалкеев; директор ПермГАСПИ, региональный координатор федерального проекта «Историческая память» партии «Единая Россия» в Пермском крае С.В. Неганов; заместитель директора по экспозиционной и выставочной деятельности Соловецкого музея-заповедника О.Г. Волков (Архангельская область).

В торжественной церемонии, посвященной первому празднованию памятной даты Пермского края – Дню памяти северных юнг, приняли участие ветераны флота, родственники юнг Великой Отечественной и представители общественности.

         После окончания торжественной части для почётных гостей и журналистов прошла презентация передвижной выставки Соловецкого музея-заповедника «Мальчики с бантиками», доставленной из Архангельской области, которую ещё в Перми можно будет увидеть до 15 августа.

Этим же временем для учащихся в актовом зале устроили просмотр документальных фильмов «Книга памяти. Соловецкая школа юнгов ВМФ. 1942-1945 гг.» и «Юнги Победы».

         Завершилось это значимое событие увлекательными экскурсиями с элементами интерактива для всех присутствующих по выставке «Мальчики с бантиками» и по музею и учебным помещениям ПФ ВГУВТ.

         На выставке «Мальчики с бантиками» можно было увидеть: документы, фотографии, предметы, фильмы с кадрами из старой кинохроники о жизни юнг на Соловецких островах в 1942–1945 гг., о подвигах выпускников на фронте, об их судьбах в послевоенное время.

         Особый интерес вызвала интерактивная часть выставки, где можно научиться вязать настоящие морские узлы, сыграть в морской бой, попробовать себя в качестве радиста, сигнальщика, лоцмана и матроса, даже освоить флажковую азбуку или морзянку.

См. фотоальбом

         На экскурсии в музее университета водного транспорта рассказали об истории учебного заведения, а также историю судостроения и судоходства на Каме. Музей в университете появился в январе 1971 году, на данный момент в нём собралось уже около 2,5 тысяч экспонатов. Среди них большая коллекция исторических документов и фотографий, памятные вещи выпускников и преподавателей, учебные пособия, экспонаты по истории флота, форменная одежда курсантов и речников, предметы и инвентарь с судов, которые ходили по Каме в разные годы, а также макеты кораблей – буксиров, барж, пассажирских теплоходов, которые были сделаны студентами, преподавателями училища. Здесь имеется информация о том, когда и где выпускались подобные типы судов, их мощность и грузоподъемность, и другую интересную информацию об истории развития пассажирского и грузового флота в нашей стране. В музейной коллекции имеются награды и спортивные кубки, портреты и памятные доски, посвященные выдающимся выпускникам училища.

         На столь познавательных и интересных нотках это важное мероприятие подошло к концу. Благодаря нашему губернатору Дмитрию Николаевичу Махонину в Пермском крае появилась ещё одна важная и значимая памятная дата, которая будет способствовать передачи исторической памяти между поколениями, ведь пока жива история нашей страны, существует и сама Россия и её народ!

Наша справка:

         25 мая 2023 г. в Прикамье впервые была отмечена памятная дата – День памяти Северных юнг. 29 сентября 2022 г. губернатор Пермского края Д.Н. Махонин подписал Указ № 93 «Об установлении знаменательной даты Пермского края – Дня памяти Северных юнг». С инициативой об установлении памятной даты к губернатору обратилось Пермское региональное отделение партии «Единая Россия». Впредь эта дата будет отмечаться 25 мая каждого года.

         Торжественное мероприятие по случаю первого в Пермском крае празднования памятной даты – Дня памяти Северных юнг состоялось на базе Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта (ПФ ВГУВТ). Организаторами мероприятия выступили Администрация губернатора Пермского края, Пермское региональное отделение партии «Единая Россия», Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ) и Пермский филиал ВГУВТ.

         На плацу перед историческим зданием Пермского речного училища состоялось торжественное построение и церемония выноса знамени Соловецкой Школы юнг ВМФ. В торжественном построении приняли участие курсанты Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта, учащиеся Пермского суворовского военного училища Министерства обороны РФ, кадеты Пермского президентского кадетского училища им. героя России Ф. Кузьмина войск Национальной гвардии РФ, члены детских и молодежных общественных организаций Пермского края, входящие в Движения «ЮНФЛОТ» и «ЮНАРМИЯ».

         После окончания торжественной церемонии заместитель директора по экспозиционной и выставочной деятельности Соловецкого музея-заповедника О.Г. Волков провел для гостей экскурсию по выставке «Мальчики с бантиками. Соловецкая Школа юнг ВМФ. 1942-1945», доставленной в Пермский край из Архангельский области, с Соловецких островов.

         Курсантам, кадетам и учащимся в ходе мероприятия были показаны документальные фильмы «Книга памяти. Соловецкая школа юнгов ВМФ 1942-1945 гг.» и «Юнги Победы», проведены экскурсии по Пермскому речному училищу и выставке «Мальчики с бантиками. Соловецкая Школа юнг ВМФ. 1942-1945».

         Выставка «Мальчики с бантиками. Соловецкая Школа юнг ВМФ. 1942-1945» будет работать в историческом здании Пермского речного училища (г. Пермь, бульвар Гагарина, 33) до 15 августа. Вход на выставку бесплатный. Записаться для посещения можно по телефону 236-33-53.

