Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эко-парад в школе № 135Невозмутимый строй во всём,
Созвучье полное в природе.
Ф.Тютчев, 1865г.
 
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

В.И.Вернадский, как и многие натуралисты, любил Ф.Тютчева, который дал философское понимание природы. Наш эпиграф взят из стихотворения, созвучного этому по мысли:

Певучесть есть в морских волнах -
Гармония в стихийных спорах -
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
 
Невозмутимый строй во всём,
Созвучье полное в природе -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаём.
Ф.Тютчев, 1831.

22 апреля — день Земли

По школе №135 прошел Эко-Парад! Учащиеся разных классов после 2 урока встретились на втором этаже у учительской. Ольга Аркадьевна Красных и Алла Геннадьевна Буянова выдали плакаты об охране природы в ООПТ,  экологии. Наконец-то все выстроились в колонну, скандировали «экологические кричалки». Началось движение!

Мы обошли все три этажа  и вернулись к учительской. Те, кто не знали, что происходит тоже присоединялись к нам в большую длинную колонну. Это здорово, что в нашей школе не забывают про такие традиции: праздновать «Всемирный День Земли». Ученики с удовольствием принимали в них участие! Сейчас плакаты, которые рисовали классы, посвященные экологии разместили на окнах на втором этаже. А так же в классах 7а, 7б, 9г - прошли уроки: «Всемирный День Земли».

Мы задали вопросы Павлу Рыкову, исполнительному директору нашего музея,  а также  Александру Сергеевичу Куляпину, лесному экологу.

МЦ:

- что для вас этот праздник?

П.Р.:

Александр Сергеевич Куляпин дал мне прочитать книгу В.М.Корсунской и Н.М.Верзилина «В.И.Вернадский». Это небольшая книга о гениальном советском учёном Владимире Ивановиче Вернадском. Всем советую почерпнуть знания из неё. Всем желаю активно участвовать в создании ноосферы — царства разума и прогресса на всей Земле.

МЦ:

- а сам В.И.Вернадский что написал?

П.Р.:

- «Биосфера», в 1926 году.

МЦ:

-  что это за книга?

П.Р.:

- Этот труд — завершение длинного упорного пути исследований и мыслей учёного. В нём открыты перспективы новой науки — биогеохимии, знания которой необходимы для охраны природы, и геогигиены, обеспечивающей дальнейшее существование человечества.

МЦ:

- Какую мысль вы хотите донести?

АС:

- Сейчас прошёл первый музейный форум Мотовилихи. В каждом школьном музее есть экспозиция о Великой Победе. Так вот В.Вернадский уже 13 июля 1941 года записал в своём  «Дневнике»: «Положение немцев безнадёжное». Он отмечал какой урон творит Homo sapiens – человек разумный — всей природе, а в конечном счёте самому себе и будущим поколениям!

   Вторая мировая война, самая жестокая и кровавая из всех, по Вернадскому  является наглядным уроком для всех реакционных сил: движение сил разума и прогресса можно задержать, но не уничтожить.

МЦ:

- Какую же книгу написал В.И.Вернадский?

ПР:

- Этому неотвратимому, несмотря на любые преграды, движению человечества посвящена работа В.И.Вернадского «Несколько слов о ноосфере».

МЦ:

- как связать эту тему с сегодняшним днём?

АС:

- Биосфера — единственная область жизни. Человечество — это тоже «дети Земли, в сущности, биосферы». Она — природа, которая нас окружает, среда нашей жизни и смерти. Вся эволюция человека связана с нею, всё становление человека проходило в общей связи его со всей окружающей природой. Отделить человека от биосферы немыслимо. Но биосфера, как и вся наша планета создалась силами не только земными, но и космическими. Значит и человек  - творение сил земных и сил космических. Он представил собой новую, совершенно исключительную силу, новый по своему происхождению фактор. Человек внёс в биосферу разум, труд, мысль,. Науку. Он повлиял и всё больше влияет на течение геологических процессов планеты, становится геологическим фактором.

МЦ:

- Что должен каждый ученик вынести с уроков биологии, химии?

АС:

- Любой человек должен хорошо осозновать и понять, что такое ноосфера и что он может сделать на своём месте для её наступления, т. к. научно-технический прогресс, развитие науки и использование окружающей среды ведёт, по словам Вернадского, к  «увеличению силы, находящейся в руках человека, увеличивает производительность каждого».

МЦ:

- в чём задача?

ПР:

- Задача состоит в том, чтобы внедрить в сознание всех людей научные идеи о биосфере и ноосфере. Для этого Вернадский оставил большую рукопись «Научная мысль как планетное явление».

АС:

- Вернадский учёный-пророк! Он предугадал, что только совместными усилиями всех государств можно успешно решать насущные вопросы жизни человечества.

