Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология",  г. Пермь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3 апреля 2015 года преподаватели МАОУ СОШ № 135 участвовали в открытой авторской лекции-семинаре доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой индивидуализации и тьюторства Московского государственного педагогического университета, президента Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Ковалевой Татьяны Михайловны «Ресурсы современного образования (возвращение к «средовой»  педагогике)», которая проводилась в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

 

На лекции рассматривались следующие вопросы:

  • Тенденции современного образования;
  • Среда и школа Л.С. Выготского;
  • Субъект и субъективность;
  • Развивающее обучение и  открытое образование;
  • Принцип индивидуального подхода и индивидуализации;
  • Тьюторское сопровождение в образовательном процессе.

Встреча в Перми с Т.М.Ковалёвой не первая. Наши учителя знают её хорошо. Но всех интересует не только новое, а именно современные тьюторские технологии. Поэтому профессору пришлось погрузить слушателей в философию образования, субъективности в современном педагогическом пространстве и донести до каждого принципы индивидуализации образования.

Сейчас уже невозможно жить и творить в этой среде вне процесса построения индивидуальной образовательной программы. Тьюторское действие осуществляется   в процессе индивидуализации. И здесь раскрывается культурная позиция тьютора. Процесс индивидуализации надо беречь. Такие постулаты должны «вжиться» в обыденность педагогического труда.

Тьюторская технология свободная! Но Татьяна Михайловна обратила внимание на методы, без которых не может быть тьюторской практики.

Реализовать принципы индивидуализации можно в непосредственном и опосредованном сопровождении, с учётом разновозрастности, на разных этапах тьюторского действия. Секрет в том, что тьютор — держит линию индивидуализации, растворяется в сопровождении, потому что у каждого своя субъективность. Важно обращать внимание на формы организации в процессе реализации принципа индивидуализации. Использовать средства реализации принципа индивидуализации: формировать культуру выбора, тьюторское сопровождение... И не отступать от принципа индивидуализации — осознания человеком процесса становления и использования возможностей, особенностей своей индивидуальности. Только тогда мы сможем реализовать требования к содержанию образования: - наличие индивидуального опыта «пробы построения себя нового».

Т.М. Ковалёва дала характеристику образовательной среды, подчеркнув необходимость тьюторского действия. Но надо неотступно возвращаться и идти вперёд, имея ввиду среду и школу Л.С.Выготского. Очень важно понять и проникнуться в технологические этапы тьюторского сопровождения, в процесс самоопределения в начальной, основной, старшей  школе. Гибко и  творчески подойти к профильному обучению как социальной реализации познавательных интересов.

Татьяна Михайловна в Перми «кожей» почувствовала местную тьюторскую площадку и пожелала успехов, предложила магистерскую программу для работы в инновационных учреждениях образования и социальной сферы по новой, крайне востребованной сегодня, эксклюзивной специальности — ТЬЮТОР.

Видеозапись лекции-семинара Т.М. Ковалевой:

Автор: Александр КУЛЯПИН

 
 
 
 

Школьные новости