         25 мая 1942 года приказом наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова при Учебном отряде Северного флота была создана Школа Юнг Военно-Морского Флота с дислокацией на Соловецких островах. В Школу Юнг набирали детей-добровольцев от 14 до 16 лет. В соответствии с решением Бюро ЦК ВЛКСМ №306 от 05 июня 1942 г. Пермский край (в то время Молотовская область) был одним из всего 10 регионов России, из которых производился набор в Соловецкую Школу Юнг в 1942, 1943 и 1944 годах. За три военных года 365 человек из Пермского края поступило в Школу Юнг, хотя желающих обучаться в ней было значительно больше. Только в 1942 г. было подано более 1000 заявлений от подростков Молотовской области для обучения в Соловецкой школе юнг.

         Юнги, наравне со взрослыми, воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также на Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилиях. За проявленный героизм и мужество многие юнги были отмечены правительственными наградами.

         После окончания Великой Отечественной войны тема Соловецких юнг пользовалась в Прикамье большим уважением: в честь юнг были названы улицы в городах Пермь, Очер и Добрянка, установлены памятники, обелиски и памятные доски. За последнее время в Пермском крае интерес к теме возродился: на сайте Пермского государственного архива социально-политической истории (ПермГАСПИ) создан Интернет-портал «Юнги Пермского края», на портале сформирована База данных «Пермские юнги Великой Отечественной войны», разработаны Методические рекомендации по организации и проведению в школах края уроков/внеурочных занятий по теме: «Соловецкие юнги Молотовской области», организована поисковая работа курсантов Пермского речного училища и т.д.

25 мая 2023 года Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ) принял участие в митинге, посвященном Дню памяти Северных юнг.

Мероприятие прошло у памятника «Юнгам Прикамья», который расположен на территории Химико-технологической школы «СинТез» и было организовано Администрацией губернатора Пермского края, при участии регионального отделения партии «Единая Россия» Пермского края.

Минутой молчания и церемонией возложения цветов участники митинга почтили память Юнг Великой Отечественной войны. Учащиеся школы исполнили танец «Синий платочек» и песню «Миру мир».

В этот день в митинге приняли участие: заместитель председателя Правительства Пермского края А.Л. Черников; руководитель Регионального исполнительного комитета Регионального отделение Партии «Единая Россия» Пермского края С.А. Швецов; глава администрации Кировского района г. Перми М.А. Борисов; директор школы «СинТез» Е.А Звегинцева; педагоги и учащиеся школы, а также представители «Молодой гвардии Единой России».

         Много фотографий моряков Евгения Халдея - легендарного советского фотографа, военного корреспондента. Евгений Ананьевич Халдей родился в Юзовке (теперь Донецк). Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь. Учился в хедере, с 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском флоте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica III» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.

         25 мая впервые отмечается День памяти северных юнг. Торжественные мероприятия проходят сегодня в Архангельске, Санкт-Петербурге, Севастополе, Москве, Мурманской, Псковской, Нижегородской и Костромской областях, в Республике Беларусь. Приветственные гудки в честь юнгашей дали корабли в Архангельске, Калининграде и Санкт-Петербурге.

         Новая памятная дата была утверждена главой Архангельской области в прошлом году: именно 25 мая ровно 78 лет назад народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Николай Кузнецов подписал приказ о создании легендарного учебного заведения русского флота - Соловецкой школы юнг. Ее выпускниками стали 4111 подростков из 70 областей и республик Советского Союза, каждый четвертый из "мальчиков с бантиками", как называл своих друзей по школе юнг писатель Валентин Пикуль, погиб на войне. Памятники юнгам поставлены в 28 городах.

         "Российская газета" начинает проект "Юнги онлайн": его поддержали комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики, правительство Архангельской области, Российский государственный музей Арктики и Антарктики. В течение всего года мы планируем проводить онлайн встречи с теми юнгашами, что остались в строю, с внуками и правнуками преподавателей Соловецкой школы юнг.

К примеру, планируется  встреча с потомками начальника школы Николая Авраамова - дворянина, морского офицера, участника Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Подростки приезжали в его школу со всей страны, причем отбирали мальчишек по жесточайшему конкурсу. Среди тех, кого Авраамов принял на Соловках в 43-м, был, к примеру, Паша Семенов с боевыми наградами на гимнастерке: к своим 14 годам мальчик прошел концлагерь, успел повоевать в партизанском отряде. Приехал и москвич Боря Давыдов, собиравший автоматы ППШ на заводе "Искра": по десять штук в день вместо положенных пяти…

Сегодня Борис Владимирович живет в Москве. Выйти с ним на связь не составило труда: хотя в октябре юнгашу исполнится 92 года, "по морям, по волнам" интернета он путешествует также отважно, как когда-то по мировому океану. Видео-встреча прошла в архангельском пресс-центре "Российской газеты", вместе с журналистами "РГ" в ней приняла участие представитель регионального центра "Патриот", хранитель истории и традиций юнгашей Галина Валова.

Главный секрет морских гаврошей с Соловков?

Ведь именно школа юнг дала России знаменитых морских адмиралов, певца Бориса Штоколова, писателей Валентина Пикуля, Виталия Гузанова.