МЦ:

- Наступивший год объявлен в РФ Годом экологии. Хотелось бы надеяться на лучшее ?

ПР:

- Экологическую парадигму, которую планируется предложить в Год экологии населению России, определённо намереваются связать с концепцией устойчивого развития, а последнюю пытаются прикрыть учением о ноосфере. «Именно наш великий соотечественник академик Вернадский почти столетие назад ввёл в научный оборот термин «устойчивое развитие».  Между тем это неверно!

АС:

-  Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – русский академик, учёный и мыслитель, один из ярких представителей «русского космизма», автор учения о «ноосфере» («сфере разума»), которую он связывал с переходом человечества к ответственному и осмысленному управлению своим развитием, прежде всего отношений с природой, «биосферой». Концепция же устойчивого развития, отмеченная именами таких западных учёных и деятелей, как Д.Медоуз, А.Печчеи, Д.Форрестер и др.

МЦ:

Что же надо рассматривать?

АС:

- рассматривать осознание того факта, что бесконтрольный технический прогресс наносит невосполнимый ущерб природе, угрожает биологическому существованию человека и должен быть подвергнут если не остановке, то серьёзному регулированию. На этом сходство этих двух концепций заканчивается, а при более углублённом рассмотрении выясняется, что в понятие «регулирование» они вкладывают радикально противоположный смысл.

МЦ:

Какой же?

АС:

- концепция устойчивого развития является сугубо потребительской: биосфера предстаёт в ней исключительно как источник ресурсов для раскручивания рынка. 

-   концепция устойчивого развития является приспособительной и пассивной по своему характеру, ибо она исходит из идеи ограниченности природных ресурсов и неизбежного истощения биосферы при дальнейшем развитии человечества.

- концепция устойчивого развития лишь по видимости является гуманистической, поскольку выражает заботу не столько о человеке, сколько об экономике, точнее о сохранении её рыночного характера и потребительской ориентированности. В этом смысле либеральные сторонники мирового рынка и экоглобалисты как «защитники природы» – одного поля ягоды: первые требуют его дальнейшего ускоренного разрастания, а вторые лишь призывают немного сбавить темпы этого процесса, «образумиться, притормозить и смягчить».

МЦ:

А как у В.И.Вернадского?

ПР:

- ещё раз подчеркнём!

У Вернадского же подход, полностью противоположный стратегии угасания. Природа – это не сундук с богатствами, а живой организм – она существует в развитии, прирастая и расширяясь. А если так, то надо превратить её из слуги и раба в союзника и друга. Вернадский исходит из того, что установка на «покорение природы», на безоглядное потребление биосферы, за счёт которой все прежние тысячелетия выживало человечество, исчерпала себя. Необходим новый ресурс, и этот ресурс – уже не столько первозданная природа, сколько человеческий разум, его способность открывать и создавать новое. Несколько десятков тысяч лет назад человек смог перейти от охоты и собирательства, то есть от присвоения благ дикой природы, к их искусственному производству – к земледелию и скотоводству. Теперь надо совершить новый рывок. Сжато излагая суть своего учения, в статье «Несколько слов о ноосфере» Вернадский пишет: “Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»”.

АС:

 - Вдумаемся в суть сказанного. Прежде всего это «интересы народных масс», то есть человеческого большинства, а не узкого круга привилегированной «элиты». Данное большинство образовано множеством «мыслящих личностей», а не толпой жадных обывателей. Это ориентация на «справедливость» – сбалансированное распределение благ в интересах развития не потребительской, а творческой, инновационной способности людей. Это нацеленность на сохранение живой природы как основы жизни, но не всякой жизни, а «свободно мыслящей», то есть разумной и человечной. В целом это логика восхождения и развития, переходящая в идею бессмертия человечества и человека.

Итак, концепция устойчивого развития и учение Вернадского – теоретические антиподы. Но такое понимание приходит, только если знать суть дела; если же ограничиваться внешним сходством или, как выражаются философы, «скользить по видимости вещей», возникает риск уподобить их друг другу. К тому же этому способствует и целый ряд обстоятельств.

МЦ:

подведём итоги?

АС, ПР:

- Человечество уже прошло достаточно долгий путь, отмеченный как достижениями, так и многочисленными печальными примерами, и должно уже набраться опыта. Это значит, что нам надо научиться проявлять «заботу о будущем», то есть беспристрастно проверять те или иные концепции, идеи или высказывания на достоверность, чтобы загодя, ещё в теории, не дожидаясь воплощения этих результатов на практике, то есть по сути на собственной шкуре, предотвращать вытекающие из них негативные результаты. В чём, если выражаться простым языком, и состоит смысл учения В.И. Вернадского.

Такие мысли рождает начало Года экологии.

            Берегите Землю!

Открыть фотоальбом Школьный эко-парад 2017

Репортаж подготовила военкор МЦ Ильчишина Ксения 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Школьные новости