Борис Давыдов: Первое и главное - мы все хотели воевать. Второе: нарком Николай Кузнецов создал единственную в стране школу, где дети принимали присягу и становились военнослужащими, школу, имевшую собственное знамя и даже свою полевую почту. У нас были очень хорошие командиры - они воспитывали нас в духе дружбы и взаимопомощи. Это было главное. И когда после войны, в 70-х годах, мы снова начали встречаться на Соловках, эту дружбу мы пронесли через все года.

А какие предметы больше всего любили?

Борис Давыдов: Кораблевождение, устройство корабля, лоцию, навигационные приборы. Все это нужно было знать и уметь применять на практике. Сочинения тоже писали. И только по одному предмету у меня было четыре - по уставам. Не очень дисциплинированным был…

"Применять на практике" для "мальчиков с бантиками" значило дежурить на военных кораблях в Белом море, чтобы, вернувшись в землянки и учебные корпуса, снова взяться за Пушкина, Тургенева и Лермонтова. Кстати, по утрам с весны до осени юнги плавали в соловецких озерах: это тоже был обязательный урок - в традициях русского военного флота. А боевая практика началась для Бориса Давыдова 1944-м - сразу после выпуска он тралил мины в Черноморском флоте, в тральном дивизионе Керчи:

Борис Давыдов: В первый раз вышел в море в Керченском проливе - на руле стоял. Смотрю, что-то черное плавает. Командир посмотрел в бинокль: "Это мина, - говорит. - Раз ты ее увидел - пойдешь с минерами на шлюпке подрывать". А мне тогда и 16 не исполнилось - страшно было! Минер, между тем, подрывной патрон подвесил, подожгли шнур, отошли, взорвали, вернулись на катер. И товарищи поздравили меня с боевым крещением. А потом начались будни - Азовское море, Черное море от Феодосии до Анапы, Румыния, Болгария. За 8 лет натралился… На нашем катере мы обезвредили 11 якорных и две магнитных мины. Магнитные было труднее всего вытралить: туда-сюда по одному месту ходили.

Всего в Поморье во время войны было открыто несколько школ северных юнг: "Наравне со взрослыми юноши в возрасте 14-16 лет - воспитанники школ юнг Военно-Морского, промыслового, торгового и речного флотов Советского Союза - встали на защиту рубежей нашей Родины. Школы юнг выпускали не просто квалифицированных пулеметчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов. Из этих стен выходили настоящие мужчины, сильные физически и закаленные духовно, но всё так же по-мальчишески не ведающие страха", - говорится в поздравлении врио губернатора Архангельской области Александра Цыбульского.

Приказ № 108 от 25 мая 1942 года адмирала Н.Г. Кузнецова

Первый период Великой Отечественной войны был самый тяжёлый по потерям личного состава армии, и потому в 1942 году было решено готовить кадры в ускоренном порядке, причём начиная с подросткового возраста. В мае 1942 года вышел приказ № 108 наркома ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова «О создании школы юнг ВМФ». Согласно приказу, Школа юнг должна была «готовить кадры рядовых специалистов высокой квалификации» для всех флотов и флотилий Советского Союза. Школу планировалась укомплектовать юношами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объёме 6-7 классов. Обучение юнгов должно было складываться из двухмесячной общестроевой подготовки, девятимесячного обучения по специальности, месяца каникул и «практического плавания на кораблях флота до достижения призывного возраста».

Чтобы попасть в юнги, надлежало «выправить» массу документов: выписку из ЗАГСа о рождении, справки об образовании, состоянии здоровья, о согласии родителей, о несудимости (из милиции); написать автобиографию и что немаловажно – пройти медицинскую комиссию. Юнгой ВМФ мог стать юноша любой национальности из состава народов СССР. Несмотря на то, что набор проводился без большой огласки, желающих мстить «за сожжённые города и сёла, за смерть тысяч мирных советских людей» нашлось множество. Пришлось проводить отбор. В первую очередь брали детей моряков и военных, сыновей полков, воспитанников кораблей, сирот из детских домов. Попадали в юнги и подростки-партизаны. Из смоленских лесов прибыли Алексей Юденков и Александр Радьков. Уже во время учёбы на Соловках юным героям пришли награды: за боевую деятельность в партизанском отряде Алексей был награждён Орденом Красного Знамени, а Александр – орденом Красной Звезды. Из блокадного Ленинграда приехали в Школу Юнгов будущий Герой Советского Союза Владимир Моисеенко и будущий писатель Валентин Пикуль (он приписал себе год, чтобы его зачисли в юнгаши).

Чтобы попасть в юнги, мальчишки шли на разные уловки: писали за родителей заявления на согласие отпустить из дома, менялись документами с теми, кто был годен к службе, но «сходил с дистанции» по слабости характера, приписывали себе года, даже выкалывали на руке вымышленный год рождения!

Из двенадцати разных городов союза абитуриентов привезли в Архангельск (по дороге восемь человек всё же сбежали, спасовав перед будущими трудностями). Здесь мальчишек ждали комиссии. Сначала неулыбчивые барышни водили мальчишек (раздетых догола, что их чрезвычайно смущало) по врачам, и по состоянию здоровья (слух, зрение, недовес, рост ниже 150 см) было забраковано 212 человек. С маленьким весом брали только мальчишек-поморов: «Ничего, откормим, зато эти морскую науку знают!». Затем приёмно-техническая комиссия отсеяла ещё 53 человека «по нежеланию служить и боящихся условий учёбы и службы» и 21 человек из-за недостаточного образования. Так, в первый набор попали 1179 человек, из которых комсомольцев – 446, беспартийных – 720, пионеров – 13.

Мальчишкам выдали бывшую в употреблении флотскую форму: тельняшки, фланеленки, брюки, шинели – всё это большого размера, пришлось подгонять под щуплые фигуры. По меткому выражению юнги Стаса Шкарина, «в брюках можно было утонуть, не выходя в море». Ещё одно разочарование: на бескозырке вместо длинных лент с якорями был аккуратный бантик и надпись «Школа юнгов ВМФ». Юнгам объяснили, что право носить ленты надо ещё заслужить. Перед отправкой на Соловки юнгам зачитали приказ № 227 «Ни шагу назад!».

Школа должна была быть размещена на Соловецких островах на базе уже дислоцировавшегося здесь Учебного отряда Северного флота. Всего за три набора, произведённых в Школу юнг в 1942, 1943 и 1944 годах, в Школу было зачислено 4444 человека. Добавить сюда 30 юнг-шифровальщиков (они жили и занимались отдельно, их хорошо кормили, а главное – на их бескозырках красовались ленточки, как у «настоящих» моряков!) и можно говорить о цифре около 5000 учеников. Официально три выпуска Школы составили 4111 человек.

Первый набор прибыл на Соловки летом 1942 года. Многие мальчишки тогда впервые увидели море... Добирались разными транспортами: одни шли в штиль и ребята любовались белыми ночами и абсолютно прозрачной водой, другие попали в шторм, когда «палуба уходила из-под ног...». Но пацаны не уходили с палубы, пробовали морскую воду на вкус. Даже через несколько десятков лет впечатление от первой встречи с морем не стёрлось из памяти юнги Сергея Ракова:

«Чувствовалось близость Ледовитого океана. Море вздымалось и горбилось, волны скручивались жгутом, выставляя острые гребешки. Водная неукротимая стихия заставляла себя уважать...».

Впереди будущих моряков ждали загадочные Соловецкие острова...

«Юнга – простая рабочая единица в четверть лошадиной силы»

Да, «Соловки завораживали, хранили множество тайн», но... не были готовы к такому массовому нашествию молодёжи. Им предстояло создать себе базу своими руками, и в первую очередь – построить себе жильё. Каждой роте были отведены участки леса и юнги, «с пятью топорами, щедро и мудро выданных» начальниками (В.Пикуль), принялись за работу: валили сосны, таскали брёвна, рыли котлованы, выворачивали каменные глыбы. Особенно «адская работа», как вспоминают юнги, была с валунами: «десятки раз мы били по валуну, но он и не думал раскалываться. Руки покрывались кровавыми мозолями». Тогда применяли следующий приём: под камнем разжигали костры, а затем поливали его водой. Не менее сложно было и доставить груз по назначению. На всю школу имелись полуторка, которая «вечно была в ремонте», да лошадь по кличке Бутылка. Юнга Виталий Гузанов вспоминал, что «начхоз, в ответ на требование дать лошадь, отвечал: «Возьми четверых юнг и кати в лес». Вот и получалось: «юнга – простая рабочая единица в четверть лошадиной силы».

Однако мальчишки не сдавались:

«...похудели мы до неузнаваемости, силы были на исходе, а расслабляться нельзя. Зима подступает вплотную ... Никто не хныкал, никто не сачковал, все работали до седьмого пота»

Михаил Хорошев

К ноябрю юнги переселились из сырых продуваемых палаток в землянки, гордо именовавшиеся «кубриками». Название землянка больше соответствовало действительности: жилище было выкопано в склоне горы (котлован 13 на 6 на 3,5 метров). Стены и потолок обшивались досками в два ряда, между которыми набивали мох и листья. Главное в землянке был не комфорт, а маскировка от возможных нападений противника, поэтому жили юнгаши вполне аскетично. Вдоль стен располагались трёхъярусные нары, на них лежали матрасы и подушки, набитые морской травой. В головах нар были полочки для мелочей: мыльница (давали один кусок мыла в месяц), ложка, письма, фотографии родных, самодельные ножи... Конспекты на полки не помещались, их прятали под подушкой или под матрасом.

Посередине кубрика стоял стол в 5-6 метров длиной и скамьи с двух сторон. Перед отходом ко сну на них укладывалось обмундирование. Стол представлял собой рундук, разделённый на ячейки, где юнги хранили одежду – на каждой ячейке была бирка с фамилией. На пиллерсе (опорный столб, на судне – подпорка под палубой) у выхода из землянки устраивались круглые винтовочные пирамиды на 10-12 винтовок. На среднем пиллерсе висел репродуктор «Рекорд» и четырёхгранный барабан, на котором вывешивались расписания, графики и боевые листки.

Поначалу в землянках даже света не было, если не считать фонаря-«летучая мышь» и от коптилок – железных чернильниц с фитилями, в которых в качестве горючего был тюлений жир, – все стены были чёрными. Затем «кубрики» стали освещаться электролампочками, но движок прекращал работу в 24.00, и свет гас.

Была в землянке большая печь, а зимой ставили ещё и «буржуйку». И всё равно, как вспоминают юнги:

«холод был собачий, ночью мёрзли. Но придумали выход. Перед тем, как ложиться спать, нагревали на плите по кирпичу и брали его с собой под одеяло. К утру раздавались громовые раскаты: это с третьего яруса (кто-то повернулся) кирпич падал на пол, все подскакивали. Вдруг, в другом месте ещё кирпич падал»

Л. Я Пшеничко

Чтобы придать кубрику жилой вид, его украшали якорями, кораблями, звёздами, набранными камнями. На переднем пиллерсе устанавливался рей для сигнальных флагов. На перегородке висели плакаты «Воин Красной Армии, спаси!», «Родина-мать зовёт!», «Чем ты помог фронту». Жилые и учебные помещения украшали портретами Сталина, великих флотоводцев (их биографии изучались на уроках). Были в землянках и картины, нарисованные самим юнгами. Конечно же, главными сюжетами на них были знаменитые морские сражения. Кстати, «морской бой» на бумаге был любимой игрой юнг.

«Юмор на флоте – это главный калибр»

К началу ноября практически всё было готово: жилые землянки, столовая, камбуз, пекарня и санчасть. Савватеево из уединённого скита превратился в военный посёлок, раскинувшийся вдоль просёлочной дороги на несколько километров: объекты были специально рассредоточены на случай воздушных налётов.

В самом Савватееве находились учебные корпуса, имевшие 42 класса, баня, прачечная и клуб. На расстоянии 700-2000 метров от посёлка находились жилые землянки. А в третьем пункте, в 450-600 метрах от центра, размещалась столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть. На горе Секирной находились продовольственные, вещевые склады и склады боепитания. В Трещанской губе была устроена шлюпочная станция. Так была создана инфраструктура школы юнг.

Не обходилось и без курьёзов. Однажды юнги получили «спецзадание»: нужно было выкопать окоп – убежище «на случай, если неприятель станет наступать со стороны леса или в случае налёта вражеской авиации». Траншею длиной три метра, шириной метр двадцать, глубиной полтора метра выкопали скоро, а когда принесли доски с шестью круглыми отверстиям и всё собрали, оказалось, что стратегический объект - это... гальюн. Но задание было дано в духе традиционного флотского юмора. А «юмор на флоте – это главный калибр».

Умывались и стирали бельё в озере. От холода в воде коченели руки, дрожь пробирала всё тело. Сушили нательное и постельное бельё на морозе. Кипятили нижнее бельё в котлах на кострах с добавлением дезсредств. Беда была с обувкой: американские ботинки, выданные юнгам, были разработаны для войны в пустыне. Они быстро намокали, не успевали высыхать за ночь, а смазывать их было нечем. Хорошо, что юнга Сергей Раков вспомнил, как его дед выгонял дёготь, и сумел наладить процесс его изготовления, чем заслужил благодарность от своего командира.

«Война-войной, а обед по расписанию»

Ещё одним центром притяжения юнгашеской жизни был камбуз, потому что «война-войной, а обед по расписанию». Питание состояло из каши, солёной трески и галет. На первое – суп из трески, на второе – сечка с треской (из-за сечки бичом школы стал повальный аппендицит; оперировали здесь же, на острове в госпитале), а на третье – компот из хвои, чтобы цинги не было (употребление хвойных отваров предписывалось всем военным частям Северного флота). Юнги первого набора воспоминали, что ели на «открытом воздухе» и «иногда в миски попадал дождь, а потом и снег».

В наряд на камбуз каждый день заступало пятнадцать юнг. Юнга первого набора Фёдор Храмов так описывал дежурство:

«...из полузамёрзшего месива надо было извлечь картофелину. И, почистив её, промыть в чистой озёрной воде. На Севере и летом вода холодная, поэтому можно представить наши руки после этого «удовольствия».

Одновременно юнги, заступившие в наряд по камбузу, получали возможность подкормиться. Когда с разрешения кока, а иногда в нарушение устава. Немалая часть дисциплинарных взысканий по Школе юнг была связана именно с камбузом: то дневальные спрятали бак с компотом, то юнги разобрали кирпичную стенку склада и утащили спички, табак, папиросы, консервы мясные, колбасу, ну и, конечно, вожделенную сгущёнку. Растущие организмы требовали хоть какой-то еды и иногда юнги вместо учёбы уходили в лес – собирать ягоды (а заодно и отоспаться!). Нарушителей ждала гауптвахта, злостных – отчисление.

7 ноября 1942 года юнги приняли военную присягу:

«Я, …, сын трудового народа, клянусь ... до последнего дыхания быть преданным своему народу. Если же по злому умыслу или трусости я нарушу ... присягу, то пусть меня постигнет суровая кара Советского закона… всеобщая ненависть… презрение трудящихся».

После принятия присяги Школа юнг стала полноправной воинской частью, которой был присвоен номер 30835 и вручено боевое знамя.

В расписании занятий у всех юнг значились, прежде всего, строевая и стрелковая подготовка, обучение приёмам рукопашного боя, изучение пулемёта, автомата, гранаты, занятия по химической защите и санитарному делу, морская практика.

Что касается специальностей, то в ШЮ готовили электриков-надводников, рулевых надводных кораблей, мотористов ТКА, с 1943 года – юнг-боцманов торпедных катеров (ТКА). В третьем призыве добавились ещё две специальности – мотористы-дизелисты и штурманские электрики. Для учёбы усилиями преподавателей и самих юнг были оборудованы специальные кабинеты: оружия, военно-химического дела, моторный, электро-навигационных приборов, электро-радио-технический кабинет, минно-торпедный, военно-морского дела. Оборудовали такелажную мастерскую. Юнга Л. Пшеничко писал:

«Начались занятия, и мы с жадностью стали постигать азы морского дела. Особенно нам нравились занятия по морскому делу: устройство парусных кораблей и такелаж, семафорная и флажковая сигнализация, боцманское дело (вязание морских узлов, плетение кранцев и матов)».

Рулевые занимались прокладкой курса корабля, учились читать морские карты. Радисты изучали устройство разных типов приёмников, передатчиков («Бухта» и «Бриз»), азбуку Морзе. Впоследствии радисты, подготовленные в школе юнг, славились на кораблях. А экс-юнге Юрию Масленникову было присвоено звание лучшего радиста Северного флота и командующий Головко вручил ему именные часы. Кроме того, школяры зубрили уставы: дисциплинарный, гарнизонной и караульной службы, боевой, внутренней службы, строевой.

Даже годы спустя юнги с теплотой вспоминали своих наставников. Из воспоминаний юнг:

«Нам нравилось, когда занятия проводил комбат Пчелин. С нами он проводил занятия по истории военно-морского искусства и уставам. Рассказывал он интересно, приводил в пример забавные случаи из морской практики».

В.Г. Гузанов

«У юнг роты радистов особым авторитетом пользовался старшина 2-й статьи Карачев. Был он строг и справедлив. ... Признаюсь, многие из нас хотели быть хоть чуть-чуть на него похожими».

А. Леонтьев

Следует сказать, что шесть преподавателей Школы юнг были награждены за успешную подготовку юнг медалью «За боевые заслуги». Не обошлось и без перекосов: проверка главы Военного Совета СФ контр-адмирала Николаева показала на 1 января 1943 г. на удивление высокие показатели успеваемости (отлично у 59,2 %) у преподавателя математики. Выяснилось, что преподаватель Камышко применял сомнительный способ повышения мотивации обучения: он давал «за отличные отметки на цыгарку табаку». Что поделать, мальчишки ускоренно проходили этап взросления, в посёлке пришлось даже оборудовать места для курения.

Когда юнги научились отличать «галс от гюйса, а фалреп от фалиня», началась морская практика. Они выходили в море на шлюпках под парусом и на вёслах. По воспоминаниям В. Г. Гузанова, «хождение на шлюпках было любимым занятием для всех юнг. Юнги ухаживали за ними, драили до блеска, стирали паруса...».

Наставником морской практики был сам начальник ШЮ капитан 1 ранга Н.Ю. Авраамов, любимый юнгами за знания и справедливость. Валентин Пикуль даже посвятил ему свой роман «Океанский патруль». Писатель вспоминал:

«Авраамов заслужил нашу особую любовь, когда мы стали ходить в море. Человек уже пожилой, в немалом звании, он не гнушался самолично проводить с нами шлюпочные занятия. Бывало, идём под парусом в ветер, вода уже обтекает планширь, а каперанг велит нам ложиться вдоль накренённого борта ... впечатление незабываемое! У самых губ твоих, заколдовывая мраком, проносится таинственная глубина». «Авраамов привил нам любовь к воде. Проплывая вдоль берегов на шлюпке, он приказывал: «Каждый пусть нырнёт и... достанет мне что-нибудь со дна». Вода прозрачна и холодна. Видно, как плавают раскрытые зонтики медуз, ползают среди камней звёзды, все в иголках, тёмнопористые... Авраамов сделал так, что море для нас из затаённой опасности превращалось в дружескую стихию, а вода – в колыбель нашу».

Выходили в шлюпках юнги и в штормовую погоду – учились управляться с парусами. Чтобы отработать навыки спасения на водах, делали так: когда до берега оставалось сто метров, старшина выдёргивал пробку из днища шлюпки, вода начинала её заполнять и ребята должны были бороться за спасение плавсредства и собственные жизни. Ещё более жёстко проходило учение «спасение с горящего корабля». Неподалеку от линии прибоя был выкопан колодец и соединён с морем трубой. На верхний край этого сооружения наливалась солярка и... поджигалась. Юнги в полном снаряжении (шинель, ботинки) с высоты трёх метров должны были нырнуть через это горящее кольцо в колодец, проплыть по трубе и выбраться морем.

Вне сомнений, для таких учений нужна была отличная физическая подготовка. Этому способствовали занятия спортом. Для юнг был оборудован стадион с футбольным полем, волейбольная и баскетбольная площадки, работали секции (боксёров и гимнастов), проводились спортивные игры и соревнования. Очень любили мальчишки лыжные гонки, в которых, помимо юнгашей, участвовали девушки-краснофлотцы (они учились на связисток) и командирский состав школы. Весной и летом школяры переходили на легкоатлетическую подготовку, проводились кроссы. Соревнования были и по плаванию (вольный стиль, брасс, эстафета со спасательным кругом, плавание с гранатой) и прыжкам в воду с трёх и пяти метров. Плавание для будущих моряков было не только видом спорта, но и жизненно необходимым навыком, как и морская практика. Судя по отчётам руководства школы, за период 1942-45 гг. было организовано около сорока гребно-парусных гонок.

Все эти мероприятия вносили положительные эмоции в напряжённую школьную жизнь, как и участие в художественной самодеятельности. Сцена матросского клуба выдерживала пляски и акробатические номера, сольное и хоровое пение. Здесь звучали стихи и даже сочинённая юнгами баллада о Соловках. Неслучайно, из юнг вышли артисты и певцы, самый знаменитый их них – народный артист СССР Борис Штоколов. Заметки в газету учебного отряда «Товсь» были пробой пера будущих писателей. Спустя годы Владимир Зыслин (псевдонимом Саксонов) издаст «Повесть о юнгах», Виталий Гузанов – две повести («Юнги Северного флота» и «Соловецкие паруса»), Валентин Пикуль, автор множества исторических романов, посвятит своей юнгашеской юности автобиографические произведения «Мальчики с бантиками» и «Океанский патруль». Заслуженные художники РФ Дмитрий Арсенин и Юрий Мошкин тоже начинали своё учение на Соловках: в художественной мастерской ШЮ они делали копии полотен, посвящённых победам русского флота.

Ещё одной отрадой сердца для юнг было кино, которое «катили» в клубе раз в неделю. С замиранием сердца ребята погружались в мир героев экрана. В своём дневнике юнга Б. Московский писал:

«Вчера смотрел кино «Как закалялась сталь». Слова, которые говорил Павка, я запомню на всю жизнь: «Я иду драться за любовь и счастливую жизнь. Я иду убивать для того, чтобы не было больше войны и смерти. Я иду убивать для того, чтобы мы могли жить счастливой жизнью».

Юнги и сами внесли вклад в дело победы, будучи ещё учениками. Им было предписано выдавать жалование 8 рублей 50 копеек в месяц. На эти деньги можно было покупать бумагу для писем, конверты, бритвы, так как многие юноши уже брились, ну и, конечно, любимые сладости. Однако юнги и их командиры решили собрать деньги на постройку торпедного катера под названием «Юнга». Они смогли сделать это уже в марте 1943 года. Вскоре от Верховного Главнокомандующего пришла телеграмма:

«Передайте юнгам, собравшим 160 тыс. рублей и 40 тыс. облигациями на постройку торпедного катера, мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Катер «Юнга» воевал на Черноморском флоте. Юнги следующих наборов собрали деньги на сторожевой катер «Юнга Севера» (СК-603), который воевал на Балтике. В 1944 году соловецкие юнги внесли на восстановление Севастополя 27 000 рублей наличными и 46 000 рублей облигациями.

В августе 1943 года у юнг начались настоящие стрельбы, им начали выдавать в караул боевые патроны. Правда, заканчивалось это иногда плачевно: недосыпавшие юнги стреляли на любой шорох, не получив ответа на вопрос «Кто идёт?». Так была убита совхозная корова и лошадь Бутылка.

Осенью 1943 года обучение первого набора подходило к концу. Принимать выпускные экзамены к ним приехали офицеры с боевых кораблей. Комиссией было поставлено 4039 оценок, из них: отличных – 3129 (77,5 %), хороших – 788 (19,5 %), посредственных – 122 (3 %), неудовлетворительных – 0. В отчётах комиссии значилось: «отличники: в 1 батальоне – 76 человек, во 2 батальоне – 188 человек и личный состав 42 и 43 смены – все отличники». На смену первому выпуску уже прибыл второй набор. Юнги первого набора вспоминали:

«Как разительно мы отличались друг от друга. Вид у новичков был ещё тот. Маленькие, худенькие, с голодным блеском в глазах... в пузырящихся великоватых брюках и необношенных форменках. И мы – стройные, по-военному аккуратные, всё подогнано по размеру. «Ветераны» отыскивали среди новичков своих земляков, расспрашивали о жизни в родных местах, подкармливали хлебом, давали разные практические советы».

Надо сказать, тягот учебной жизни хватило и на следующий набор: боевые тревоги по восемь раз за ночь, марш-броски и просто утренние «пробежки» по полной выкладке. И они были иногда такими же шалопаями, как и их предшественники. Например, однажды внесли старшину, который был часто несправедлив к юнгам, вместе с кроватью из кубрика и стали «топить» его в Святом озере. Больше старшина юнг не обижал...

«Три года войны наши юнги хлебнули, три года мальчишки взрослели в боях...»

Приказом № 0156-0159 командира Учебного отряда СФ от 05.10.43 г. 1397 выпускников 1-го набора отправили на флота и флотилии. Перед отъездом мальчишки давали клятву: «Родина! Великая Советская держава! ...Мы клянёмся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины». После обучения юнгам полагался месячный отпуск, от которого все отказались.

Думается, по прибытию на место службы, мальчишек всё же берегли или не очень доверяли их подготовке – их чаще оставляли на берегу работать в механических мастерских. Однако попав наконец-то на корабли, юнги сражались наравне со взрослыми. Здесь «морские волчата», как они называли себя, превращались в «морских волков». Из Соловецких юнг вышли знаменитые флотоводцы, Герои Советского союза адмирал В. Коробов, контр-адмирал Ю. Пандорин, капитан второго ранга Н. Усенко.

Соловецкие юнги служили на всех флотах России, прошли проверку боем. Наиболее известен подвиг юнги Александра Ковалёва, кавалера ордена Красной Звезды Отечественной войны I степени и медали Ушакова: во время боя он закрыл своим телом пробоину в моторе, чем спас свой корабль. Погиб юнга, любимец экипажа и любитель игры на гитаре, позднее – от разрыва немецкой фосфорной мины...

 Другой знаменитый «морской Орлёнок» - юнга Владимир Моисеенко стал Героем Советского Союза. В войне с Японией он удерживал высоту, заменив раненого командира. Он забросал гранатами два вражеских блиндажа и написал предсмертную клятву: «Умру, но не сдам японским самураям этой высоты».

О подвигах выпускников Соловецкой ШЮ говорят их награды: семь юнг были награждены орденом Красного Знамени, более 150 человек – орденом Отечественной войны I и II степени, 130 человек – орденом Красной Звезды, сотни юнг – медалями Ушакова, Нахимова и другими наградами. Описаны судьбы Е. Ушакова (Охалова), награждённого орденом Красной Звезды и медалями Нахимова и Ушакова; И. Зорина, удостоенного ордена Красного Знамени и медали «За боевые заслуги», С. Шкарина, получившего Орден Красной Звезды в семнадцать лет. Михаилу Трунину такая же награда спасла жизнь: осколок снаряда попал в орден на его груди, лишь сбив эмаль с одного из лучей звезды. Однако сколько же ещё не воссозданных судеб и не преданных земле тел: многие из юнг нашли свой «последний приют» в море! Вот описание одного из боёв в Заполярье, сделанное Сергеем Раковым: «бомбовая серия накрыла катер. Там была команда из пяти человек: двух взрослых и трёх юнг...»

Выпускникам первого призыва досталось несколько лет войны. В 1944 году через газету они обратились к соловецким юнгашам:

«Юнги! Море любит сильных, смелых и умелых... Нет для советского юноши счастья выше, чем быть настоящим моряком».

В сентябре 1945 г. в жизни ШЮ произошло два значимых события: выпуск третьего набора и передислокация с Соловецкого архипелага в город Кронштадт, где 27 августа 1952 года был произведён последний (восьмой) выпуск Школы юнг.

PS

         В Перми впервые прошел День памяти Северных юнг, которые в годы войны с 14 лет обучались в школе юнг военно-морского флота на Соловецких островах, а затем уходили на фронт.Изучая фотографии, Ярослав и его товарищи пытаются представить, как их ровесники в годы Великой Отечественной решали стать юнгами, чтобы после обучения отправиться сражаться с врагом.

         Ярослав Овчинников, курсант Пермского филиала ВГУВТ: "Должен быть у человека стержень и волевой характер, он должен быть подготовлен физически и морально!"

         Выставка-экспозиция в филиале университета водного транспорта прибыла в Пермь с Соловецких островов, где в годы войны находилась школа юнг военно-морского флота, и набирали в неё ребят от 14 до 16 лет.
Олег Волков, заместитель директора Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: "Частично на выставке экспонаты, которые нам подарил Северный флот, командование, частично это экспонаты из частных коллекций архангельских собирателей".
Школа открылась 25 мая 1942 года, по этому поводу в Пермь прибыла экспозиция, а на плацу - торжественное построение. Впервые в крае отмечается День памяти Северных юнг.

         Александр Смертин, и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края: "!Это вторая дата в Пермском крае знаменательная, наравне с подвигом нашего танкового добровольческого корпуса, и будет отмечаться теперь ежегодно".

         Указ об установлении знаменательной даты был подписан главой региона в сентябре прошлого года, и уже в этом году, встречаясь с ветеранами, Дмитрий Махонин отметил важность передачи исторической памяти между поколениями.

         Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края: "Уверен, что у нашей страны светлое будущее, уверен, потому что знаю, что это будущее оно передаётся от старших к ребятам, которые действительно заслуживают взять это будущее в свои руки".

         Что касается школы юнг - всего 365 человек из Молотовской, тогда, области поступило в эту школу, кроме нашего, было ещё 9 регионов, откуда производился набор. После учёбы наравне со взрослыми ребята воевали в составе всех флотов Советского Союза.

         Эта тема пользовалась и пользуется интересом и уважением. В честь юнг названы улицы в Перми, Очёре и Добрянке, установлены памятники и обелиски.
         На сайте архива социально-политической истории есть отдельный раздел, посвящённый юнгам Пермского края, с базой данных и массой полезной информации, посвящённой именно этой странице Великой Отечественной войны.

(исп м-лы СМИ;)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135:
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ» и «Юнармейская доблесть III ст.»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор юнармейского медиацентра, нач. клуба «Школьные Новости», военкор отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости», нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
Коколев Артем Александрович -  военкор;
Ишманова Алина Айнуровна -  военкор;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».